Творческий проект по созданию художественно — эстетического развития детей «Театр теней»
автор:
Винюкова Ирина Викторовна
Воспитатель МБДОУ Детский сад № 42″Малинка» г.Старый Оскол Белгородской области
Божкова Светлана Владимировна
Воспитатель МБДОУ Детский сад № 42″Малинка» г.Старый Оскол Белгородской области
Творческий проект по созданию художественно — эстетического развития детей «Театр теней»
Творческий проект по созданию художественно-эстетического развития детей
«Театр теней»
Выполнили:
Винюкова И.В.
Божкова С.В
Краткая аннотация проекта:
Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы:
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
).
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки) одним словом реализовать себя как творческая личность.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество молодого педагога и всех специалистов ДОУ (психолога, музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, заведующей детским садом, старшего воспитателя, педагога-наставника).
Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию малыша, развивают его воображение. Получение тех или иных персонажей здесь возможно, например, путем складывания пальцев определенным образом. Соответственно, это дает дополнительные возможности для развития ловкости рук ребенка, согласованности его движений. При этом, если речь идет о раннем возрасте, то спектакль могут устраивать родители малыша.
Дети старшего возраста уже способны сами принимать участие в спектакле. Для групповых занятий также возможно использовать теневой театр. В детском саду данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речи ребенка. А текстовое сопровождение, в свою очередь, стимулирует речевую культуру малышни.
Тип проекта:
творческий, долгосрочный, групповой.
Участники проекта:
дети младшей группы и их родители; воспитатели.
Сроки реализации проекта:
май 2021 по май 2021.
Актуальность:
одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. А театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы.
Цель проекта:
Создать условия для самореализации молодого педагога в области художественно-эстетического развития детей.
Задачи:
- формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
- познакомить с новым видом театра – теневой;
- развивать артистизм, коммуникацию.
Формы реализации проекта:
- чтение детских сказок;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- дидактические игры;
- развлечения (игры в теневой театр);
- беседы.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
В ходе реализации задач по воспитанию и развитию у ребенка театральной деятельности предполагается, что дети приобретут:
- необходимый минимум знаний по сказкам;
- желание читать новые сказки;
- научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире и отношение к той или иной проблемной ситуации;
- овладеют навыками теневого театра;
- разовьют творческий потенциал.
Краткое описание проекта по этапам.
Театральная деятельность:
дидактические игры, игры в различные виды театра, постановки сказок с использованием плоскостных фигур, развлечение «Времена года».
Чтение художественной литературы:
чтение детских народных сказок, чтение детских авторских сказок
Социализация:
беседы о видах театра, беседы на темы: «Кто такой актер», «Кто такой гример», «Кто такой декоратор», рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр видео теневого театра
Познание:
дидактические игры «Посчитай тени», «Найди тень больше, меньше», «Найди тень уже, шире», «Найди похожую тень».
Экологическое развитие — рассматривание теней на прогулке. Дидактические игры: «Найди тень от дерева, куста», «Придумай свою тень». Беседы: «Есть ли тень в пасмурный день», «Есть ли зимой тень»…
Опыты: «Сделай тень от веточки, лопатки, ведёрка…»
Коммуникация:
пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра, пересказ сказок, рассказывание сказок по ролям, рассказывание сказок собственного сочинения.
Художественное творчество:
рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом), раскраски по сказкам.
Музыка:
прослушивание музыки к сказкам, игра на музыкальных инструментах во время постановок сказок.
Физическое развитие:
совершенствовать умения детей по созданию образов живой природы при помощи рук для теневого театра.
Работа с родителями:
статья для родителей в групповой газете «Роль театрализованной деятельности в развитие дошкольников». Статья для родителей в групповой газете: «Китайский театр теней». Статья для родителей в групповой газете: «Домашний театр теней». Пополнение родителями материальной базы по театральной деятельности в группе. Пополнение родителями библиотеки сказками в группе. Участие родителей в изготовлении различных плоскостных фигур совместно с детьми для обыгрывания их в теневом театре
Работа в группе:
изготовление набора плоскостных фигур для показа различных сказок в теневом театре, изготовление дидактических игр.
Этапы и мероприятия реализации проекта.
- этап. Предварительная работа:
- подбор литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентаций;
- пополнение театрального уголка;
- объявление детям и родителям о начале проекта;
- создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
- этап. Реализация проекта:
Совместная образовательная деятельность | Организация среды | Работа с родителями | |
Познавательное развитие | Беседа « Сказочные герои» ; « Любимые сказки»; «Нравится ли детям кукольный театр?» «Что такое театр?» Рассматривание иллюстраций к сказкам. Проблемная ситуация «Почему колобок круглый?», «Что было бы, если колобок оказался квадратным?». Д/и по сказкам: «Кто прячется в сказке?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», Чего (кого) не стало?», «Найди ошибки художника», «Из какой сказки?». Пазлы по сказкам, игры с кубиками «Собери сказку». Экспериментирование: из чего можно сделать яичко, что бы оно не разбилось как в сказке? (натуральное яйцо, скорлупа, глина, пластилин, бумага, дерево……). Конструирование: домик для героев сказки «Теремок». Спрячь за высоким забором семерых козлят. Поможем поросятам построить домики. | Сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам. Настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»; театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Колобок». Пополнение уголка экспериментирования материалами для эксперимента (натуральное яйцо, скорлупа, глина, пластилин, бумага, дерево……). | Предложить родителям принять участие в создании мини-музея «Мишка косолапый». Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта). |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная деятельность : игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»). Мимическая гимнастика «Покажи свое настроение если……». Игра — драматизация «Теремок». С/и: «Парикмахерская (гримерная)»; «Пойдем в театр». Самообслуживание и элементарный бытовой труд: игровая ситуация «Мишутка не умеет держать ложку», Помоги артистам навести порядок в костюмерной. | Мини – сцена с микрофоном. Театр резиновой игрушки, костюмы к сказке «Репка», «Теремок». | Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей. |
Речевое развитие | Моделирование сказок с использованием мнемотаблиц. Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?» … Разучивание скороговорки. «Раз, два, три повтори» Д/и Чудесный мешочек (герои каких сказок) Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»). Р/и «Доскажи словечко». Чтение художественной литературы: с тихи А.Барто «Игрушки». П.Воронько «Обновки». Л.Толстой «Три медведя», «Сел дед пить чай». Русские народные сказки «Колобок», «Рукавичка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Петушок золотой гребешок». | Фланелеграф. Создание мнемотаблиц. Сказки рассказы по теме. | Памятка «Игры для развития речи детей 3-4 лет. Рекомендовать родителям почитать дома с детьми русские народные сказки. |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность: аппликация «Репка», «Украсим платье Машеньки» (конусный театр, аппликация на конусах). Разукрашивание картинок по русским народным сказкам. Рисование «Колобок катится по дорожке» Лепка из соленого теста «Пирожки для бабушки и дедушки», «Колобок». | Раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Соленое тесто разных цветов. Формочки для изготовления пирожков. | Совместное творчество с родителями «Мой любимый сказочный герой», «Животные в сказках». |
Физическое развитие | Подвижные игры с сюжетом: «У медведя в бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Зайчик беленький сидит», « Кто быстрее добежит до названного героя сказки». Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи, как ходит мишка, лисичка…» | Маски для подвижных игр. | Предложить родителям изготовить маски своими руками |
3 этап. Презентация:
дети показывают родителям инсценировку сказки «Теремок». Организация мини-музея «Мишка косолапый».
Результаты проекта.
Созданы максимально возможные условия для самореализации молодого педагога в области художественно-эстетического развития детей. Возрос профессиональный интерес к образовательной деятельности с детьми. Повысился компетентный уровень в реализации поставленных задач в работе с детьми. Максимально запущен механизм профессионального роста молодого специалиста.
У детей появился интерес к театральной деятельности, желание участвовать во всех театрализованных мероприятиях.
У детей улучшились навыки речевого общения. Они стали эмоционально читать стихи и передавать образ героев в сказках.
Список литературы:
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981 г., Пахомова О.Н. Добрые сказки. М., 1999 г., Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для детей 3-4 лет. М., Мозаика, 2008 г. 128 с.
Творческий проект по созданию художественно — эстетического развития детей «Театр теней»
ДЕТСТВО-ГИД
Для того, чтобы обеспечить вариативность и разнообразие образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников, я рекомендую организовать работу в этом направлении в рамках творческих проектов.
Преимущества творческих проектов:
— расширяются границы образовательного пространства. Взаимодействие педагога и детей происходит не только в группе детского сада, но и в музеях, на выставках, во время прогулки и других мероприятиях;
— вовлекаются в проектную деятельность другие люди: взрослые (родители, педагоги дополнительного образования, художники и мастера народного искусства, работники музеев, библиотек и др.) и дети разного возраста с целью обогащения художественно-эстетического опыта дошкольников;
— процесс реализации проекта всегда проходит в рамках деятельностного подхода (обсуждаются проблемы на всех этапах проекта, осмысливаются полученные результаты, принимаются решения о дальнейших действиях);
— в качестве продуктов проекта присутствуют четкие результаты деятельности (рукотворные поделки, книжки, альбомы, коллекции, презентации и др.).
Задачами художественно-творческого проекта будут:
- Развитие художественного восприятия.
- Формирование эстетических чувств и эмоций.
- Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.
- Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
- Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
- Формирование основ художественно-творческой культуры личности.
Методы и приемы проекта характеризуются гибкостью и обеспечивают многогранность художественного развития дошкольников. Это могут быть традиционные искусствоведческие беседы и рассказы, экскурсии в музеи на выставки, прогулки и познавательные экскурсии по городу (посёлку). А также современные методы и приемы: мастер-классы, проблемные, поисковые ситуации, игровые развивающие ситуации, экспериментирование и др.
В качестве основных целевых ориентиров данные проекты выделяют художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством.
Посмотреть образцы творческих проектов можно здесь:
https://detstvogid.ru/razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-posredstvom-ispolzovaniya-netraditsionnyih-tehnik-risovaniya/.html
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования Специфика художественно-эстетического развития дошкольников Темы по самообразованию: художественно-эстетическое развитие дошкольников ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие >