Наблюдение как основной метод экологического образования детей дошкольного возраста
Наблюдение как основной метод экологического образования
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающей природе. В процессе экологического образования в дошкольном учреждении используются такие методы обучения как наглядные, практические, словесные. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов и т.д. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное и др.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Значение наблюдений. Метод наблюдения в экологическом образовании детей дошкольного возраста является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами и явлениями. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в процессе экологического образования приучает детей подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы так же является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Существуют следующие классификации наблюдений: 1. виды наблюдений по характеру познавательных задач; 2. виды наблюдений по длительности; 3. виды наблюдений по количеству детей. Виды наблюдений по характеру познавательных задач. 1. Анализирующие или распознающие наблюдения. Цель данных наблюдений – формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. 2. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных, а так же изменениями в неживой природе. Цель данных наблюдений – формирование знаний об этапах роста и развития растений и животных, сезонных изменениях в природе. 3. Воссоздающие наблюдения. Цель данных наблюдений – формирование умения устанавливать (воссоздавать) целое явление или объект природы по отдельным его признакам (частям). Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод, узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу – какое животное прошло, и т.д. Виды наблюдений по длительности: 1. кратковременные; 2. длительные. Виды наблюдений по количеству детей: 1. фронтальные; 2. групповые; 3. индивидуальные. Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений: 1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. 2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. 3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. 4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности. 5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. 6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы о том, что увидели. 7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте или явлении природы. 8. В процессе наблюдения необходимо помнить о воспитании эмоционально-положительного и грамотного отношения к природе в целом. Подготовка к наблюдению. Воспитатель должен: – определить место наблюдения в системе предстоящей работы; – содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой; – выбирать объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия; – продумать организацию детей – как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним (покормить, поиграть и т.д.); – подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы (термометр, лупа, миски с кормом, водой для наблюдений за животными и т.д.). Руководство наблюдениями в разных возрастных группах. Младший возраст. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен. В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы. Например, неожиданно принести животное в группу или можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей, прежде всего, привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормление, игра), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. Например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т.д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т.д. Вопросы, задаваемые детям младшего возраста должны носить репродуктивный характер, т.е. обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на признаки, например: «Кто?, Что?, Какого цвета?, Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления котенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи – и после наблюдения спросить детей, что котенок больше всего любит есть. В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж. Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью. Средний возраст. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать». Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание. Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2-3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений. Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно, дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде. Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать воробья, и будем рисовать его». В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, на установление необходимых связей и отношений. Одним из важных приемов являются вопросы к детям. Для детей среднего дошкольного возраста они носят не только репродуктивный характер, т.е. вопросы, направленные на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? Задаются вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи – быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке? Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т.д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства. В средней группе начинают использовать рассказы из личного опыта детей. Например, воспитатель просит ребенка вспомнить, какого цвета кора у березы, как он помогает ухаживать за домашними животными (растениями), которые есть у него дома и т.д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать художественное слово – это загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам. Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными, поэтому в ходе наблюдения педагог, может предложить им выполнить несложные трудовые действия. У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы, Старший возраст. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий. Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, местообитание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель предлагает рассказать о внешнем виде объекта природы, при этом можно использовать модели. Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений. Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки? Организуя наблюдение необходимо стремиться к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Необходимо использовать загадки, стихи, интересные истории в процессе наблюдения, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни – стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным. Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности. Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т.д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.
Ход наблюдения.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Майков
— Ребята, осень нам прислала приглашение в гости – сегодня первый день осени.
— Назовите осенние месяцы?
Бывают и в сентябре теплые солнечные денечки. Небо сверкает синевой, на его фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают прозрачные серебряные нити паутинок. Такие дни называются «бабьим летом.»
«Коли ясно, то и осень прекрасна»
— говорит пословица.
— Какие вы знаете признаки осени?
— Что делает человек осенью?
— Как приспосабливаются к осени птицы? Насекомые? Звери?
— Найдите дерево, которое раньше всех готовится к осени?
— Найдите самый красивый лист клена, березы, осины?
Игра «Узнай осенний признак»
(если дети согласны, то хлопают в ладоши)
:
— Заморозок, таянье снега, холодные дожди, первый снег, мороз, радуга, гроза; день короче, а ночь длиннее.
Подарки осени: всем детям по кленовому листочку из желтой бумаги.
«Осенний хоровод»
.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Ф. Тютчев
Дети ежедневно отмечают в календаре погоды ясные и пасмурные дни. Считают, сколько в месяце было пасмурных и солнечных дней.
Основы трудовой деятельности: Уборка детского участка от опавших листьев.
Цель: создание радостного настроения от выполнения работы. Воспитание экологической культуры.
Оборудование: грабли, ведра, носилки.
2. «Туман»
Цель:
• Уточнение знаний детей о таком природном явлении, как туман.
•Активизация словаря детей: туман.
Ход наблюдения.
— Дети, каких насекомых вы знаете?
— Чем покрыто тело зверей? А у насекомых?
— Каких насекомых вы видели летом? А осенью?
— Почему насекомых осенью стало меньше?
— Как вы думаете, почему исчезли насекомые?
— Где они могли бы спрятаться на зиму?
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и подумать, где бы могли прятаться насекомые. Объяснить детям, что насекомые впадают в зимнюю спячку. Но весной только потеплеет, припечёт солнце и они проснутся.
— Какие же из насекомых «засыпают первыми»
?
(те, которые питаются цветочной пыльцой)
А комары, мухи и муравьи впадают в состояние покоя позже – с наступлением сильных заморозков.
— Но с насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. (Чем питаются гуси, ласточки, грачи)
Птицы осенью совершают перелеты.Вместе с птицами в теплые края улетают и многие насекомые: стрекозы, некоторые виды бабочек, божьи коровки.
Логическая задача «Осень»
«Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыльями и золотистыми глазами.
— Это стрекоза, — узнали дети, — она – полезное насекомое.
— А вот почему она залетела в комнату? И что нажну сделать? – спросила воспитательница».
Вывод: Осенью насекомые ищут место для зимовки. Вот и залетела в комнату случайно стрекозы. Правильно сказали те дети, которые предложили не трогать ее, — пусть сама найдет укрытие.
Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.
Цель: воспитание интереса помогать взрослым.
Оборудование: грабли, носилки.
14. «Почему птицы улетают на юг?»
Цель:
• Знакомство детей с периодом подготовки птиц к отлёту: обратить внимание на их беспокойное поведение.
• Воспитание бережного отношения к птицам.
• Активизация словаря детей словами по теме «перелетные птицы»
.
Ход наблюдения.
Воспитатель показывает детям термометр – вместе измеряют температуру воздуха. Отмечают, что на земле температура воздуха ниже. Такое состояние погоды называют заморозок, а в народе – утренник.
Заморозок – это понижение температуры в воздухе и на почве вечером или ночью. Заморозок бывает из-за охлаждения ночью почвы.
Дети анализируют состояние погоды.
— А что такое заморозок? (дети объясняют, что утром было холодно, на траве был иней)
— Правильно, утром был сильный заморозок и, посмотрите, как замёрзла земля. (дети трогают её: холодная, твёрдая, комочки земли трудно разбиваются)
В полдень
— Дети, посмотрите солнце на небе высоко, немного потеплело. Давайте, посмотрим, какая сейчас стала земля. (дети отмечают, что земля отошла, стала мягче)
Вывод: Осенью дни короче, а ночи длиннее. Ночью бывают сильные заморозки, отчего земля замерзает. От этого трава желтеет, вянет, гибнет. Становится меньше корма для птиц и животных.
В сентябре лето кончается – осень начинается.
В сентябре держись крепче за кафтан.
Считай осень с сентября по шапкам да по лаптям. (Обратить внимание детей на одежду)
.
Основы трудовой деятельности: Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы, астры)
.
Цель: формирование умения осторожно окапывать вокруг цветка, вместе с землей пересаживать цветы в горшки. Воспитание любви к растениям.
Оборудование: лопаты, совки, цветочные горшки.
5. «Ветер воет на просторе»
Цель:
• Формирование интереса у детей наблюдать за изменениями силы ветра.
•Активизация словаря детей: ветер, ветерок, ветрище.
Ход наблюдения.
К детям приходит Петрушка рассказывает о поговорках и пословицах:
— В народе говорят:
«Сентябрь – вечер года»
.
-Почему так говорят?
Воспитатель предлагает проверить ответ, понаблюдать и сравнить продолжительность светового дня.Использование модели: день становится короче, ночь длиннее.
Сравнить с моделью светового дня летом. Дети отмечают, что продолжительность светового дня уменьшается. Солнце светит меньше, не греет; становится холодней. Происходят изменения и в живом мире. Облетели листья, пожелтела трава, исчезли насекомые, готовятся к зиме птицы и звери.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
А. Пушкин
— Это стихотворение веселое или грустное? Почему вы так считаете?
Основы трудовой деятельности: Сбор урожая на огороде.
Цель: формирование умения аккуратно выкапывать овощи. Воспитание интереса трудится сообща.
Оборудование: ведра, совочки.
7. «Высота стояния солнца, движение его по небосклону»
Цель:
• Уточнение знаний детей о явлениях неживой природы через наблюдения: изменения высоты стояния солнца. Закрепление умения делать выводы.
•Активация словаря детей: долгота дня, полдень.
Оборудование: карта-схема детского участка для отметки стояния солнца в полдень.
Ход наблюдения.
Модница – тучка
В день рождения пальто подарили тучке.
Стала тучка в том пальто интересной штучкой,
Изумительный наряд: семь застежек «молний»
,
Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,
Ходит модница в пальто.
По бокам карманы, в них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.
А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!
О. Ващенкова
— Что приносит осенний дождь: тепло или холод?
— Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?
— Назовите оттенки осеннего неба? Какие осенью тучи?
В сентябре ещё бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние осенние грозы. Есть народная примета
Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. Они предвещают хорошую погоду. Обратите внимание детей на влажный, терпкий запах вянущей листвы, особенно после дождя.
Исследовательская деятельность:
— Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?
Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.
Цель: воспитание интереса помогать взрослым.
Оборудование: грабли, носилки.
4. «Что такое заморозок»
Цель:
• Формирование умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
•Активизация словаря детей: заморозок, термометр.
Оборудование: термометр, заморозок, утренник.