Большое дело начинается с малого
Заведующий яслей-сада Марина Ивановна, которая уже более 30 лет работает в этом учреждении образования, признается, что интерес к экономическому воспитанию деток она проявляла всегда, практически с первых дней работы воспитателем: проводила с детьми игры в этом направлении, обращала внимание дошкольников на экономию света, воды и тепла, развивала первичные представления о деньгах.
А с 2015 года в яслях-саду реализовывается педагогический проект “Экономика детям или Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности”.
Скептики скажут: экономика и дошкольники слишком далеки друг от друга. Но не торопитесь делать выводы. Любое большое дело начинается с мелочей. Так и до экономики не подойти без усвоения основ этой науки. Дети должны понимать: чтобы достать деньги из кармана, их сначала нужно туда положить.
Чтобы быть успешным в жизни и профессии, необходимо быть экономически грамотным — и вряд ли кто-то станет спорить с этим. Ознакомление с основами этой науки следует начинать уже в первом звене системы образования — дошкольном учреждении, ведь экономика детям и первые представления о деньгах и их назначении начинают формироваться в возрасте 4-6 лет. Понимание этих базовых основ стало исходной точкой для администрации яслей-сада при реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников.
Посеянное зерно уже дает свои всходы. За время реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников, а это уже два года, воспитатели отмечают, что у детей сформировался экономический кругозор, воспитанники овладели начальными экономическими умениями, с легкостью оперируют базовыми понятиями финансовой сфере и даже различают эмоциональные отношения от товарно-денежных.
Из шести групп яслей-сада проектом охвачены две средние и одна старшая (дети от 4 лет). Работа всего коллектива направлена в первую очередь на то, чтобы экономика детям была интересной, а занятия проходили весело и с пользой.
Краткая история и значение термина
В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.
Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.
В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.
Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.
Принцип “соленого огурца”
Весь проект рассчитан на три года. В следующем году он завершится, но идея бережливости, которой, кажется, пропитан даже воздух в детском саду, уверена, останется.
Здесь смело можно говорить о знаменитом принципу “соленого огурца” В. Ф.Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот метод в своей педагогической практике.
Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания.
Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым.
Так и здесь: экономика на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, мюзиклы, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.
5) Подумайте, какие отрасли экономики работают, чтобы мы могли утром выпить стакан молока
Чтобы мы могли утром выпить стакан молока работают:
Животноводство. Коровы дают молоко.
Упаковочная промышленность. Молоко фасуется в изготовленную на заводе тару.
Транспорт. Молоко доставляется в торговые точки.
Торговля. Молоко продаётся.
Машиностроение. Изготавливается холодильник.
Стекольная промышленность. Изготавливается стакан для молока.
Экономика детям — игровые методы
Дети активно включаются в сюжетно-ролевые и дидактические игры, цель которых — сформировать бережное отношение к окружающему миру, а также научить детей обдуманному расходованию как финансов, так и природных ресурсов.
Пример одной из таких игр. В центр кладут карточку, где изображен, например, бюджет семьи, а детям предлагают обдумать, что они купят в первую очередь:
- один ищет карточку с покупками,
- другой отправляется платить за квартиру,
- а кто-то, прежде всего, находит карточку, где изображено море.
Так дети учатся расставлять финансовые приоритеты.
Экономические понятия детям
Но экономика неразрывно связана и с такими не совсем приятными понятиями, как “алчность”, “жадность”, “нажива” и “транжирство”. На словах дети с трудом воспринимают новые понятия, а если они образно оформлены в виде текстильных некрасивых и даже некрасивых кукол, которых зовут Фекла Жадная и Михаил Транжыра, то, будьте уверены, дети навсегда их запомнят.
Старшие воспитанники знаком и с такими понятиями, как “мировые деньги”, “реклама”. Вместе с родителями воспитатели детского сада организовали банк мировых денег, где детям наглядно демонстрируется валюта других стран, а также единая денежная единица стран Евросоюза. Чтобы дошкольники запомнили продукцию предприятий своего города и страны в целом, на упаковке бутафорских продуктов воспитатели сделали наклейки с символом своего города и страны.
Если предложить нашим детям сделать товар своими руками — вылепить, смастерить из конструктора или нарисовать картину, а потом придумать рекламу своей продукции, то мы увидим, какие умные экономисты и маркетологи могут в будущем получиться из наших воспитанников. Дети умеют выделять только самые ценные характеристики своего товара и убедительно докажут, что он лучший и необходимый в хозяйстве.
Рассказ об отрасли животноводство по плану для 2 класса
- Животноводство.
- Производит мясо, молоко, сыры, колбасы, яйца, шерсть, мёд.
- Обеспечивает людей продуктами питания, одеждой.
- В отрасли работают животноводы, ветеринары, доярки, пастухи, пчеловоды, зоотехники, коневоды, птицеводы и многие другие.
Рассказ об отрасли торговля по плану для 2 класса
- Торговля.
- Оказывает услуги по продаже населению продуктов питания, промышленных и прочих товаров хозяйственного назначения.
- Обеспечивает связь между производителями продукции и покупателями.
- В отрасли работают продавцы, кассиры, менеджеры, грузчики, укладчики, сортировщики, консультанты.
Рассказ об отрасли промышленность по плану для 2 класса
- Промышленность.
- Производит различные промышленные товары: сталь, прокат, машины и механизмы, бытовую технику, автомобили, электронику, сырьё и многое другое.
- Обеспечивает промышленными товарами, обслуживает другие отрасли экономики.
- В отрасли работают металлурги, машиностроители, шахтёры, нефтяники, слесаря, механики, сборщики, сварщики, энергетики.
Дети в помощь родителям: планируем бюджет вместе
Взрослые нередко отгораживают детей, особенно дошкольников, от участия в экономической жизни семьи, считая, что не следует забивать голову ребенка денежными проблемами. А потом сами удивляются, что дочь или сын ничего не знает, не ценит деньги, волнуются, как он будет жить самостоятельно.
Нередко в магазине приходится наблюдать такую картину: ребенок настойчиво просит купить ему конфеты. Ответ родителей, как правило, звучит кратко: “Это дорого”, “Тебе это не нужно”.
Отсутствие опыта в распределении семейных доходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что в дальнейшем у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.
Хотя несложно, стоя с ребенком перед прилавком, найти минуту своего времени и рассказать, что 1 рубль меньше, чем 2, а банан принесет больше пользы, чем шоколадка, да и стоит дешевле…
Из таких, казалось бы, простых для взрослого шагов и начинается экономическая осведомленность.
Деятельность родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно сильно.
Задачи, связанные с различной хозяйственной деятельностью, родителям приходится решать ежедневно. Необходимо взять за правило приглашать к планированию и осуществлению этих задач своих детей. Тогда для них легче станет представить предстоящую самостоятельную жизнь, планирование финансов и трудовую деятельность.
Для этого родители должны распределять домашние обязанности, в том числе на детей, продумывать вместе с ними режим дня, вместе решать, из чего складывается доход семьи и куда тратятся финансовые средства.
Основы финансовой грамотности для школьников
В школьном возрасте ребёнок непосредственно сталкивается с миром денег. Оплачивает обед в столовой и проезд в транспорте, получает карманные деньги. Поэтому важной задачей становится формирование у ребёнка разумного отношения к денежным средствам:
- Заранее обговаривайте с ребёнком сумму карманных денег
Распланируйте, куда и на что они пойдут. Объясните, что если ребёнок купит на эти деньги мороженое, ему не хватит на проезд.
- Проведите беседу о защите денег
Что делать, если в школе кто-то начинает вымогать у ребёнка деньги и как их лучше хранить, чтобы случайно не потерять.
Убедитесь, что никто не угрожает безопасности вашего ребёнка и не вымогает денежные средства в ваше отсутствие. Всегда знайте, где находится школьник, слушайте, что происходит вокруг и быстро связывайтесь, чтобы вовремя помочь с помощью приложения «Где мои дети».
- Чтобы ребёнок научился управлять личными финансами, составьте вместе с ним финансовый план, где будут прописаны все доходы и расходы
Можно начать с плана на месяц, затем – на полгода и год.
- Ребёнок должен знать, что есть товары, которые ему ни в коем случае нельзя покупать, даже если его кто-то об этом попросит
К ним относятся сигареты, алкоголь и курительные смеси.
- Учителя начальных классов советуют не давать ученикам в школу крупные суммы денег, поскольку дети в этом возрасте ещё не умеют бережно относиться к денежным средствам и часто оставляют их без присмотра на видном месте. Например, в открытом кармане рюкзака или на парте.
- Привлекайте сына или дочь к обсуждению семейного бюджета, планированию крупных покупок и отпуска. Вместе обговорите возможные способы экономии и сокращения расходов.
- Сейчас популярными становятся детские банковские карты (СберKids, Tinkoff Junior, детская карта Альфа-Банка и другие)
С помощью такой карты ребёнок может самостоятельно оплатить проезд, питание в столовой и совершить покупку в магазине. При этом все операции по карте контролируются родителями.
Если решили приобрести ребёнку детскую карту, убедитесь, что он умеет ей правильно пользоваться.
Всем родителям, которые задумываются об оформлении такой карты для своего ребёнка, рекомендуем ознакомиться с подробным материалом о нюансах выбора, возможностях и опасностях – Детская банковская карта: стоит ли её оформлять, где и в каком возрасте?
- Не поощряйте хорошую успеваемость ребёнка деньгами. Не устраивайте рыночных отношений там, где место любви и доверию.
- Подарите ребёнку копилку, чтобы он смог откладывать деньги на нужную ему вещь.
- Способствуйте развитию у детей экономического мышления
Решайте проблемные ситуации, играйте в финансовые игры, читайте вместе с ребёнком познавательные истории. А какие материалы помогут вам в этом, вы узнаете в следующем разделе.
Формы работы с родителями по экономическому воспитанию детей
В яслях-саду используют разнообразные формы работы с родителями.
Экономика детям это экономические беседы, занятия, деловые игры, консультации, родительские собрания, стендовая информация и даже игра в КВН с участием мам и пап.
Для родителей предлагается серия развивающихся мультфильмов “Азбука денег тетушки Совы”.
Совместный просмотр уроков “Осторожно: деньги!”, “Кредиты и депозиты”, “Умение экономить”, “Потребности и возможности” учат детей самостоятельно распоряжаться деньгами, помогают разобраться с понятием “экономическая безопасность семьи”, рассказывают, как обуздать свои потребности.
Практика показывает, что у многих родителей экономика детям вообще не нужна, а экономическое воспитание заканчивается фразой “Деньги на деревьях не растут”. Но финансовая осведомленность имеет в виду не просто разговоры, а реальные действия. Детям нужно видеть наглядные примеры, иначе результата можно не ждать.
Определенную помощь в познании тайн семейного бюджета окажут различные деловые игры совместно с родителями. Мам и пап просят также не забывать о таком важном моменте, как поручения, связанные с деньгами: сходить в магазин, самостоятельно купить продукты и принести обратно остаток. Это важный и переломный момент для каждого ребенка — если он видит, что ему доверяют!
Как заинтересовать ребенка?
Не забывают в яслях-саду и о самом важном составляющей: чтобы чему-либо научить ребенка, необходимо его заинтересовать. А интересуют детей прежде всего игры и сказки. На это и был сделан упор в учреждении. Воспитанники даже поставили экономический мюзикл, где хитрая лиса не хотела готовиться к зиме и потратила все деньги на новую шубку. А волк, наоборот, подошел к вопросу зимовки основательно: заменил в доме батареи, поставил стеклопакеты, утеплил стены. Так дети наглядно объяснили, кто в итоге оказался в лучших условиях.
Сегодня родители с гордостью делятся приятными наблюдениями: дети стали следить за тем, чтобы зря не включать свет в доме, закрывать кран с водой, при распределении семейного бюджета определять, что первичное, а что вторичное, обращать внимание на цены в магазине.
Вот в таких базовых понятиях и заключается экономика детям, экономические навыки для дошкольников. Потом эти знания станут уверенной основой для более важных экономических навыков.
Что дадут эти знания по итогу
Вовлечение ребенка в каждодневную экономическую среду с учетом возрастных особенностей позволит устранить барьеры, которые ранее возникали у начинающих изучать экономику как новый предмет уже в старших классах.
Некоторые «продвинутые» детки уже в 8-9 лет умеют подыскивать самостоятельно и по заданию родителей товары. Таким образом, чтобы они были оптимальны по цене и качеству. Особенно это заметно при поиске в интернет-магазинах и служба доставки.
И, уж во всяком случае, ребята станут гораздо более ответственными и приспособленными к взрослой, самостоятельной жизни после окончания школы.