Разновозрастные группы в детском саду: зачем они нужны и как организовать работу


Что такое разновозрастная группа

Это группа, в которой дети отличаются друг от друга по возрасту и развитию. Чаще всего в таких группах обучаются в детских садах. Чтобы получилась разновозрастная группа, недостаточно просто собрать в одном месте детей от 3 до 7 лет. В группе нужна особая образовательная программа: дети изучают один и тот же материал, но старшие — на углубленном уровне. Также воспитатели передают старшим детям часть бытовых и педагогических задач: старшие помогают младшим одеваться, убирать за собой посуду, объясняют задания. Чаще всего разновозрастное обучение используют в садах, работающих по Монтессори-подходу или в рамках Вальдорфской педагогики.

Повышаем квалификацию с помощью специального обучения

Чтобы иметь право работать воспитателем комбинированной группы в ДОУ, нужно пройти курсы и получить соответствующие дополнительные знания, наличие которых должно быть подтверждено документально. Мой любимый «УчМаг» предлагает отличную возможность подучиться и получить сертификат об обучении таким темам:

  • «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО: дополнительное образование дошкольника с ОВЗ»;
  • «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности».

Стоит сказать, что доверять качеству информации, которую вы услышите в формате вебинаров, можно смело. Все материалы строго по ФГОС, сертификаты этого учебного портала тоже легальные, установленного образца.

В чем плюсы и минусы разновозрастных групп

Ускоренное развитие

. В разновозрастной группе младшие и старшие дети помогают друг другу общаться и учиться. Младшие быстрее развиваются, догоняя старших. Старшие учатся ответственность, а также «закрепляют» знания и навыки, помогая младшим по быту и с заданиями.

Модель социума.

Группа детей разного возраста сильнее напоминает реальный мир — ребенок уже в детском саду понимает принципы общения в реальной жизни.

Развитие эмоционального интеллекта

. В таких группах дети видят огромный спектр эмоциональных реакций: кто-то расстраивается из-за отсутствия мамы, кто-то радуется первым победам. Дети учатся сопереживать, развивают эмпатию. Многие получают опыт общения не со сверстниками, который не получить единственному ребенку в семье.

Минимум конфликтов

. У сверстников может быть больше конфликтов, чем у детей разного возраста. К тому же дети разного возраста по-разному реагируют в конфликте: если трехлетки «упрутся» и не поделят игрушку, то шестилетка уступит младшему или предложит другой способ, который устроит всех.

Трудности в адаптации

. В разновозрастных группах новичкам тяжелее, чем в группах сверстников. В таких группах часть детей покидает сад, и в начале учебного года приходят новенькие. Им приходится встраиваться в существующую структуру группы и многое зависит не от самих детей, а от внимания воспитателей.

Мало внимания со стороны воспитателей

. Некоторые воспитатели могут слишком сильно перекладывать ответственность на старших детей и не уделять внимания младшим. Или наоборот уделять внимание только младшим, думая, что старшие справятся сами.

Добавлю еще пару слов…

Вот сын моей знакомой попал по знакомству в садик для деток с нарушением зрения, поскольку так им было удобней. Вот мальчик привык видеть детей в очках, с косоглазием, плохо видящих. И когда он попал в класс, где был только один мальчишка в очках, он не мог понять, почему над ним смеются, ведь он просто плохо видит…

Помните, в нашем советском детстве в школе дразнили всех, кто хоть чем-то отличался от массы: очкариков, лопоухих, слишком светлокожих и наоборот – смуглых, пухленьких и худых. Быть как все – вот считалось похвальным. Сегодня гуманность общества все-таки выросла, мне кажется. Дразнят гораздо меньше в детских коллективах и меньше дают обидных прозвищ.

Как вы считаете, я права? Расскажите, как в классах ваших детей с этим обстоят дела?

Если тема статьи показалась вам небезынтересной, поделитесь ею с друзьями в соцсетях и прошу подписываться на новости.

С уважением, Татьяна Сухих!

Кстати, рекомендую прочитать:

Как организовать работу в разновозрастных группах

Соблюдать возрастную симметрию

. Разновозрастные группы работают эффективно, если в них для всех находятся сверстники. В идеале в группе должно быть поровну детей каждого возраста. Так редко получается на практике, но важно, чтобы один шестилетка не учился в группе с трехлетками. Такая группа не будет считаться по-настоящему разновозрастной. Баланс помогает каждому находить себе партнеров по общению.

Обустроить среду

. У детей разного возраста разные потребности в игре и обучении. Поэтому важно устроить развивающую среду, подходящую всем. Лучше всего для этих задач подходит среда из Реджио-подхода или Монтессори-подхода. Она зонирована и дети могут разойтись микрогруппами или поодиночке в разные уголки. В общей зоне они могут общаться друг с другом, играть в групповые игры.

Экспериментировать с режимом

. Чаще всего режим дня подходит сразу всем дошкольникам, но в мелочам младшие и старшие могут не совпадать. Младшим детям нужно чуть больше времени на сон, поэтому возможно старших нужно будить позднее. Также младшим нужно больше времени на одевание и прием пищи.

Учить работать в микрогруппах

. Причем состав этих групп желательно постоянно менять, придерживаясь лишь одного правила: в каждой группе должны оказаться разновозрастные дети. Работа в микрогруппах помогает детям эффективно общаться. Также в микрогруппах старшие дети лучше транслируют свой опыт младшим.

Использовать ритуалы

. Хотя занятия в микрогруппах эффективны, дошкольники не должны забывать о том, что они группа. В этом помогают ритуалы: общий круг в конце дня, пароль, который нужно произнести, чтобы пройти в группу, кричалки по дороге на свой участок. Ритуалом может быть почти все: например, можно читать перед сном сказки, которые ребята выбирают по очереди.

Уделять внимание каждому

. Нельзя перекладывать ответственность на старших детей. Важно, чтобы каждый, и младший и старший, получал заботу от преподавателя. Иначе старшие дети постепенно берут на себя ответственность и требуют соразмерной ей власти.

Проведение занятий

По какой схеме организовываются занятия в разновозрастной группе, было рассмотрено выше. Здесь представлены планы-конспекты уроков, в которых занятия организованы по подгруппам.

  • Конспект познавательного занятия для разновозрастной группы «Дикие и домашние животные», в котором хорошо представлено различие в подборке заданий для разного возраста.
  • Конспект открытого занятия в разновозрастной группе на тему «Зима. Зимние забавы«. Занятие подробно разобрано для разных возрастных групп, есть много иллюстраций.

Ниже представлен конспект урока, в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп.

Таблица: конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур», автор Филиппова Ольга

В разновозрастной группе при совпадении тем, занятия можно проводить и одновременно со всеми детьми, расчитывая его продолжительность на средний возраст, чтобы отклонение от нормы было незначительным:

  • Занятие по математике на тему «Квадрат заблудился», автор Дикунова Виктория.
  • Открытое занятие в разновозрастной группе детского сада «Правила личной гигиены» (Старшие дети участвуют в постановке сценок).

Задачи комбинированных групп

Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.

О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.

Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.

Но вернусь к задачам комбинированных групп:

  • Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
  • Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
  • Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
  • Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
  • Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
  • Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
  • Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.

Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.

Главное, чтобы все было по ФГОС!

Поблуждаем в «Лабиринте» в поисках методичек

  • Сборник планов и конспектов занятий В. Гербовой «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа» – хорошая книга для воспитателей детского сада через приобщение малышей к миру художественной литературы;
  • Пособие по методике Марии Монтессори «Разновозрастная группа детей от 1 года до 3 лет» Елены Хилтунен – подойдет и педагогам, и родителям крошек.

Нашла я тематические пособия для любителей читать книги в электронном формате на портале «ЛитРес»:

  • «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий» В. Гербовой – просто и удобно изложен материал;
  • В. Стерликова«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа)»;
  • В. Гербова «Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года».

Даю также ссылку на скачивание файла-отрывка.

Пока искала материалы, поняла, что на самом деле, их множество, нужно, чтобы попалась хорошая образовательная Интернет-платформа в виде Интернет-магазинов методической литературы.

Не могла, конечно, не поискать для вас книги и пособия на «Озоне»:

  • «Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе» – отличные материалы по технологии создания межвозрастного спортивного и игрового пространства дома или в ДОУ;
  • «Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе» – похожее пособие, мне понравилось;
  • «Разновозрастное неформальное образование. Ресурсы развития взрослого» – здесь рассматривается влияние разновозрастного совместного обучения и воспитания на личность взрослого человека. Интересное, по-моему, пособие¸ планирую сама его изучить.

Вообще не знаю, как можно было не найти литературу по программам для разновозрастных групп. Только, копни, называется, и она всплывет на поверхность. Вот нашла еще хороший Интернет-магазин «Книга.ру» – огромный выбор литературы по разным направлениям. Кто ищет, тот обычно находит, по себе знаю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]