Семинар-практикум для воспитателей «Организация сюжетной игры в детском саду»


Семинар-практикум для воспитателей «Организация сюжетной игры в детском саду»

• сообщение любого нового факта во время игры.

Воспитатель-наблюдатель,

при необходимости
(старший дошкольный возраст
) помощник.

Задача — формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с другими участниками игры:

• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно);

• уместен вопрос перед началом игры;

• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво)

• прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации).

Создание развивающей предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее насыщении. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте являются отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заместители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.

Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заместители можно легко превратить в любой нужный для игры атрибут, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага – ее легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на ней узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая вещь ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик с бросовым материалом, а в нем различные коробочки, лоскутки ткани, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы предмет-заместитель напоминал изображаемый предмет общими контурами или каким-то типичным свойством, характерной деталью.

Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, который показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условную игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заместители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

Игры для здоровья Семинар-практикум для педагогов

Выступление инструктора по физкультуре на семинаре-практикуме для педагогов

«Игры, которые лечат»

Форма выступления презентация с показом практического материала. Игры, представленные в презентации обыгрываются с педагогами.

Примечание для удобства выполнения практических заданий,участники семинара одеты в спортивную форму.

Оборудование 4 обруча, мячи 1/2 участников, вертушки по количеству участников или подвеска с воздушными шарами, гимнастические коврики для выполнения упражнений сидя-лежа.

В конце презентации инструктор предлагает участникам картотеку игр и упражнений для профилактики заболеваний дошкольников. ВЫГЛЯДИТ ТАК:

Описание слайдов

Слайд1 Игры, которые лечат. Семинар- практикум для педагогов Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение» Слайд 2 Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ОУ в вопросах организации здоровьесберегающей работы с дошкольниками. Задача: Познакомить педагогов с играми и упражнениями, для профилактики заболеваний дошкольников. Слайд3 Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Подвижные игры обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие, укрепляют физическое здоровье.

Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда хронических заболеваний.

Движение и эмоциональный подъем способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательных систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Слайд4 Красивая осанка – один из показателей здоровья

СПРАВКА Нарушение осанки – это устойчивое отклонение туловища от нормального положения. Сопровождается усилением или сглаживанием физиологических изгибов позвоночника

Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребёнка. Слайд5 «Игры, которые лечат» направлены на укрепление опорно — двигательного аппарата; усиление мышечного «корсета» позвоночника; улучшение функций дыхания и сердечно — сосудистой системы.

В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперёд, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Слайд6 Игра «Космическая карусель» По углам зала, группы кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Выигрывает команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч. Слайд7 «Послушный мяч» Дети по двое лежат на спине в одну линию, голова к голове. У одного мяч зажат между стопами,он заносит ноги за голову, второй руками берет мяч у партнера, зажимает его стопами, передает первому. Вот какой послушный мяч! Между стоп его запрячь. Повернись и оглянись. Мячик, на пол не катись! Если положить несколько детей в одну линию, можно провести соревнованте. Такие игры не только помогут закрепить навык правильной осанки, но и повысят интерес ребёнка к занятиям. Слайд8 Профилактика плоскостопия

СПРАВКА Плоскостопие — заболевание, выражающееся в деформации (расплющивании, опускании) свода стопы. Возникает тогда, когда нагрузка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие. Плоскостопие отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка и может привести к различным тяжелым заболеваниям. Стопа—это опора, фундамент всего организма. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки. Слайд9 С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, воспитывать навык правильной ходьбы (не разводя носков).

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.

Слайд10 «Игры, которые лечат» Направлены на развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы Формирование навыка правильной ходьбы и осанки

Внимание! Все упражнения и игры проводятся без обуви. Слайд11 «На водопой» Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят: Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба) Звери шли на водопой. За мамой-слонихой Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.) (А. Екимцев) Слайд12 «Дождь» Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят: Дождь пошел, и надо нам Разбегаться по домам! Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами. Слайд13 Профилактика заболеваний органов дыхания СПРАВКА Заболевания органов дыхания- группа болезней дыхательных путей и легких, которые вызываются не оптимальной функциональностью иммунной системы. Болезни органов дыхания занимают первое место в структуре общей заболеваемости детей. Ринит, фарингит, синусит, тонзиллит, ларингит, трахеит, бронхит- за этими красивыми названиями скрываются заболевания органов дыхания. Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей необходимо регулярно следить за микроклиматом в помещениях, где большую часть времени находятся дети. Слайд14 Меры профилактики заболеваний верхних дыхательных путей своевременно проводить влажную уборку; соблюдать режим проветривания; избегать сквозняков; следить за соблюдением гигиены; проводить закаливающие процедуры; обеспечить ребёнку здоровое и полноценное питание. Слайд15 Восстановление здоровья детей, перенесших заболевания верхних дыхательных путей особенно эффективно происходит на свежем воздухе. Для этого важно проводить ежедневные прогулки. Внимание! Нее допускается долгое нахождение ребенка на влажном и холодном воздухе и общее переохлаждение организма. Слайд16 «Игры, которые лечат» направлены на тренировку дыхательной мускулатуры, развитие правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; укрепление мышц грудной клетки Слайд17 «Король ветров» Материал: Вертушка или шарик. Ход игры. Воспитатель рассказывает детям: «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дети дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). По команде ведущего дуют, а ведущий показывает,как правильно дуть: воздух подается через нос и резко выдыхается через рот. Слайд18 «Надуй шарик» Ход игры. Воспитатель предлагает «надуть шарик».Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф…», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку воспитателя шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят «шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Слайд19 Профилактика нарушения пищеварения у детей СПРАВКА Нарушения пищеварения – это расстройства, возникающие на фоне патологий двигательной, секреторной, выделительной или всасывательной функции органов пищеварительного тракта. Одним из наиболее распространенных видов функциональных расстройств является запор. Наиболее частая причина запоров у детей – вялый, ленивый кишечник, когда функция перистальтики замедлена. В этом случае его можно стимулировать при помощи физических упражнений, тренирующих мышцы брюшного пресса, диафрагмы и тазового дна, а также массажа и диеты. Слайд20 «Игры которые лечат»

направлены на укрепление мышц брюшного пресса, диафрагмы и тазового дна

Скручивания – это основные упражнения для улучшения работы пищеварительной системы. Слайд21 «Часики» Исходное положение  – сидя на полу, ноги скрестив по турецки, руки лежат на коленях. Раскачивать туловище то вправо, то влево, приговаривая «тик- так». Повторить 10 раз в каждую сторону.

Время-времечко бежит, Деткам подрастать велит. Шепчут часики вот так: Тик- так! Н. Чупрова Слайд22 «Улитки» Исходное положение – лежа на спине. Поочередное подтягивание колен к животу. Повторить 10 раз каждой ногой. На дорожке у калитки Повстречались две улитки, И поспорили немножко – У кого длиннее рожки? Оказалось, что они Одинаковой длинны. Т. Патракеева Слайд23 Психическое здоровье детей СПРАВКА Психическое здоровье ребенка – это его позитивная психическая адаптация к жизни в обществе: выносливость к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям.

После перенесенных болезней ребенку, находящемуся долгое время дома с родителями, нередко бывает трудно вернуться в большой коллектив детского сада.

Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих ситуаций. Слайд24 «Игры которые лечат» направлены на создание хорошего настроения, развития внимания, снятия напряжения нервной системы и утомления.

Специально организованные психологические игры,помогают формированию и развитию маленькой личности. Слайд25 «Броуновское движение» Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается, ведущий предлагает объединиться в группы по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать. В конце ведущий называет какую-либо цифру (в конце – цифру «3», чтобы разделить группу на 3 подгруппы), участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Слайд26 «Минутка дружбы» Дети строятся в круг, в кругу дети дети находят себе пару, предлагая руку стоящему рядом, проговаривают слова вместе с воспитателем: — Раз ладошка, два ладошка. Подружи со мной немножко. Мы ребята дружные, Дружные, послушные. Повернувшись парами друг за другом, дети идут по кругу. На сигнал воспитателя: Раз, два, три — Руки разомкни! Дети размыкают руки и бегают врассыпную. На сигнал Раз, два, три — В круг скорей беги!

Дети строятся в круг, игра повторяется Слайд27 Движение – это эффективное лечебное средство. Физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, бодрящая гимнастика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика являются условием для благотворного, профилактического влияния на растущий организм ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]