Методическая разработка. Тема:»Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет»


Консультация «Правила безопасности жизнедеятельности для дошкольников»

Лариса Якиева

Консультация «Правила безопасности жизнедеятельности для дошкольников»

Пояснительная записка

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснять, как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.

Мы все желаем нашим детям счастья,пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как сочетать профилактику травматизма с профилактикой беспомощности? Как обеспечить ребенку в быту максимальную безопасность, одновременно развивая его инициативу и самостоятельность? Какие опасные ситуации нужно категорически исключить, к каким и когда ребенка готовить?

Главное правило — с детьми по вопросам безопасности необходимо говорить серьезно, используя все доступные средства.

Как воспитать ребёнка уверенным и осторожным? Какие приёмы, методы будут наиболее эффективными в работе? Как обучить ребёнка основам личной безопасности, без запугивания привить ему устойчивые навыки безопасного поведения, чтобы свести к минимуму саму возможность возникновения потенциально опасных ситуаций.

Взрослые должны найти такие подходы к воспитанию личности ребенка и так организовать свою педагогическую деятельность, чтобы воспитание стало эффективным, действенным, результативным.

Детям, особенно маленьким детям, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им нужно прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и.чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?

Для этого я сделала мягкую книгу «Правила безопасности»

: книжка для взрослых и детей по
безопасности». Книжка предназначена для совместной деятельности взрослого и ребенка.
Цель – воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи :

Образовательные:

Формировать у детей старшего возраста знания о культуре поведения на дороге;

Углублять и расширять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на дорогах, участниках дорожного движения (пассажир, пешеход. водитель)

.

Совершенствовать знания детей по предупреждению и во время пожаров. *Формировать у детей навыки и умения в общении с незнакомым людьми, и оставшихся одних дома.

Углублять и расширять знания детей о поведении на солнце, воде, во время грозы, в лесу, с лекарствами и опасными предметами

Развивающие:

Формировать умение правильно действовать в сложной ситуации.

Развивать грамматически правильную речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

С мягкой книгой «правила безопасности»

дети играют с интересом, они сами становятся героями тех или иных опасных ситуаций.

Дети в игровой увлекательной форме смогут изучить основы правил поведения на дороге, научатся правильно переходить дорогу, изучат значения цветов светофора, познакомятся с «зеброй»

и дорожными знаками, научатся понимать жесты и сигналы регулировщика. Дети в полной мере смогут понять не только как вести себя на дороге, но и смогут поиграть а, играя обучаться. Таким образом, процесс обучения не будет тягостным заданием, а превратится в любимое занятие Съёмные элементы крепятся к книге с помощью липучек, кнопок, замком — молнией. Что позволяет в ходе работы детей с книгой развивать у них мелкую моторику рук, научить ребят их расстегивать и застёгивать.

На страницах книги отражены элементы улицы, дороги. Съемные элементы (дома, грузовые, легковые автомобили, пешеходы)

помогают создать разнообразные сюжеты, ситуации, которые могут возникнуть с пешеходами, пассажирами на улице.

Также можно поиграть в дидактическую игру «Если возник пожар»

, из которой дети узнают, как вести себя при пожаре, как позвонить в пожарную службу.

Я предлагаю несколько дидактических игр,которые можно использовать в игре с книгой:

«Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

1. Тематическая беседа.

2.Моделирование ситуаций: незнакомец угощает конфетой; незнакомец приглашает прокатиться с ним в машине; незнакомец зовёт к себе. 3. Дид. игра «Добрый, злой»

.

Цель: помочь ребёнку запомнить своих близких родственников и друзей родителей, к которым он мог бы обратиться за помощью.

«Встреча с незнакомцем»

Цель: познакомить с основными
правилами поведения с незнакомыми людьми.
.Дид. игра «Сказочные герои добрые и злые»

. .Игра-тренинг
«Ко мне подош л незнакомый дядя и просит…»(моделирование ситуации)
5. Просмотр тематических иллюстраций, беседа по ним.

«Если чужой приходит в дом»

Цель: научить детей
правильно вести себя дома, когда они остаются одни.
Моделирование ситуаций: «незнакомец стучит в дверь; приш л врач; приш л почтальон»

.Игра-тренинг
(уговоры, обещания, ласковый голос)
. .Беседа с детьми. .Дид. игра
«Можно — нельзя»
Разместить в квартире на видном месте номер телефона мамы, папы, соседей, бабушки (дедушки)

«Пожар»

Цель: повторить номер телефона 01, учить правильно набирать номер.

.Рассказ воспитателя и беседа о пожарах. Игра-тренинг «Если случился в квартире пожар»

2. «Служба 02»

Цель: познакомить детей со службой 02.

.Моделирование ситуации «Я один дома играю, в дверь громко стучат, и пытаются е сломать»

Игра-тренинг
«Набери номер 02 и расскажи что случилось»
Цель: учить дома с детьми как правильно набирать номера служб спасения.

3. «Скорая помощь»

Цель: познакомить детей с номером телефона «03»

., учить вызывать скорую помощь.

.Игровой тренинг «Учимся набирать номера 01,02,03.»

.Беседа по теме.
(из личного опыта детей)
.Подвижная игра «Уступи место машине скорой помощи
(пожарной, милиции)
» (дети становятся автомобилями, по сигналу ведущего кто-то превращается в машину спец. Службы, все остальные должны остановиться и уступить дорогу. Нарушивший, выбывает.)

На воде, на солнце…»

Цель: объяснить о необходимости соблюдения правил безопасности на отдыхе.

.Подвижная игра «Собери вещи на мере»

.
(можно использовать иллюстрации)
.Дид. игра
«Знакомство с морем, озером, рекой»(на развитие воображения)
Игра
«Мы плаваем»
.Беседа о
правилах поведения на отдыхе.
Запомните детки, таблетки на конфетки»

Цель: учить безопасному обращению с лекарственными препаратами.

Моделирование ситуации: -дети остались одни дома, играли и нашли коробку с лекарствами. Игра-тренинг «Как вызвать скорую помощь?»

.Дид. ига
«Что здесь лекарство»
Беседа о
правилах хранения лекарственных препаратов в доме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]