Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста


Полный текст статьи:

Понимание важности здорового образа жизни приходит человеку с годами. Далеко не каждого из нас с детства приучали делать зарядку, есть полезные продукты, заниматься спортом, следить за режимами работы и отдыха, да и родительские советы мы часто тоже начинаем ценить лишь с возрастом. Конечно, люди, которые сами пришли к пониманию того, что здоровье нужно беречь с детства, хотят донести эту идею и до своих детей, но как объяснить ребёнку, что ради здоровья в будущем нужно ограничивать себя уже сейчас?
Формирование понимания принципов ЗОЖ у детей

— это задача родителей, и это не ограничивается вопросами питания.
ЗОЖ
— это широкое понятие, своего рода культура существования человека в обществе и природе. Родители должны показывать детям пример, поэтому воздействовать нужно прежде всего на взрослых, чтобы через них найти путь к сердцу ребёнка.

ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Как известно, маленькие дети до определённого возраста фактически копируют особенности поведения родителей, поэтому опытные педагоги по поведению ребёнка могут понять, есть ли у него проблемы в семье. То же самое и с ЗОЖ. В большинстве случаев дети с интересом относятся к увлечениям своих родителей и стараются подражать им, мнение родителей для них также важно, а родительский авторитет не подвергается сомнению. На это можно опереться, если вы решили приобщить ребёнка к ЗОЖ. Но нужно отдавать себе отчёт, что оставаться в стороне не получится.

Хотите, чтобы ребёнок был активным? Тогда вставайте с удобного дивана и отправляйтесь на совместные прогулки

. Рынок товаров для детей сейчас может предложить спортивные товары на любой вкус, от классических мячей или фрисби до более сложных и дорогих велобегов, велосипедов, самокатов, сноубордов, а плаванию малышей начинают учить раньше, чем они делают первые самостоятельные шаги.
Совместный спорт сближает
, а какой именно это будет спорт, решать только вам.

В первые годы жизни родители для ребёнка олицетворяют собой большую часть его мира, затем в этом мире появляются друзья, одногруппники в детском саду и одноклассники в школе. Оградить ребёнка от влияния сверстников не получится, но если вы будете оставаться интересным собеседником, напарником и “соратником” в его делах, то вы сможете вовремя направить интересы ребёнка в правильное русло и переключить его внимание. Рассказывать об основах ЗОЖ детям нужно с малолетства, но это не должна быть сухая теория со сводом правил и ограничений, ведь правила всегда хочется нарушить.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста

 «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

* Формирование понимания необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

*Воспитание культурно – гигиенических навыков.

*Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению здоровья средствами физической культуры.

*Соблюдение элементарных правил ЗОЖ.

Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий родителей ребятишек от 3 до 7 лет. Здоровье является необходимым условием физического и психического развития. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. [3, с.34]. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, воспитать чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Фундамент здоровья создаётся именно в дошкольном возрасте, именно, на этом должны сосредоточить внимание врачи, воспитатели, родители. [1, с.47]. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольника. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. [5, с.28]. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. [7, с.31].

В нашейгруппе мы большое значение уделяем здоровому образу жизни. Начиная cо второй младшей группы, мы закаляем детей летом на площадке в рамках интеграции через разнообразные виды деятельности.

Родители своим примером показывают детям, как это здорово заниматься спортом.

Родители активно помогают нам исследовать экологическую тропу в детском саду зимой.

Начиная со средней группы, мы ходим в мини – экспедиции. Родители с большим удовольствием принимают в этом активное участие на протяжении всего дошкольного периода.

И с каждым разом желающих родителей принять участия в наших мероприятиях становится все больше и больше.

В наших мини – экспедициях принимают участие дедушки и бабушки. И делают это с огромным удовольствием. Они показывают детям пример, как надо быть активными, чтобы стать здоровыми. Вот на фото бабушка играет с детьми в футбол, а дедушка играет в игру.

Родители – активные участники во всех спортивных мероприятиях. Тем самым они показывают детям, что здоровье очень важно всегда и в любом возрасте.

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача: сформировать в маленьком человеке навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. [2, с.44]. Исходя из этого, основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье.

Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. [6, с.34]. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:

– Соблюдение режима дня, активности и сна.

– Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

– Правильное, здоровое питание.

– Закаливание.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. [4, с.29]. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Важно помнить, что ребёнок воспитывается не только в условиях ДОУ, но и главным образом, в семье. А семья играет главную и решающую роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребёнка.

Литература:

  1. Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
  2. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового дошкольника». / Алямовская В.Г- М,: Просвещени, 1995.
  3. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Ахутина, Т.В. // Школа здоровья. – 2000г. – С.42.
  4. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Л.Г.Касьянова // Екатеринбург, 2004. – 22с.
  5. Л.В.Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 5005г.
  6. Журнал» «Дошкольное воспитание»
  7. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий , Москва, 2004г.

Правила ЗОЖ для детей

Ребёнка лучше с самого детства приучать жить, соблюдая принципы ЗОЖ, но нужно постараться сделать так, чтобы они казались естественными, а не навязанными со стороны. Обратите внимание на следующие аспекты жизни ребёнка:

  • Режим дня
    . Хорошо, если вам удалось установить в доме определённый распорядок, и ребёнок точно знает, когда он должен лечь в постель, встать, позавтракать или пообедать, когда есть время на игры, а когда нужно выполнить какие-то задания по дому или по учёбе, но не забывайте, что режим нужно пересматривать. Ребёнок растёт, а его потребности меняются, следовательно, режим дня тоже должен меняться. Кроме того, не забудьте учесть биологические ритмы. Если ваш ребёнок “сова”, то истязать его ранними подъёмами без крайней необходимости не стоит, некоторые задачи, в том числе и занятия спортом, вполне можно перенести на вечер.
  • Полноценный сон
    . Многие взрослые с ностальгией вспоминают детство и “тихие часы”. Потребность во сне тоже изменяется с возрастом, маленьким детям до 5-6 лет рекомендуется спать около 10 часов в сутки, школьникам достаточно 8-9 часов. Вы должны стараться обеспечить ребёнку возможность спокойно отдыхать, но заставлять его спать не стоит.
  • Свежий воздух
    . Дышать свежим воздухом дети должны не только из окна. Прогулки полезны, и даже если погода не радует, отменять пеший променад не нужно. По возможности, гулять нужно в зелёных зонах, а не на шумных и грязных улицах. Владельцам загородных домов и дач стоит подумать об обустройстве спального места на свежем воздухе. где ребёнок сможет отдыхать.
  • Спорт
    . Ставить спортивные рекорды дано избранным, но физическая нагрузка полезна всем, занятия спортом развивают выносливость, укрепляют кости и мышцы, помогают контролировать вес и сжигать лишние калории. Возможно, в детстве ребёнок и не будет осознавать пользу тренировок, но привычка заниматься спортом точно будет полезна в будущем.
  • Правильное питание
    . Накормить ребёнка полезной едой бывает очень тяжело, при составлении детского рациона можно использовать метод “умной тарелки”. Примерно половину порции должны составлять некрахмалистые овощи: огурцы, помидоры, морковь, шпинат, брокколи и т.д. Ещё четверть отдаётся под крахмалосодержащие продукты, это может быть хлеб, каша, кукуруза и пр. Оставшуюся четверть тарелки займёт нежирное мясо или рыба. В качестве десерта детям полезны будут фрукты и молочные продукты. Такой подход к питанию ребёнка поможет ему получать необходимые витамины и микроэлементы для нормального роста.
  • Контроль за психическим и эмоциональным состоянием
    . На эмоциональное состояние ребёнка оказывает сильное влияние обстановка в его семье. Если ребёнку приходится видеть ссоры родителей и испытывать стресс из-за слишком строгих правил, то он вырастет замкнутым и нелюдимым. Стрессы также могут стать причиной некоторых детских болезней. Чтобы ребёнок рос и развивался гармонично, в семье должна поддерживаться доброжелательная атмосфера, ребёнок должен чувствовать любовь и поддержку со стороны взрослых. И помните, что живое общение не могут заменить даже самые современные гаджеты.

4.Социальное развитие ребёнка

Мы рождаемся и живём в социуме. Без человеческого общения не возможно жить.

Ведь не просто так мы с раннего возраста отдаём своих детей в детские сады. Там, по мимо развития умственного и физического, ребёнок учится существовать в человеческой среде.

Уметь общаться с другими людьми – это целая наука.

Взгляд, мимика, тембр голоса, положение тела и рук могут нам о многом рассказать. Мы можем понять хочет ли сейчас общаться с нами этот человек или нет. Мы можем почувствовать злой сейчас человек и добрый.

Ребёнок с детства должен знать культуру общения. Должен понимать, когда и с кем он разговаривает. Когда можно вступить в разговор, а когда лучше этого не делать.

С раннего возраста ребёнок учится находить себе друзей. Попадая в группу детского сада, дети прибывают в одиночестве. Как правило, почти каждый ребёнок играет сам по себе.


Почему так происходит? Потому что пока ребёнок не понимает и не знает что-такое общество и как с ним быть.

Подрастая, ребёнок начинает искать себе партнёра по играм. Дети пытаются о чем-то договориться, например, кто будет играть с машинкой, а кто будет играть с ведёрком и лопаткой.

По итогу дети находят себе друзей. Учатся делиться игрушками, спрашивать разрешения, чтобы взять игрушку другого ребёнка.

Так подсознательно у ребёнка формируются навыки культуры общения.

5.Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Сформировать навыки ЗОЖ у ребёнка смогут только те родители, которые сами ведут здоровый образ жизни. И это факт.

Если мама ведёт сидячий образ жизни, после работы бежит не в спорт зал, а в магазин за полуфабрикатом, то к сожалению, у ребёнка будут складываться именно такие представления о жизни.

Если папа приходя с работы заваливается на диван и весь вечер смотри телевизор, то маленький сын будет думать, что вот она такая взрослая жизнь должна быть.

Поэтому для начала навыки ЗОЖ должны быть сформированы у родителей.

Дети копируют маму и папу с самого раннего возраста. Манера говорить, жестикулировать — дети впитывают в себя как губка.

Почему дети ругаются матом? Потому что слышат это из окружающей среды. Почему дети после выходных, приходя в садик за завтраком чокаются? Потому что так прошли выходные у родителей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]