Конспект занятия для детей подготовительной группы «Хохломская роспись»


Программное содержание:

— воспитывать у детей любовь к русскому прикладному ис­кусству, расширять и обогащать знания детей;

— вызвать желание овладеть навыками в рисовании по моти­вам хохломской росписи;

-учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы, развивать художественный вкус;

— познакомить с элементом «травка», обратить внимание на плавность линий, закрепить технические приемы в рисовании этого элемента.

Материал: ширма, готовые изделия хохломских мастеров: чашки, ложки, иллюстрации, указка, полоски белой бумаги, кис­ти, зеленая гуашь.

Предварительная работа: рассматривание изделий масте­ров Хохломы, иллюстраций, изготовление альбома совместно с детьми.

Ход занятия

Воспитатель (читает стихотворение).

Хохломская роспись — алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы. Ребята, вы уже догадались, что это красивое стихотворение написано про изделия, которые вы видите у меня на столе. А расписаны они прекрасными мастерами. Роспись эта называ­ется хохломской.

Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать дере­вянные изделия. Затем и в других тихих приволжских деревнях, затерянных в глуши нескончаемых лесов, начали расписывать деревянные принадлежности крестьянского быта. Все эти пред­меты (показ) изготовлены из дерева, а потом расписаны. Обра­тите внимание, что рисунок кажется золотым, но никакого золо­та в приготовлении этих вещей не применяется. Деревянные из­делия покрывали жидкой глиной — «вапой», пропитывали сырым льняным маслом, шпаклевали, покрывали олифой. Когда она высыхала, изделия покрывали слоем алюминиевого порош­ка. Затем их расписывали красками, сушили, натирали олифой, два раза покрывали лаком и закаливали в печи. Лак темнел и придавал изделию золотистый оттенок. Видите, сколько раз брал мастер в руки одну и ту же вещь, как долго и с любовью трудился.

Давайте рассмотрим то, что стоит у меня на столе. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите?

Дети без труда узнают ягоды, цветы, листья.

Воспитатель. А какие цвета используют мастера?

Дети. Красный, зеленый, желтый, черный.

Воспитатель. Мастера наносят рисунки точным, уверен­ным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающейся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «уси­ки» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи -тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «трав­ная» роспись — тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьет­ся по золотому фону.

Эти вещи служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате стано­вится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий.

Сегодня мы познакомимся с одним из основных элементов — «травкой». Посмотрите, как его правильно рисовать. На кончик кисти берем немного зеленой краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. Линию ведём плавно, не отрывая кисточку от бумаги.

Детям предлагается повторить, как рисовать «травку». Проводится индивидуальная работа в ходе занятия.

Анализ. Трое ребят выбирают работы, где травка нарисо­вана плавно, аккуратно, линия тонкая. Почему выбрали эту ра­боту? Как нарисованы линии? Что в ней положительного? Какое качество работы?

Самоанализ при помощи цветовых сигналящих кружков.

Мастер-класс «Хохломская роспись на разделочной доске «Подарок маме»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

муниципального образования Славянский район

Мастер-класс

«Хохломская роспись на разделочной доске «Подарок маме»

Составитель:

Кузнецова Эвелина Викторовна

МБУ ДО ЦРТДиЮ МО Славянский район

Педагог дополнительного образования

Славянский район

2021 год

Весеннее пробуждение природы, буйство летнего разноцветья, щедрость русской осени с горящими на солнце багряными и золотыми листьями питает вечно живыми соками народное искусство Хохломы.

Хохлома, имеющая давние художественные и ремесленно-технологические традиции, стала сейчас одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного искусства.

Я являюсь руководителем детского объединения «Художественная роспись», и моим воспитанникам очень нравится расписывать различные предметы: ложки, миски, досточки, тарелки, постовки, панно, подносы и т.д.

Я хочу представить вашему вниманию мастер-класс Хохломской росписи на разделочной доске.

Материалы и инструменты

Гуашь, кисточки, карандаш, ластик, ватные палочки, зубочистки или спички, бесцветный лак

Разделочная доска (можно использовать готовую доску, купленную в магазине, а можно выпилить из куска фанеры при помощи лобзика), наждачная бумага.

Пошаговая инструкция выполнения работы:

1 шаг: Обрабатываем досточку наждачной бумагой до идеальной гладкости

2 шаг: Роспись начинаем с задумки композиции (узора) в стиле «ТРАВКА».

Основа её – растительный орнамент. Художник наносит на поверхность изделия тонкие мазки ведущей линии чёрным цветом (кисть колонок или белка № 1).

3 шаг: Наносим на поверхность изделия сочные мазки зелёного цвета, похожие на удлинённые листья.

4 шаг: С помощью ватного тампона (тычок) наносятся гроздья ягод калины красной гуашью.

5 шаг: Разживка листьев, т.е. прорисовка прожилок листа чёрной краской с помощью тонкой кисти от края листа к его центру (ёлочка).

6 шаг: С помощью ватного тампона, накрученного на зубочистку, ставим тычки (глазки) на ягодках чёрной краской и наносим контур на каждый листочек, только с одной стороны.

7 шаг: Заполнение пустот дополнительными растительными элементами – цветами (оранжевой краской наносятся крупные тычки в форме 3-х, 5-ти лепесткового цветка. В центре цветочков ставятся мелкие тычки чёрным цветом.

8 шаг: Заключительный этап росписи – это травка (реснички, усики, травинки, нажимы), выполненная чёрным цветом на протяжении всей ведущей линии.

Цветочки по краю окаймляются завиточками. На травку ставятся мелкие красные тычки.

Методическое пособие для воспитателя «Хохломская роспись»

Хохломская роспись

Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне хорошо известному в нашей стране и за рубежом. Художественный стиль хохломской росписи, как считают исследователи народного искусства, связан с древнерусским декоративным искусством. И нижегородский край служит тому подтверждением. Издавна в нем процветали художественные ремесла – иконопись, оформление рукописных книг, резьба и роспись по дереву (пряничные, набоечные доски, посуда), шитье золотыми и шелковыми нитями по бархату, шелку и многое другое. Развиваясь рядом с этими видами народного искусства, хохломская роспись испытывала их влияние, но ее собственные черты сложились ярко и индивидуально.

Получив свое название по имени села Хохлома, куда свозились на продажу, выполненные на токарном станке, деревянные изделия с росписью, хохломская роспись стала развиваться на Руси.

К концу XIX века хохломская мебель и посуда появляются на крупных зарубежных и отечественных выставках в Париже, Лондоне, Чикаго, Берлине, Каире, Бейруте.

Искусство хохломской росписи становится уникальным, благодаря применению при отделке изделий особой техники получения светящегося золотого фона без применения драгоценного метала. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины. Просушенная вещь, многократно покрытая олифой, красится серебристым алюминиевым порошком по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлома называется «золотой» и «пламенной».

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листиком», «древком», «кудриной».

Для хохломской росписи характерны два вида письма: верховая роспись и роспись под фон. Ведущей росписью является травное письмо.

В основе травки лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. Они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающими узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму. Одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами. Движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля. Можно отметить два часто встречающихся композиционных вида «травки». Один, украшающий внутреннюю поверхность миски или блюда, характеризуется равномерным движением волнистого стебля вокруг центра дна с прилегающими к нему плавно изогнутыми боковыми стебельками, листочками и ягодками, плотно заполняющими всю поверхность вещи. Другой, украшающий наружную поверхность поставца или солонки, отличается продольным движением волнообразного стебля ветки, широко охватывающего предметную форму.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]