Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»»

Способ изображения рисунка для любого возраста

Любой ребенок может научиться рисовать, что мало зависит от его природных возможностей и способностей. Прежде всего, необходимо правильно подойти к процессу обучения. В этом и состоит задача взрослых: развить творческий потенциал ребенка. Хотите заинтересовать начинающего художника – ознакомьте его с нетрадиционными техниками рисования.

Одним из таких способов является граттаж. С этой техникой рисования можно ознакомить детей любого возраста, так как она удобна и интересна в исполнении. Для ребят младшего возраста основа для рисования делается взрослыми, более старшие дети могут выполнять ее самостоятельно.

Весь процесс делится на три основных этапа. Каждый из них будет интересен для детей. Такие занятия развивают у малышей воображение, внимание, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Работа над рисунками позволяет познавать детям окружающий мир и расширять кругозор, ребенок в несколько раз ускоряет развитие мелкой моторики и внимательности. Граттаж – это хороший способ для самовыражения детей старшего возраста, развития интеллектуальных возможностей.

Здравствуйте уважаемые зрители.

Меня зовут Александрова Наталия Николаевна. Я педагог дошкольного образования Провожу занятия по рисованию с детьми дошкольного возраста. Знакомлю детей с разнообразными художественными материалами, осваиваем разные техники рисунка и живописи. Одной из таких техник рисования является техника «Граттаж». Само происхождение слова «Граттаж» французское, что в переводе обозначает скрести, процарапывать. Поэтому есть и другое название – процарапывание. В качестве цветного слоя традиционно используются восковые мелки, поэтому иногда эту технику называют воскография. Работы, выполненные в этой технике, напоминают гравюры.

Подготовительные этапы рисования

Перед началом работы техникой граттаж необходимо подготовить инвентарь. Для занятия понадобится:

  • картон (предпочтительнее белый);
  • свечка или воск;
  • кисточка (желательно толстая натуральная);
  • восковые мелки;
  • туш или гуашь;
  • кусочек поролона;
  • острый предмет (зубочистки, крючок для вязания, ручка с закончившейся пастой).

Первый этап рисования выполняется ребенком. С помощью цветных мелков или красок картон закрашивается. Сделать это можно одним цветом, а можно разукрасить разноцветными пятнами. Во многом выбор цвета и количество пятен зависит от того, какой рисунок будет выцарапываться.

Поэтому конечный вариант должен быть обдуман еще на начальном этапе.Желательно выбирать контрастные и яркие цвета, которые в дальнейшем будут гармонировать с черным. Если на этом этапе взять цветной картон, то этот этап рисования может быть опущен, так как основа уже имеет необходимый оттенок.

Этот этап можно пропустить, и тогда в результате получится черно-белое изображение, которое также смотрится очень красиво.

Следующий шаг в технике граттаж – это покрытие разрисованного картона воском. Для этого берется обыкновенная свеча или кусок парафина (воска) и натирается вся поверхность. Очень важно это действие выполнить тщательно, и за этим нужно проследить.

Последний подготовительный этап – это нанесение гуаши на восковой слой. Здесь есть маленький секрет, который позволяет краске хорошо впитаться и в дальнейшем не тянуться за рукой юного художника и не пачкать его.

В отдельной посуде разведите необходимое количество гуаши с шампунем или мыльной водой.

Подготовленную краску наносим широкой кистью в одном направлении. Гуашь может скатываться. Если такое происходит, то после высыхания первого слоя наносится второй.

Даже если подготовительные процессы осуществляются взрослым, очень важно для детей объяснить, что и для чего делается, чтобы в последующем они сами могли легко и правильно сделать основу под рисунок, выполненный техникой граттаж.

Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж

Автор и название занятияХод занятия
Савчук Л. «Цветы для феи» Старший дошкольный возрастРебята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Хотите? (Да). А куда именно, вы догадаетесь сами, когда послушаете мой рассказ: «Это необычная, волшебная страна. По улицам которой разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома — разноцветные». — Что это за страна? (Рисовандия) Правильно, ребята. Она на самом деле — волшебная! Почему? (Все, кто туда попадает, становится волшебником). — Вспомните, мы уже бывали в ней и многому научились. Чему именно? Вспомнить с детьми чему они научились на прошлых занятиях (закрашивать яблочки в технике по мокрому слою бумаги, рисовать сказочную поляну в технике монотипия и набивной жёсткой кистью: рисовать разнообразные образы в технике кляксографии, рисовать дерево саксаул способом выдувания кляксы трубочкой).
— Ой, посмотрите, а здесь письмо (показать большой, красивый конверт). От кого? От Феи! Причитаем, что она пишет? (Да). «Здравствуйте дорогие ребята! Я узнала, что Вы путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал цветов. А где их взять зимой? Только на Вас надежда! Нарисуйте их, а я оживлю и украшу ими свой дворец. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники! Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея». (Читать письмо можно под музыку). — Поможем доброй Фее? (Конечно). Тогда за дело! — Но что это? Кто-то измял письмо и испачкал его. (Поменять конверты во время чтения письма). Ничего не понимаю! (вытаскивая из конверта чёрную бумагу и заострённые палочки вместо кисточек). Что случилось? Посмотрите, здесь ещё одно письмо. Интересно, что в нём…. «А, вы решили, что победили? Не тут — то было! Я — великий Ляпсус-Тяпсус! Мне 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за двести. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое…. Ха-ха-ха! Посмотрим, что у Вас получится! Ляпсус-Тяпсус.» — Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Фее? (Предположения детей).
— Ну что ж, другой бумаги у нас всё равно нет, а рисовать можно и острыми палочками! Показать способ процарапывания заострённой палочкой. — Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге цветы штрихами и чёрного исчезнет. Получается? (Да). Вот и хорошо! Цветы можно нарисовать в вазе, можно на лугу, или просто расположить их красиво по всему листу бумаги. — Ну что, за дело? (Да). Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи!
Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение. По ходу деятельности следить за правильностью выполнения, при необходимости напомнить способ рисования цветов в технике штриха. Готовые работы расположить на одном столе, полюбоваться ими, отметить наиболее выразительные рисунки.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-obrazovatelnoi-oblasti-hudozhestvenoe-tvorchestvo-netradicionaja-tehnika-risovanija-gratazh.html
Почанина Е.А. «Космический пейзаж» Подготовительная группа1. Организационная часть Педагог: — Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка: Он чёрен как ночь И звёзд в нем не счесть Планет и созвездий В нём множество есть Что же это за место, Возникает вопрос И каждый ответит Ведь это же……………………….(космос) Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят — очень много звёзд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и т. д,). Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе
Игра: «Космическое путешествие» Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами. — Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчёт времени. Пять, четыре, три, два, один… Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание! Экипаж, идём на посадку. Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира. Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!! Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите? Ответ детей: Нашу планету, звёзды, луну, спутники, комету и др. Внимание!!! Ракета идёт на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что увидите, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам). Педагог: А теперь пора прощаться И на Землю возвращаться Командиры по местам! Старт, давайте кораблям. Внимание!!! Начинается обратный отсчёт времени: Пять, четыре, три, два, один…. Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у) Педагог: Вот вернулись из полёта. Наши храбрые пилоты.
Понравилось вам путешествовать? Вы увидели много интересного, вам будет о чём рассказать землянам, а ещё лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. — Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины)
2. Практическая часть: — Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объёмными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребёнка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне».
3. Итог занятия Выставка рисунков. Педагог: О чём вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребёнком стихотворения В.Татаринова «Космонавт» Я ракету выстрою, в дальний путь уйду. Самую лучшую выберу звезду И в пути, конечно, я вспомню милый дом И пятиконечные звезды над Кремлём. Где планеты кружатся, мой корабль пройдёт. Там со мной подружится солнечный народ. И мальчишки местные встретятся со мной, Я спою им песенку о Земле родной!
Цит. по: https://dohcolonoc.ru/cons/4601-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-posredstvom-tekhniki-risovaniya-grattag.html

Что такое граттаж

Воскография – это древняя техника нанесения изображений при помощи выцарапывания. Под современным граттажем (фран. gratter — скрести, царапать) понимают процарапывание рисунка на листе бумаги или дощечке, которая покрыта тонким слоем воска и туши. В настоящее время это распространенный профессиональный метод создания графических художественных композиций. С его помощью можно добиться четких штрихов и создать эффектный образ с минимальными усилиями.

Рисунки в технике граттаж приобрели большую популярность в начале прошлого столетия. Тогда в России стали активно практиковать технику гратографии, которую начали использовать для реализации экспрессивных и фантастических произведений. Особую популярность тогда приобрели работы М.В. Добужинского и литовского графика Д.К. Тарабильдене. Последний проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад», используя данную технику.

Выцарапывание рисунка на черном фоне предполагает использование любого острого предмета подходящего диаметра. Традиционно для процарапывания штрихов и изображений применяются гусиные перья, деревянные палочки и незаправленные перьевые ручки. Суть техники современного граттажа следующая: на плотную бумагу или лист картона наносится толстый восковой слой, который затем покрывается тушью черного цвета. Когда острым предметом процарапывается слой туши, на черном фоне образуются штрихи, цвет которых будет соответствовать цвету подложки из воска.

Чтобы создать черно-белое изображение, белый лист бумаги нужно покрыть воском и тушью, а для получения эффектного разноцветного рисунка – подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Допустим еще один вариант – сначала основу следует прокрасить акварелью, задавая цветовой контекст будущего рисунка, после чего покрыть ее воском и покрасить тушью. В итоге получится цветной граттаж.

Не случайно граттаж стал популярным в начале прошлого столетия, ведь тогда ценились такие качества, как простота, неординарность и лаконичность. Создавать рисунки на черном фоне с эффектом полутона посредством граттажа можно было с помощью контуров. Такая техника часто встречается в журналах и газетах того времени. Если качество печати тех работ было посредственным, то среди рекламной продукции встречаются виртуозные примеры, которые показывают мастерство и широкий диапазон возможностей граттажа.

Даже в нынешнее время граттаж является уникальной техникой рисования, которая активно внедряется в программы по дошкольному развитию. Граттаж для детей представляет собой относительно простой способ создания рисунков, которые таит в себе большой обучающий потенциал. Он знакомит малыша с основами композиции, развивает мелкую моторику рук и воображение, дает представление о физических свойствах туши, воска и красок, а также оказывает комплексное воздействие на детское развитие.

  • Френч-пресс для чая и кофе — как выбрать и пользоваться
  • Вросший ноготь на большом пальце ноги — лечение
  • Как подстричься дома самой
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]