Картотека игр и упражнений для развития грамматической стороны речи для младших дошкольников


Ход игры:Воспитатель объясняет детям правила игры:

О – Сейчас поиграем в игру «Дружные ребята»

. Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна – бельчата, вторая – лисята. Вот ваши дома (воспитатель ставит в разных концах зала стулья, на которые сажает белку и лису). Когда услышите танцевальную музыку, будете танцевать и бегать – резвиться на лужайке. При команде
«Волк в лесу!»
все бегите к своим мамам. Выиграют те, кто скорее соберется. Игра повторяется три-четыре раза.

Два брата

Задачи: Формировать умение соотносить и использовать в речи видовые пары глаголов.

Наглядный материал:Игрушки: медвежата Шустрик и Мямлик.

Дистанционное образование

Планирование работы по ЗКР в младшей группе

  1. Основные направления работы:
  • Формирование правильного произношения
  • Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
  • Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
  • Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
  • Развитие мелкой моторики
  1. Рекомендации по планированию работы по ЗКР:
  • Как элемент речевого развития в образовательных областях проводится 2 раза в неделю
  • В календарном плане работа по развитию ЗКР (дыхания, слухового внимания, интонации) учитывается ежедневно
  • Развитие мелкой моторики также осуществляется ежедневно
  • В планировании должна быть отражена индивидуальная работа
  1. Планирование работы со звуками:

Дидактические игры и упражнения:

  • Игры на формирование правильного произношения звуков – 7в, с.54-95, логопедическое лото, домино,
  • «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию),
  • «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» (7г, с. 28),
  • «Логический поезд»,
  • «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49),
  • «Собери букет» (7д, с.52),
  • «Найди пару» (7д, с.53), «Магазин» (7д, с.50),
  • «Поезд» (7д, с. 61),
  • «Найди место картинке» (7г, с.29),
  • «Волшебная палочка» (7л, с.24),
  • «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99),
  • «Покатаем на машине» (7б, с.27),
  • «Назови продукты» (76, с. 141),
  • «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз — 7е с,59),
  • «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком),
  • «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми звуками) (7е, с.30),
  • «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов — все части речи — с заданным звуком),
  • «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок.
  1. Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих речевых навыков:
  • Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:

Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки…) Вести работу по воспроизведению серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.

Дидактические игры на развитие слухового внимания:

  • «Повтори за мной» («Попугай»,«Магнитофон»),
  • «Продавец и покупатель»(7г,с. 16),
  • «Телефон»(7 л, с.89,94), «Кто что услышал?» (7г, с.15,16),
  • «Кто позвал?» (7г, с.22),
  • «Где звучит?» (7г,с 15),
  • «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом — 7г,с. 18),
  • «Чей голос?» (птицы и животные — 7г, с.21),
  • «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89),
  • «Переполох», «Ветер и птицы», («Солнце и дождик» — 7г, с. 19,20),
  • «Улитка» (7г, с.22),
  • «Лягушка» (7г, с.22),
  • «Найди ошибку» (7б, с.25), стихи, небылицы…

Дидактические игры на развитие фонематического слуха:

  • «С какого звука начинается твоё имя?»,
  • «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151),
  • «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант), «Испорченный телефон», «Выдели голосом» (произнесение ребёнком слова с выделением голосом заданного звука –хххвост, меххх,…) +д/и из пункта №3
  • Развитие артикуляторного аппарата:

В данном возрасте артикуляторная гимнастика очень эффективна! Рекомендуется ежедневно включать 1-2 минутные артикуляторные упражнения в любые режимные моменты: после зарядки, после сна, как паузы для отдыха

Необходимо наличие:

  • картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7в с.32-39, 7е, 7д, 7м с.125)
  • сказки о « Весёлом язычке» (7л с.31,53,79,111; 7д;…)
  • материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7и, 7е)
  • Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:

В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

Дидактические игры для выработки длительного выдоха:

  • «Футболисты»,
  • «Чья снежинка,… дальше полетит?» (7г, с.40),
  • «Насос», «Дровосеки»,« Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40), «
  • «Узнай по запаху» (любые ароматы — 7г, с. 40),
  • «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф… – 7 л,с87),
  • «Пузырь.» (дифференциация С — Ш — 7г, с.42),
  • «Вьюга» («Гудок» — 7г, с. 51)

Дидактические игры для развития речевого дыхания:

  • «Придумай фразу» (7г, е.44),
  • «Назови соседей» (7г, с.44),
  • «Эхо» (повторить фразу з 3-5 слов),
  • «Волшебное зеркало» (7г, с.45),
  • «Определи место игрушки» (7г, с.49),
  • «Кто кого?» (7г, с.52)
  • Работа над выразительностью речи:(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция…):

Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов (подбирать слова со сложной слоговой структурой).

Игры-драматизации: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Медведь и ёлка» — 7в с.53,54).

Хороводные игры, ролевые игры: «Гости», «Автобус», «Почта», «Телефон»,…. «Произнеси фразу с … настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51), «Перебежки» (7в с.51), «Угадай, какой поезд» (7б с.36)

  1. Развитие мелкой моторики:

В группе необходимо иметь:

  • картотеку пальчиковых игр, речь с движением
  • различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные бусы, …
  • пособия на застегивание пуговиц, шнуровки
  • пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек»

Дидактические игры на развитие мелкой моторики:

  • «Пианино»,
  • «Волшебный мешочек»,
  • «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь),
  • «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74),
  • «Прищепки» (7и, с.67 ),
  • «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75),
  • «Вышивалыцицы» (7и, с.70),
  • «Найди сюрприз» (7и, с.66),
  • «Маленький аптекарь» (7и, с.69),
  • «Цветные капли» (7и, с.68), «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»
  1. Организация уголка ЗКР:
  • Для уголка необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:
  • систематизированные речевой и наглядный материал
  • картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки артикуляционных упражнений
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания
  • картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками
  • Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)
  • Уголок пополняется ежемесячно:
  • речевой и наглядный материал согласно планированию
  • материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя
  • любая д/и для работы со звуками (одна) и для развития общих речевых навыков (одна)
  1. Рекомендуемая литература:
  • а. Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»
  • б. Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»
  • в. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
  • г. Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»
  • д. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
  • е. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»
  • ж. «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»
  • з. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»
  • и. Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»
  • к. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
  • л. Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
  • м. Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»
  • н. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Учитель-логопед
МикушинаЕ.С, высшая квалификационная категория

Методическая копилка

Ход игры: В гости к детям приходит медвежонок. Дети окружают его.

– Медвежонок умеет выполнять поручения.Его можно попросить: «Мишка, ляг на бочек»

,
«Ляг на спинку»
,
«Ляг на животик»
. А еще он умеет петь.Попросите:
«Мишка, спой»
. Вот как поет медведь. Понравилось?
(Слова сопровождаются действиями с игрушкой.)
По желанию детей мишка выполняет разные задания. Если ребенок молчит, воспитатель задает наводящие вопросы.

О – Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку?Давай попросим вместе: «Мишка, ляг на животик»

.

Можно давать и другие задания мишки: «Поезжай (с горки)

»,
«Поскачи»
,
«Попляши»
и т. д.

Потерялись

Задачи: Учить соотносить название животного и его детеныша.

Наглядный материал: Игрушечный домик. Животные (игрушки)

: утка – утенок, курица – цыпленок, коза – козленок, корова – теленок, лошадь – жеребенок.

Ход игры:Воспитатель расставляет в разные места комнаты игрушки: утку, курицу, козу и т. п.На ковре игрушечный домик: «Кто в теремочке живет?»

– Давайте посмотрим. «Кря-кря-кря»

, — кто это? Утка?
(Достает из теремка.)
Большая и маленькая? Маленькая? Это ребята утенок. Маленький утенок. А утка его – мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
(Ребенок ходит по группе, ищет.)
А это чей голосок: «Пи-пи-пи»

? Кто это?
(Достает цыпленка.)
Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка. И т. д.

Когда дети найдут мам для всех малышей, они сажают игрушки парами. Дети рассматривают их,называют: утка – утенок, курица – цыпленок и т. д. Зверей сажают в машину (или поезд)

и увозят в гости к другим детям.

Чей голос?

Задачи: Различать животных и их детенышей по «голосам»

. Правильно соотносить их названия.

Наглядный материал:Игрушки: мышка – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок.

Ход игры: В гости к детям приходят (приезжают)

звери. Звери хотят поиграть. Надо догадаться, чей голос звучит.

«Му»

, о – кто так мычит?
(Корова.)
А тоненько кто мычит?
(Теленок.)
«Ква-ква»

о – чей голос? Это грубый голос? А кто тоненько квакает?
(Лягушонок.)
Лягушка большая, квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
(Лягушонок.)
и т. д.

После игры дети могут поиграть с игрушками.Для этого надо правильно позвать животное: «Лягушонок, иди ко мне»

,
«Утенок, иди ко мне»
.

Домик для зверят

Задачи: Активизировать употребление в речи детей названий детенышей животных.

Наглядный материал: Поднос с игрушками,изображающими детенышей животных: бельчат, зайчат, утят, мышат и т. д. – по количеству детей. Строительный материал.

Ход игры: Воспитатель вносит поднос с игрушками. Дети окружают его.

О – К нам в гости пришли зверята. Мы сегодня будем строить для них домик. Хотите? Выберите, для кого будите строить домик,и попросите правильно: «Дайте мне, пожалуйста, утенка»

или
«Дайте мне, пожалуйста, бельчонка»
.

О – Кого тебе дать, Оля? А тебе?

Ребенок получает игрушку, если правильно называет детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово или его начало, просит повторить наименование.

На ковре раскладывается строительный материал. Дети строят для своих зверят домики, играют с ними.

Поручение

Задачи: Упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов. Активизировать употребление в речи названий детенышей животных.

Наглядный материал:Игрушки: бельчонок и котенок.

Ход игры: Раздается мяуканье.

– Кто это мяукает? Где он (Выходит в раздевалку вместе с детьми.)

– Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок.

Зверята хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. «Бельчонок, поскачи!»

Вот как скачет!А котенка можно попросить :
«Котенок, спой!»
Вот как поет котенок. Кого хотите попросить? О чем?

После игры зверята прощаются с детьми и уходят (уезжают)

.

Дружные ребята

Задачи: Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей. Активизировать употребление в речи детей этих названий.

Наглядный материал:Игрушки: белка и лиса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]