Планирование
Одна из задач, стоящих перед воспитателем, планирующим подготовку выбранной темы обогащение словарного запаса обучаемых детей и активное использование лексики проводимого занятия. В связи с этим в ежедневных беседах важно употребление терминов, понятий и обсуждение вопросов, имеющих прямое отношение к теме:
Скворечник
- «перелётные птицы», «зимующие», «водоплавающие», «лететь на зимовку», «скворечник», «гнездо», «высиживать яйца», «выводить потомство»;
- лебеди, утки, грачи, ласточки, аисты, скворцы, жаворонки;
- где живут птицы, как выводят потомство, чем питаются подрастающие птенцы;
- зима — тяжёлый период в жизни пернатых; чем люди могут поддержать птиц.
Кульминацией проведённой работы должно стать запоминающееся мероприятие, в ходе которого ребятам удастся воспользоваться приобретёнными знаниями. В качестве заключительного аккорда подойдёт тематическая викторина, выставка поделок или рисунков по заданной теме. Участие родителей в творческом процессе всегда усиливает в детском понимании значимость происходящего события. По-настоящему запоминающимся станет вывешивание на участке кормушек, созданных с помощью мам и пап воспитанников.
Рисунок
Мини–проект тематической работы
Для развития и поддержания интереса к предложенной теме в течение проводимой тематической недели желательно создать у детей дополнительные эмоции и переживания, способные превратить абстрактно звучащие понятия в более реалистичные.
Интересно! Прослушивание и обсуждение литературных произведений, театрализация и просмотр видео и анимационных материалов, посвящённых жизни птичьей стаи, поможет ребёнку в большей степени проникнуться желанием помогать птицам и любить живую природу.
Календарный план старшая группа: на тему «Перелетные птицы»
Д/И с картинками «Перелётные птицы» Цель: Учить детей классифицировать птиц, находить на картинках знакомых перелётных птиц, называть их, использовать в речи обобщающие слова «перелётные», «зимующие» птицы.
Познавательный рассказ « Какие птицы первыми улетают в тёплые края?» Цель: Расширять представления детей о перелётных птицах, познакомить детей с понятиями «насекомоядные», «зерноядные» птицы. Подвести детей к общим выводам о том, почему эти птицы первыми покидают родные края.
Дежурство по столовой. Назначение дежурных: Даша, Давид. Цель: Учить детей правильно и аккуратно накрывать стол, поощрять стремление доводить начатое дело до конца. Воспитывать ответственность, аккуратность, трудолюбие.
П/У «Поведение за столом» Цель: Формировать у детей КГН и навыки самообслуживания, учить соблюдать элементарные правила этикета, осуществлять самоконтроль.
Индивидуальная работа по изобразительной деятельности с Цель: упражнять детей в умении правильно держать ножницы и действовать с ними, учить разрезать квадрат по диагонали, составлять и наклеивать изображение летящих птиц из треугольников.
П/У» Быстрые, ловкие, умелые» Цель: Закреплять умение детей быстро и самостоятельно одеваться в определённой последовательности, при необходимости вежливо обращаться к взрослому о помощи
Познавательный рассказ «Перелётные птицы» Цель: Предложить детям рассказать, каких птиц они часто видят во время прогулки, вспомнить названия пернатых, которых давно не видели. Рассказать детям, почему одни птицы остаются зимовать в наших краях, а другие улетают.
П/И «Воробышки и кот» Цель: Предложить детям рассказать правила игры, отвечая на вопросы воспитателя, развивать умение детей действовать по сигналу.
Д/И «А если много?» ( по теме недели) Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Трудовые поручения: сбор опавших листьев для поделок. Цель: Учить детей различать листья деревьев, сравнивать их по разным характеристикам.
Формирование КГН и навыков самообслуживания. П/У: «Где и как лежат наши вещи». Цель: Продолжать учить детей аккуратно складывать и вешать свою одежду в кабинку, ставить обувь в пакет. Воспитывать привычку делать это ежедневно.
Беседа о пользе дневного сна. Чтение х/л: С.Козлов «Гуси».
Вечер:
Бодрящая гимнастика, ходьба по массажным коврикам и дорожкам «здоровья»
Развивать умения детей самостоятельно одеваться после сна, аккуратно заправлять свою постель; воспитывать настойчивость.
Дежурство по столовой Цель: Учить детей оказывать помощь при сервировке стола. Стимулировать желание ответственно выполнять обязанности дежурного, воспитывать трудолюбие.
Дидактическая игра: «Орёл» (по теме недели) Цель: Учить детей правильно использовать в речи предлоги «под», «над».
Игра – инсценировка по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли, передавать характеры персонажей, испытываемые ими эмоции. Способствовать повышению выразительности речи, мимики, движений, поощрять желание попробовать себя в разных ролях.
Трудовые поручения: моем игрушки. Цель: Формировать у детей осознанное стремление к порядку. Совершенствовать трудовые навыки, связанные с мытьём игрушек, их размещением. Воспитывать трудолюбие, ответственность.
Индивидуальная работа по рисованию с Сашей, Даша, Вова. Цель: Упражнять детей в закрашивании изображения карандашом, не выходя за пределы контура. Закрепить названия перелётных птиц.
Наблюдение «Берёза в золотом убранстве» Цель: Расширять представление детей о многообразии деревьев, учить различать их по внешнему виду. Обратить внимание на характерные признаки берёзы.
П/И «Перелёт птиц» Цель: Познакомить детей с правилами игры, развивать умение легко двигаться, действовать по сигналу воспитателя.
Д\И «Угадай, чем» (по теме недели) Цель: Учить детей использовать в речи существительные в творительном падеже.
Таблица перспективного планирования мероприятий
Для достижения наибольшего эффекта от краткосрочного (1 неделя) проекта имеет смысл составлять календарный план, учитывая естественные обстоятельства — готовность птиц к отлёту в тёплые края (осенью) или прилёт после зимовки (весной). В весенние дни в народном календаре также есть даты и события, символами которых являются некоторые породы птиц. Народные традиции воспитывают уважение к истории своего народа, умение ценить культурное наследие родной земли и поддерживает связь времён.
Занимательная математика в играх дошкольникам
Время года (точный месяц определяется в зависимости от климатических особенностей региона и народного календаря) | Наблюдения и действия, проводимые на уличном участке во время прогулки | Мероприятия, проходящие в дополнение к ежедневным тематическим занятиям. |
Осень (конец сентября, октябрь, начало ноября) |
|
|
Весна (конец февраля, март, начало апреля) |
|
|
НОД на тему «Перелетные птицы» в старшей группе
Если тема недели «Перелетные птицы», старшая группа должна проводить разноплановые занятия, воспитывающие любовь и интерес к живой природе. Дети с удовольствием примут участие в изготовлении вкусного лакомства для пернатых друзей.
Для проведения занятия потребуются оговорённые заранее с родителями и принесённые ребятами из дома продукты:
- Сливочное масло или растопленное сало (смалец);
- Семечки тыквы и подсолнечника;
- Сушёные ягоды.
Семена, ягоды и смалец перемешиваются в большой ёмкости. Дети складывают пополам заранее подготовленные верёвочки длиной 35-40 см. Верёвочка должна помещаться в центре шаров, слепленных детьми из получившейся смеси. Готовое лакомство развешивается на ветках растущих на участке деревьев.
Занятия по оригами
Техника оригами развивает аккуратность, точность движений и глазомер.
Интересно! Дети, имеющие способности к складыванию, особенно маленьких бумажных миниатюр, имеют шанс в дальнейшем овладеть профессиями, требующими развитой моторики рук.
Схема-конспект Утка
Аппликация
Для аппликации на тему «Птицы» в старшей группе воспитатель выбирает технику по собственному усмотрению с учётом требований ФГОС.
Уроки рисования по замыслу для средних и старших групп детского сада
Для проведения занятия потребуется заранее подготовленный шаблон, изображающий контур птицы. Дети, перенеся изображение на плотный лист бумаги или картона, могут
- заполнить контур кусочками цветной бумаги в мозаичной технике;
- выполнять аппликацию путём накладывания вырезанных деталей друг на друга, используя для разных частей тела разноцветную бумагу
- сделать витражные аппликации из цветной кальки; подойдёт аппликация «перелетные птицы» и подготовительной группе
Витраж
Планирование тематической недели «Перелетные птицы»
Когда планируется тема недели «Перелетные птицы» в подготовительной группе, целью является проведения ежедневных занятий на одну тематику. Занятия проводятся в различной форме, что помогает дошкольникам сохранять интерес к теме на протяжении всей недели.
Изучение детьми птиц полезно для общего развития
Цель
Целью тематической недели «Перелетные птицы» является:
- получение дошкольниками новых знаний о животных;
- систематизация уже имеющихся;
- формирование устойчивого интереса к природе родного края;
- умение различать разные виды;
- формирование понимания важности животных в природе.
Лексическая тема
Лексическая тема «Перелетные птицы» преследует следующие цели:
- расширить лексический запас детей;
- повторить слова, уже знакомые детям;
- правильно формулировать предложения при составлении рассказа.
Обратите внимание! Для достижения этих целей воспитатель даёт детям задания из раздела лексики «Дополни!». Воспитатель читает короткие стихотворения о перелетных птицах, в которых пропущено последнее слово. Малыши должны вставить в рифму пропущенные слова.
Тематический словарный запас пополняется за счёт следующих слов:
- грач;
- стриж;
- ласточка;
- журавль;
- аист;
- трясогузка;
- кукушка;
- скворец;
- цапля;
- лебеди;
- жаворонок;
- гусь;
- пух;
- перья;
- клин;
- перелёт;
- скворечник;
- гнездо;
- насекомые;
- личинки насекомых;
- семена;
- певчие птицы;
- вить;
- выводить;
- высиживать;
- яйца;
- выкармливать;
- клевать;
- улетать;
- весна;
- зимовать.
Обязательно организовывается чтение книг
Итоговое событие
Итоговое событие в подготовительной группе рекомендуется провести в виде викторины. Группа делится на две или более команды с капитаном. Каждая получает задания по теме «Перелетные птицы». Каждое задание оценивается по бальной системе и по итогам определяется победитель.
Мини-проект
Для подготовки мини-проекта даётся одна неделя (поэтапный метод подготовки). Дети готовят его совместно с родителями дома. Каждый воспитанник и родитель получает название перелетной птицы, по которой он должен собрать информацию:
- Фото на съемном носителе, чтобы продемонстрировать его на мультимедийной доске с помощью проектора.
- Описание внешнего вида.
- Место обитания.
- Время возвращения в Россию и перелёта на зимовку.
- Особенности питания.
Инновационные технологии в образовании по ФГОС
После подготовки проекта, каждый ребёнок защищает его перед группой. Это итоговое занятие даёт возможность дошкольникам не только самостоятельно подготовить информацию, но и даёт опыт публичного выступления, помогает побороть робость и страх перед аудиторией.
Интересно! В мини-проекте может участвовать и старшая группа.