Словесные игры для детей старшего дошкольного возрастакартотека по развитию речи (старшая группа) на тему


Картотека словесных игр старшая группа

КАРТОЧКА № 1 Назови скорей Цель. Научить детей по сигналу (передачи мяча) называть последующее число на увеличение (уменьшение). Правила игры. В начале игры договориться об условии: называть числа на один больше. Воспитатель бросает мяч кому – нибудь из детей и называет число. Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на одну единицу больше. Игра проводится в быстром темпе. Играющие следят за ответами и помогают ведущему. Усложнение. Называть числа не по порядку. Детям, которые считают в больших пределах, можно называть числа больше 5.

КАРТОЧКА № 2

Что, где? Цель. Научить детей ориентироваться в пространстве (от себя). Правила игры. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Всех нас надо посчитать, Раз, два, три, четыре, пять. Ведущий встает в цент круга и, бросая мяч кому–нибудь из детей, спрашивает: «Что справа от тебя» если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается. Вопросы могут быть такими: Кто слева от тебя? Кто перед тобой? Что над головой? И т.д.

КАРТОЧКА № 3 Не ошибись Цель: закрепить умение детей по сигналу (передачи мяча)называть последующее число на увеличение (уменьшение.) Правила игры. Дети образуют круг. В центре круга воспитатель. Он бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймавший мяч, называет следующее число и перебрасывает мяч воспитателю. Усложнение. Дети образуют круг, воспитатель вместе с ними. Перебрасывая мяч друг другу, они называют числа по порядку. Например, ребенок говорит «один» — и бросает мяч кому-нибудь из детей. Другой, поймавший мяч, говорит «два» — и бросает мяч тому, кому захочет.

КАРТОЧКА № 4

Покажи столько же Цель. Закрепить умение детей соотносить количество с цифрой. Правила игры. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку, а под ними положить карточку с кружками. Пока дети выполняют задание, воспитатель выставляет определенное количество игрушек. Дети, пересчитав их, показывают соответствующую цифру и объясняют, почему именно эту цифру они показали. Игра повторяется со сменой игрушек. Варианты игры: Игрушки выставляет ребенок; Вместо цифр дети показывают карточку с кружками; Воспитатель предлагает показать число на один больше или меньше

КАРТОЧКА № 5 Кто больше назовет? Цель. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Находить их в ближайшем окружении. Правила игры. Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает им назвать предметы, которые имеют форму четырехугольника (квадратной формы). За каждый правильный ответ команда получает фишку. Нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе.

КАРТОЧКА № 6 Кто знает – пусть дальше считает Цель. Научить детей по сигналу (передачи мяча) называть последующее число на увеличение (уменьшение). Правила игры. Игра проводится в кругу с мячом. Взрослый бросает мяч кому – либо из детей и называет любое число. Ребенок поймавший мяч, продолжает считать дальше (еще два числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает мяч кому – то из детей и называет число. Усложнение. Тем детям, которые считают в пределах больших чисел, называют любое из них.

КАРТОЧКА № 7 Кто больше запомнит? Цель. Развивать внимание детей по запоминанию геометрических фигур. Правила игры. На фланелеграфе в произвольном порядке размещаются разные геометрические фигуры (6 шт.). Дети рассматривают их и запоминают. Воспитатель считает до 3 и закрывает фигуры. Предлагает назвать как можно больше фигур, которые были на фланелеграфе. Усложнение. Назвать не только фигуры, но и их цвета.

КАРТОЧКА № 8 Помоги зайчонку Цель. Закрепить умение соотносить предмет с цифрой. Игровой материал. Группы овощей, карточки с цифрами. Правила игры. На фланелеграфе группы овощей. Воспитатель. К нам прибежал зайчонок, он хочет поиграть. Закройте глаза, а он в это время поставит цифры возле овощей. Открыв глаза, посмотрите и скажите, правильно ли он поставил цифры возле овощей. Дети закрывают глаза, воспитатель ставит возле групп овощей цифры, соответствующие количеству овощей. Открыв глаза, дети, пересчитав группы, не только подбирают цифры, но и объясняют, почему они сделали именно так. Линия усложнения. На фланелеграфе цифры. Дети подбирают к ним группы овощей, а зайчик проверяет.

КАРТОЧКА № 9 Посчитай и ответь Цель. Закрепить умение находить в окружающем пространстве однородные предметы, соотносить их количество с цифрой. Правила игры. Игра проводится стоя в кругу. У детей по семь фишек. Игроки по очереди спрашивают друг у друга о том, сколько различных предметов находится в комнате. Если ребенок ошибся, он отдает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек осталось у каждого, так выявляется победитель.

КАРТОЧКА № 10

Отзовись Цель. Закрепить умение по звуковому сигналу определять цифру, находить ее изображение на карточке с предметом. Игровой материал. Картинки с изображением животных и цифры. Правила игры. На столе лежат перевернутые картинки с изображение животных. Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку. Хлопает в ладоши определенное количество раз. Дети находят соответствующую цифру и показывают ее. Затем один ребенок подходит к столу, берет карточку с изображение животного из колоды и, например: мяукает три раза, квакает пять раз. Линия усложнения. Ребенок задумывает животного и после ударов бубна находит соответствующую цифру и голосом животного, которого он задумал, называет ее.

. КАРТОЧКА № 11 Я знаю пять имен своих друзей

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры. Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня — раз, Лена — два. » и т. П., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

КАРТОЧКА № 12

Умею — не умею

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он

произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему

ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро

передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт

новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то

затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают

штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он

выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше

штрафных очков.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить

предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому

что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу

предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину

события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное

продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт

больше фишек.

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с

помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию

последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку.

Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично

нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие

эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т. е. выделить главные

повороты сюжета.

15

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов,

выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые

им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.

Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?»

Играющий

должен описать предмет, выбирая только существенные признаки,

отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный

признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании

картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не

просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное

изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да

еще и с элементами рассуждения.

«Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Игры для детей на вербальный интеллект

Недавно услышал такое словосочетание – вербальный интеллект. Оказывается, он начинает формироваться уже в раннем детстве, а в будущем влияет на положение человека в обществе, его карьерный рост. В общем, штука это очень важная и нужная. Поэтому я озаботился вопросом «Как развить вербальный интеллект у сына?». И, что интересно, нашел несколько игр для детей, которые помогают эту нужную штуку развить. Предлагаю и вам познакомиться с ними.

Подбери пару

Начать можно с простой игры. Предложите ребенку продолжить предложение и подобрать нужную пару:

Корова-теленок

Нога – рука

Курица — …

Время назад

Для этой игры нужно выбрать тему. Например, «Магазин» или «Лес». Каждый участник (будет легче, если игру начнет взрослый) произносит небольшой рассказ. Но главное то, что говорит он «Задом-наперед». То есть сначала то, чем закончилась история, а в самом конце о том, чем все начиналось.

Можно потренироваться на известных сказках, а уже потом переходить к своим собственным историям (проверено, так проще).

Домино

Мы для этой игры используем карточки из детского домино. Но это могут быть и картинки из журналов, и рисунки.

Итак, ведущий раздает каждому игроку по карточке (причем кладет картинками вниз, чтобы никто из участников не видел какая картинка у другого игрока). Первый игрок кладет на середину стола свою карточку картинкой вверх и начинает рассказ. Это может быть фантастическая история, страшилка или просто повествование о том, что изображено на картинке.

Рассказ не нужно заканчивать, в определенный момент (можно договориться об условном сигнале, который будет подавать ведущий) ход переходит к следующему участнику. Он также выкладывает свою карточку на середину стола, картинкой вверх и продолжает повествование. То есть его рассказ должен быть с одной стороны продолжением рассказа первого игрока, с другой – собственным рассказом с индивидуальными подробностями.

Последний игрок должен продолжить историю предыдущего, ввести своего «карточного» героя и закончить рассказ.

Создай пословицу

Для этой игры понадобится подготовительный материал. Заранее я на листочке выписал известные нам пословицы (а их Степка знает очень много, наша бабушка просто кладезь пословиц).

Пословицы выписывал таким образом: в левой колонке начало, в правой конец пословицы.

Написал крупно, печатными буквами (чтобы сын быстрее прочел). Каждую пословицу пронумеровываю. Ставлю на стол песочные часы и Степка начинает соединять начало с концом. Выглядит это примерно так:

Трус и таракана 1 – где волк в пастухах Лесом шел 2 — торопись слушать Каков Дема 3 – принимает за великана Не торопись отвечать 4 – а дров не видел Худо овцам 5 – таково у него и дома

Ответы составляем таким образом:

1-3

2-4

3-5

4-2

5-1

Если не успел найти пару, а песок в часах уже пересыпался – проиграл.

Каждому свое место

Игра для детей, построенная по типу предыдущей. Только здесь я пишу пословицы и меняю слова местами. Нужно составить из слов правильную фразу. Например:

Нем, языка, без, колокол, и. (И колокол без языка нем)

Безделья, маленькое, дело, большого, лучше (Маленькое дело лучше большого безделья)

Смело, дело, доброе, говори, про (Про доброе дело говори смело)

И, клубка, нитке, по, доходят, до (ПО нитке и до клубка доходят)

Такое бывает!

В игре для детей «Такое бывает!» все участники по очереди рассказывают что-то невероятное (про вещи, явление природы. необычное животное…). Выигрывает тот, кто расскажет четыре захватывающих интересных сюжета и никто ему не разу не скажет: «Такое бывает!»

Придумай свое

Потренироваться опять же можно на известных сказках. Ведущий напоминает сюжет, а задача игроков придумать оригинальные названия. Например, «Колобок» — «Внучок из теста», «Обхитривший лису», «Сбежавший от родственников»…

А потом можно переходить к незнакомым рассказам. Прочитать и придумывать названия. Эта игра мне еще нравиться и тем, что она учит креативно мыслить. Я сам в нее с удовольствием играю.

Одинаковые признаки

Эта игра для детей освоена нами еще не полностью, поэтому, признаюсь, пока идет со скрипом. Но мы не отчаиваемся, а продолжаем тренироваться.

Итак, ведущий ставит задачу – придумать предметы со схожими признаками. Например, круглый и плоский. Это может быть блин, нарисованный на асфальте круг, раздавленная шина…

По мере продвижения игры задания усложняются. Признаков может быть больше, но примеры найти уже непросто. Самое сложное – найти предметы, которые выполняют противоположные функции. Например, окно (открывается и закрывается), рука (гладит и бьет).

Побеждает тот, кто придумает больше всего ответов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]