Методика организации занятий по подготовке к школе в детском саду


Значение и цели занятий по подготовке к школе в детском саду

Миссия детского сада при подготовке воспитанника к дальнейшему обучению в школе заключается в:

  • полноценном соответствующем возрасту физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии;
  • осуществлении специальной подготовки к последующему усвоению предметов школьного курса.

Обе эти цели последовательно реализуются с раннего детства, а в старшей и подготовительной группах (дети 6–7 лет) непосредственная образовательная деятельность (НОД) приобретает более направленный характер и реализуется в рамках специальных занятий.

Это интересно. Основная цель всех занятий с детьми 6–7 лет состоит в подготовке к последующему обучению в школе. Именно поэтому возрастная группа так и называется: подготовительная к школе.

Подготовка к школе включает не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и физическое, эмоционально-волевое и социально-коммуникативное

Задачи в рамках общих целей

Задачами подготовки ребят к школе являются:

  • воспитание любознательности, интереса к знаниям и способам их получения (например, дети учатся искать нужную информацию в справочных пособиях);
  • развитие внимания (произвольного и непроизвольного);
  • вырабатывание представлений о занятии как форме организованной деятельности, предполагающей внимание к словам и действиям педагога, а также обязательное выполнение данных им заданий;
  • формирование навыков организованного поведения в процессе непосредственной образовательной деятельности, игр (эти навыки приучают ребёнка быть ответственным за свой выбор, например, когда малыш выбирает себе роль в игре, а также развивает умение работать в коллективе);
  • развитие важных личностных качеств — ответственности, настойчивости, старательности, что проявляется в желании малыша получить знания, применить их на практике;
  • воспитание собственного опыта деятельности, а также осознание себя частью коллектива и усвоение приёмов активного воздействия на товарищей (например, малыши учатся аргументировано доказывать свою точку зрения другим детям).

Таким образом, получение знаний, развитие умений и навыков у дошкольников происходит через 2 важных направления деятельности:

  • посредством общения со сверстниками и взрослыми (при выполнении режимных моментов, во время прогулок, организации досуга и пр.);
  • через организованный учебный процесс (в ходе проведения специальных занятий со старшими дошкольниками 1–2 раза в неделю в зависимости от содержания программы, по которой работает конкретный детский сад).

Это интересно. В современной литературе по психологии активно отстаивается мысль о том, что около 80% интеллекта у ребёнка формируется до достижения им восьмилетнего возраста.

Подготовка к школе даёт возможность дошкольникам примерить на себя новый социальный статус ученика

Видео: рекомендации доктора Комаровского по подготовке ребёнка к школе

Виды занятий по подготовке к школе

Поскольку подготовка к школе носит сквозной характер, то она реализуется в рамках всех занятий, определённых программой ДОУ. Если же говорить об осуществлении специальной подготовки детей 6–7 лет, то она происходит на занятиях по:

  • развитию речи (ребята учатся выстраивать логичные монологические высказывания, осваивают навыки ведения диалога и т. д.);
  • обучению грамоте (дети осваивают первичные навыки письма);
  • чтению (ребята слушают, анализируют произведения, закреплённые образовательной программой, а также учатся читать самостоятельно);
  • математике или формированию элементарных математических представлений (дети осваивают счёт до 100 и элементарные арифметические действия в пределах 10, изучают названия и признаки простых геометрических фигур, учатся различать формы и размеры и пр.);
  • ознакомлению с окружающей средой (дошкольники получают представления о сути природных явлений, учатся наблюдать за природой, фиксируя свой опыт в календарях природы, а также знакомятся с понятием трудовой деятельности);
  • художественно-эстетическому развитию (воспитанники усваивают алгоритм работы над творческим заданием, то есть обдумывают замысел, выбирают материалы и только затем приступают к выполнению, следуя определённой последовательности действий).

В большинстве случаев детский сад останавливается на варианте проведения комплексных занятий по подготовке к школе, в которых сочетаются элементы всех перечисленных выше учебно-воспитательных направлений, то есть образовательные области интегрируются в один временной промежуток. При этом обязательно делается акцент на какой-то одной из них, например, развитии речи или математике.

Это интересно. По этапу освоения установленных программой знаний, умений и навыков, входящих в показатели определения готовности к школе, выделяются такие виды занятий: первое, второе и т. д.

Как правило, в детском саду проводятся интегрированные занятия по подготовке к школе, в отличие от центров раннего развития, где дробление на отдельные образовательные курсы имеет ещё и материальную выгоду

Видео: подготовка к школе (математика)

Видео: подготовка к школе (обучение грамоте)

Как индивидуализировать задания

Все дети разные — это аксиома. При этом задача педагога — обеспечить максимально полное восприятие каждым ребёнком той или иной информации. Для этого воспитателю нужно подобрать «ключик» к каждому воспитаннику, то есть приёмы, активизирующие ведущий канал восприятия у малыша:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильные ощущения;
  • движение.

Поэтому педагог на каждом занятии использует:

  • средства наглядности (картинки, плакаты и пр.);
  • словесные приёмы (загадки, стихотворения и т. д.);
  • игры (дидактические, то есть направленные на познание, подвижные, нацеленные на физическую подготовку, а также театрализованные, преследующие цель раскрепостить детей);
  • практические приёмы, в рамках которых воспитанники творчески осмысливают свой опыт и полученные знания.

Такое разнообразие способов организации деятельности ребят помогает каждому из воспитанников «найти себя». К примеру, если малыш не хочет рисовать вместе со всеми, то ему можно дать задание описать изображённое товарищем. Если ребёнок легко и быстро усваивает стихотворения, то ему можно отвести роль партнёра по проведению занятия, оставив за ним чтение рифмованных строк эпиграфа в начале урока. К слову, приём, когда ребёнок играет роль воспитателя, является лучшей мотивацией для ребят старшего дошкольного возраста, стремящихся поскорее стать взрослыми.

Если в группе есть пассивные дети, то их нужно распределять в мини-группы, «подключая» к активным. В результате взаимообмена опытом работы ребята будут более восприимчивы к образовательному материалу.

Распределяя детей в пары, следует помнить, что нельзя объединять вместе двух пассивных ребят

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани самарской области Структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: Осуществление преемственности между детским садом и школой (Скоро в школу). воспитатель первой квалификационной категории Автор проекта: Чинарова Татьяна Михайловна ГБОУ СОШ № 4 (Структурное подразделение, реализующее основную программу дошкольного образования) г.о. Сызрань С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Анализ темы. 2. Актуальность проблемы. 3. Цель, задачи педагогического проекта. 4. Рабочий план реализации проблемы. 5. Предполагаемый результат. 6.Механизм оценки результата. 7. Дальнейшее развитие проекта. 8. Список используемых источников. 9. Приложение. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

1. Анализ темы. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения. Такую единую систему призвано и обязано решать наше ГБОУ, на данном этапе мы обязаны учесть федеральные государственные требования к программе дошкольного общего образования и их плавный переход к новым федеральным государственным стандартам нового поколения в школьном образовании. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность применительно к нашей теме проанализируем с позиции детского сада и с позиции школы. Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Исходя из всего сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности в работе ГБОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретённого стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия. По введению ФГОС начального образования. В связи с нововведениями в законодательство РФ «Закон об образовании», ФГОС начального образования, требования к выпускникам ГБОУ так же изменились, и как следствие возникает потребность в введении форм и методов работы по осуществлению преемственности ГБОУ со школой. В нашем детском саду реализуется «Комплексная программа воспитания и обучения в детском саду» под. ред. Васильевой М.А., Комаровой Т.С. Она соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. До введения ФГТ, преемственность осуществлялась следующим образом: изучение реализуемой программы, изучение работы учителя, совместные методические объединения, изучение работы воспитателя, совместное проведение мероприятий и праздников, посещение уроков в 1 классе воспитателями, совместные педагогические советы, посещение занятий в подготовительной группе учителем, родительские собрания с участием учителя будущего первого класса, помощь воспитателя и учителя в адаптации детей в 1 классе. Данная работа имела свои результаты. Дети легко адаптировались в школе, учились на хорошо и отлично. Давайте вспомним, какие предъявляли требования школа к модели выпускника: 1. организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников; 2. специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов в начальной школе. Общая готовность к школе выражалась в достижении ребёнком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык. В проекте федеральных государственных требований определены конкретные характеристики и качества личности (тридцать пять) желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. 2. Постановка проблемы. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к права и свободе человека , любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий содержании образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы. Преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны — дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «Радость детства». С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: Одним из аспектов проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Имеет свои специфические особенности, которые выражаются в том, что выпускник ГБОУ вступает в новую для него стадию развития. Ключевым моментом в реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников является определение сущности ребенка к началу систематического школьного обучения. Одним из непременных условий реализации преемственности является единство содержательного и процессуального аспектов обучения. К характерным признакам содержательной преемственности в обучении предмету относятся: использование на каждом последующем этапе предметных ЗУН, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; перспективный характер обучения ,то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету в дальнейшем и таким образом ориентировать на требования будущего. К признакам процессуальной преемственности относятся: учет ведущего типа деятельности, взаимосвязь методов, форм и средств обучения, то есть применение в ГБОУ форм, методов и средств, используемых при обучении младших школьников, и учет в младших классах тех форм, методов и средств, которые использовались в ГБОУ. Таким образом, преемственность в учебно-воспитательной работе старших дошкольников и младших школьников рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности формируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности: Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства. Тем не менее в решении данного вопроса существует ряд проблем: 1.Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях. Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является всестороннее общее развитие детей с учётом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка. 2. Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума (исключение – системы развивающего обучения). Общая цель – обогатить общекультурное развитие ребёнка (расширить его информационное пространство, воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и предпочтений. 3.Третья проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации. Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий. Осуществление преемственности между ГБОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни. Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (же¬лание учиться) и развивать те специ¬фические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться: • на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет; • на единых целях воспитания и обучения детей; • на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой. Особым вопросом преемственности стоит вопрос о переходе в школу детей с особыми образовательными потребностями. Одним из путей оптимизации преемственности детского сада и школы в образовании детей является, разработка специального проекта по обозначенной проблеме. Данная работа – попытка частично разработать щадящий путь перехода ребенка из детского сада в школу. В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. 3. Умственные и нравственные способности учащихся. 4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях. 3. Цель, задачи педагогического проекта. Цель проекта: Воспитание положительного отношения детей к школе. Обеспечить комплексное развитие ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, а так же сформировать психологическую готовность ребенка к школе. Задачи проекта: • организация предметно-развивающей среды; • организация кружка; • развитие речевой деятельности ребенка; • сотрудничество между детьми, педагогами и родителями в подготовке ребенка к школе; • сохранение и поддержание индивидуальности ребенка, его физического и психического здоровья в период адаптации к школе; • стимулирование и активизация совместной деятельности детей, родителей и педагогов, в рамках проекта «Преемственность».

4. Рабочий план реализации проблемы. Нормативно-правовая и документальная база • Указ Президента России Д.А Медведева «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» • Закон РФ « Об образовании» в редакции федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ • Приказ Министерства образования и науки РФ от23.11.2009г. № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». • Целевая программа «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» п. 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280. Вид проекта: долгосрочный, творческий смешанного типа. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, выпускники детского сада (учащиеся начальной школы), педагоги ГБОУ, учителя начальной школы, родители. 1 этап проекта – создание развивающей среды В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Будем говорить правильно», картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов; создан мини – музей, где оформляются выставки: «Природа и фантазия», «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском». Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол. В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение. Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения. 2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу. 3этап – встречи с выпускниками и учителями Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями. Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Веселая мастерская». Дети, посещающие детский сад и выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление. Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий. Зимние каникулы: • «Школа Деда Мороза» • «Мороз невелик, да стоять не велит» (зимние игры, забавы, соревнования). • «Необыкновенное чудо» (конкурс поделок на новогоднюю елку). • «Рождественские встречи». Весенние каникулы: • «День открытий» • «День здоровья» • Малые театральные встречи (совместные спектакли – экспромты). • Создание фото -газеты: «Детский сад, школа и я – вместе дружная семья». Формы реализации проекта: Игры: • дидактические • развивающие, • сюжетно-ролевые, • театральные, • игры- • эксперименты,

Работа с родителями: • родительские собрания, • консультации, • информация в уголок для родителей, • анкетирование, • памятки, • рекомендации.

Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению, является профилактика школьной дезаптации. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры: 1. Мотивационная готовность к обучению в школе или наличие учебной мотивации. 2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. 3. Определенный уровень интеллектуального развития, позволяющий владение ребенком определенными операциями обобщения. 4. Хорошее развитие фонематического слуха. 5. Предполагаемый результат. • Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас. • Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других. • Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать. • У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству. • Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно. • У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ГБОУ 6.Механизм оценки результата. 1. Тестовая методика Керна — Иерасика. Цель: Определение общего интеллектуального развития ребенка. 2. Графическое копирование фразы из письменных букв. Цель: Диагностика сенсомоторной координации, произвольности внимания, координация зрения и движения тонкой моторики рук. 3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении. Цель: Диагностика сенсомоторной координации, произвольности внимания, координация зрения и движения тонкой моторики рук. 4. Диагностическая методика по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И.Гуткина). 5. Методика «Сказка», «Домик», «Да и Нет», «Звуковые прятки», «Сапожки», «Последовательность событий», «Лесенка». 6. Исследование личностной сферы методика Рене-Жиле. Цель: выявление общего фона благополучия ребенка в детском саду, определить особенности восприятия ребенком педагога и сверстников, желание и потребность общаться с ними, измерить психологическую дистанцию отношений. Вывод: Результаты исследований показали, что основной причиной неуспеваемости, является недостаточная готовность к процессу обучения.

7. Дальнейшее развитие проекта. 8. Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога и учителя-логопеда. 8. Список литературы. 1. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями) от 10.07.92 №3266-1; 2. Мониторинг в детском саду. Нучно-методическое пособие. А.Г. Гогоберидзе, СПб. «Детство-пресс», 2011г.; 3. Махмутов М. И. Проблемное обучение. 4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. 5. Дереклеева.Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001. 9. Приложение План работы по преемственности СОШ №4 и ГБОУ структурное подразделение (детский сад) на февраль 2012года. 3 февраля 10.00 Посещение школы детьми подготовительной группы — Спортивный праздник «Богатырские потешки» 8 февраля 9.00 Открытый просмотр ПОД в ДОУ учителями начальных классов в подготовительной группе — Обучение грамоте 13 февраля 11.40 Экскурсия в школу — Посещение выставки детского творчества учеников начальных классов «Наша Армия родная» 20 февраля 9.45 Открытый урок в 1 классе для родителей детей подготовительной группы детского сада — Математика

Следующая >

Приёмы на занятиях по подготовке к школе в детском саду

При подготовке к школе очень важно познакомить детей со всеми возможными видами педагогического взаимодействия, иными словами, научить работать в условиях применения педагогом разных методических приёмов. В практике дошкольного и школьного образования применяется 4 группы способов взаимодействия с воспитанниками.

Словесные приёмы

Поскольку слово в развитии ребёнка играет ключевую роль, словесные способы взаимодействия с детьми в процессе образовательной деятельности являются ведущими. Слушая речь педагога, а также вступая в диалог, составляя монологические высказывания, ребята учатся находить общий язык в коллективе сверстников. Кроме того, нельзя забывать, что дети 5–7 лет, слушая взрослых, формируют собственный речевой образ, который во многом определяет успешность социализации дошкольников и будущих первоклассников.

Объяснение

Этот словесный приём сопровождает любой вид деятельности дошкольников. Причём даже если речь идёт о повторяющейся инструкции к выполнению режимного момента (например, поведение за столом или подготовка ко сну), объяснение всё равно необходимо, хотя бы в форме инструкции из простых предложений.

Отдельно стоит остановиться на использовании объяснения в качестве мотивационного приёма. Дети старшего дошкольного возраста стараются во всём подражать взрослым, поэтому для речевого развития и включения в тот или иной вид деятельности словесные приёмы, традиционно используемые педагогом, можно отдавать на откуп воспитанникам. Например, дать задание объяснить товарищам порядок выполнения примера на сложение или ход работы над поделкой.

Беседа

В этом формате можно выстраивать не только принятую в педагогической практике проверку усвоения материала. С помощью наводящих вопросов по теме дети могут составлять алгоритм выполнения того или иного задания.

Например, перед тем как приступить к рисованию, я со своими воспитанниками беседую по вопросам:

  • Что потребуется для рисования красками?
  • Как нам нужно подготовить рабочее место?
  • Почему важно правильно организовать работу?

Это интересно. Очень важно в беседу включать вопросы «почему», то есть проблемного характера. Они приучают детей размышлять, анализировать, делать выводы.

В любой диалог в детьми нужно включать проблемные вопросы

Загадки и стихотворения

Обычно эти приёмы используются для мотивации детей, чтобы настроить их на выполнение задания. Но в непосредственной образовательной деятельности загадки могут использоваться также и для отработки изученного материала. Например, завершив на занятии повторение гласных букв, я предлагаю ребятам повторить изученный материал, отгадав загадки:

  • С этой буквы начинаются «Арбуз» и «Альманах». Она нам всем встречается Почти во всех словах. (Буква «а»).
  • Блеет козлик: «Ме» да «ме», Знает только «Эм» и … («е»).
  • Ёж под ёлкой задремал, Кто-то зверя обокрал: Вместо «Ёжика» лишь «жик» Возле деревца лежит. Там, где клёны у леска, Стала «Ёлка» просто «лка». Ну же? Кто из вас узнал, Что за букву ёж проспал? (Буква «ё»).
  • Первая в словах «Игла», «Иволга», «Индюк», «Икра». (Буква «и»).
  • «ОблакО», «Очки», «Оса», «НОж», «кулОн» и «кОлбаса»… Знают дети все давно, Что с баранкой схожа буква … («о»).

Стихотворения также могут использоваться в нескольких целях:

  • вспомнить изученное;
  • познакомиться с новым материалом;
  • повторить полученные знания, умения и навыки дома (стихотворения часто используются в качестве домашнего задания).

Со своими воспитанниками при изучении темы «Время. Дни недели» мы запоминаем порядок дней недели вместе с рифмовкой:

  • В понедельник я стирал, А во вторник подметал. В среду с мёдом пёк калач, А в четверг играл я в мяч. В пятницу посуду мыл, А в субботу торт купил. В воскресенье отдыхал, Сказки добрые читал.

Чтение

В подготовительной группе бо́льшая часть детей умеет читать, поэтому им можно давать задание на зачитывание небольших отрывков по теме. При этом важно, чтобы текст в целом и все слова в нём были понятны ребятам. Чтение можно использовать в качестве средства реализации эвристического подхода к образованию — когда дети сами находят нужную информацию. К примеру, в работе по подготовке к школе это может быть уяснение режима полива комнатных растений.

Это интересно. Чем старше становятся ребята, тем меньше им следует читать вслух, а больше самих приобщать к этому виду деятельности. Некоторые психологи утверждают, что подобный приём способствует скорейшему освоению навыка чтения.

Чтение детьми небольших информационных блоков стимулирует остальных ребят к скорейшему освоению этого важного навыка

Сказки

Короткие сюжетные зарисовки я использую для мотивации ребят, чтобы отвлечь их от занятий на данный момент и привлечь к общему виду деятельности. Например, чтобы мотивировать ребят к НОД, я своим малышам предлагаю сказку о Маше, которая боялась идти в школу. «Жила-была девочка Маша. Она очень хотела поскорее вырасти и пойти в школу, чтобы многое узнать. Маша думала, что в школе будет очень весело, будет много игр и развлечений с друзьями. Однако когда Маша пошла в школу, ей стало очень страшно, потому что вокруг были незнакомые ребята, а учительница объясняла всем, что следует вести себя тихо и спокойно. А потом были уроки, на которых у девочки не всё получалось, и она боялась, что учительница будет её ругать. Маша пришла домой со слезами, школа оказалась совсем не такой, как ей мечталось. Мама объяснила дочке, что все мы боимся неизвестного, и каждый может ошибиться, в этом нет ничего страшного. На следующий день Маша снова пошла в школу, там она подружилась с ребятами и узнала много нового и интересного». После того как ребята прослушали сказку, проверить понимание сюжета можно с помощью вопросов: Почему Маша хотела пойти в школу? Чего боялась Маша? Что сказала девочке мама?

Педагогу, использующему сказки в качестве приёма для мотивации, необходимо учитывать, что:

  • сюжеты не должны быть слишком длинными, с большим количеством персонажей (2–3 героев вполне достаточно);
  • развитие действия не стоит перегружать (то есть 1–2 сюжетных поворота вполне достаточно);
  • сказки нужно сопровождать наглядностью (картинками или игрушками, от лица которых ведётся повествование).

Сюжетные зарисовки не должны быть длинными, иначе дошкольники могут потерять интерес к дальнейшему занятию

Наглядные приёмы

Больше всего информации из окружающего мира дети воспринимают через зрительный канал. Поэтому наглядные приёмы активно используются и в работе по подготовке к школе. Среди наиболее эффективных можно выделить:

  • картинки (иллюстрации сопровождают не только сюжетные повествования, например, сказки, но и режимные моменты, к примеру, порядок складывания одежды в шкаф после прогулки);
  • схемы (этот вид наглядности очень важен для освоения навыка письма, так как на схемах малыши видят последовательность прописывания элементов букв);
  • показ (лучший способ дать детям почувствовать вовлечённость в ту или иную деятельность — это показать, что взрослый также увлечён ею, например, выполняя аппликацию на тему «Виды транспорта. Самолёт», педагог и дети могут устроить конкурс, у кого получится наиболее реалистичная или похожая на образец модель);
  • демонстрация (видеоматериалы можно продуктивно использовать при разработке тем по математике, развитию речи, обучению грамоте).

Видео: учимся складывать и вычитать в пределах девяти

Практические приёмы

Для закрепления изученного материала традиционно используются практические приёмы, демонстрирующие творческое осмысление информации:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки.

Эти виды работы можно объединить общим заданием — созданием проекта по теме. Например, «Я — будущий первоклассник».

Фотогалерея: примеры рисунков по теме «Я — будущий первоклассник»


На рисунках дети изображают не только здание школы, но и свой будущий образ первоклассника


В рисунках дошкольники выражают свои ожидания от обучения в школе


В проектах дети демонстрируют своё видение образа школы


В создании проекта участвуют родители, осуществляя посредственную помощь, например, оформляя надписи

Наблюдение

Использование этого практического приёма важно для развития эвристического способа получения знаний детьми. То есть ребята сами добывают информацию, анализируют её и в связи с этим формулируют определённые выводы. Функция педагога в этом случае ограничивается помощью в обобщении и систематизации материала. Наблюдение организуется на прогулке или в виде опытов в группе.

Таблица: картотека наблюдений в рамках подготовки к школе (фрагмент)

ТемаЦельОписание
Наблюдение за изменениями температуры воздуха
  • Учить детей сравнивать показатели температуры с помощью простых арифметических действий на вычитание;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать умение работать в коллективе.
Дети фиксируют показатели температуры воздуха в августе и сентябре. Приходят к выводу, что первый осенний месяц холоднее последнего летнего в среднем на 5 градусов.
Наблюдение за процессом таяния снега
  • Учить делать выводы на основании имеющихся знаний, а также увиденных явлений;
  • развивать логическое мышление.
Дети наблюдают за скоростью таяния снега, определяют, что он тает быстрее вблизи стволов деревьев, так как корни поглощают воду.
Наблюдение за деревьями
  • Проследить движение сока у деревьев;
  • закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дети наблюдают за деревьями на участке, у которых из трещин на коре выделяется сок — лакомство для насекомых. На основании имеющихся знаний о движении воды по стволу ребята приходят к выводу, что под действием весеннего тепла вода с полезными веществами из земли продвигается по стволу к веткам и почкам, из которых вскоре появятся листья.

Игровые приёмы

В работе по подготовке к школе активно используются игровые приёмы, так как игра — ведущий вид деятельности дошкольников.

Дидактические игры

Этот вид игр активно применяется при организации НОД, поскольку позволяет:

  • ознакомиться с новой информацией;
  • отработать и закрепить полученные знания, умения и навыки;
  • повторить изученный материал.

Выделяют 2 типа обучающих (дидактических) игр:

  • ориентированные на содержание игровых действий;
  • опирающиеся на игровой материал.

Дидактические игры, опирающиеся на игровой материал, воспитывают у дошкольников усидчивость

Таблица: виды дидактических игр при подготовке к школе

ТипВид игрыНазваниеЦелиОписание
Игры, ориентированные на содержаниеЛогическая«Цветы на клумбах»
  • Закреплять названия геометрических фигур и цвета спектра;
  • развивать логику.
Педагог раздаёт детям бумажные цветочные клумбы круглой, прямоугольной и квадратной формы. Раздаёт по 3 разноцветных цветка. Дети расставляют цветы, ориентируясь на рассказ: «Красные цветы росли не на квадратной, но и не на круглой клумбе. А оранжевые не на круглой, но и не на прямоугольной. Рассади цветы правильно».
Словесная«Я — вам, вы — мне»
  • Развивать речь детей;
  • практиковать счёт.
Педагог проговаривает предложение, дети считают количество слов в нём. Кто ответил быстро и правильно, побеждает и говорит своё предложение, слова в котором считают остальные участники.
Сенсорная«Назови по частям»Отрабатывать навык составлять изображение из частей и, наоборот, раскладывать целое на части.Дети складывают картинки из отдельных деталей (например, колёса, кузов, кабина — грузовик). После чего рассказывают о назначении каждого элемента.
Музыкальная«Угадай, что звучит»
  • Учиться соотносить звук с музыкальным инструментом;
  • развивать слух и чувство ритма.
Педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, а дети угадывают, что звучит.
Игры, ориентированные на материалНастольно-печатная«Времена года»
  • Учить соотносить времена года с последовательностью месяцев;
  • закреплять знания основных примет разных сезонов;
  • развивать спонтанную монологическую речь.
Дети на скорость группируют картинки с названиями месяцев, приметами сезонных изменений, после чего составляют связный рассказ о временах года.
Игра с предметамиВ основном это игры с природным материалом. Например, посчитать количество желудей у белочки и ёжика, распределить поровну, дать кому-то из персонажей больше и т. д.
ИнтерактивнаяДля этих игр используются компьютерные технологии. Так, на математических занятиях по подготовке к школе ребятам можно предложить игру «Маша и Медведь», в которой дети вместе с героями любимого мультфильма выполняют задания на сложение и вычитание.

Подвижные игры

Здоровьесберегающие методы обучения являются основными в работе с детьми дошкольного возраста. Для их практической реализации во все элементы учебно-воспитательного процесса активно вводятся подвижные игры, выполняющие ещё и задачу поддержания общего эмоционального тонуса в группе.

Подвижные игры поднимают настроение и детям, и взрослым

Таблица: виды подвижных игр, используемых на занятиях по подготовке к школе

Отрабатываемый навык/умениеНазвание игрыЦелиХод игры
Бег в разных направлениях, прыжки«Жмурки»
  • Упражнять детей в беге врассыпную;
  • тренировать выдержку и наблюдательность.
Дети становятся в круг, одному участнику завязывают глаза. Он несколько раз поворачивается вокруг себя. Затем участники разбегаются, а ловишка с закрытыми глазами старается поймать кого-то из них, ориентируясь на шаги или другие звуки.
Пространственное ориентирование«Ловишка с ленточками»
  • Тренировать бег врассыпную;
  • учить не сталкиваться с другими участниками;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.
Дети становятся в круг, у каждого за поясом ленточка. По сигналу участники разбегаются, а ловишка старается выхватить ленточку. По условному знаку дети останавливаются, ловишка подсчитывает количество пойманных игроков.
Формирование ощущения равновесия«Удочка»Учить перепрыгивать через вращающуюся верёвку.Водящий пускает по полу скакалку, остальные участники должны перепрыгнуть через неё, удержав равновесие.
Умение имитировать«Море волнуется»
  • Учить повторять движения за водящим;
  • тренировать внимание.
Дети стоят по обозначенным кружкам и выполняют любые движения. Водящий ходит между играющими, периодически кладёт руку на плечо участнику и по сигналу «Море волнуется» выполняет движение, которое игроку надо повторить. При этом водящий уводит игрока от кружка. По сигналу «Море спокойно» участник должен добежать до своего кружка. Если не успел, то становится водящим.
Развитие внимания«Будь внимателен»
  • Учить бегать, не сталкиваясь с соперниками;
  • тренировать внимание, ловкость и скорость реакции.
Дети становятся в шеренгу, перед ними на определённом расстоянии несколько предметов: кубики, кегли, флажки и пр. По сигналу водящего участники бегут к предметам и на середине пути слышат указание, какой конкретно нужно взять. Побеждает тот, кто верно выполнил указание.
Отработка навыка лазанья, ползанья«С мячом под дугой»
  • Тренировать в ползании на четвереньках;
  • учить координировать движения рук и ног;
  • развивать ловкость в обращении с мячом.
Дети по очереди проползают под дугами высотой около 40 см, толкая при этом головой набивной мячик. Количество дуг определяется площадью пространства.
Тренировка ловкости«Коршун и наседка»
  • Учить двигаться в колонне, не расцепляясь;
  • тренировать согласованность движений.
Дети становятся в колонну, первый участник — наседка, остальные — цыплята. По условному знаку из гнезда вылетает «коршун» и старается схватить стоящего последним в колонне цыплёнка. Наседка с остальными участниками убегает, поворачиваясь так, чтобы защитить «цыплёнка». Расцепляться колонне нельзя.

Группа театрализованных игр

При проведении работы по подготовке к школе в учебно-воспитательный процесс включаются театрализованные игры нескольких видов:

  • сюжетно-ролевые, в которых дети, основываясь на личном опыте, разыгрывают ситуации быта (на приёме у врача, на уроке в школе и пр.);
  • драматизации, где дети выполняют игровые действия исходя из указаний «режиссёра», то есть педагога или товарища (например, сценки по прочитанным сказкам, участие в тематических утренниках и пр.);
  • режиссёрские игры, то есть выполнение игровых действий на основе придуманного сюжета (например, разыгрывание спасения зайцев от наводнения в лесу на фланелеграфе);
  • пальчиковые игры — упражнения на тренировку мелкой моторики, направленные на активизацию речевых центров.

Проигрывая разнообразные ситуации и сказочные сюжеты, дошкольники усваивают новые модели поведения, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

Посредством игры в школу ребята в безопасной обстановке знакомятся с ролями учеников и учителя

Школьный проект «На пороге школы»

Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Возраст и состав участников: воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.

Время, планируемое на реализацию проекта: 8 месяцев.

Проблема: незрелость психических процессов старших дошкольников, а как следствие – низкий уровень психологической готовности к школьному обучению, дефицит психологических знаний родителей, педагогов.

Актуальность проекта.

Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Ваш ребенок готов к школе? Способен он быть внимательным (внимание), умело решать логические задачки (мышление), твердо поставлена рука для письма (моторика), легко ориентируется на листе бумаге (ориентировка в пространстве лево, право, верх, низ), может доказать свое мнение, привести аргументы, желает идти в школу за знаниями, а не красивого рюкзака (мотивация учения), вежливо относиться к взрослым, развита познавательная сторона учебы! Если на все вопросы Вы честно ответили «ДА», то Ваш ребенок будет успешным учеником в школе, ну а если «НЕТ», то у Вашего будущего ученика есть время для подготовки к новому жизненному этапу – школе!

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто не возможен.

Но подготовка нужна не только ребенку, а и его родителям, особенно тем, у кого первый ребенок идет в школу. Как настроить ребенка на учебу? Как выбрать начальное образование из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребенка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребенка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия.

Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Предлагаемый проект поможет:

  • Психологически подготовить ребенка к переходу от игровой деятельности к учебной;
  • Развить психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
  • Подготовить руку ребенка к письму (мелкая моторика);
  • Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе);
  • Укрепить эмоциональную сферу как ребенка, так и его родителей(адекватное реагирование на эмоции окружающих);
  • Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог);
  • Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника;
  • Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
  • Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребенка к школе;
  • Дать необходимые знания родителям воспитанников, педагогам о грамотном подборе обуви, школьного рюкзака и принадлежностей;
  • Научить способам и методам снижения тревожности;

Планируемые занятия ПРОЕКТА с детьми наполнены различными игровыми заданиями, которые ориентированы на развитие у ребенка познавательных психических процессов, что является необходимой основой для овладения любым учебным материалом: счет, чтение, письмо. Сгруппированы по тематическому признаку, времени года, календарным праздникам. Использован наглядный материал, музыкальное сопровождение тематических игр, элементы награждения.

Встречи с родителями несут информативный характер, повышают уровень знаний в области детской психологии, сохраняют здоровье ребенка и непременно принуждают задуматься взрослых о психологическом благополучии своего ребенка.

При поступлении ребенка в школу, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Цель проекта.

Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

Дети:

  • Формирование психологической готовности детей к школе через развитие психических процессов.
  • Подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики ;
  • Формирование системы отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе);
  • Укрепление эмоциональной сферы ребенка, (адекватное реагирование на эмоции окружающих);
  • Освоить язык, как систему принятия и передачи информации (монолог, диалог);
  • Сформировать волевой и мотивационный компоненты будущего школьника;
  • Ориентация каждого ребенка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).

Родители, Педагоги:

  • Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
  • Обучение родителей воспитанников способам снятия тревожности;
  • Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
  • Общение с родителями воспитанников по теме проекта на сайте «КАЗИНОПА», тема: «БУМЕРАНГ»

Принципы реализации проекта

  • Целенаправленность процесса психологического развития на основе возрастных особенностей детей;
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы ;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
  • Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
  • Принцип системности и последовательности.

Субъекты проекта

  • Воспитатели;
  • Дети старшего дошкольного возраста;
  • Родители.

Срок реализации проекта

Учебный 2012 – 2013 гг.

Ожидаемый результат

  • Повышен уровень «психологической готовности» у детей старшего возраста к школе;
  • Сформированность мелкой моторики;
  • Снижение тревожности у детей и их родителей;
  • Повышение учебной мотивации у детей к школьному обучению, через стремление к успеху;
  • Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
  • Разработка буклетов и консультаций для родителей.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы.

Гипотеза

Развитие психических процессов через занятия с самими детьми, повышение уровня психологической грамотности у родителей воспитанников и педагогов позволят эффективно воздействовать на уровень индивидуального развития каждого ребенка, а как следствие, грамотно повысить психологическую готовность детей к начальному школьному звену.

2 этап. Организация реализации проекта.

Задачи:

  • Проведение диагностического обследования детей «Психологическая готовность к школе (методики: Агафонова, Йиерасек «Тест школьной зрелости»). Выявление индивидуального уровня развития детей.
  • Совместная образовательная деятельность педагога — психолога с детьми: Занятия по авторской Программе: «На пороге школы» (октябрь – май)
  • Проведение бесед и индивидуальных консультаций для родителей и педагогов «Психологическая готовность к школе» с использованием ЭОР,internet (сайт ДОУ на Казинопе).
  • Семинары «Адаптация», «Время сотрудничества» — психологическая готовность к школе.
  • Посещение родительских собраний групп с целью объединения участников Проекта и заинтересованности в работе.

3 этап итоговый.

Задачи:

  1. Контрольное диагностирование воспитанников для изучения изменения уровня индивидуального развития психических процессов.
  2. Индивидуальное консультирование родителей и педагогов в рамках Проекта готовности ребенка к школе.

Ожидаемый результат:

  • Динамика в индивидуальном развитии детей;
  • Повышение психологической культуры родителей, педагогов
  • Овладение способами снижения тревожности.
  • Грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.

Продукт проектной деятельности: мониторинговое исследование уровня динамики индивидуального развития психических процессов старших дошкольников в виде графиков, диаграмм, аналитических справок.

Методика проведения занятий по подготовке к школе в ДОУ

Для достижения поставленных целей и задач педагогу необходимо не только грамотно выбрать содержание занятия, но и логично выстроить его структуру.

Временной план НОД по подготовке к школе

Как и другие занятия со старшими дошкольниками, урок по подготовке к школе длится 25–30 минут. В эти временные рамки вписываются 4 этапа работы:

  1. Актуализация опорных знаний (вводный этап) — 2–3 минуты. Педагог мотивирует ребят на работу, дети повторяют материал, усвоенный раннее, проверяют домашнее задание, если этот вид работы предполагается.
  2. Основной этап — до 15 минут. За это время дети знакомятся с новым материалом, объединяя полученную информацию с уже освоенной. Кроме того, основной этап включает проведение физкультминутки (дыхательных упражнений, пальчиковых игр).
  3. Закрепление изученного — до 8 минут. Изученный материал систематизируется с помощью практических приёмов (выполнения аппликаций, рисунков и пр.).
  4. Заключительный этап — до 4 минут. Педагог комментирует работу группы в целом и каждого ребёнка по отдельности. Дети оценивают себя на занятии, то есть осуществляется рефлексия.

На интегрированном занятии обычно даются задания по обучению грамоте, математике и ознакомлению с окружающей средой

Таблица: конспект интегрированной НОД «Скоро в школу!» в подготовительной группе (фрагмент)

АвторХарланова И., воспитатель МАДОУ детский сад №10 «Колокольчик», г. Коломна, Московская обл.
Вводный этапВ.: Ребята, поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети и взрослые. Сегодня утром к нам пришла посылка, сейчас посмотрим от кого она (эти дети ушли в школу из нашей группы год назад). Открывает посылку, читает письмо: «Здравствуйте, дорогие друзья! У меня всё хорошо, мне очень нравится учиться в школе, появилось много хороших друзей. Я стараюсь учиться на «4» и «5», а ещё в школе очень важно быть добрым, чтобы было много друзей. Знаю, что вы тоже скоро пойдёте в школу, и поэтому передала для вас интересные задания. Когда вы их выполните, вас ждёт сюрприз. Удачи вам и успехов, до встречи». В.: Я знаю, что вы хотите пойти в школу, а для чего? Ответы детей…>
Основная часть<�… В.: Посмотрим, что за задание… Нужно отвечать на вопросы полным ответом, готовы?
  • Какое сейчас время суток?
  • Время года за окном?
  • Назовите соседей весны. <�…>

В.: Вспомним, из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса).

  • Что такое условие? (Это то, о чём говорится в задаче).
  • Что такое вопрос? (Это то, что надо найти в задаче) <�…>

В.: Молодцы! Давайте составим задачу по картинке. Расскажите свою задачу. (Ответы детей). <�…> Выполните графический диктант:

  1. Поставьте карандаш на красную точку.
  2. Пять клеточек вниз.
  3. Вернули карандаш на исходную точку.
  4. Три клеточки вправо. <�…>

В.: Давайте посмотрим, что в следующем конверте. Нужно ответить на вопросы:

  • Из чего состоит слово? (Из слогов).
  • Из чего состоят слоги? (Из букв).
  • А что такое буква? (То, что мы видим и пишем)…>
Закрепление изученного<�… В.: Посмотрите: на конвертах написаны слоги. Попробуем составить из них слово. Дети составляют слово «ДОБРОТА», читают его. В.: Ребята, а как вы думаете, что такое «доброта»? <�…> Дети читают стихотворения о доброте и вежливости.
Заключительный этап<�… В.: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу, говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку. При этом улыбаясь, ведь от улыбки хмурый день становится светлей. Красивое слово и жить помогает. Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Что же вы сегодня делали? (Ответы детей). Смотрите, у нас ещё одно письмо. «Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями и заслужили сюрприз. До встречи в школе». Воспитатель раздаёт ребятам медальки — смайлики. В.: Спасибо нашим гостям, воспитателям, спасибо нашим ребятам!
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanoi-nod-na-temu-skoro-v-shkolu-v-podgotovitelnoi-grupe.html

Видео: открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

https://youtube.com/watch?v=YlOrFybQODI

Подготовка к школе — длительный и систематический процесс, который осуществляется в детском саду, начиная с первой младшей группы. Но если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети осваивают социально-коммуникативные навыки, имеющие ключевое значение для последующего образовательного этапа, то в старших группах эта работа приобретает характер непосредственной образовательной деятельности, то есть организуется на специальных занятиях. Как правило, педагог планирует эти уроки интегрированными, то есть включающими работу по всем образовательным направлениям согласно ФГОС.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]