Программа по формированию основ здорового образа жизни воспитанников ДОУ
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни. 2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция. 2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Технологии формирования здорового образа жизни
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Медико-профuлактические технологии
— технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии
– технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
–
это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Лебедева Татьяна Владимировна, Воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад «Ромашка», Нижегородской области п.Ковернино
«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие» В.А. Сухомлинский
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека привычку здорового образа жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание приобщению детей к здоровому образу жизни.
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Движение – это жизненная необходимость и потребность человека. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.
При организации двигательной активности использую следующие формы: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, оздоровительная гимнастика, физкультурные досуги: «Весёлые старты», «Мы со спортом крепко дружим». При проведении досугов дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют предложенные задания. Это способствует развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.
Большое значение для укрепления детского организма имеют физкультурные занятия. При организации физкультурных занятий придерживаюсь следующих принципов: индивидуальный подход, постепенность, систематичность, учёт эмоционального состояния ребёнка. Занятия провожу в игровой форме, по сюжету знакомых детям сказок. Для поддержания детского интереса к двигательной активности обыгрываю потешки, динамические паузы. Окрашенные эмоционально они делают движения для детей желанными и достижимыми.
В течение всего дня я выискиваю минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.
Значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры. Известно, что игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Задача игр — укреплять здоровье детей, закреплять и совершенствовать их двигательные навыки. В ходе подвижных игр ребята учатся побеждать среди равных по силе и сноровке, проявлять внимание к младшим. Поэтому так важно использовать интересные, разнообразные игровые ситуации, закрепляющие дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Стараюсь подбирать подвижные игры различные по тематике, то есть игры с определённым сюжетом, игры с двигательными заданиями, игры с соревновательными моментами.
В ходе игры пытаюсь подчеркнуть успехи старательных участников, стимулирую мало активных, вновь пришедшим детям даю возможность присмотреться к весёлой игровой атмосфере.
Укрепление здоровья — одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Главное требование, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей физкультурно — оздоровительные мероприятия. Поэтому разработала алгоритмы оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми утром и после дневного сна. Использую различные формы оздоровительной работы: утреннюю гимнастику, по возможности, на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, артикуляционную и дыхательную гимнастику, музыкотерапии, оздоровительные и подвижные игры, пальчиковую гимнастику, динамические паузы, ходьба по тренажёрам, разные виды массажа ( «Ёжики», «Хлопушками»), босохождение, полоскание рта после каждого приёма пищи.
Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В нашей группе имеются картотека пальчиковых игр, сопровождающих упражнений, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ёжики и т.д.)
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Я использую музыку при организации, как организованной детской деятельности, так и совместной деятельности в ход режимных моментов: перед дневным сном и во время сна, при проведении оздоровительной гимнастики и т.д. Особенно выполнять образовательные и воспитательные задачи мне помогает классическая музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского, Грига.
Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание пространственной предметно — развивающей среды в группе.
Правильно организованная двигательная предметно – развивающая среда даёт широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей, позволяет детям в полной мере развивать свои способности, проявлять самостоятельность.
В группе создан физкультурный уголок «Здоровей–ка», в котором располагается различный спортивный инвентарь, дидактические пособия. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни
Не менее важно в дошкольном возрасте сформировать у детей знания о здоровье и здоровом образе жизни. Ведь от этого во многом будет зависеть их дальнейшая жизнь. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное – научиться управлять организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье.
Для того, чтобы управлять организмом, нужно, прежде всего, знать, как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно. В дошкольном возрасте важно помочь детям «заглянуть» внутрь собственного тела и задуматься о том, хорошо ли ты заботишься о своём здоровье. Поэтому большое внимание в своей работе уделяю валеологическому воспитанию детей.
Валеологическое воспитание дошкольников осуществляю, придерживаясь следующих принципов:
- Системный подход, т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.
- Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.
- Принцип «Не навреди» Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления.
- Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: “Научился сам – научи друга”.
- Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
В ходе работы провожу разнообразные беседы на темы: «Тело человека», «Наши помощники», в ходе которых знакомлю детей с частями тела и органами чувств, формирую представление о значении их для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел, ноги помогают двигаться и т.д.), о способах ухода за своим организмом, расширяю представления о роли гигиены и режима дня для здоровья, о месте человека в природе.
Формирую у детей потребность в здоровом образе жизни, прививаю интерес к физической культуре и спорту. На них дети приобретают ценные сведения о своем организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, видах закаливания. Знакомлю детей с видами спорта, организовав в группе тематическую выставку «Спорт рядом с нами». Заучиваю с детьми стихотворения и пословицы о здоровье. Также оформляю выставки детских рисунков на темы: «Мы любим спорт», «Витамины на грядках» и т.д.
Даю детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняю детей в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т.д. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот. Постепенно прививаю детям культурно-гигиенические навыки, в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима.
Большое значение имеет внешний вид окружающих. Всегда помню о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому стараюсь быть для них достойным примером.
Так, шаг за шагом мои воспитанники накапливают опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевают соответствующей компетентностью.
Одним из направлений моей деятельности по приобщению детей к здоровому образу жизни является работа по обеспечению эмоционального благополучия детей. Эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от эмоционального микроклимата группы. Чуткое и внимательное отношение к детям даёт им возможность чувствовать себя комфортно и уютно, обеспечивает хорошее настроение, ощущение защищённости, а следовательно, хороший контакт со взрослыми и сверстниками, спокойный отклик на просьбы и замечания. Это помогает мне воспитывать в детях уважение друг к другу, развивать умение терпеливо выслушивать и адекватно реагировать на ситуацию, а также развивает готовность к общению.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей. Поэтому, большое внимание я уделяю взаимодействию с семьей.
В работе использую такие формы как родительские собрания, консультации «Здоровье всему голова», «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Игры, которые можно провести дома», дискуссии; индивидуальные беседы «Гигиена наших детей», «Одежда и здоровье детей», выставки детских работ, посещение семей на дому.
На родительском собрание «Здоровье детей — наша общая задача» обратила внимание родителей на то, что знания о человеке, двигательном режиме, закаливании, личной гигиене, режиме дня помогут им вырастить ребёнка активным и здоровым.
Проводимые семинары – практикумы «Здоровье детей в наших руках», «Подвижные игры, как средство укрепления здоровья детей» помогли родителям усвоить технологии проведения массажей, дыхательной гимнастики и заниматься оздоровлением детей не только в детском саду, но и в домашних условиях.
В процессе общения с родителями всегда рекомендую им использовать наиболее эффективные формы работы в семье, такие как:
- утренняя гимнастика
- закаливающие процедуры
- физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе
- прогулки на свежем воздухе
Оформила стенд «Здоровячок», цель которого поддерживать интерес родителей к здоровьесбережению детей, отвечать на интересующие вопросы. Информация в родительском уголке позволила мне не только привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей, но и вызвать их на общение.
С большим удовольствием родители принимают участие в семейных конкурсах «Спортивная семейка», «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», где семьи показывают свои физические умения и навыки в различных спортивных конкурсах, а главное получают заряд бодрости и хорошего настроения.
Таким образом, использование вариативных форм работы с родителями, позволило мне установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать их в результатах оздоровительной работы. Родители принимают активное участие в мероприятиях, направленных на поддержание здоровья.
Анализ моей работы доказывает, что вследствие проводимых мероприятий с детьми и их родителями по воспитанию здорового ребёнка, мне удалось сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Дети овладели простейшими навыками самооздоровления. Всё это позволило мне достичь значительного снижения уровня заболеваемости детей.
Заболеваемость снизилась, значит, направление моей работы с детьми и выработанная система работы с родителями оправдывает своё предназначение, позволяя моим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными.
Следующая > |
Из опыта работы воспитателя ДОУ на тему: ЗОЖ
Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей младшего дошкольного возраста».
Описание материала: предлагаю вам практикум по оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Разработка будет интересна воспитателям, инструкторам по физическому развитию ДОУ, родителям дошкольников. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Что такое здоровье? В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Здоровье — правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей – одна из актуальных проблем нашего времени, в частности, для дошкольных учреждений. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20 — 27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т.д. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно — сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Существует много разнообразных немекаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать на базе детского сада. Поэтому и стали востребованными педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающие образовательные технологии. Здоровьесберегающая образовательная технология – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития). Цель здоровьесберегающей технологии: — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению. Задачи здоровьесберегающей технологии: 1.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе. 2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки. 3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы. Какие же задачи стоят перед нами по укреплению здоровья своего и здоровья наших воспитанников? Выделю основные: -сохранять здоровье, как физическое так и психическое; -создать в детском саду педагогически-охранительный распорядок дня, главной задачей которого является постоянная забота об укреплении здоровья детей и сотрудников; -обучать детей конкретным приемам, укрепляющим их здоровье, в которых самым важным является деятельность по физическому воспитанию; -создать благополучный психологический климат, обстановку доброжелательности и доверия между детьми, сотрудниками и родителями; -поиск новых инновационных физкультурно-оздоровительных форм работы. Обеспечение результативности этих задач наш коллектив начал с создания условий. Ведь эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. В каждой группе оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием. Всё оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей, способствует развитию двигательного творчества. Необычное оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние. В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья»: «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ» (оздоровительные мероприятия в течение дня): УТРО
1.Утренняя зарядка 2.Пальчиковая гимнастика 3.Игровой массаж 4.Мытье рук и лица холодной водой 5. Оздоровительные игры 6.Дыхательная гимнастика 7. Музыкотерапия
ЗАНЯТИЕ
1.Перед занятием – игровой массаж; кинезиологическая гимнастика 2.Динамическая пауза, физминутки на занятии 3.Логоритмические упражнения 4.Гимнастика для глаз
ПРОГУЛКА
1.Двигательная активность (бег, игры, упражнения) 2.Подвижная игра 3.Дыхательная гимнастика
ПЕРЕД СНОМ
1. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия) 2.Пальчиковая гимнастика 3.Жевательная гимнастика 4.Музыкотерапия (Во время принятия пищи) 5.Релаксация 6.Аэрофитотерапия
ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ
1.Гимнастика — пробуждения (в постели) 2.Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия) 3. Закаливающие мероприятия (босохождение, контрастно – воздушные ванны, вода, снег)
ПОСЛЕ ПОЛДНИКА
1.Психогимнастика (эмоциональное здоровье) 2.Осанка (профилактика сколиоза)
ВЕЧЕР
1.Пальчиковые игры 2.Музыкотерапия Я использую в работе с детьми много интересного по нетрадиционным и развивающим формам оздоровления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, упражнения для расслабления и правильной осанки, мимические разминки, точечный массаж, профилактические упражнения для носоглотки и др.). Эти формы работы рекомендую своим педагогам, которые проводят их на занятиях всех видов деятельности, прогулках в форме двигательных минуток.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Систематическое использование приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Оздоровительные игры – как часть утренней гимнастики, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции (игры А.С.Галанова «Музыканты», «Шарик лопнул», «Самолётик – самолёт»; Алямовской В.Г, Петровой С.Н. «Уши»).Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) («Пальчиковые игры» Л.Савиной, Е.Белой, Цвынтарного игра «Пальчик о пальчик – тук – тук – тук…», «Дружба»).Игровой самомассаж(массаж биологически активных точек ( БАТ), массаж рук, массаж волшебных точек ушек, точечный массаж, интеллектуальный массаж Фрица Ауглина, антистрессовый массаж, массаж с помощью су – джок, пластмассовых прищепок) — это первые элементы самопомощи своему организму, учат сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний, повышение тонуса. Проводится в начале занятия, т.к. требует внимания, создаёт положительный эмоциональный настрой для дальнейшей деятельности. Продолжительность 2 – 3 минуты (массаж БАТ «У бабушки Маланьи…», су – джок «Сливу я держу в руке…», прищепки «Гуси, вы, гуси…», интеллектуальный массаж, антистрессовый массаж (приложение).Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога («Солнечный зайчик», «Угощенье для больного»)Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления (комплексы упражнений А.Н.Стрельниковой «Разминка», «Наклоны», «Маятник», Б.Толкачёва «Самоварчик», М.Лазарева «Комар», «Жук», закаливающее дыхание (приложение).Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы/ Жевательная гимнастика – проводится перед приёмом пищи с целью активизации органов, участвующих в принятии пищи (ротовая полость, внутренние органы) (приложение)Логоритмика — это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением. Цель логоритмики- преодоление речевых нарушений путем развития. воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи логоритмики:
-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики); -образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений); -воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность); -коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).
( Включаю в свою работу игры С. и Е. Железновых, музыкальные динамические игры с движением Т.А.Лобановой – «Согревалочка»и другие)Кинезиологическая гимнастика Расскажу немного о проводимой с детьми кинезиологической гимнастике. В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями со стороны психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. (Мы используем для работы с детьми такие упражнения «Ушки сильно разотрём…», «Колечко», «Ожерелье мы составим. Маме мы его подарим» и др. )Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашей фонотеке есть специальный музыка для релаксации. Релаксация нередко сопровождается художественным словом.
Коррекционные технологии
Психогимнастика. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.(этюды М Чистяковой)Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Аэрофитотерапия – метод профилактики респираторных заболеваний. Аромотерапевтическими свойствами обладают только природные масла. Можно использовать ароматизационные лампы. Нюхательные флаконы, ингаляторы, травяные подушечки (приложение: список рекомендуемых масел). Мы используем пульверизатор или смачиваем бумажную салфетку и кладём на батарею В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей. Вывод: Итак, сделаем краткие выводы из всего выше сказанного. Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья. Я думаю, что воспитатели и медицинские работники согласятся, что проблема оздоровления детей – это компания не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива группы и детского сада в целом. Это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на длительный период. Стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа. Это далеко не все инновационные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, каждый из вас может их продолжить и умножить.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплекс «Жевательная гимнастика»: 1. «Согреем животик» — погладить живот по часовой стрелке 10 раз. 2. «Пощёлкаем зубами» — открывать и закрывать рот 24 раза. 3. «Потягушки» — сомкнуть руки в замок над головой, потянуться вверх 1 раз. 4. «Погладим язычком» — массаж нёба язычком по часовой стрелке 1 раз; против часовой стрелке 1 раз, глубоко проглотив слюну. 5. «Как вкусно пахнет!» — сесть за столы, понюхать еду. ! Упражнения № 1, 2, 3, 4 выполняем стоя, недалеко от накрытых столов. Интеллектуальный массаж (Фриц Аугли, швейцарский детский психолог, профессор) 1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми. 2. Массаж щек круговыми движениями пальцев. 3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги. 4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа. 6. Движение челюстью слева направо и наоборот. Антистрессовый массаж 1. Массаж пальцев рук: а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева; б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз. 2. Массаж запястья круговыми движениями. 3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки». 4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить. 5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз. 6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить. 7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить. 8. Массаж головы. Над ушами к верхней чарке, ото лба к верхней чарке. 9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить. 10. Массаж ушных раковин, наушники. Закаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2–3 раза в день. «Поиграем с носиком» I. Организационный момент. «Найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. II. Основная часть. И г р о в ы е у п р а ж н е н и я с н о с и к о м. «Помоги носику собраться на прогулку». Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого. «Носик гуляет». Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос. «Носик балуется». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. «Носик нюхает приятный запах». Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем. «Носик поет песенку». На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу». «Погреем носик». Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.Таким образом делается как бы растирание. III. Заключительный этап. Носик возвращается домой».Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами: Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, Тете ____________ покажи. Надо носик очищать, На прогулку собирать. Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй. Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык. Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши. Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается домой. Массаж рук Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. «Поиграем с ручками» I. Подготовительный этап. Дети растирают ладони до приятного тепла. II. Основная часть. 1. Большим и указательным пальцами одной руки массируем –растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки. 2. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук. 3. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны. 4. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза. 5. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими. III. Заключительный этап. Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. П р и м е ч а н и е. Упражнение можно сопровождать стихами: Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну, быстрей лови кураж И начинай игру-массаж. Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду. С ноготками поиграю, Друг о друга их потру. Потом ручки разогрею, Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора. Массаж волшебных точек ушек. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2–3 раза в день. «Поиграем с ушками» I. Организационный момент. Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг. II. Основная часть. Упражнения с ушками. «Найдем и покажем ушки». Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху). «Похлопаем ушками». Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок. «Потянем ушки». Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает. «Покрутим козелком». Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20–30 секунд. «Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину. III. Заключительный этап. Дети расслабляются и слушают тишину. П р и м е ч а н и е. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7–8 раз, для малышей достаточно 5–6 раз. Действия можно сопровождать стихами: Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Ушки ты свои найди И скорей их покажи. Ловко с ними мы играем Вот так хлопаем ушами. А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! А потом, а потом Покрутили козелком. Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно. Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на! Аэрофитотерапия. При заболеваниях дыхательных путей в острый период и при их хроническом течении рекомендованы эфирные масла: — анис — дудник — душица — иссоп — камфара — кедр европейский — мята перечная — розмарин — ромашка — чайное дерево — фенхель — шалфей — эвкалипт В период реабилитации после перенесённых заболеваний, в стрессовых ситуациях (адаптация к ДОУ) показаны эфирные масла, обладающие расслабляющим, успокаивающим действием: — базилик -валериана — дудник — душица — лаванда — майоран — мелисса — мимоза — мята курчавая — розмарин — укроп
Рекомендуем посмотреть:
Хобби воспитателя детского сада Особенности формирования культуры безопасности у дошкольников Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Развитие умственных способностей дошкольников через детскую литературу
Похожие статьи:
Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека
Визитная карточка воспитателя детского сада
Презентация детского сада для родителей
Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе
Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста