Современные технологии речевого развития дошкольников.учебно-методический материал по развитию речи


Технологии речевого развития дошкольников по ФГОС

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»Л. С. Выготский
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию тему публичной лекции: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. (на слайде) В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в воспитательно- образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Педагогические технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Требования к выбору технологий вы видите на экране.
В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике 1. Первую технологию, о которой хочу рассказать, наверняка-ка часто берут на вооружение педагоги-практики, — это метод наглядного моделирования или (мнемотехники). 1.1. Мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») — это система различных приемов, облегчающих запоминание. То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. — забывается. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Задачи использования мнемотехнических средств обучения представлены на слайде: Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы. Для обогащения словарного запаса и при отгадывании и загадывании загадок дети с большим удовольствием используют мнемоквадраты, мнемодорожки. При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов эффективным дидактическим материалом служат мнемотаблицы. Мнемотаблица — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а также те предметы, действия и явления, которые «завязаны » вокруг них. Овладение действием наглядного моделирования способствует развитию умственных способностей детей. Ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, в целях запоминания, развивается речь, память и мышление. Одним из приемов наглядного моделирования является геометрическая схема- круги Эйлера. С помощью символов дети наглядно отображают отношения между понятиями или множествами объектов, выкладывая их в свой круг. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. Круги Эйлера используются в процессе обучения составлению творческих и сюжетных описательных рассказов. ВЫВОД: Таким образом, используя в работе данную игровую технологию, я формирую социальный опыт детей, упражняю в умении находить объекты, обладающие не одним, а сразу несколькими признаками и решаю целый класс интереснейших речевых, логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе. 2. Далее я хочу остановиться на технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Альфонсасовна Белобрыкина). По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр. Лингвистические игры, представленные в данной технологии, позволяют развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение. Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам. – Кормит, портит ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит – Дом, стены ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают – Семья, душа ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте. Замечательно! Важнейшим условием развития речи является создание комфортного коммуникативного поля в семье, а также искренность и уместность включения формул речевого этикета в различные ситуации общения. Введению формул речевого этикета в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические семейные игры и упражнения, которые представлены сборником «Система работы по формированию речевого этикета и культуры общения». Общая цель и семьи, и детского сада — хорошо воспитанный, культурный и образованный человек. В этом сборнике мною разработана система правил для смелых и упорных родителей, формулы и ситуации речевого этикета. Обращаю внимание на слайд: Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Педагогические технологии речевого развития могут не только изменять процессы воспитания и обучения, но и совершенствовать их.


Данные технологии оказывают существенное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Презентация на тему: Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Этапы развития речи у ребенка

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Статья «Современные технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Современные технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Г.П. Рубцова

e –mail

В статье описываются современные технологии по речевому развитию дошкольников, технологии ТРИЗ, мнемотехника, синквейн, ИКТ- технология. Применяя их в работе, педагоги развивают речь детей, дают новые знания, новые возможности самовыражения.

Педагоги, которые работают с детьми, отмечают, что с каждым годом растет число детей, имеющих отклонение в развитии речи. Один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка – это речь. Конечно, чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому, нам педагогам, необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.

Наша задача выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество, подобрать технологии, которые дают детям новые знания, новые возможности самовыражения, расширяют кругозор. Рассмотрим некоторые технологии, которые мы применяем в своей работе.

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)

Особенность технологий заключается в простоте подачи материала и доходчивости. Ребёнок научится применять решения, встающих перед ним проблем, через сказки и бытовые ситуации. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает из игр и упражнений. Особенно интересен для детей мозговой штурм или коллективное решение проблем. Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты (нет не правильных суждений).

Одним из наиболее распространенных приемов развития речи ребенка, который мы используем в работе – является мнемотехника.

Мнемотехника —

это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов, которые облегчают детям поиск и запоминание слов. Мнемотаблицы, которые мы разработали, служат для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Синквейн
(стихотворение без рифмы из пяти строк)
Новая технология в развитии речи дошкольников, в которой отрабатываются знания о частях речи, о предложении, значительно активизируется словарный запас, совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.

Схема использования этой технологии заключается в следующем:

Дети подбирают: слова – предметы, дифференциация «живой» – «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

Слова – действия, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».

Слова – признаки к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова – признаки».

Грамматическое оформление предложения получается таким: «слова – предметы» + «слова – действия», «слова – предметы» + «слова – действия» + «слова – признаки».

Популярные и очень эффективные в наше время ИКТ
(Информационно — коммуникативные технологии)
позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию речи, сделать каждую деятельность нетрадиционной, яркой, насыщенной.

Подобранные компьютерные программы, иллюстративный и речевой материал, помогает при обучении детей составлению рассказов, пересказу произведений. С помощью компьютера мы можем не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером, как проигрывателем CD.

Во время обучения творческому рассказыванию можно использовать DVD диски. При проигрывании диска, мы можем продемонстрировать начало, середину или конец сказки, тем самым, побуждая детей к творчеству: придумыванию предшествующих или последующих события

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста, могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Литература

1. Панфилова, М.А. Игротерапия общения.- М.:Просвещение, 2002.

2. Полянская, Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-Пресс, 2010.

3. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.; Детство-Пресс, 2004.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]