Конспект занятия «Подготовка диких животных к зиме»
Цель:
Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период.
Задачи:
1. Закреплять знание детей диких животных; 2. Познакомить детей с названием мест зимовки животных (норы, берлоги, хатки); 3. Закреплять знание рациона животных; 4. Способствовать развитию желания заботиться и помогать животным в зимний период; 5. Развивать творческие способности детей.
Дополнительный материал: презентация «Подготовка животных к зиме», листы формата А4, карандаши, фломастеры, краски ( по выбору детей).
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Какой прекрасный сегодня день! На улице тихо падает листва, солнце, хоть и не так греет, но все же светит ярко. Осень- удивительная пора. Вы согласны со мной? (ответы детей) А расскажите мне, пожалуйста, что происходит осенью с природой, животными? (ответы детей) Вы правы ребята, вся природа в это время готовится к зиме. И сегодня, мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме животные, а поможет нам в этом фея Фауна. А вы знаете ребята, что само имя этой феи означает живой мир. Итак, начнем! (1 слайд)
Воспитатель:
Совсем скоро начнется зима-самое тяжелое время года для животных. Они мерзнут, даже простужаются, не могут добывать себе пищу из-под снега. Некоторые звери меняют свою шубку на более теплую, зимнюю, а некоторые и вовсе впадают в спячку. (2 слайд)
Воспитатель:
Самыми первыми к зиме начинают готовиться грызуны (мыши, бурундуки, хомяки). Они начинают свою подготовку уже летом. Находят разнообразные семена, орешки и собирают их в своей норке. Эти запасы помогают им пережить холода зимой, не выходя наружу. Так как во время холодов грызуны практически всегда спят, прерывая свой сон только для того, чтобы поесть. (3 слайд)
Воспитатель:
Кто это ребята? (ответы детей) Правильно, это еж. Ежи к зиме накапливают жир, и в ясные осенние дни они готовят себе теплые уютные гнезда. Да-да, именно так называют домик ежа на зиму. Ночью и днем они таскают к своему домику сухие листья и мягкий мох. Еж проводит в спячке до 6 месяцев. В зимнее время ежи не едят, они спят свернувшись клубочком в своем домике под толстым слоем снега, как под теплым одеялом. (4 слайд)
Воспитатель:
Теперь давайте поговорим о мишках. Как называется его дом? (ответы детей) Правильно, берлога. Медведи долго и тщательно готовят свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда носят листья, мох, веточки, а сверху делают мягкий матрац из веток ели. Когда выпадает снег, то он закрывает медведя в его домике и там сохраняется тепло всю зиму. Медведи не делают запасов, но осенью они активно питаются рыбой, орехами, чтобы накопить жир на время зимовки. На самом деле медведь не спит, а просто дремлет и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведей рождаются медвежата. Ребята, а вы слышали о том, что медведи сосут лапу? (ответы детей) Как вы думаете, это правда? (ответы детей) Это действительно так, но делает он это потому, что кожа на лапах чешется и медведь таким образом слизывает ороговевшую часть кожного покрова.
Воспитатель:
А теперь, давайте немного с вами отдохнем. (Проводится физкуль)
Физминутка «Зайчата»
Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно?
(Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос.
(Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе?
(Прыжки на месте)
Тренировки помогают! И зайчата убегают.
(Бег на месте)
Вот голодная лиса
(Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса.
(Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает.
(Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает.
(Дети садятся за столы)Воспитатель:
Замечательно отдохнули и размялись, совсем как настоящие зайчики. Давайте продолжим наш разговор о подготовке животных к зиме. Отгадайте загадку : С ветки на ветку, быстрый как мяч, скачет по лесу рыжий циркач. Кто это?( ответы детей) (5 слайд) Правильно ребята, это белка! Белки спят зимой только в очень сильные морозы, в остальное время они ведут такой же активный образ жизни. И запасы белке нужны значительные. Осенью они прячут орехи и желуди в листву, землю и дупла. Грибы они тоже запасают, но особым способом: они нанизывают их на ветки. Свое гнездо они сооружают на высоких елях или соснах. В дупле мягкая трава, мох, комочки шерсти.(6 слайд)
Воспитатель:
Бобры так же не впадают в спячку, но подготавливаются к зиме очень серьезно. Они живут большими семьями и строят свои дома (хатки) на берегу водоемов. Вход в хатку они делают под водой. А кто знает для чего они так делают? (ответы детей) Под водой в их дом ни один хищник не проникнет. На зиму бобры делают запасы: веточки с деревьев и корни растений, которые находят в воде. Внутри хатки у бобров тепло, и даже холодной зимой плюсовая температура. (7 слайд)
Воспитатель:
Мы с вами знаем, что на зиму зайцы меняют цвет своей шубки на белый, чтобы быть не таким заметным. Зайцы питаются корой и мелкими веточками осины, ивы, березы. Зимой поваленное дерево может стать для зайца настоящей столовой, куда зверьки приходят каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилья у зайцев нет, в холодные дни они прячутся под занесенные снегом кусты. (8 слайд)
Воспитатель:
Лиса к осени уже вырастила своих лисят и в норе не сидит. Но если возникает опасность, то она прячется там. Свои норы лисы делают на опушке леса на холме, чтобы можно было видеть лес со всех сторон. Не зря говорят, что лиса хитрая: она не бежит к норе сразу, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а уже потом прячется. Лиса прекрасно бегает по снегу и охотится круглый год, поэтому и запасы ей не нужны.(9 слайд)
Воспитатель:
А это уже другой хищник- волк. Волки очень опасные хищники. Зимой, они собираются в стаи, чтобы было легче охотиться. Лисы, волки и другие хищники питаются мелкими животными, такими как зайцы, мыши, хомяки. Они тоже могут долго голодать, во время сильных морозов – прячутся в снег. Интересно то, что здоровых животных хищники не включают в свое своеобразное меню, просто потому, что не могут их догнать. Поэтому хищников называют еще санитарами леса, ведь они убивают больных зверей, которые могут быть заразны.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, как можно помочь животным в такое суровое время, как зима? (рассуждения детей) Вы правы, можно оставлять им еду в специальных местах. Именно так и поступают многие люди. (10 слайд) А теперь, давайте нарисуем то, о чем мы сегодня узнали. Вы можете нарисовать любое животное в зимнее время или то, как вы помогаете им пережить зиму. (дети выполняют рисунки)
Воспитатель:
Молодцы ребята, у вас получились замечательные рисунки. А теперь давайте вспомним, что вы сегодня узнали? (ответы детей) Вы действительно узнали много о подготовке диких животных к зиме и поняли, что им можно и нужно помогать. А ваши прекрасные работы мы разместим на нашем стенде. Спасибо за внимание!