Развитие речевого творчества у детей дошкольного возрастастатья по развитию речи (старшая группа)


Развитие речевого творчества у детей дошкольного возрастастатья по развитию речи (старшая группа)

Упырева Надежда Викторовна,

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 17

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности, что соответствует принципам ФГОС (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности). Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе (Л.А. Венгер).

Выделяют следующие виды речевого творчества:

  1. Пересказ.
  2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
  3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
  4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой общительности, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей. Используется проработанный материал, а также необходимо создавать большое количество новых игровых ситуаций.

Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

Важной задачей родителей и педагогов является создание благоприятных условий для каждого ребенка: раннее физическое развитие; сенсорный опыт и моторные навыки; обстановка, стимулирующая и опережающая развитие; необходимость максимального напряжения сил, т.е. постепенное смещение «потолка» своих возможностей все выше и выше; комфортная психологическая обстановка, в том числе признание ценности личности ребенка, отсутствие внешнего оценивания, понимание, сопереживание; ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых; предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности; наличие свободного времени.

Таблица 1 — Целевые ориентиры

Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и темой Пример проявления в действии и в речи ребенка
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок владеет основными культурными способами деятельности. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах речевой творческой деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Ребенок проявляет интерес к общению, игровой, исследовательской деятельности, к речевому творчеству. Ребенок способен выразить в рассказе собственное отношение к происходящему, к объекту описания, настроение, эмоциональную реакцию.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам. Ребенок владеет творческим воображением, которое проявляется в речевом творчестве. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. У ребенка сформированы все виды речи: связная, диалогическая, монологическая. В игровых ситуациях ребенок владеет техниками рассказа с перевоплощением, с заменой собеседника или точки зрения (повествование от лица птицы, животного, предмета, сказочного персонажа).
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок охотно общается со сверстниками и взрослым, обладает коммуникативной компетентностью, умеет поддержать беседу, развивать диалог со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен сочинить рассказ (историю, сказку) на самостоятельно предложенную тему, на одну тему сочинить подробный и краткий рассказ, сочинить сказку на основе одного имеющегося предложения, которое должно в нее войти, сочинить рассказ на основе реального события.

Содержание образовательного процесса

Для решения проблемы речевого творчества необходимо дополнить основное содержание образовательного процесса, средства обучения, воспитания.

Таблица 2 — Содержание образовательного процесса

Виды деятельности В НОД Вне НОД На что направлено
1.Игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у Вини-Пуха», «Поваренок» «Светофор», «На остановке», «Наоборот»;

речевые игры «Волшебный круг», «Карусель», «Дополни предложение»; игра с правилами «Лесные остановки»; мультимедийные игры «Веселая сочиняйка», «Угадайка», «Сочиняем по веселым картинкам».

Сюжетно-ролевые игры: «Веселые машинки», «Путешествие», «Остановка по требованию»; ролевые игры «Маски», «Играем в сказку»; игра с правилами «Живые слова»; настольно-печатные игры «Магазин», «Запиши рассказ», «Пойми меня»; ролевые игры «Семья гномов», «Идем в гости». На развитие творческого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.
2.Познавательная деятельность. Эксперименты с водой, с песком, с глиной, с солнечным светом;

наблюдение за растениями, за животными;

исследовательская деятельность «Что из чего сделано?»;

исследовательские проекты.

Наблюдения за живой и неживой природой в процессе прогулок;

интеллектуальные конкурсы;

конференции по проектной деятельности с участием родителей.

На овладение ребенком культурными способами деятельности: размышления, познания, решения проблемы, получения информации.
3.Проблемно-ценностное общение. Беседы и рассматривание иллюстраций в книгах, обсуждение содержания литературного произведения, сочинение сказок по методам Дж. Родари («Грамматика фантазий»). Обсуждение прочитанных сказок дома вместе с родителями; совместная с родителями проектная деятельность. На формирование коммуникативных навыков, на развитие связной, диалогической, монологической речи, лежащих в основе речевого творчества.
4.Социальное творчество Социально-образовательные проекты «Кто такие волонтеры»;

коллективная творческая деятельность «Создание коллажа».

Совместные мероприятия с волонтерами;

социальное партнерство с библиотекой, школой, организациями дополнительного образования.

На развитие инициативы и самостоятельности в ходе совместной деятельности со взрослыми.
  1. Целевые и тематические экскурсии
Экскурсии в библиотеку,

в краеведческий музей, экскурсии на выставку картин, в музей космонавтики, в парк.

На воспитание у ребенка ценностного отношения к культурным ценностям и традициям.

Приёмы и способы развития речевого творчества дошкольников

В детском саду используется широкий арсенал средств- специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, «режиссерские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив — игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

Особое внимание уделять индивидуальному и дифференцированному подходу к детям. Прежде чем начать работу по составлению рассказов, сказок, необходимо пополнить словарный запас детей прилагательными, глаголами, наречиями, научить сравнивать, подбирать эпитеты.

С этой целью можно использовать ряд речевых игр. Например, «Слово на ладошке (на потолке, на дереве, в воде…)», «Красивые слова (колючие, сладкие и т.д.)», «Узнай по описанию», «Да — нетка», «Волшебная палочка», «Что на что похоже?», «Назови по-разному одну и ту же игрушку», «Назови по-другому (сказку, стихотворение, рассказ)».

Заниматься словотворчеством можно индивидуально, и в подгруппах, и всем вместе, создавая коллективные сказки, стихи.

Для стимуляции развития речевого творчества необходимо формировать поисковую активность детей через вопросы: «Почему?», «А что будет, если…?» Использование возможностей словарной работы, систему упражнений, предусматривающих обогащение словаря.

  • Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?)
  • Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатистый – что это?)
  • Подбор действий к предмету (как можно играть?)
  • Подбор предмета к действиям (Что делает собака?)
  • Подбор обстоятельств.
  • Подбор синонимов (большой, огромный…)
  • Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…)
  • Распространение и дополнение предложений (дети идут, куда? Зачем?)
  • Составление предложений с определенным словом.
  • Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, и т.д.

Методы и приемы работы:

  • Моделирование с помощью геометрических фигур, цветных кругов, карточек-схем;
  • Фантастическое преобразование литературного текста
  • Перенос отдельного героя в иные условия;
  • Объединение персонажей из разных литературных произведений;
  • Использование карт Проппа;
  • Изменение последовательности событий в литературном произведении ;
  • Рассказывание произведения от имени литературного персонажа;
  • Изменение характерных особенностей литературных персонажей – по ТРИЗ-технологии «хорошо-плохо» («Про добрую Бабу-Ягу и злую девочку», «Про злую морковку и добрый мед»);
  • Звуковая замена («Двери и звери»);
  • придумывания начала, продолжения и конца сказки;
  • сочинение сказок из нескольких приемов, придумать «салат из сказок».

От детей требуется умение придумывать завязку, ход событий,

кульминацию и развязку. Умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Творческий рассказ – рассказ, который дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

Список использованной литературы:

1.Арушанова А.Г, Иванкова Р.А,Рычагова Е.С.Коммуникация развивающее

общение с детьми 2-3 лет.:Сфера, 2013 г,96с.

2.Глухов В.П Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи.-М.:Библиотека практикующего логопеда,2002 г.-230 с.

3.Козаченко И.И. Использование дидактического синквейна в работе с

дошкольниками.- Управление ДОУ № 8,2015

4.Н.И.Левшина , О.В.Захарова, Ю.А.Прокопенко, Т.Г.Резванова. Развитие

речевого творчества дошкольников посредством Лего-конструирования.-

Дошкольная педагогика,2011 №8

5.Ушакова О.С Развитие речи дошкольников.-М.: издательство Института

Психотерапии,2001 г.- 256 с

6.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.

7. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. — 47 c

8.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой — М.: Мозаика-Синтез, 2007 — С. 130 — 132.

9. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.

10.Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. — Самара, 2001. — 10 с.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Речевое творчество как важнейшее, составляющее речевой культуры детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Попова Наталья Викторовна МАДОУ детский сад №4 г. Красноуральск

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением и родителями.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте (ФГОС ДО).

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребѐнок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Актуальность и практическая значимость педагогического опыта не вызывает сомнения так как в ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Ребёнок не изобретает собственную звуковую систему. Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение).

Главная педагогическая идея заключается в том, что осваивая языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности и через эксперимент.

Система работы заключается в развитии словесного творчества и включает все направления над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание рассказов. Систематическая работа, приведѐт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

Работа строится на основе теории технологии ТРИЗ, разработанной отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и приёмом «Фантазийного бинома» разработанным известным писателем ДжаниРодари. В своей практике по развитию речевой культуры ребёнка активно применяю дидактическую игру: «Префиксы», с использованием фантазийного бинома. В данном пособии используются карточки с изображением, предметов, объектов и префиксов.

Суть дидактической игры заключается в комбинировании слов с префиксами, получая интересные слова, придумывая рассказы. Фантазийный бином — это способ развития связной речи, при помощи которого у детей формируется умение создавать речевое высказывание креативного типа.

Форма использования фантазийного бинома в дидактической игре «Произвольный префикс»: Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два – три слова без смысловой связи между собой) — по неологизму, полученному из двух слов, объединение префикса с картинкой в одно слово. Обсуждаем новое слово, придумывают название новому предмету, составляют историю про этот предмет, где и для чего они могут быть использованы и зарисовываем новые предметы.

Условия, при которых данный опыт могут использовать другие педагоги, заключаются в качественной интерпретации полученных материалов, в изучении технических факторов, которые обеспечили успех в использовании дидактической игры «Произвольный префикс» для развития речевой культуры ребёнка.

Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов дидактической игры «Произвольный префикс».

Основным принципом дидактической игры «Произвольный префикс» является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, изобретателя, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и по рассуждать когда придуманный объект рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее или глупое. Важнейшим способом общения в дидактической игре «Произвольный префикс» является диалогическая речь, то есть разговор, поддерживаемый собеседниками «педагог – ребёнок», «ребёнок – ребёнок» совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

При использовании дидактической игры «Произвольный префикс» с использованием приёма «фантазийного бинома» в работе по развитию речевого творчества стало заметно, что на основе новых представлений дети составляют богатые и интересные рассказы. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью дидактической игры «Произвольный префикс» обогащается словарный запас детей. Дети с удовольствием представляют, что предметы живые и могут разговаривать двигаться, воображают их в разных ситуациях. У детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Следующая >

Речевое творчество как вид детской творческой деятельности

Verbal creativity as a kind of child’s creative activity

Железнякова Тамара Витальевна,

магистрант кафедры дошкольного образования Томского государственного педагогического университета.

В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы дается представление о детской творческой деятельности, в том числе речевой. Раскрыты условия, способствующие становлению и совершенствованию речевого творчества детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:

речевое творчество, творческая деятельность, воображение, формы речи.

Keywords:

verbal creativity, creative activity, imagination, forms of speech.

На протяжении многих десятилетий ученые, как отечественные, так и зарубежные: психологи (Л. С. Выготский, Ф.А. Сохин, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), педагоги (О. С. Ушакова, М.И. Черемисина, Е.С. Кубрякова и др.), лингвисты (А.Н. Гвоздев, Н.В. Крушевский, В.А.Богородицкий, Бодуэн дэ Куртенэ и др.) целенаправленно, систематически и всесторонне исследовали речь детей, а также результаты детского творчества в ходе творческой деятельности.

Исследователи Л. И. Божович, В. С. Мухина и др. пришли к выводу о том, что творческая личность начинает формироваться с раннего детства «…там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое…» [2, с.6-7].

Целью какой бы то ни было детской творческой деятельности (музыкальной, художественной, театрализованной, художественно-речевой,) является создание абсолютно нового, неординарного продукта на основе приобретенного жизненного опыта и полученных, хотя и немногочисленных, знаний. Сам процесс творения чего-то, порой необычного и неожиданного, побуждает ребенка отступать от привычного образца, изменять вид продукта, экспериментировать.

Большая и ответственная роль в этом процессе отводится взрослому (воспитателю, родителю), который помогает дошкольнику обогатить его представления об окружающем мире, овладеть наиболее приемлемыми средствами выражения полученных эмоциональных переживаний, навыком построения существующих в микросоциуме отношений, законов, ценностей. Следовательно, как дома, так и в детском саду для ребенка жизнь должна быть организована так, чтобы он мог максимально самостоятельно и в соответствии со своим желанием и способностями заниматься созданием никогда не существовавшего творческого продукта.

Основой детского творчества является процесс воображения, который в старшем дошкольном возрасте является психологическим новообразованием и играет важную роль в формировании личности (Л.С. Выготский).

Учеными доказано, что большую роль в становлении и развитии детского воображения и вероятных творческих способностей играет восприятие ими произведений искусства. В первую очередь необходимо знакомить дошкольников с произведениями художественной литературы, устного народного творчества [5,с.401]. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого мышления позволяют детям старшего дошкольного возраста продуктивно и многогранно использовать богатство родного языка. Таким образом, творческая деятельность ребенка находится в прямой зависимости от полноты и многообразия его представлений, которые являются материалом для развития фантазии.

Осуществляя обучение творчеству необходимо понимать особенности формирования художественного, в том числе речевого, творчества детей – дошкольников. В свое время Н. А. Ветлугина считала, что понятие «творчество» относится к деятельности ребенка и определила его словом – «детское». Она предложила выделить три этапа в формировании детского художественного творчества [1, с. 8].

Первый этап – ребенок накапливает опыт. Взрослый помогает ему организовать жизненные наблюдения.

Второй этап – непосредственно сам процесс детского творчества. На данном этапе у ребенка возникает замысел, он находит способы его реализации.

Третий этап – создан новый продукт. Ребенок интересуется качеством, завершенностью, эстетичностью конечного результата творческой деятельности.

Накопленные впечатления от воспринятых произведений искусства и окружающей жизни стимулируют возникновение способности к речевому творчеству (речевой творческой деятельности), целью которой является решение необычной, новой для ребенка задачи, а результат проявляется в разных формах речи: в придумывании новых слов (словотворчество), в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, историй, сказок; моделировании собственных загадок; придумывании небылиц, стихов — перевёртышей; творческих пересказов. Отечественная дошкольная педагогика считает данные виды речевого творчества наиболее популярными.

Знание особенностей формирования детского речевого творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей:

1. Непрерывное обогащение опыта детей новыми впечатлениями из жизни: проведение экскурсий, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Систематическая работа по развитию речи детей в целом и обогащение и активизация словаря в частности.

3. Развитие у детей умения строить связный текст, владеть структурой и композицией связного текста в соответствии с его коммуникативно-смысловым содержанием (тогда мы имеем дело с повествованием, описанием или рассуждением) или жанровой характеристикой (в этом случае речь идет о наиболее популярных в детском возрасте жанрах – стихах, рассказах, сказках, загадках, пословицах, поговорках и пр.).

4. Учить детей правильно понимать само задание «придумать», «сочинить», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было [3, с.12].

Педагог О. Н. Сомкова справедливо считает, что развивать детское речевое творчество наиболее приемлемо в следующей последовательности: пересказ литературного текста, придумывание по аналогии, придумывание продолжения и окончания к рассказу, придумывание рассказа или сказки по плану по модели, придумывание сюжетного рассказа по игрушкам, затем на заданную тему или по пословице, сочинение сказок, загадок с использованием образных сравнений, олицетворений и метафор [4, с.98].

Успешность данной работы зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребёнок. К ним можно отнести игровую, продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательскую деятельность.

Важно полагать, что развитие умения детей слушать, организация и использование педагогического потенциала окружающей обстановки, установление связи между воспитанием любви к родному языку и воспитанием сенсорным, организация детской игры и труда являются основными задачами в деле развития детского речевого творчества.

Литература

1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной.- Москва, «Просвещение», 1974.- 175с.: ил.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский.-3-е изд..-Москва: Просвещение, 1991.

3. Киселёва О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учебное пособие для специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / О. И. Киселева. – Томск: Изд. ТГПУ, 2007. – 84 с.

4. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие / О. Н. Сомкова; ред. А. Г. Гогоберидзе. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2013. — 182 с.

5. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие / Сост. Е. А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко; под ред. М. Ф. Шибаевой. – Москва: Просвещение, 1980.

Поступила в редакцию 07.11.2016 г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]