«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»


Мнемотаблицы для составления рассказов

В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят.

Например: «Наступила осень. Солнышко стало греть слабее, все звери в лесу начали готовиться к зиме. Белочка заготовила много орешков, которые она прячет в своем домике на елочке. Зайчик поменял свою серенькую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу. А большой бурый мишка готовит себе берлогу, в которой он будет спать до весны. Мишка не замерзнет, ведь выпавший снег укроет домик медведя как покрывалам. Так мишка и проспит до самой весны».

Далее воспитатель предлагает малышам воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Этот прием с успехом используется не только в старших группах ДОУ, но и в логопедии для развития речи, исправления неправильного произношения и при лечении заикания у дошкольников.

Мнемосхемы для запоминания действий

Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе ДОУ. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например: кран, вода, руки, полотенце), одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.

Основные правила при проведении занятий

  1. Обязательно должны вестись конспекты занятий.
  2. Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемоцепочки. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
  3. Все рисунки должны быть цветными, четкими и понятными.
  4. Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.
  5. На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц. Повторное рассмотрение или работа с ними может выполняться только по желанию ребенка.
  6. Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ.
  7. В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.

Очень важно чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии ребенка. По наблюдениям детских психологов малыши, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]