Русские народные загадки о посуде и утвари (предметах обихода)


Загадки для детей о предметах и доме с ответами

Если речка по трубе Прибегает в дом к тебе И хозяйничает в нем — Как мы это назовем? (Водопровод)

И сияет, и блестит, Никому оно не льстит, А любому правду скажет — Все, как есть, ему покажет. (Зеркало)

Без шофера, без колес, А домой меня привез. (Лифт)

Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке. И пока она гуляла, Спинка розовою стала. (Мочалка)

Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес — и исчез. (Дым)

Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. (Пила)

Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны. (Забор)

В два ряда стоят дома — Десять, двадцать, сто подряд, И квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)

В лес идет — домой глядит; домой идет — в лес глядит. (Топор за поясом)

Бьют парнишку по фуражке, Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

Бьют Ермилку что есть сил по затылку, А он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник)

В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички)

В Москве говорит, а у нас слышно. (Радио)

В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. (Утюг)

Висит груша, нельзя скушать. (Лампа)

Влез на стол он из-под лавки, Осмотрелся на подставке, Гибким хвостиком вильнул, Складки с галстука слизнул. (Утюг)

Весь день стоят на улице, прохожим улыбаются. Их служба начинается, когда уже смеркается. (Фонари на улице)

Весь день усами шевелят И время узнавать велят. (Часы)

В раздевалке я служу, На весу пальто держу. (Вешалка)

Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет — я посвечу. (Свечка)

Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверная ручка)

Весь мир одевает, сама нагишом. (Иголка)

Всех на свете обшивает, что сошьет — не надевает. (Иголка)

Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)

Вроде ежика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит — И одежда станет чище. (Одежная щетка)

День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой: Все увидит, все услышит, всем поделится со мной! (Антенна)

Держится подружка за мое за ушко, Стежкою одною век бежит за мною. (Иголка и нитка)

Два брата по краям двери стоят, а в избу войти не смеют. (Косяки)

Два братца пошли в воду купаться. (Ведра)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы) 35 Две ручки, во все брюхо зубки. (Пила)

Две стройные сестрицы В руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки… И вот он — шарф для Петеньки. (Спицы)

Дом — стеклянный пузырек, И живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. (Лампа)

Ей набили мясом рот, И она его жует, Жует, жует и не глотает — В тарелку отправляет. (Мясорубка)

Если день нахмурится, если дождь пойдет, Выйдет он на улицу, надо мной вспорхнет. (Зонт)

Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом: Коротышка — только раз, Та, что выше, — каждый час. (Стрелки)

Есть в комнате портрет, Во всем на вас похожий. Засмейтесь — ив ответ Он засмеется тоже. (Зеркало)

Ежедневно в семь утра Я трещу: «Вставать пора!» (Будильник)

Днем спит на ней подушка, а по ночам — Андрюшка. (Кровать)

Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходит. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит. (Стул)

Живут два друга, глядят в два круга. (Очки и глаза)

Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит. (Антенна)

Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)

Зубастая пила в лес густой пошла. Весь лес обходила, ничего не спилила. (Расческа)

К дальним селам, городам Кто идет по проводам? (Электрический ток)

Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Письмо)

Загляните под окошко — Там растянута гармошка! Но гармошка не играет — Нам квартиру согревает. (Батарея)

Из железа тучка, А из тучки — ручка. Эта тучка по порядку Обошла за грядкой грядку. (Лейка)

Книги читают, а грамоты не знают. Глаз нет, а видеть помогают. (Очки)

Кричит без языка, поет без горла, радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол) Кто по проводам В дом приходит к нам? По ночам, когда темно, Освещает дом оно. (Электричество)

Я под мышкой посижу И, что делать, укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (Термометр)

Идет пароход — то назад, то вперед, А за ним такая гладь — ни морщинки не видать. (Утюг)

Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета)

Кто меня назвать не сможет? Я на ежика похожа. Я от пыли и от пятен охраняю ваше платье. (Одежная щетка)

Кто приходит, кто уходит — все ее за ручку водят. (Дверь)

Маленький Ерофейка подпоясан коротенько, По полу скок-скок — и сел в уголок. (Веник)

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок)

Меня спроси, как я тружусь, Вокруг оси своей кружусь. (Колесо)

Много соседей рядом живут, а никогда не видятся. (Окна)

На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток)

Молоток стук-стук — торчит на стене сук. Постучи опять — будет не видать. (Гвоздь)

Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

На веревке пальцы держат одеяльце. (Прищепки)

На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)

Нагнут меня ребятки — и дождь пойдет на грядку. (Лейка)

Он чудак или невежда? На любого посмотри: Сверху носится одежда. У него ж она внутри. (Шифоньер)

Попало наше тесто в горячее место. Попало — не пропало, румяной булкой стало. (Печь)

Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу, Когда спать, когда вставать. (Печь)

Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. (Свечка)

Огородник тот с длинным носом живет. Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка)

Провели под потолок удивительный шнурок. Привинтили пузырек — загорелся огонек. (Лампа)

Пролежит он без вниманья Целый день в твоем кармане. Без него домой придешь — в дом не попадешь. (Ключ)

Сложишь — клин, а разложишь — блин. (Зонт)

То, как арбузы, велики, то, словно яблоки, мелки. Они не могут говорить, но могут вес определить. (Гири)

У меня знакомых — тьма, Не могу их счесть сама, Потому что кто пройдет, Тот и руку мне пожмет. (Дверь)

Ходит, ходит, а в дом не входит. (Дверь)

Он висит на видном месте, круглый год глотает вести. (Почтовый ящик)

Черненькая собачка, свернувшись, лежит. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Хоть и ростом невелик, А к почтению привык: Перед ним дубы, и клены, И березы бьют поклоны. (Топор)

Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошел — там пыли нет, Пыль и сор — его обед. (Пылесос)

Четыре братца гонят друг дружку и не догонят. (Стол)

Я землю копала — ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)

Я в дом любой тебя впущу, Стучишь — я рада стуку. Но одного я не прощу — Коль не подашь мне руку. (Дверь)

Я увидел свой портрет, Отошел — портрета нет. (Зеркало)

Языка не имеет, а у кого побывает, тот многое узнает. (Газета)

Без рук, а бьют. (Часы)

Костяная спинка, жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)

Нет ушей, а слышит, нету рук, а пишет. (Магнитофон)

В деревянном домике проживают гномики. Уж такие добряки — раздают всем огоньки. (Спички)

День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой: Все увидит, все услышит, всем поделится со мной! (Антенна)

Старинные загадки

Ваш маленький умник скучает? Не знаете, чем его занять? Предложите ему отгадать старинные загадки для детей. Лучшие из лучших, варианты с ответами вы отыщите на данной странице. С содержанием уникальной коллекции можно ознакомиться совершенно бесплатно!

Старинные загадки – головоломки, с которыми вашему чаду ранее наверняка не приходилось иметь дело. Применение их – гарантия не только хорошего настроения крохи, но и его всестороннего развития, в том числе и улучшения памяти.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Гаврилюк Татьяна Иосифовна Воспитатель высшая КК, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Сезам», г. Сургут Тюменской обл. ХМАО-Югра

Цель: Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность. Создание образа оберега для своего дома. Задачи: ОО «Коммуникация» 1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины. 2. Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве. 3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности. 4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

ОО «Познание» 1. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта. 2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом. 3. Закрепить знания о символах и древних образах. 4. Развитие интереса к прошлому. ОО «Художественное творчество», ОО «Труд» 1. Вызвать желание создать оберег своими руками. 2. Вызвать эмоциональный интерес к работе. 3. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда. ОО «Социализация» 1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. 2. Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью). ОО «Музыка» 1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народно- прикладному искусству. 2. Предварительная работа:

1. ОБЕРЕГ — символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов. 2. ОБЕРЕГ(С.И.ОЖИГОВ) — предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.

Тип занятия: Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд). Материалы: Кусочки ткани, нитки. Оборудование: Группа оборудована в стиле русской избы: деревяный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревяная посуда, образцы оберегов. Инструменты: Ножницы, нитки, кусочки ткани размером 15*15см. Предварительная работа: 1. Проживание тем в группе –« Мы — россияне», «Святки», «Народное творчество». 2. Просмотр презентаций: «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги». 3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней (из соленого теста). 4. Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование. ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель: — Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. Дети: кланяются, прижав руку к сердцу. — Здравствуйте. Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (ответы детей- чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома). Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова: Ты катись, катись, клубок, С овражка на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи. Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу(спальня оформлена под русский быт). В горнице детей встречает русская барышня – красавица. Здравствуйте хозяева!!! Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали??? Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома. Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте. Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались……( избами). Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. 1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше. 2. Что же было в каждой избе??? Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

3. Какие же были в избе полы? Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки. Воспитатель: Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе — занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату,кочергу.

Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

4. Что же значит название Красный угол??? Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый». В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше! Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки: Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит – Всем пить чай велит. /Самовар/ Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. /Печь/. В избе – изба, На избе – труба, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт. /Печь/ Черный конь Скачет в огонь. (Кочерга.) Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает, А сам на отдых идет. (Ухват.) То назад, то вперед, Ходит-бродит пароход. Остановишь – продырявит (Утюг) В лесу родился, В руках крестился, На ногах умер. (Лапоть.) Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча.) Синее море, Стеклянные берега, Плавает утка, Горит голова. (Керосиновая лампа.) На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности:стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей. Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей) Воспитатель: чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду — и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх. Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок — берегинь, защитный щит — божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов). Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру Физкуль (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца). Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта расписаные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и роспись какой он расписан. Игра «Назови роспись». Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искустница научит вас делать куклы – обереги. Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона. Марьяна – искустница (мама ребенка из нашей группы). Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской. Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ — НОЧЬ. Марьяна – искустница: Краткая информация о кукле день-ночь: Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Марьяна – искустница(мама ребенка из группы): перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи?? (ответы детей). Практическая работа в мастерской. Дети по образцу Марьяны – искустницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети, рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь. Самостоятельная работа. ( Форма работы совместно – индивидуальная) Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка. По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ. — Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии? Дети: научились делать куклу оберег день-ночь.

Информационная справка: Краткая информация о кукле день-ночь: Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ

ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ — символ достатка, сытости и физической силы. ПШЕНО – от сглаза. ЧЕСНОК – от нечистой силы. ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи. РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость. СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца. ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех. ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи. ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости. ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха. МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние. КОСА – бесконечность. ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни. МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома. МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам. ПУГОВИЦЫ – к обновам.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]