Забота о здоровье в детском саду
Дошкольными образовательными учреждениями предусмотрен целый комплекс мер по сохранению и укреплению детского здоровья. Данный комплекс носит название «здоровьесберегающие технологии». Смысл их в объединении медиков, педагогов, родителей и детей с единой целью. Это система оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий, проводимых в процессе дошкольного воспитания.
Какие именно мероприятия проводятся в детском саду? Это кружковая работа, разминки и гимнастика, спортивные и подвижные игры, сеансы релаксации и динамические паузы для дошкольников. Кроме того, пальчиковая и дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз.
Правила – это важно
Итак, выбирать или нет для своих малышей динамическую гимнастику – воля родителей. Но если уж они сделали такой выбор, необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок получил от него только положительные эмоции и практическую пользу. Для этого важно исключить риск травм, учитывать возраст и состояние крохи. Если он не в настроении или болен – заниматься не следует.
Что же нужно знать, чтобы все сделать правильно?
- Учитывайте физическое состояние малыша. Занятие должно проходить либо за 1 час до еды, либо через час после. Кроха при этом должен быть в активном состоянии (не только что проснулся, не собирается спать). Кстати, после полутора месяцев периоды бодрствования начинают увеличиваться, что способствует увеличению арсенала проводимых упражнений.
- Для достижения эффекта закаливания грудничка раздевают полностью, а температуру в помещении поддерживают в районе 22 градусов. Для этого можно либо открыть форточку, либо проветрить комнату перед гимнастикой.
- Руки взрослого должны быть мягкими и теплыми. Поэтому их, как минимум, нужно хорошенько растереть.
- Поверхность, на которой с крохой будут заниматься, должна быть ровной и твердой (это может быть обычный стол), ее необходимо застелить фланелевой пеленкой или махровым полотенцем.
- Детки до года очень быстро утомляются от любой физической или психологической нагрузки, поэтому не занимайтесь слишком долго: 15 минут в день более чем достаточно.
- Нагрузку увеличивайте постепенно. Помните, что изначально это стресс для крохи, не сделайте его чрезмерным. Пары простых упражнений для начала хватит. Неправильно будет, к примеру, с первого же дня начинать перекидывать кроху через голову или бедро взрослого. Постепенно доводите количество до 2 упражнений на каждую группу мышц. Амплитуду движений, а также их интенсивность тоже повышать нужно постепенно. Именно поэтому лучше, чтобы занятия все-таки проводили не сами родители, а опытные специалисты.
- Каждое упражнение повторяют минимум 3 раза. При этом рекомендуется чередовать различные виды нагрузки.
- Если в процессе занятий у ребенка проявится протест против повышения нагрузки, что может выражаться недовольством, капризами, плачем, напряжением мышц, стоит на время остановиться на достигнутом уровне, не поднимая планку, а иногда бывает полезно даже «откатиться» немного назад. Помните о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, осваивает различные упражнения – тоже. Поэтому, строя программу таких занятий, ориентироваться нужно прежде всего на состояние самого грудничка, на его прогресс, а не на какие-либо нормативы. Занятия должны приносить малышу радость, а не лишать сил.
Что такое динамические паузы для дошкольников?
Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу такого возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.
Какую смысловую нагрузку несут динамические паузы для дошкольников? Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.
Что такое нейрогимнастика
Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение, «логос» — знание) — это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Кинезиология помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.
Нейрогимнастика для детей
Как возникла эта методика
После проведения научных исследований выяснилось, что благодаря определенным физическим упражнениям происходит благоприятное влияние на развитие интеллекта.
Обратите внимание! Вскоре ученым удалось создать новую систему «Кинестетический процесс», направленную на оптимизацию деятельности мозга через физические упражнения.
Над созданием новой программы нейрогимнастики — «Упражнения для детей от 3 лет» — работали американские психологи Пол и Гейл Деннисон. Главной задачей является активизировать природные механизмы работы мозга, благодаря правильно подобранным физическим упражнениям.
Как проводятся?
Что же фактически представляют из себя динамические паузы для дошкольников? Это подвижные игры, хороводы, упражнения на контроль осанки, физкультурные минутки и пальчиковые игры, а также массаж кистей рук и лица, упражнения под ритмичную музыку и специальные занятия по валеологии. Такие занятия можно начать с самого утра. Например, построить детей в круг, предложив каждому протянуть руки и поздороваться с соседями. Можно объединить детей в пары и предложить им стать локтем к локтю, плечом к плечу, спиной к спине. Такие паузы не только развлекают детей, поднимают настроение и позволяют окончательно проснуться по утрам, но и способствуют установлению дружелюбной атмосферы в коллективе.
Очень важно в этом возрасте правильное развитие звукопроизношения, поэтому занятия обязательно должны быть со словами. Динамические паузы для дошкольников 6-7 лет непременно должны включать в себя пословицы и поговорки на разные темы, небольшие стихотворные тексты. Можно предложить детям декламировать вместе с воспитателем веселые стихи про зверюшек, можно сопровождать это разнообразными движениями.
Суть методики
Физические упражнения полезны для развития грудничка, это бесспорно. Динамическая гимнастика – отдельная система физического развития малышей. От обычной она отличается наличием динамической составляющей. При обычной гимнастике ребенок большую часть времени лежит, а родители упражняют его тело. В динамических комплексах ребенок часто находится в воздухе и подвержен активным манипуляциям: его поднимают за ручки или ножки, подбрасывают, переворачивают, качают, вращают, перебрасывают через руку или плечо взрослого.
Понятно, почему вокруг этой методики много споров. Одни считают ее прекрасным стартом для маленького организма, другие видят в ней лишь неоправданный риск травм у младенца.
В чем же полезное воздействие таких занятий на организм ребенка?
- Прежде всего, они способствуют нормализации мышечного тонуса, с которым рождается каждый младенец.
- Благодаря активному движению такая гимнастика способствует планомерному укреплению мышечных тканей и улучшению гибкости суставов.
- Перемещения в пространстве прекрасно тренируют вестибулярный аппарат. Навык держать равновесие необходим в частности для своевременного освоения самостоятельной ходьбы.
- Динамические упражнения способствуют гармонизации деятельности нервной системы, укреплению иммунитета.
- Улучшают кровообращение и способствуют лучшему насыщению тканей маленького организма кислородом.
- Развивают дыхательную систему.
- Адаптируют организм крохи к стрессам окружающей среды.
- Помогают ребенку установить доверительные отношения с родителями, а соответственно – со всем окружающим миром, способствуя психическому и интеллектуальному развитию.
Многих родителей отпугивают недостатки этой системы, которые выглядят порой устрашающе:
- высокий риск травм (вывихи и подвывихи, растяжения, гиперподвижность суставов, ушибы);
- стресс для ребенка, вызванный временной утратой чувства безопасности, который, по мнению многих неврологов, может стать в будущем причиной гиперактивности;
- препятствие естественному угасанию рефлексов новорожденного, на которых динамическая гимнастика основана и которые должны в норме угасать в районе 4 месяцев;
- ослабление инстинкта самосохранения, что может в будущем привести к недооценке возможной опасности в разных ситуациях.
В любом случае, выбирая такой способ для развития своего малыша, родители полностью берут на себя ответственность за возможные последствия.
Тренируем мелкую моторику
Степень развития мелкой ручной моторики — один из важнейших показаний общего развития ребенка. Существуют целые методики развития и сохранения здоровья путем пальчиковых игр и массажа рук. Уже в двухлетнем возрасте малышей можно обучать приемам самомассажа. Существует масса забавных и поучительных стихов, посвященных детским ладошкам и каждому пальчику в отдельности, которые с удовольствием заучивают, сопровождают веселыми упражнениями.
Массировать пальцы нужно поочередно от большого к мизинцу. Каждый пальчик поглаживают от кончика до основания, попутно декламируя рифмованные загадки и потешки. Ладони можно массировать шариками разного размера, шестигранным карандашом или четками — это тоже динамические паузы для дошкольников. Старшая группа (начиная с 5 лет) уже способна понимать, что такое самомассаж лица для профилактики гриппа и ОРВИ. Детей обучают отыскивать на лице и шее особые точки, нажатием и массажем которых можно предупредить развитие простуды.
Когда и как начинаем?
Итак, если родители выбирают такую систему физического развития для своего чада, с чего и когда начинать динамическую гимнастику для грудничков?
Что касается возраста, то не рекомендуется начинать занятия ранее месячного возраста, когда мышцы и косточки ребенка еще слишком хрупкие. Родителям следует проявлять не фанатизм, а благоразумие, думая, прежде всего, о благополучии своего ребенка, а не о том, в чем и насколько он сможет «обскакать» знакомых детишек. С другой стороны, начинать занятия после 4, а тем более 6 месяцев, если до этого малыш не имел опыта динамических упражнений, тоже вредно, поскольку ребенок уже набирает вес, а его мышцы и связки к этому возрасту не так эластичны и податливы, как в 1–1,5 месяца. Соответственно, риск травм и растяжений будет выше.
Заниматься такой гимнастикой нужно ежедневно. Начинаются комплексы обычно с разогревающего массажа (в него входят поглаживания, разминания и растирания), продолжают их обычные простые упражнения для ручек и ножек (махи, сгибания, подъемы), и только затем подключают динамику. В качестве примеров простейших динамических упражнений можно назвать раскачивание ребенка вперед и назад при поддержке за руки, вертикальные вращения (малыша держат за руку или ногу), раскачивание на фитболе и другие.
Приступая к занятиям, объективно оцените свои силы. Просмотра видео в интернете, скорее всего, будет недостаточно. Пусть хотя бы первые несколько занятий проведет квалифицированный специалист (мануальный терапевт или реабилитолог), у которого вы научитесь правильно манипулировать телом крохи, особенно – правильно захватывать его суставы, чтобы не допустить травм. А еще лучше, попросите у него программу занятий, в которой виды и количество упражнений будут подобраны в нужной прогрессии.
Другие игры и упражнения
Комплекс физкультурных упражнений, используемый в динамических паузах, направлен на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышц и развитие координации. Упражнения проводятся одновременно с чтением стихов, веселой музыкой, счетом или частушками. Динамические паузы для дошкольников под музыку также очень положительно влияют на детей, которые с удовольствием двигаются, танцуют и прыгают, по команде отстукивают пальцами ритм на бубне или барабане.
Для развития координации движений применяют также ходьбу вперед спиной, перекидывание мяча, игры со скакалкой. Есть множество игр, где дети должны изобразить определенных персонажей или угадать, о ком или о чём идёт речь, по характерным движениям. Во время учебных занятий сидящим детям можно предложить сделать «сухое умывание» — потереть ручки, «умыть» лицо, причесаться, помассировать брови, погладить указательными пальцами крылья носа, потереть губы и ушные мочки.
Когда можно и нельзя заниматься
Конечно, динамическая гимнастика может быть полезна для развития всех здоровых деток. Но особую значимость она приобретает для детей, рожденных путем кесарева сечения. Ребенка извлекают из матки через несколько минут после начала операции. И малыш лишается длительного адаптационного периода родов, при котором он, проходя по родовым путям, подготавливается к новым условиям жизни, вырабатывая необходимые реакции приспособления. Соответственно, адаптации не происходит. Малыш не получает первого опыта преодоления стресса, что в будущем, как считают перинатальные психологи, может значительно снизить его целеустремленность, волю и выносливость.
Именно в таких ситуациях динамическая гимнастика может научить маленькое тело (соответственно, и психику малыша) переносить высокие нагрузки и адаптироваться к стрессовым ситуациям.
Однако существует целый ряд случаев, когда занятия с детками по такой системе противопоказаны:
- повышенный или пониженный тонус, который не является физиологическим;
- неврологические заболевания;
- болезни сердца;
- высокое внутричерепное давление;
- дисплазия суставов или их повышенная подвижность и др.
Поэтому прежде чем начать динамические занятия со своим малышом, родители непременно должны показать его педиатру, ортопеду, неврологу.
Как упражнения по нейрогимнастике влияют на мозг
Благодаря кинезиологическим тренировкам, в организме ребенка происходят положительные изменения, например, ребенок становится сильным, пластичным, выносливым, гибким. Нейрогимнастика для детей, комплекс упражнений которой направлен на борьбу с проблемами в развитии интеллекта, позволяет также выявить скрытые способности малыша.
Важно! Динамический процесс нужен в том варианте, если требуется улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.
Детям необходимо делать растяжки в положении лежа, сидя, стоя. Ребенок сам выбирает интересных для него персонажей. Например, можно изобразить любое животное, цветок, птицу и прочее.
Упражнения, оказывающие положительное влияние на мозг
Классификация упражнений
Вот несколько упражнений, которые благоприятно влияют на мозг человека:
- «Кнопки мозга»
Обратите внимание! Данная физкультура поможет положительно настроиться на выполнение определенных действий. Зарядка приводит в готовность вестибулярный аппарат.
Для выполнения действия нужно одной рукой провести углубления между первым и вторым ребрами. Другую руку следует поднести на зону пупка. Подобное упражнение оптимизирует деятельность мозга.
- «Крюки»
Такие движения помогут вовлечься в любой процесс и полноценно воспринять сведения. Влияние кинезиологической тренировки способствует активизации работы интеллекта. Действия нужно повторять примерно до 10 раз. Для начала можно попробовать до 5 раз.
Занимательная математика в играх дошкольникам
Физические действия можно выполнять стоя, сидя, лежа. Главное условие — скрестить лодыжки ног. Затем нужно вытянуть руки вперед, скрестив ладони друг к другу. Руки нужно держать на таком расстоянии, чтобы опустить локти к низу.
- Упражнения для отдыха
Тот, кто занимается гимнастикой, должен регулярно отдыхать.
Обратите внимание! Детский организм — это хрупкий механизм, поэтому не стоит малышей подвергать тяжелым нагрузкам. Для релаксации подойдет музыка, танец. Зарядка выполняется медленно от трех до пяти раз.
Примеры упражнений для развития мозга
Ученые разработали упражнения, которые активизируют деятельность мозга. Среди них представлены наиболее популярные тренировки:
- «Ленивые восьмерки для глаз»
Нужно вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описать восьмерки в горизонтальном поле видения. При этом рекомендовано следить за движением большого пальца только глазами, а также рисовать восьмерки справа налево и наоборот. Действия придется повторить 8-10 раз.
- «Думающая шляпа»
Ухо — это сложный орган, на поверхности которого находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать или говорить.
Одной рукой следует растянуть края ушей. Проводить действия рекомендовано от 4 до 5 раз. Далее придется помассировать сосцевидный отросток. Длительность занятия составляет от 4-9 мин.
Особенности упражнений для развития мозга
Для детей 4-5 лет
Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота». Малыш должен закрыть глаза, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность — 1-2 минуты.
Обратите внимание! Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.
Для детей 5-6 лет
Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга дошкольник должен выполнить простое упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности.
- сначала ладонь выпрямлена;
- потом — сжимается в кулак;
- далее ладонь ставится ребром;
- после этого последовательность повторяется.
Нейрогимнастика очень проста и доступна — упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Если ребенку требуется серьезное лечение, тогда его можно записать на занятия по ментальной арифметике. Они направлены на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка, а также улучшают его умственные способности.
Как понять, что ребенку нужна нейрогимнастика
На сегодняшний день значительно увеличилось количество детей, которые имеют комплексные нарушения в развитии. Они сталкиваются с трудностями в обучении, им сложно адаптироваться в определенной среде. Для решения этой проблемы нужно провести кинезиологическую коррекцию.
Занятия нейрогимнастикой назначаются детям в возрасте 7-12 лет. Тренировки можно проводить и в дошкольный период. Гимнастика развивает интеллект ребенка, учит читать, писать. После проведения упражнений полностью восстанавливается организм, так как повышается иммунная система.
Важно! Специально подобранные домашние упражнения координируют работу правого и левого полушарий, а также развивают взаимодействие тела с интеллектом.
Гимнастика для мозга упражнения для детей возбуждает определенный участок мозга и включает механизм объединения мысли. Поэтому ребенок может с легкостью воспринимать новый урок.
Нужно ли проводить профилактические процедуры ребенку
Причины и задачи
Если ребенок уже посещает младший класс, то нужно обратить внимание на его способности. Ведь некоторым детям сложно усвоить новый материал. Они сталкиваются с проблемами памяти. У малышей не сформирована речь, повышена утомляемость. Чтобы устранить трудности, связанные с обучением и общением, врач должен назначить соответствующие тренировки.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Обратите внимание! Причиной для обращения к нейропсихологу могут стать соматические заболевания, детская гиперактивность, неустойчивая психика ребенка.
Задачи кинезиологических занятий:
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие комиссур (межполушарных связей).
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
- Устранение дислексии и дисграфии.
Чем полезна нейрогимнастика для дошкольника
Нейродинамическая гимнастика для детей дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие. Польза состоит в следующем:
- стимулирует память, мыслительную деятельность;
- помогает получить энергию, необходимую для обучения;
- снижает утомляемость;
- улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
- благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;
- повышает продуктивную работоспособность;
- формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.