Ход игры:Воспитатель объясняет детям правила игры:
О – Сейчас поиграем в игру «Дружные ребята»
. Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна – бельчата, вторая – лисята. Вот ваши дома (воспитатель ставит в разных концах зала стулья, на которые сажает белку и лису). Когда услышите танцевальную музыку, будете танцевать и бегать – резвиться на лужайке. При команде
«Волк в лесу!»
все бегите к своим мамам. Выиграют те, кто скорее соберется. Игра повторяется три-четыре раза.
Два брата
Задачи: Формировать умение соотносить и использовать в речи видовые пары глаголов.
Наглядный материал:Игрушки: медвежата Шустрик и Мямлик.
Дистанционное образование
Планирование работы по ЗКР в младшей группе
- Основные направления работы:
- Формирование правильного произношения
- Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
- Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
- Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
- Развитие мелкой моторики
- Рекомендации по планированию работы по ЗКР:
- Как элемент речевого развития в образовательных областях проводится 2 раза в неделю
- В календарном плане работа по развитию ЗКР (дыхания, слухового внимания, интонации) учитывается ежедневно
- Развитие мелкой моторики также осуществляется ежедневно
- В планировании должна быть отражена индивидуальная работа
- Планирование работы со звуками:
Дидактические игры и упражнения:
- Игры на формирование правильного произношения звуков – 7в, с.54-95, логопедическое лото, домино,
- «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию),
- «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» (7г, с. 28),
- «Логический поезд»,
- «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49),
- «Собери букет» (7д, с.52),
- «Найди пару» (7д, с.53), «Магазин» (7д, с.50),
- «Поезд» (7д, с. 61),
- «Найди место картинке» (7г, с.29),
- «Волшебная палочка» (7л, с.24),
- «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99),
- «Покатаем на машине» (7б, с.27),
- «Назови продукты» (76, с. 141),
- «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз — 7е с,59),
- «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком),
- «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми звуками) (7е, с.30),
- «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов — все части речи — с заданным звуком),
- «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок.
- Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих речевых навыков:
- Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки…) Вести работу по воспроизведению серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Дидактические игры на развитие слухового внимания:
- «Повтори за мной» («Попугай»,«Магнитофон»),
- «Продавец и покупатель»(7г,с. 16),
- «Телефон»(7 л, с.89,94), «Кто что услышал?» (7г, с.15,16),
- «Кто позвал?» (7г, с.22),
- «Где звучит?» (7г,с 15),
- «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом — 7г,с. 18),
- «Чей голос?» (птицы и животные — 7г, с.21),
- «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89),
- «Переполох», «Ветер и птицы», («Солнце и дождик» — 7г, с. 19,20),
- «Улитка» (7г, с.22),
- «Лягушка» (7г, с.22),
- «Найди ошибку» (7б, с.25), стихи, небылицы…
Дидактические игры на развитие фонематического слуха:
- «С какого звука начинается твоё имя?»,
- «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151),
- «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант), «Испорченный телефон», «Выдели голосом» (произнесение ребёнком слова с выделением голосом заданного звука –хххвост, меххх,…) +д/и из пункта №3
- Развитие артикуляторного аппарата:
В данном возрасте артикуляторная гимнастика очень эффективна! Рекомендуется ежедневно включать 1-2 минутные артикуляторные упражнения в любые режимные моменты: после зарядки, после сна, как паузы для отдыха
Необходимо наличие:
- картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7в с.32-39, 7е, 7д, 7м с.125)
- сказки о « Весёлом язычке» (7л с.31,53,79,111; 7д;…)
- материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7и, 7е)
- Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Дидактические игры для выработки длительного выдоха:
- «Футболисты»,
- «Чья снежинка,… дальше полетит?» (7г, с.40),
- «Насос», «Дровосеки»,« Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40), «
- «Узнай по запаху» (любые ароматы — 7г, с. 40),
- «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф… – 7 л,с87),
- «Пузырь.» (дифференциация С — Ш — 7г, с.42),
- «Вьюга» («Гудок» — 7г, с. 51)
Дидактические игры для развития речевого дыхания:
- «Придумай фразу» (7г, е.44),
- «Назови соседей» (7г, с.44),
- «Эхо» (повторить фразу з 3-5 слов),
- «Волшебное зеркало» (7г, с.45),
- «Определи место игрушки» (7г, с.49),
- «Кто кого?» (7г, с.52)
- Работа над выразительностью речи:(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция…):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов (подбирать слова со сложной слоговой структурой).
Игры-драматизации: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Медведь и ёлка» — 7в с.53,54).
Хороводные игры, ролевые игры: «Гости», «Автобус», «Почта», «Телефон»,…. «Произнеси фразу с … настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51), «Перебежки» (7в с.51), «Угадай, какой поезд» (7б с.36)
- Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением
- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные бусы, …
- пособия на застегивание пуговиц, шнуровки
- пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек»
Дидактические игры на развитие мелкой моторики:
- «Пианино»,
- «Волшебный мешочек»,
- «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь),
- «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74),
- «Прищепки» (7и, с.67 ),
- «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75),
- «Вышивалыцицы» (7и, с.70),
- «Найди сюрприз» (7и, с.66),
- «Маленький аптекарь» (7и, с.69),
- «Цветные капли» (7и, с.68), «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»
- Организация уголка ЗКР:
- Для уголка необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:
- систематизированные речевой и наглядный материал
- картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики
- картотеки игр и упр. на развитие дыхания
- картотеки артикуляционных упражнений
- картотеки игр и упр. на развитие дыхания
- картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания
- картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками
- Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)
- Уголок пополняется ежемесячно:
- речевой и наглядный материал согласно планированию
- материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя
- любая д/и для работы со звуками (одна) и для развития общих речевых навыков (одна)
- Рекомендуемая литература:
- а. Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»
- б. Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»
- в. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
- г. Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»
- д. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
- е. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»
- ж. «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»
- з. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»
- и. Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»
- к. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
- л. Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
- м. Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»
- н. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»
Учитель-логопед
МикушинаЕ.С, высшая квалификационная категория
Методическая копилка |
Ход игры: В гости к детям приходит медвежонок. Дети окружают его.
– Медвежонок умеет выполнять поручения.Его можно попросить: «Мишка, ляг на бочек»
,
«Ляг на спинку»
,
«Ляг на животик»
. А еще он умеет петь.Попросите:
«Мишка, спой»
. Вот как поет медведь. Понравилось?
(Слова сопровождаются действиями с игрушкой.)
По желанию детей мишка выполняет разные задания. Если ребенок молчит, воспитатель задает наводящие вопросы.
О – Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку?Давай попросим вместе: «Мишка, ляг на животик»
.
Можно давать и другие задания мишки: «Поезжай (с горки)
»,
«Поскачи»
,
«Попляши»
и т. д.
Потерялись
Задачи: Учить соотносить название животного и его детеныша.
Наглядный материал: Игрушечный домик. Животные (игрушки)
: утка – утенок, курица – цыпленок, коза – козленок, корова – теленок, лошадь – жеребенок.
Ход игры:Воспитатель расставляет в разные места комнаты игрушки: утку, курицу, козу и т. п.На ковре игрушечный домик: «Кто в теремочке живет?»
– Давайте посмотрим. «Кря-кря-кря»
, — кто это? Утка?
(Достает из теремка.)
Большая и маленькая? Маленькая? Это ребята утенок. Маленький утенок. А утка его – мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
(Ребенок ходит по группе, ищет.)
А это чей голосок: «Пи-пи-пи»
? Кто это?
(Достает цыпленка.)
Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка. И т. д.
Когда дети найдут мам для всех малышей, они сажают игрушки парами. Дети рассматривают их,называют: утка – утенок, курица – цыпленок и т. д. Зверей сажают в машину (или поезд)
и увозят в гости к другим детям.
Чей голос?
Задачи: Различать животных и их детенышей по «голосам»
. Правильно соотносить их названия.
Наглядный материал:Игрушки: мышка – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок.
Ход игры: В гости к детям приходят (приезжают)
звери. Звери хотят поиграть. Надо догадаться, чей голос звучит.
– «Му»
, о – кто так мычит?
(Корова.)
А тоненько кто мычит?
(Теленок.)
– «Ква-ква»
о – чей голос? Это грубый голос? А кто тоненько квакает?
(Лягушонок.)
Лягушка большая, квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
(Лягушонок.)
и т. д.
После игры дети могут поиграть с игрушками.Для этого надо правильно позвать животное: «Лягушонок, иди ко мне»
,
«Утенок, иди ко мне»
.
Домик для зверят
Задачи: Активизировать употребление в речи детей названий детенышей животных.
Наглядный материал: Поднос с игрушками,изображающими детенышей животных: бельчат, зайчат, утят, мышат и т. д. – по количеству детей. Строительный материал.
Ход игры: Воспитатель вносит поднос с игрушками. Дети окружают его.
О – К нам в гости пришли зверята. Мы сегодня будем строить для них домик. Хотите? Выберите, для кого будите строить домик,и попросите правильно: «Дайте мне, пожалуйста, утенка»
или
«Дайте мне, пожалуйста, бельчонка»
.
О – Кого тебе дать, Оля? А тебе?
Ребенок получает игрушку, если правильно называет детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово или его начало, просит повторить наименование.
На ковре раскладывается строительный материал. Дети строят для своих зверят домики, играют с ними.
Поручение
Задачи: Упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов. Активизировать употребление в речи названий детенышей животных.
Наглядный материал:Игрушки: бельчонок и котенок.
Ход игры: Раздается мяуканье.
– Кто это мяукает? Где он (Выходит в раздевалку вместе с детьми.)
– Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок.
Зверята хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. «Бельчонок, поскачи!»
Вот как скачет!А котенка можно попросить :
«Котенок, спой!»
Вот как поет котенок. Кого хотите попросить? О чем?
После игры зверята прощаются с детьми и уходят (уезжают)
.
Дружные ребята
Задачи: Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей. Активизировать употребление в речи детей этих названий.
Наглядный материал:Игрушки: белка и лиса.