Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и полноценного развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста складываются оптимальные и наиболее благоприятные условия для формирования красноречия и полноценного лексикона.
По мнению многих логопедов, для того, чтобы помочь малышам в ускоренном темпе усваивать новую информацию и развиваться, научиться логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним из таких приемов является использование мнемотаблиц в развитии речи детей.
Распространенные проблемы в речи детей дошкольного возраста
В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:
- Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.
- Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
- Систематическое применение нелитературной лексики.
- Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.
- Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.
- Плохой уровень дикции.
- Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.
Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов.
Что представляет собой мнемотехника?
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.
Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина. Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.
Основной смысл применения мнемотаблицы для детей заключается в следующем – для определения конкретного слова или словосочетания используется конкретное изображение (картинка), при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова. Тщательно изучая представленные изображения, ребенок ускоренными темпами может запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию речи для дошкольников.
Основные преимущества мнемотаблиц
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи.
Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, малыши учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями.
Ниже приведен пример мнемотаблицы на тему «осень», где ребенок учит основные особенности этого времени года.
Подводя итог можно сказать, что мнемотаблица для развития связной речи представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию и выступает в качестве очень важного наглядного материала для нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
Какие основные преимущества имеет мнемометодика перед другими техниками речевого развития?
- Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.
- Применяется для решения распространенных школьных задач – например, для заучивания стихотворений или решения сложных загадок и головоломок.
- Мнемотаблицы для детей также широко используются для развития у дошкольника навыка пересказывания любого художественного произведения.
- С целью улучшения разговорных навыков дошкольника, в результате чего ребенок может полноценно поддержать разговор практически на любую тему.
- Максимальное развитие разговорных навыков.
Кроме того, своевременное использование мнемотаблиц в развитии связной речи позволяет добиться успехов в развитии ассоциативного мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти, а также воображения.
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы
Ирина Румянцева
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы
Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.
В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).
Маленький ребенок на четвертом году жизни достаточно активно начинает использовать речь для общения. Также происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Необходимо систематически контролировать данное направление в развитии ребенка.
Развитие мелкой моторики часто происходит и вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости.
Центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды.
В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.
Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются.
Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Целевое назначение:
формировать умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивать зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкую моторику рук. Стимулировать речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к усским народным сказкам.
По аналогии можно рассказывать небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на фланелеграфе.
Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры «Чудесный мешочек».
Целевое назначение:
расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражнять детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формировать словарь глаголов. Воспитывать познавательный интерес к животному миру.
Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».
Увлекательные задания — игровое упражнение «Пальчиковые шаги»
не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослых.
Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.
Целевое назначение:
вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.
Целевое назначение:
упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями, направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.
Дидактическое пособие «Коробочки – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.
Игровое упражнение «Веселые человечки».
Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.
Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.
Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.
Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Спасибо за внимание!
Изготовление мнемотаблиц
Изготовление обучающих мнемотаблиц по развитию речи не потребует особых умений или художественного таланта. Подбирается слово или короткое словосочетание, а также изображение, которое будет наглядно иллюстрировать выбранное слово.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего использовать таблицы с яркими, красочными картинками – благодаря изображениям белочки, зайчика или цветка ребенок намного быстрее и легче запоминает материал.
Через некоторое время, после того, как дети тщательно изучат словосочетание и изображение, которое его характеризует, можно заменить картинку на графические символы. Например, изобразить елочку при помощи зеленого треугольника, а зайца – кружком серого или голубого цвета. Ниже показано, как на примере сказки «Курочка Ряба» можно изготовить мнемотаблицы с постепенным усложнением в виде замены картинок на графические символы:
Мнемотаблица только с картинками.
Добавляем часть графических символов.
Заменяем все картинки на графические символы.
Чаще всего для развития связной речи у детей дошкольного возраста применяются готовые схемы-таблицы, разработанные В.К. Воробьевой или Т.А. Ткаченко. Но стоит помнить, что такие модельные схемы нельзя назвать универсальными – они могут лишь стать основой в процессе обучения каждого конкретного ребенка. Педагог может самостоятельно дорабатывать, усовершенствовать и корректировать готовые модельные схемы.
В большинстве случаев учебные мнемотаблицы применяются для обучения детей основным признакам конкретного предмета. Поэтому основными темами в таких таблицах может стать изучение цвета, формы, величины, текстуры (мягкий или твердый) конкретного предмета. Кроме того, обучающая мнемотаблоица может отвечать на следующий вопрос:
- Из каких элементов состоит этот предмет?
- Для чего эта вещь используется?
- Что можно делать с данным предметом и что с ним делать нельзя?
Это примерный перечень вопросов, ответ на которые должен дать ребенок, после изучения карточек с изображениями и мнемотаблиц.
Как заниматься с ребенком развитием речи: полезные советы из моего опыта игр и занятий по книжке.
Игры и упражнения по развитию речи детей с сюжетными картинками.
В статье и в книге Вы найдете шесть серий сюжетных картинок
. Заранее прочитайте текст заданий и подготовьте необходимый материал.
Для выполнения некоторых заданий Вам будет нужно вырезать из картона прямоугольники по размеру картинок, чтобы закрыть изображения. Это делается для того, чтобы ребенок попробовал сам догадаться, что случится дальше или, наоборот, выявить причину событий. Так Ваш малыш будет учиться устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Очень важно, чтобы ребенок сам пытался найти ответы на вопросы, делал предположения. Не спешите дать «правильный» ответ. Малышу необходимо самому сделать маленькое открытие, испытать от этого радость.
Если ребенок в ответах на вопросы допускает
ошибки
, например, говорит «красивше» или «ярчее», то не ругайте его, не смейтесь над ошибкой, а тактично поправьте: «Подумай, как сказать правильно.…Да, ты догадался. Надо говорить «ярче».
Сочинение сказок по картинкам
поможет детям научиться рассказывать в определенной последовательности, в соответствии со структурой повествования (начало, середина, конец), использовать образные выразительные средства языка, будет способствовать развитию воображения и творчества ребенка.
Если ребенку сложно самостоятельно сочинить сказку, то помогите ему. Скажите начала фраз, а малыш их продолжит сам. Посмотрите, как это сделано в заданиях к картинкам «Медвежонок-сладкоежка». Можно помочь ребенку, дав ему план. Если при рассказывании возникла длительная пауза, помогите ребенку вопросами: «Что случилось с поросенком дальше?» или «Куда пошел щенок? Кого он встретил?».
Игра «Отгадай, какое слово заблудилось
?» предназначена для детей пяти лет и старше. Это веселое упражнение в занимательной форме научит малыша слышать и выделять из потока речи звуки родного языка, то есть будет способствовать развитию фонематического слуха. Если ребенку будет трудно подобрать нужное слово, то выделите неправильное слово голосом в двустишии и предложите его заменить При подборе рифм поощряйте самостоятельность малыша, не спешите говорить правильный ответ . Помогите ему подсказкой, например, «Мука-…Что это? (покажите на руку ребенка)». «Рука!»,- догадается малыш. Порадуйтесь его открытию и повторите с ним эту пару слов. Если звук в задании надо выделить голосом, то он обозначен в тексте несколькими буквами («эссскимо», «градусссник»).
При обсуждении с детьми пословиц
очень важно помочь ребенку понять их смысл на конкретных примерах из его жизненного опыта, сказок, рассказов. Вспомните аналогичные ситуации, в которых участвовал Ваш ребенок или которые он наблюдал, и побеседуйте о них.
Неследует за один раз рассматривать с ребенком несколько серий картинок.
Это приводит к переутомлению детей, снижению их интереса к занятиям и их эффективности. Достаточно побеседовать по одной серии и сделать дополнительные задания к ней, данные ниже. Для выполнения дополнительных заданий Вам понадобятся игрушки, карандаши или краски, бумага для рисования. Приготовьте их заранее.
После рассматривания всех серий картинок
спросите ребенка, почему так говорят: «Здоровье дороже золота», «Береги здоровье смолоду». Предложите ему рассказать, как он заботится о своем здоровье, и напишите об этом письмо Айболиту. Ребенок будет диктовать, а вы запишете его рассказ. Подсказывайте малышу начала фраз, а он их будет продолжать. Попросите малыша нарисовать картинки к его рассказу для Айболита.
Дополнительно Вы можете провести с ребенком игры и упражнения с предметными картинками по теме «Здоровье».
Назовите вместе с ребенком или найдите на картинках:
а) предметы, необходимые врачу и медсестре для работы;
б) предметы, которые помогают нам всегда быть чистыми, опрятными;
в) полезные для здоровья продукты питания.
Спросите ребенка, какие из этих предметов есть у него дома, зачем они нужны. Поиграйте в игру «Отгадай предмет
».
Вариант 1. Вы описываете предмет, а ребенок его отгадывает. Например: «Этот предмет нужен врачу Он стеклянный, длинный, Он помогает узнать, заболел ли человек, какая у него температура». После нескольких загадываний предложите малышу самому загадать вам подобную загадку.
Вариант 2. Ребенок загадывает один предмет. Вы пытаетесь отгадать, что это, задавая вопросы. Например: «Этот предмет-продукт?». (Нет). «Этот предмет нужен врачу, чтобы лечить людей?». (Да). «Он нужен, чтобы делать уколы?». (Да). «Это шприц». (Да). Через некоторое время предложите ребенку поменяться ролями.
Предложите ребенку собрать свой чемоданчик доктора. Для этого нужно нарисовать все предметы, которые понадобятся ему для работы, и объяснить, для чего они ему нужны.
Желаю Вам радости общения с малышом и интересных занятий и игр с ним!
Ссылку для скачивания картинок Вы найдете в конце статьи.
Серия картинок для рассказывания 1. Медвежонок-сладкоежка.
Кто нарисован на картинке? Назови медвежонка ласково (мишка, мишенька, мишутка, медвежоночек
). Что делает мишка? Какой он? (
Косолапый, довольный, смешной, забавный, веселый, мохнатый, радостный
).
Посмотри на вторую картинку. Что случилось с мишкой? Как ты догадался? Почему у мишки разболелись зубы? Рассмотри третью картинку. К кому пришел мишка? Что делает Айболит? Зачем нужно чистить зубы каждый день?
Давай вместе расскажем сказку об этом медвежонке: «Жил-был…Он очень любил есть…Однажды Мишутка…Мед был очень…Медвежонок…На следующий день у него…Мишка побрел к…Айболит научил его…Теперь Мишутка…». Как можно назвать нашу сказку? Из названия должно быть понятно, о чем в ней говорится.
Мед сладкий. Что еще может быть сладким? Отгадай мою загадку: «Сладкое, красивое — это пирожное или конфета?», «Сладкий, душистый, вкусный – это мед или варенье?», Сладкая, шоколадная – это конфета или торт?». Как называют человека, который ест много сладкого? (Лакомка, сладкоежка
).
Какое слово заблудилось?
Много меда мишка съел. Дуб у мишки заболел. (Дуб-зуб
). Скажи эти строчки правильно.
А теперь поиграем в рифмы. Замени в словах первый звук звуком з и ты отгадаешь рифму. Например, дуб – зуб. Попробуй. Это весело и интересно. Майка — …(зайка)
, дверь — …(
зверь
), дал — …(
зал
), вагон — …(
загон
), набор — …(
забор
).
Закончи предложения. « Нам нужны зубы, чтобы… Если есть много сладкого, то… У Мишутки заболели зубы, потому что…Я чищу зубы каждый день, чтобы…».
Дополнительное задание. Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми и не болели? (Не есть много сладкого, каждый день чистить зубы зубной пастой, вовремя лечить зубы у врача, есть полезные продукты: фрукты, овощи, творог…).
Придумай знаки, которые помогут тебе запомнить советы доктора Айболита и нарисуй их. Нарисуйте запрещающий знак (например, перечеркнутый сахар и конфеты) и разрешающий знак (например, зубная щетка и часы или календарь).
Серия картинок для рассказывания 2. Как поросенок Хрюша учился быть опрятным.
Закройте первую картинку и начните рассматривать вторую иллюстрацию. Как себя чувствует поросенок? Как ты это узнал? Поросенок плачет. Как можно сказать по-другому? Он…(рыдает, слезы льет, ревет
). Как ты думаешь, что с ним случилось? Почему он плачет? Давай посмотрим, отгадали мы или нет (открыть первую картинку). Что делает Хрюша? Какой поросенок? (
Неумытый, неаккуратный, грязный, неопрятный
). Где он сидит? Ты уже догадался, почему он заболел?
Посмотри на следующую картинку ( третью). К кому пришел Хрюша? Что делает Айболит? Для чего он взял мыло, щетку и таз с водой? Зачем ему нужно полотенце? Сейчас ты будешь Айболитом. Расскажи Хрюше, что надо делать, чтобы с ним больше не случалось таких неприятностей.
Придумай сказку о том, как Айболит научил Хрюшу быть опрятным.
Отгадай, какое слово заблудилось.
Поросенок грязным был. Доктор с мылом его рыл. (Мыл-рыл
). Скажи эти строчки правильно.
Настало время для игры в рифмы. Замени в словах первый звук звуком р и ты отгадаешь рифму. Мыл — …(рыл
), лак — …(
рак
), мама — …(
рама
), соль — …(
роль
), кот — …(
рот
), мука — …(
рука
), хобот — …(робот).
Дополнительное задание: Почему нельзя есть грязными руками? Можно ли есть и одновременно играть с песком, с корабликами в луже, с домашними животными? Почему? Когда нужно мыть руки? (После туалета, прогулки, до еды
…). Зачем мы моем руки с мылом?
Что еще нужно делать, чтобы быть чистым и опрятным? Почему так говорят: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»? Как вода помогает нам быть здоровыми? (Мы моем руки, умываемся, моемся, плаваем, стираем одежду, протираем влажной тряпочкой пыль, закаляемся
…).
Что бы случилось, если бы вода исчезла? А как ты следишь за чистотой? Нарисуй картинку о воде-помощнице. Как свежий воздух и солнце помогают нам быть здоровыми? Почему полезно гулять в лесу или парке? Зачем нужно проветривать комнату?
Серия картинок для рассказывания 3. Как щенок учился знакомиться.
Посмотри на первую картинку. Что случилась на лужайке? Какое настроение у курицы? Как ты догадался? Щенок хотел познакомиться с цыпленком, а курица рассердилась на него. Как ты думаешь, почему? Что щенок сделал неправильно?
Рассмотри вторую картинку. Что случилось со щенком? Почему у него заболел нос? Для чего доктор смазывает ранку йодом? Скажи на одном выдохе: «Ой-ой-ой, ой-ой-ой, разболелся носик мой!» (развитие речевого дыхания). Что нужно запомнить щенку, чтобы в следующий раз такого с ним не случилось?
Похож ли цыпленок на свою маму? Чем они похожи? Чем отличаются? Я начну, а ты закончи. У курицы большой клюв, а у цыпленка маленький…(клювик
). У мамы большие крылья, а у птенца маленькие…(
крылышки
). У курочки длинные перья, а у цыпленочка коротенькие…(
перышки
). У курицы большая голова, а у цыпленка маленькая…(
головка)
. У курицы большой хвост, а у цыпленка…(
хвостик
).
Придумай сказку о том, как щенок хотел познакомиться с цыпленком и что из этого вышло. Как ты ее назовешь? Из названия должно быть понятно, о чем говорится в твоей сказке.
Найди, какое слово заблудилось:
Грач помазал йодом нос, чтоб здоровым бегал пес. (Грач-врач
).
Повтори эти строчки правильно.
Дополнительное задание: А ты умеешь знакомиться? Какие слова ты говоришь? (Здравствуй. Давай познакомимся. Меня зовут… А как тебя зовут? Сколько тебе лет? Что ты любишь делать? Давай играть вместе
…). Разыграй с игрушками сценку-знакомство
Серия картинок для рассказывания 4. Зайчик-попрыгайчик.
Закройте вторую картинку. Рассмотрите первую иллюстрацию. Кто нарисован на картинке? Назови зайчонка ласково. (Заинька, заюшка, зайчоночек, зайчишка, зайка
). Какой зайчик? (
Веселый, пушистый, шустрый, ловкий, проворный
). У заиньки длинные уши. Как про него можно сказать? Он …(
длинноухий
). У него короткий хвост. Зайка…(
короткохвостый
). У заюшки большие глаза. Он…(
большеглазый
).
Рассмотрите третью картинку (вторая по-прежнему закрыта). Что случилось с зайчонком? Как ты догадался об этом? Зачем Айболит забинтовывает ему лапу? Придумай, что случилось с зайчонком, как он повредил свою лапку.
Посмотрим, угадал ли ты (откройте вторую картинку). Что произошло с зайчонком? Почему с ним это случилось?
Давай придумаем загадку о зайчонке. « Он серый как …(мышка
). Он пушистый как …(
вата
). Он шустрый как…(
воробей
). Кто это?». Загадай эту загадку своим друзьям.
Чему нас учат пословицы «Погляди, прежде чем прыгнуть», «Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть ноги не расшибешь»?
Какое слово заблудилось?
Зайка весело скакал. Жаль, что шапку поломал. (Шапку-лапку). Скажи правильно.
Поиграем в рифмы. Замени первый звук в словах звуком л, и ты найдешь рифму. Кошка -…(ложка
), жук -…(
лук
), дама — …(
лама
), мак -…(
рак
), каска — …(
маска
). Какой звук спрятался от тебя в словах лллапа, скакалллка, сллломаллл, прыгаллл, забиноваллл? Придумай другие слова со звуком л.
Дополнительное задание: Зайчик очень любит прыгать. А какие подвижные игры и упражнения любишь ты? Полезны ли они для здоровья? Знаешь ли ты, зачем нужно делать зарядку по утрам? (Она прогоняет сон, дает бодрость, радость, укрепляет здоровье, учит двигаться правильно и красиво
).
Какие спортивные игры ты знаешь? Как называют спортсмена, занимающегося футболом? (Футболист
). Хоккеем?
(Хоккеист
). Волейболом? (
Волейболист
). Баскетболом?
(Баскетболист
). Теннисом? (
Теннисист
). Плаванием? (
Пловец
). Лыжами? (
Лыжник).
Прыжками? (
Прыгун
).
Серия картинок для рассказывания 5. О сладком мороженом и горьком лекарстве.
Рассмотрите с ребенком первую картинку (вторая и третья должны быть закрыты). Что делает белочка? Сколько порций мороженого она уже съела? Как ты узнал? Какое настроение у белочки? (Веселое, радостное, бодрое
). Почему она такая довольная? Что может случиться с белочкой дальше? Почему ты так думаешь?
Придумай сказку о том, что случилось с белочкой.
А теперь давай откроем вторую картинку. Как себя чувствует белочка? Какое у нее настроение? Зачем она завязала шарф на горло? Зачем она держит градусник? Как ты думаешь, что понадобится Айболиту, чтобы ее вылечить? Какие советы он ей даст?
Давай откроем третью картинку. Что делает Айболит? Белка выпила ложку микстуры и сморщилась. Какой была микстура? Что еще может быть горьким? Когда белка ела мороженое, она улыбалась. Какое было мороженое? Что полезнее для здоровья – мороженое или яблоко? Конфета или морковка? Сок или «Фанта»? Почему?
Какое слово заблудилось?
Заболела белка-крошка. Пьет она микстуры кошку. (Кошку-ложку). Повтори эти строчки правильно.
Отгадай, какой звук встречается во всех произнесенных мной словах. Сссъела, эссскимо, градусссник. (Звук с). Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук с. Микссстура, таблетка, лекарссство, ссстакан, шарф, ложка, хвоссст, горло, сссумка.
Дополнительные задания. Поговорите с ребенком о полезных для здоровья продуктах. Предложите поиграть в магазин полезных продуктов. Пусть ребенок нарисует витрину этого магазина. Спросите малыша, почему он нарисовал именно эти продукты, чем они полезны. Поинтересуйтесь, какие из них он купит в магазине. Придумайте вместе с ребенком, какие блюда можно приготовить из его продуктов. Создайте свою книгу любимых и полезных для здоровья блюд. Малыш нарисует картинки в ней, а вы сделаете подписи к ним.
Особенности использования мнемотаблиц для обучения детей
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений.
При этом, данная техника помогает сформулировать речь малыша, пополнить его словарный запас красивыми, сложными и правильно построенными словосочетаниями и предложениями. Суть всех мнемотехнических приемов заключается в перерождении текстовой, словесной информации в зрительные образы. Не смотря на то, что многие дети дошкольного возраста первые занятия воспринимают очень болезненно, полагая, что у них ничего не получится, в дальнейшем учебный процесс малышам очень нравится. Он не только чрезвычайно информативный, но еще и очень интересный, увлекательный и забавный, похожий на игру.
Чаще всего, в случае использования мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников в детских дошкольных учреждениях применяется следующая схема:
- Педагог показывает детям карточки с яркими и красочными картинками, обозначающими определенное словосочетание, либо же предложение.
- Следующий этап – изучение так называемых мнемодорожек. Это серия картинок, состоящих примерно из четырех изображений, при помощи которых ребенок сможет рассказать несложную историю.
- Наиболее сложный этап – применение непосредственно мнемотаблицы по обучению связной речи дошкольников. Благодаря этому методу дети дошкольного возраста учатся воспроизводить уже более длинные и сложные истории и рассказы.
Разновидности мнемоприемов для развития связной речи дошкольников:
- Карточки с алгоритмом определенных действий – например, последовательность утренних мероприятий (умывание, чистка зубов, завтрак, одевание).
- Мнемодорожки с серией различных изображений, рассказывающих определенную историю или рассказ. Для детей младшего дошкольного возраста чаще всего применяются сказки.
- Приемы для более быстрого и простого усвоения информации, изучения стихов.
Пример в использовании сказки «Три поросенка».
Пример в использовании стихотворения.
Картинки для развития речи
Картинка 1 Это Таня и Ваня. Они брат и сестра. Проснулись как-то Таня и Ваня, выглянули в окошко. Ах, какая красота! На стёклах кто-то узоры нарисовал. А за окном… шуба бела весь свет одела. Что же это? Правильно, на ветках лежит снег. Значит, пришла … (Поговорите с ребёнком о снеге, морозных узорах на стекле, о снегирях, о рябине, о деревьях, сбросивших листья.)
Картинка 2
Таня и Ваня любят играть зимой на улице. А ты любишь? Скорей на улицу! Таня и Ваня молодцы, они сами одеваются. Ваня надел комбинезон, а что надевает Таня? (Шубу.) Тебе нравится Танина шапочка? У кого шапочка лучше, у Тани или у Вани? А какая шапочка у тебя? Что ты надеваешь, когда идёшь на улицу? (Поговорите с ребёнком о зимней одежде, о её видах, цвете и т.д.)
Картинка 3
Кто это мчится на санках со снежной горки? (Таня.) Как ты думаешь, Тане нравиться кататься на санках? А где Ваня? Видишь, как хорошо он идёт на лыжах. Только палки потерял где-то. Зато вон как руками машет! Настоящий лыжник! На чём ты больше любишь кататься — на лыжах или на санках? (Поговорите с ребёнком о мальчике на снегокате, о вашем катании с горки и т.д.)
Картинка 4 Ой, сколько снега на улице! Какие большие снежинки летят! Вот Ваня. Он катит большой ком. А что слепила Таня? Посмотри, что у снеговика вместо носа? Как ты думаешь, какого снеговика будет лепить Ваня? (Дождитесь полного ответа ребёнка.) А что ты любишь лепить из снега? (Нарисуйте на белом или голубом листе бумаги снежинки, снеговика, следы на снегу.)
Картинка 5 Холодно зимой. Птичкам и зверюшкам трудно найти корм. Но они не унывают — вон как весело летают и прыгают с ветки на ветку. Да и мы им поможем — угостим чем — нибудь, правда? Видишь, Таня принесла птичкам семечки, а Ваня — орешек для белочки. Молодцы Таня и Ваня! (Продолжите разговор: каких птичек знает ребёнок, какие ягодки висят у кормушки и т.д.)
Картинка 6
Зимой бывает очень весёлый праздник. Ты знаешь, какой? Правильно, Новый год. На Новый год наряжают ёлку блестящими игрушками, зажигают на ней разноцветные огоньки. Ты любишь наряжать ёлку? Смотри, какая красивая ёлочка. А возле ёлки кто? (Дождитесь развёрнутого ответа ребёнка.) Видишь, какие дети нарядные! А пляшут как задорно! Давай найдём среди них Таню и Ваню. (Рассмотрите игрушки на ёлке, выясните, в кого нарядились ребятишки, вспомните или помечтайте о своём празднике.) Спасибо тебе, зимушка — зима, за праздник!
Картинка 7 А кто это пришёл к ребятам на праздник? (Поговорите о том, где живёт дед Мороз, какая у него борода, одежда, какой он добрый, как любит ребятишек.) Что у него в мешке? Тебе нравится Снегурочка? Во что она одета? Какие подарки принесли Дед Мороз и Снегурочка Тане и Ване? А какой подарок тебе подарили на Новый год?
Основные правила развития при помощи мнемотаблиц
При применении мнемотехники для развития речевого аппарата у детей дошкольного возраста следует помнить, что большинство детей без предварительной подготовки чрезвычайно сложно воспринимают данную методику обучения. На самых начальных этапах учебного процесса по развитию речи для дошкольников лучше всего использовать более понятные и простые для восприятия мнемоквадраты.
Картинки в черно-белых тонах вряд ли вызовут заинтересованность у маленьких детей, а поэтому необходимо использовать красочные изображения в ярких тонах.
Количество картинок в мнемодорожке не должно быть чрезмерным, так как это усложняет для ребенка восприятие любой информации. Максимально допустимое количество изображений в дорожке не должно превышать 8-9 картинок. И, конечно же, все таблицы не должны дублировать одну и ту же тематику – все они должны быть разными и относится к совершенно разнообразным сферам.
Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе
Презентация
Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе
Выполнила: воспитатель Кригер Г.Г.
Дидактическая игра. «Лишний предмет»
Цель: учить группировать и квалифицировать предметы, развивать словесно-логическое мышление, причинно-следственные и логические связи, зрительную память, умение вести диалог, умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
В эту игру мы играем на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром. Дети рассматривают картинки, называют что изображено на них, затем рассуждая, находят лишний предмет.
«Кто чем питается?»
Цель: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, речь.
В этой игре животные приклеены на прищепки. Дети с удовольствием «кормят» животных их любимой едой, проговаривая название животных, название еды, а также можно попросить какие звуки издают звери.
В эту игру можно играть как на занятиях, так и в свободной деятельности.
«Быстрые пальчики»
Цель: быстрее всех надевать на пальцы резиночки так, как показано на картах с заданиями, развивать мелкую моторику, память, мышление.
В эту игру мы играем на занятиях по ФЭМП, по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, да и в свободное время дети с удовольствием играют.
«На что это похоже?»
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов, развивать мышление, память, речь.
Эта игра хороша тем, что в нее можно играть на всех занятиях. Развивает логическое мышление, связную речь, память.
«Дети на прогулке»
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов, развивать память, связную речь.
Мы играем и на занятиях физкультуры, и по развитию речи, по экологии и по ознакомлению с окружающим миром.
«Что перепутал художник?»
Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, связную речь.
На занятии по развитию речи эта игра дает возможность решать много задач: развитие внимания(рассмотреть картинку и сказать, что на ней не так), логическое мышление(лягушка сидит в гнезде-а где она живет?), развитие связной речи(давайте составим фантастический рассказ)
Эту игру мы берем и на занятия по ознакомлению с окружающим миром.
«Чей предмет?»
Цель: развивать воображение, внимание, связную речь, логическое мышление.
По теме «Семья» дети учатся определять кому что принадлежит, рассуждают почему этот предмет отдали, например, бабушке или маме (бабушка варит варенье, мама носит туфли на каблуках).
Игра интересна на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, по изо и др.
«Игры с прищепками»
Цель: развитие мелкой моторики рук, связной речи, творческих способностей и логического мышления.
Детям эта игра нравится, потому что в неё можно играть на всех занятиях, в утренний прием детей, в свободой деятельности.
Развивает мелкую моторику, творчество и усидчивость.
«Мнемотаблицы скороговорки»
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения, речь.
По мнемотаблицам хорошо запоминаются скороговорки, развивается зрительное восприятие, поэтому мы их используем на всех занятиях.
«Загадки-отгадки»
Цель: учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.
В эту игру мы играем на занятиях по развитию речи (загадка о ёжике-опиши его), ознакомление с окружающим миром (расскажи о еже- какой он, где живет, что любит кушать) и т.д.
Можно играть как со всей группой детей, так и по подруппам.
Результаты обучения посредством мнемотаблиц
В преимущественном большинстве случаев обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у малышей дошкольного возраста проходит успешно. Дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы.
У ребят появляется усиленный интерес к различным стишкам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями.
Мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры запоминания материала, развитие ассоциативного мышления и красивой, грамотной связной речи.