Большие Велесовы Святки начинались после дня зимнего Солнцеворота и продолжались вплоть до Водокреса. Наши предки считали, что в это время грань между мирами становится очень непрочной, и, исполняя определенные обряды, можно попросить у Дедов и Богов помощи.
Именно поэтому русские народные игры и забавы в зимнюю пору дополнялись специальными обрядовыми играми. Они были призваны задобрить могучих помощников и защитить человека от злых сил.
Народные игры и забавы ряженых несли глубокий смысл
Современные маскарадные костюмы, в которые наряжаются дети и взрослые на Новый год – это дань памяти старинным славянским обычаям. Только тогда ряженные относились к своему облачению намного серьезнее и вкладывали него глубокий смысл.
Пугающие маски, вымазанное сажей лицо, вывернутая наизнанку одежда, странное поведение ряженных были призваны поскорее отправить в прошлое старый год, освободить место для рождения нового Солнца.
В обряде принимали участие все от мала до велика. Дети в масках носились по деревням днём, молодёжь веселилась вечерами, самая трудная ноша ложилась по ночам на взрослых ряженых.
Ритуальные русские народные игры и забавы сопровождались пением колядок и танцами. Не возбранялось в это время разыгрывать полноценные спектакли и просто озорничать.
Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир. Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа. В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе. Цитата: “Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”. А.А. Таран, «Русские народные игры и их классификация» Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной. Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае. Люди приносили на поле испеченный накануне большой каравай и “подкармливали” им землю. Использовали танец и для того, что бы отвести предполагаемую беду от селения – один крестьянин на коне опахивал землю по краю всего села, а остальные, держась за руки, цепочкой шли за ним и пели. Масленичный столб. На площади устанавливали высокий, абсолютно гладкий столб вдобавок еще и натертый маслом или салом. На верхушке столба подвешивали какой-либо приз (например – пару сапог) и любой желающий мог попытать счастья снять приз. Задача была не из легких – зачастую смельчаки соскальзывали по столбу обратно вниз под хохот собравшегося народа, едва одолев половину пути… Взятие городка На вершине холма строится потешное укрепление из брёвен, сучьев, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находятся внутри «крепости». Мужчины, разделившись на «всадников» и «коней», начинают приступ. Их задача разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо удержаться на «коне». Если «всадник» падает с «коня» или же его стаскивают, то он больше участия в игре не принимает. Задача женщин — не дать захватить знамя. Для этого они используют средства весьма внушительные: палки, обмотанные шкурами, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжается до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от мысли это сделать. Если смотреть в более широком ракурсе, не только спортивные игры, но и все народные забавы, то получится примерно такое разнообразие: Единоборства. Кулачный бой. Большинство кулачных боев были “правильными”, т.е. проводившимися по правилам. Вот основные их положения: биться “по любви” – то есть не иметь на противника злобы, не бить лежачего противника, не бить сзади, не таить в кулаке тяжелых предметов, не ставить подножек и не захватывать одежды противника, не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника). В боях “стенка на стенку” принимало участие почти все мужское население от мальчишек (!) до взрослых. Подростки “зачинали” бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-“надёжи”. Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу… Пляски и танцы. Например, суть известнейшего танца “Барыня” заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством! Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая “Барыня” очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство! Игры-обряды. Обрядовые игры на Руси чем-то сродни современным ролевым играм. Играющие переодевались (“рядились”) в различные одежды – принимая образы зверей или высших сил. Строились такие игры на природной магии подобия: блин, хоровод, горящее колесо – подобны солнцу и, вспоминая о нем, люди изготавливая его изображения, прося поскорее вернуться после зимних стуж. Они верили, что действительно помогают весне придти поскорее. Христианство так и не смогло до конца искоренить веру в родных богов, и части древних обрядов нет-нет, да проскакивают в нашей повседневной жизни. Массовые игры, например: Лапта Городки (рюхи, чушки) Взятие городка Моргалочки Ящер Кстати, многие детские спортивные игры имеют свои древние прообразы. И еще, на этно-фестивалях играют в эти же народные игры, иногда называя их причудливыми названиями.
Во что играли славяне от Коляды до Водокреса
Колядки в стародавние времена не были простыми веселыми песенками, помогающими собрать праздничные угощения у односельчан. Гуляния ряженых сопровождались настоящими представлениями.
Магия, которую несли в себе русские народные игры и забавы, обещала урожайный год, достаток в доме и прибавление в семействе.
Символами смены времен года, обновления природы часто становились коза и медведь. В них молодежь перевоплощалась, нацепив поверх маски рога для первого персонажа и вывернув наизнанку полушубок для второго. Жизнерадостная пляска этой парочки неожиданно прерывалась тем, что «коза» неожиданно «умирала», упав на пол. Ее «воскрешение» через несколько минут означало возвращение к жизни солнца, которое начинало прибывать с каждым днём.
Этот же смысл придавался переодеванию парня «умруном». Главного героя облачали в белые одежды, посыпали его лицо мукой, а затем «хоронили» с соблюдением всех ритуалов и песнопений. Его неожиданное воскрешение сначала всех пугало, а затем становилось поводом для безудержной радости.
Славянские сказки поведают о традиционных праздниках, о 12 месяцах года в природном календаре, о народных традициях, которые проходят перед нами чередой в радостном хороводе.
Читать «Сказки Северного Леса»
«Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.»
«Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность заключается в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, считается, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка.
В отечественной педагогике и психологии проблеме игры уделяли особое внимание такие педагоги как П. Д.Ушинский, А. И. Сорокина, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, Усова А. П.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствуют особенностям субкультуры ребенка. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма, часто на устаревшем и неинтересном детям содержании. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
Актуальность проблемы игры, её социальная значимость рассматривается в Федеральном Государственном Образовательном Стандартах Дошкольного образования, как важное средство социализации личности дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (статья 31).
Одними из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастав соответствии с ФГОС ДО являются: — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; — понимание своих национальных особенностей; — формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Игры способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, ненавязчиво учат ребёнка быть трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем, почувствовать себя частью русского народа.
Русские народные игры и забавы, гадания и предсказания на Святки
Кроме представлений, знаменующих приход нового Солнца, славяне (и дети и взрослые) без устали предавались веселью.
Игры в снежки и на горках были популярны у людей любого возраста. Кому удавалось дальше всех проехать, скатившись с горки, готовился стать героем в жизни (даже если пока он был очень мал).
Длинный путь с горки мог означать хороший урожай на следующее лето и длинные стебли льна, который будет собран в наступающем году.
Примерно такой же смысл вкладывали в скачки на лошадях. Кто обогнал всех, весь год счастливым будет. А если довелось в сугроб свалиться, год весёлым окажется.
Что ждёт вас этой осенью? Предсказание на 2021/7529 год.