Конспект образовательной ситуации в Старшей группе Тема: «Составление рассказа по набору игрушек»
Галина Решетняк
Конспект образовательной ситуации в Старшей группе Тема: «Составление рассказа по набору игрушек»
1. ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
.
2. Тема ОС «Составление рассказа по набору игрушек.»
(метод. лит – ра О. С. Ушакова)
.
3.Цель: «Составление детьми творческих рассказов по набору игрушек».
5. Личностно – ориентированная образовательная технология. Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и форм. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, исследований, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.Этапы: создание проблемной ситуации, поиск способов решения учебной проблемы, постановка учебной задачи, решение, определение эффективности и разнообразия выбранных способов решения учебной задачи, анализ полученных результатов.
7. Все дети с желанием и интересом высказывали предположения, принимали участие в коллективном обсуждении, в тройке, договорились, распределили между собой работу, составили интересные рассказы (одним материалом, но разными способами)
. Каждый ребенок справился с заданием.
8. Анализ причин достижения. Использование проблемной технологии, т. к. все дети любят исследовать, познавать, наблюдать, экспериментировать. Использование дифференцированного подхода, работа в тройках,где наблюдалась слаженная работа: дети делились своими мыслями, чувствовалась уверенность детей (я не один, мы команда – обеспечение психологических условий творчества детей.) Технология мнемотехники по Большевой, техника ТРИЗ.
Цель: Составление детьми связного рассказа по набору игрушек, с использованием техники ТРИЗ.
Программное содержание: учить детей составлять сюжетный рассказ,опираясь на схемы: определять объекты и их части, устанавливать взаимосвязь между объектами, представлять возможные ощущения с помощью разных органов чувств (техника ТРИЗ)
; активизировать словарь детей ; учить детей договариваться и распределять работу в тройке ; формировать у детей творческое мышление; воспитывать чувство сопереживания, взаимовыручки.
Интеграция: познавательное развитие, физическое, художественно- эстетическое, социально – коммуникативное.
Материал,оборудование: набор игрушек (кукла, дом, тарелка, елка, щенок, зайчик, стол, мольберт, карточки – схемы (ТРИЗ, схемы (по Большевой, листы бумаги, простые карандаши.
Предварительная работа: рисование воспитателем «под диктовку детей»
(в ходе совместного обсуждения)
предметно- схематических
изображений игрушек.
Ход занятия:
1. Загадывание загадки.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
-Посмотрите, ребята, кто к нам в гости пришел. Ой, заяц, ты откуда? И почему такой грустный?
— Заяц мне на ушко шепнул, что грустно ему от того, что у него нет друзей.
-Ребята, поможем зайцу найти друзей? А как же мы ему поможем?
— Правильно, сочиним сказку и найдем зайцу друзей.
-А как же сказки начинаются?
-Мы можем сказать, жил был в некотором царстве, в некотором государстве заяц?
-Про кого такие сказки начинаются?
2. –Ребята, прежде чем начнем сочинять сказку, давайте вспомним правила.
-Правильно, отвечать, подняв руку, не перебивать, дослушать друг друга до конца.
-Ребята, у сказки есть начало, есть середина и конец.
-Я начну сказку, а вы продолжите. Наша сказка называется «Как заяц друзей нашел»
«Жил был в одном лесу заяц. У него не было друзей, поэтому он очень скучал. Однажды заяц решил поискать друзей. Взял он с собой морковку и отправился в путь. Шел он, шел и вдруг увидел…
-Кого же он встретил? Белку, лису, медведя, ежа…
-Давайте, встретил заяц ежа.
-Что же дальше произошло?
-Еж спросил у зайца:
-Привет, заяц, куда идешь? Почему ты такой грустный?
-Заяц ответил, что грустно ему, потому что нет у него друзей.
-Вот подружились заяц с ежом и пошли они дальше друзей искать.
-Идут они, идут, заяц прыг- скок, и еж не отстает.
— Идут заяц с ежом, а навстречу им (ответы детей)
-Давайте, встретилась им лиса.
-Что же дальше произошло?
-Как же еж помог зайцу? Ведь настоящие друзья не бросают друга в беде?
-Еж свернулся клубочком и уколол лису своими острыми иголками.
-Убежала лиса вон. Только и видели.
-Обрадовался заяц, что нашел такого хорошего друга.
— Вот идут они, идут и услышали,чей то плачь.
-И кто же там сидел и плакал.
— А давайте, сидел мышонок, поранил свою лапку, потерял маму и горько плакал.
-Как же они помогли мышонку?
-Они позвали на помощь доброго доктора Айболита. Доктор полечил лапку мышонку.
Тут и мама мышонка вернулась и поблагодарила зайца, ежа и Айболита.
-Вдруг появился злой, коварный Бармалей и забрал зайца, ежа и Айболита в свой замок и посадил в клетку.
Сидят в клетке заяц, еж и Айболит и плачут. А на клетке висел огромный замок, а ключ от замка висел на шее у
-Как же им удалось выбраться из клетки? Кто им помог?
-Давайте, пусть будет мышка. Как же она помогла?
-Мышка сгрызла веревочку, на которой висел ключ от замка и принесла его друзьям.
-Друзья так спаслись от злого Бармалея.
Так и нашел себе друзей заяц, теперь ему не было грустно. Ведь с друзьями веселей!
-Вот ребята, сочинили мы сказку. Каждый из вас рассказал по кусочку, а теперь я вам прочитаю сказку целиком.
А после сна нарисуете иллюстрации к нашей сказке и сделаем выставку. А дома родителям сами расскажете сказку.
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательно рассказа об игрушке» Цель: учить детей составлять описательный рассказ об игрушке по примеру воспитателя и с его не большой помощью,продолжать учить детей отвечать.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Московского района Санкт- Петербурга.
Матрешка
Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.
Русская матрешка
В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.
Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:
- Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
- Мериновские (крупные цветы);
- Семеновские (строгая симметричная роспись);
- Полховские (изображение цветов шиповника);
- Вятские (барышня-северянка).
Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.
Матрешка
Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.
Абашевская русская народная игрушка
Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.
Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин. Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.
Абашевская русская народная игрушка
Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.
При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.