Беседа с родителями в детском саду на тему: «Ваш ребенок»


Цели: получение максимально возможной информации об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка; о спе­цифике и приоритетах семейного воспитания; о потребностях и запросах семьи в воспитании и развитии ребенка; о возможнос­тях конструктивного участия родителей в работе детского сада.

Создание условий: следует сразу же запомнить имена и от­чества родителей и обращаться к ним именно так; желатель­но, чтобы вас с собеседником не разделял барьер (стол); об­ратите внимание на то, чтобы высота стульев была одинако­вой; целесообразнее всего садиться лицом друг к другу, а не рядом, бок о бок; недопустимы прикосновения (тактильные контакты); если разговор все же происходит за столом, жела­тельно, чтобы вы отодвинули все бумаги; нельзя бросаться к телефону — его можно либо отключать на время общения с ро­дителями, либо просто просить перезвонить; не рекомендуется отвлекаться на рабочие разговоры с сотрудниками.

Желательна искренняя заинтересованность без излишней эмоциональности.

В ходе общения важно понять, какие особенности заме­чают родители в своем ребенке, как они их оценивают, как реагируют на эти проявления (позитивно, конструктивно или разрушительно). От того, насколько конструктивно родители взаимодействуют с ребенком дома, настолько просто или, на­против, сложно будет взаимодействовать с ним в группе дет­ского сада. Например, если малыш раннего возраста стремит­ся как можно больше самостоятельно двигаться, понимают ли родители, что для его нормального развития необходимо не ог­раничивать движение, а способствовать ему.

Если ребенок в три года проявляет свой «махровый» не­гативизм, что опять же является нормой, как родители реаги­руют на него: помогают ребенку конструктивно преодолеть затруднения в отношениях или стремятся его «переупрямить», «сломать», подчинить.

Отсюда в первой беседе руководителя с родителями мо­гут появиться вопросы:

Как вы относитесь к особым проявлениям вашего малы­ша: капризам, непослушанию и т. п.? Что считаете главным — сделать его послушным, подчинив себе волей, или даете ему возможность для проявления и закрепления самостоятельно­сти? Какие запреты существуют дома? Чему ребенок уже на­учился: как и что говорит; как двигается; что любит делать, как это получается? Кто ухаживает за ребенком, с кем он больше всего проводит времени? Чем члены семьи любят заниматься вместе? Чему уделяют больше внимания, времени? Что луч­ше всего получается делать вместе? В чем испытывают труд­ности? Как думают, с чем связаны эти трудности? На какие качества личности ребенка советуют ориентироваться, опи­раться воспитателям? Что бы посоветовали нам — всем тем, кто будет работать с ребенком в детском саду?

Без оперативного информирования родителей, а также без текущей помощи мам и пап детскому саду не обойтись.

Вы «назначили» родителей спонсорами ваших начинаний и преобразований? В этом случае, прежде чем думать о своих (не личных, конечно, а производственных) потребностях, оп­ределите, что наиболее важно для них? Их собственный ребе­нок, его благополучие, его здоровье, но уж никак не пробле­мы и нужды муниципального (по сути государственного) уч­реждения.

Что важно для вас? Получить необходимую помощь в приобретении линолеума (полотенец, книг, канцелярских принадлежностей и т. п.), организовать транспорт для выез­да группы на природу, сопровождение в театр и тем самым обеспечить детям безопасность, интересное и полезное времяпрепровождение, приобщение к культуре или здорово­му образу жизни и т. д.

Попробуйте использовать такую стратегию:

1. Предложите детям высказать свое мнение о том, какой пол им больше всего понравился бы в группе. Запишите все, даже самые нелепые, на ваш взгляд, идеи. Не корректируйте их, не приглаживайте. Вывесьте записи в приемной.

2. Сделайте рейтинговую оценку: выберите из детских фантазий несколько идей, которые ближе всего к вашим соб­ственным (например: большой ковер — красивый линолеум — паркет — крашеный пол), и предложите каждому ребенку в группе сделать выбор (поставить фишку, написать свое имя в колонке с выбранным вариантом).

У вас получится примерно такая табличка:

Большой

Красивый Паркет Крашеный
ковер линолеум пол
Лида Ира Петя Валя
Дима Ксюша Соня
Костя
3 2 1 2

Вместе с детьми сосчитайте, что у вас получилось.

3. Если удастся, предложите нарисовать помещение груп­пы с новым полом, запишите высказывания детей о том, по­чему именно таким он должен быть (чем нравится, чем это удобно). Рисунки, высказывания повесьте в приемной.

4. Напишите «открытое письмо» родителям. Например так: «Дорогие мамы и папы, наша любимая группа всем хоро­ша — теплая, уютная, но вот беда — все чаще и чаще мы спо­тыкаемся об углы и трещины на нашем старом линолеуме, появились разбитые носы и порванные колготки. Новый ли­нолеум позволил бы нам ходить без страха и угрозы упасть в самое неподходящее время. Поможете нам? Ваши любимые дети и воспитатели».

5. Сделайте точный обоснованный расчет расходов. При­ведите разные цены на линолеум, не забывая о его качестве.

6. Предложите альтернативу участия для родителей — если не денежный вклад, то не менее ценны предоставление транспорта для поиска и подвоза линолеума, выполнение ра­боты по освобождению пространства и настилу линолеума, предоставление аппарата для сваривания линолеумных швов, расстановка мебели.

7. Напишите большое благодарственное письмо родите­лям от своего имени и от имени детей.

Конечно, эти варианты более трудоемки, чем просто на­писанное объявление «Товарищи родители, срочно сдайте 100 рублей на приобретение линолеума. Администрация», но и эффект будет другим. Возможно, не более продуктивным, но более человечным, более «продолженным» — не будет стыд­но обращаться за помощью в аналогичных ситуациях еще и еще раз.

Объявления для родителей

Дорогие мамы и папы!

Мы так стараемся быть аккуратными, что душистое мыло опять кончилось, а от туалетной бумаги скоро останутся одни воспоминания.

Выручайте срочно!

Ваши сыночки и дочки

Дорогие мамы и папы!

В нашей группе ситуация ЧС — Чрезвычайной Сопливо­сти! Ранние холода мешают нашему счастью.

Мы очень хотим, чтобы наши носики дышали легко и свободно.

Пожалуйста, помогите нам экстренно заклеить окна. Мы ждем вашей помощи в среду и четверг в любое удобное для вас время.

Не забудьте положить нам в кармашки запасные пла­точки.

Ваши любимые детки

Дорогие мамы и папы!

Каждое утро мы собираемся на ковре в дружный кружо­чек, играем, делимся новостями и планируем свой день.

Чтобы нашим «хвостикам» было тепло и удобно, пожа­луйста, сделайте для нас подушечки.

Мы вам будем очень благодарны.

Ваши детки Объявляем конкурс «Подушки-подружки»!

Дорогие папы!

Теперь у нас в группе есть настоящая песочница. Мы с удовольствием играем в куличики, строим дома и дороги.

Вот только песок все время стремится рассыпаться по полу.

Пожалуйста, помогите сделать на нашей песочнице бор­тики.

Мы вас ждем и обязательно вам поможем.

Ваши детки

Папа!

Мы с мальчишками знаем названия многих автомоби­лей — «КАМаз», «Татра», «Мерседес», «Шевроле». Мы любим поговорить о машинах, о том, как мы вырастем и станем сами водить автомобили. У нас в группе есть одна книжка про ма­шины, а нам хочется увидеть и узнать про самые разные.

Давай, принесем в группу старые журналы «За рулем»? Все мальчики будут рады, и я больше всех.

Твой сын

Объявляем конкурс «Домашние рецепты»!

Мамочка — мамулечка!

Мы учимся готовить! Уже умеем делать бутерброды. На очереди — салат.

Нам нужно все, из чего можно делать салаты. А главное, необходимы простые рецепты и помощь.

Дочки-цветочки

Дорогие мамы и папы!

Наши дети решили начать новый проект и узнать как можно больше о МОРЯХ и морских обитателях.

Для этого у нас в группе есть книга «Морские чудовища», игра «По морям, по волнам», пластмассовые и резиновые рыб­ки, аквариум.

Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о мо­рях и тех, кто там живет:

• энциклопедии;

• морские раковины, камешки и прочие мелочи;

• картинки из журналов и сами журналы;

• фотографии ваших летних путешествий;

• макеты кораблей.

Мы надеемся на вас!

Консультация для педагогов ДОУ «Требования к проведению консультации с родителями».

Требования к проведению консультации с родителями.

Консультация как одна из индивидуальных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) помогает оказать им своевременную помощь в воспитании ребенка. Планируя индивидуальную консультацию, педагог должен учитывать их потребности в определенных знаниях. Если консультация возникает по инициативе самих родителей (законных представителей), то она называется стихийной или неплановой

. Если педагог не готов провести квалифицированную консультацию, то направляет родителей (законных представителей) к другим специалистам (врачу, педагогу-психологу, музыкальному руководителю, учителю-логопеду и т.д.).

Подготовиться к консультации педагог может, изучив необходимую литературу.

Если консультация запланирована и проводится по инициативе педагога, то она называется плановой.

Традиционно рекомендуется проведение 3–4 консультаций в год в каждой возрастной группе. Тематика консультаций разнообразна. В отличие от беседы в консультации ведущую роль играет специалист.

В ходе консультации важно избегать нравоучений, назиданий, а говорить с родителями (законными представителями) доступным языком, проявляя доброжелательность. Нельзя читать текст «по бумажке». Педагогу необходимо раскрыть суть заданного вопроса, например: как лучше закаливать ребенка, как организовать его досуг в семье, как отвечать на детские вопросы и т. д. Консультация может проводиться устно и письменно

. В письменной форме педагог может предложить родителям (законным представителям) памятки, фотографии, списки литературы.

При проведении групповой консультации

педагог объединяет родителей (законных представителей) по сходным проблемам воспитания. В педагогике это называется дифференцированным подходом. Так, педагог может объединить родителей (законных представителей), которые сталкиваются с проблемой детской ревности при наличии двух или трех детей в семье. Или пригласить на групповую консультацию родителей (законных представителей) часто болеющих детей и дать им исчерпывающую информацию по укреплению здоровья, закаливанию, рациональному питанию, развитию движений. К проведению такой консультации можно пригласить медицинского работника, инструктора по физической культуре.

В настоящее время оправданны и «заочные»

консультации, когда педагог отвечает на вопросы родителей (законных представителей) в письменной форме. Плюсы подготовки и проведения такой консультации заключаются в том, что педагог на основе потребностей родителей (законных представителей) может заранее подготовить полный ответ или переадресовать вопрос другому специалисту, а родители (законные представители) могут задать вопросы, которые затрудняются озвучить в присутствии других людей.

«Телефон доверия»

как разновидность педагогической консультации используется в дошкольных образовательных организациях с целью доверительной конфиденциальной беседы специалистов с родителями (законными представителями). Эта форма может применяться как телефонный разговор по типу «горячей линии». Родители (законные представители) могут позвонить по указанному номеру и пообщаться со специалистами по волнующим их вопросам.

В какой бы форме ни проходила консультация, она должна дать родителям (законным представителям) что-то новое, полезное, расширить их педагогические знания.

Планирование групповых консультаций для родителей детей дошкольного возраста

Вера Липина

Планирование групповых консультаций для родителей детей дошкольного возраста

Планирование групповых консультаций для родителей

Цель: помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств и методов воспитания; ознакомление с общими закономерностями развития детей; повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения.

Задачи: можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.

• изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности ребенка

• диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей

• широкое использование педагогических возможностей самих родителей (права и обязанности, интересы и возможности родителей)

• организация психолого-педагогической помощи семье

• использование активных форм общения с родителями, развивающие педагогические умения, навыки семейного общения, психолого-педагогическую зоркость

Время проведения: 2 раза в месяц

Продолжительность:1-1,5 часа в вечернее время

Результативность: в результате анкетирование, специфическими эффектами является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Актуальность работы с родителями мы видим в том, что родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять, а иногда просто не замечать их, свалить на влияние социума. Большое влияние на развитие ребенка имеет и стиль общения с родителями, факт принятия его в семье как личности способной на саморазвитие.

Перспективное планирование групповых консультаций для родителей

Месяц

проведения Участники Темы Цель Содержание

Сентябрь Родители групп ясельного и мл. дошкольного возраста Адаптация ребенка к новым социальным условиям.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду. Познакомить родителей с процессом адаптации. Определение понятия «адаптации»

, уровней адаптации. Тест для
родителей «Как адаптируется ваш ребенок»
. Виды помощи в процессе адаптации со стороны
родителей.
Сентябрь Родители всех возрастных групп Особенности и закономерности развития ребенка дошкольного возраста. Дать представление об особенностях развития детей по основным линиям развития. Особенности развития ребенка, составление портрета с помощью родителей. Тест рисунок для родителей «Я — ребенок, взрослый, родитель»

; интерпретация теста.

Октябрь Родители среднего и старшего возраста Проблемы детей — проблемы родителей.

Помощь родителям в решение проблем в обучение, развитие и общение с ребенком Рассматривание и обсуждение анонимных вопросов, обмен жизненным опытом, знакомство с психологической и педагогической литературой. Активное участие всех родителей

Октябрь Родители старших возрастных групп Я и мой ребенок. Решение проблемных ситуаций. Познакомить с популярной литературой по вопросам общения и развития ребенка Дать возможность родителям посмотреть на своего ребенка глазами других родителей; возможность получения новых знаний о развитии ребенка

Ноябрь Родители групп ясельного и мл. дошкольного возраста Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности. Знакомство родителей с психологией воспитания детей раннего возраста. Определить понятия капризности и упрямства Характеристика эмоционального развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, особенности протекания возрастных кризисов. Проявление упрямства и капризности в поведении, способы общения с ребенком в таких ситуациях, удовлетворение потребности в личностной реализации своего «Я»

Ноябрь Родители старших и подготовительных групп Какие мы папы, какие мы мамы Знакомство родителей с психологией воспитания детей, определение идеальных родителей Знакомство с характеристикой существующей типологии мам и пап, стили общения с ребенком. Проведение тестовой методики А. Варга.

Предложения родителей по вопросу составление портрета «идеальных родителей»

, сравнение себя с предложенным портретом

Декабрь Родители всех возрастных групп Взаимоотношения в семье. Знаете ли вы своего ребенка.

Определение взаимоотношений в кругу семьи; развитие представлений о своем ребенке, выработка нового стиля отношений Тестовая методика «Круг семьи»

. Определение взаимоотношений в семье, трудности, стиль общения, составление индивидуального портрета ребенка по наблюдениям педагога и
родителей
Декабрь Родители групп яельного и мл. дошкольного возраста Эмоциональные

нарушения в поведении.

Познакомить с характеристикой эмоционального развития детей раннего возраста; нарушения в эмоциональном развитии, способы и методы коррекции нетрадиционными техниками Характеристика эмоционального развития в хронологическом порядке. Особенность возрастного периода от 0 до 1 года жизни, от 2-х до 3-х лет. Трудности в управляемости поведения в эти периоды. Методы коррекции, снятие негатива.

Январь Родители средних и старших возрастных групп Как мы воспитываем своего ребенка (способы поощрения и наказания)

. Определение воспитательного потенциала
родителей с помощью поощрений и наказаний.
Можно ли обойтись без наказаний. Практикум для родителей; «круглый стол»

; обсуждение существующих поощрений и наказаний; причины тех или иных действий, источники их происхождения, плюсы и минусы каждого способа, влияние на личностное развитие ребенка. Решение проблемных ситуаций

Январь Родители мл. и средн. групп Темпераментные особенности, учет в воспитании и развитии ребенка Определить темперамент ребенка; характеристика индивидуальных особенностей и стиля деятельности, соотношение темпераментов родителей и детей Тест опросник (наблюдение)
родителей для определения темперамента ребенка. Характеристика каждого типа темперамента, их соотношение, влияние на личностное развитие ребенка. Особенности поведения, характеристика вида деятельности, эмоциональное состояние. Игры для детей каждого темперамента
Февраль

Родители мл., сред. и старш. групп Детские страхи Природа возникновения страхов. Как помочь ребенку победить свой страх. Способы коррекции детских страхов. Детские страхи в раннем возрасте. Проведение тестовой методики Захарова А. И. объяснение причин возникновения страхов, слова, движения, формирующие страхи у детей. Различия страхов у девочек и мальчиков, возрастная периодизация страхов. Страхи, приводящие к развитию невротической личности.

Февраль

Родители средних и старших групп Детская агрессивность Факторы провоцирующие возникновение детской агрессивности. Особенности поведении и способы коррекции через организацию игровой ситуации. Влияние семьи на возникновение агрессивного поведения как способа защиты. Рассматривание конкретных педагогических ситуаций, случаев проявления агрессивного поведения по отношению к детям, взрослым, предметам. Коррекция агрессивного поведения, построение новых взаимоотношений, вытеснение агрессивных реакций через нетрадиционные техники.

Март

Родители старших и подг. групп Гиперактивность – болезнь или особенность поведения. Знакомство с понятием ММД, особенность строения НС у ребенка раннего возраста, взаимосвязь влияние НС на поведенческие реакции ребенка. Шустрики и мямлики, какие они. Определение темпераментных особенностей ребенка по схеме наблюдения. Рассказ о ММД на конкретном примере. Способы организации деятельности и образовательного процесса с учетом особенностей поведения, влияние раздражающих факторов.

Март

Родители всех возрастных групп Об особенностях психологического и социального развития Индивидуальные особенности развития ребенка. Составление портрета ребенка на основе наблюдения и психологического тестирования (по желанию родителей)

Индивидуальные
консультации для родителей по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка. Индивидуальные возрастные особенности. Темпераментные особенности, свойства НС, характер, виды деятельностей и др.
Апрель

Родители подготов. группы Как выбрать школу: психологическая адаптация Определения понятия «готовности к школьному обучению»

и составляющие понятия, формирование психологической готовности к школьному обучению виды школ по направлениям и программам обучению. Знакомство с существующими образовательными программами, их направленность. Помочь
родителям правильно выбрать направление развития своего ребенка, исходя из его развития, умений, знаний. Знакомство с литературой по данной теме.
Апрель

Родители подготов. группы Готовность к школе: психологический аспект.

Диагностика готовности к школе, составляющие элементы. Самооценка ребенка, как важный элемент в школьной готовности. Знакомство с тестовыми методиками. Тестирование, виды тестовых методик, бесед при приеме ребенка в школу. Рекомендации по поводу бесед с учителем, направленности ребенка на обучение в школе. Обмен опытом между родителями.

Май

Родители всех возрастных групп Как развивать ребенка дома. Почему ребенку нужна игра. Знакомство с существующими образовательными программами, виды развивающих игра и их организация. Влияние домашнего развития на формирование личности ребенка. Родителям раздаются готовые карточки с существующими играми для детей разных возрастов для ознакомления и проигрывания в кругу родителей. Обсуждение влияние игр на развитие ребенка. Развитие познавательной и мыслительной деятельности, общения.

Май Родители всех возрастных групп Психологическая безопасность ребенка. Как проводить свободное время с ребенком Организация самостоятельной деятельности ребенка.

Знакомство с программами развития дома и знакомство с городом. Творческий диспут по поводу праздника города, организация игр по знакомству с городом, знакомство с образовательными программами существующими у нас по ознакомлению с городом (музеи, театры, библиотеки и др.)

. вопросы безопасности ребенка при организации его свободной деятельности дома и на улице, соблюдение правил безопасности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]