Индивидуальная коррекционная программа педагога-психолога со слабослышащим ребенком 6-7 лет.
— повышение функционального уровня систем организма (тренировка дыхательной, сердечно – сосудистой систем, активизация обменных процессов, формирование осанки).
В процессе работы были использованы элементы практикума для психологов и логопедов С.В.Коноваленко “Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет”.
Каждое занятие практикума представляет собой комплекс, включающий
задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, тонкой моторики, пространственной ориентации;
упражнения для профилактики нарушения зрения (близорукости и дальнозоркости);
элементы дыхательной и координационной гимнастики.
В целом данные программы помогают в решении поставленной проблемы.
Цели и задачи программы
Формулировка проблемы
Готовность ребёнка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. В начале школьного обучения у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной чёткостью и гибкостью. У многих отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации (неловкость, несогласованность движений рук). Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.
Исходя из сказанного выше, можно сформулировать следующие проблемы:
1.Психофизиологическая неготовность слабослышащих детей, не посещавших специальные ДОУ, к обучению в школе.
2.Адаптация соматически ослабленных слабослышащих детей к условиям школьной жизни.
Цель коррекционной программы
Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у слабослышащих учащихся первых классов второго отделения.
Задачи программы
1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.
2.Осуществлять сенсорное развитие ребёнка через
совершенствование перцептивных действий, сенсорных представлений;
формирование аналитического восприятия.
3.Развивать моторику посредством выполнения специальных упражнений на совершенствование двигательных качеств ребёнка и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.
Конспект нейропсихологического индивидуального коррекционного занятия
Надежда Фролова
Конспект нейропсихологического индивидуального коррекционного занятия
Конспект нейропсихологического индивидуального
коррекционного занятия
Возраст ребенка/детей 5 лет, девочка
Контингент:
Тип дизонтогенеза — задержанное развитие (замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера)
или длительных и тяжелых соматических заболеваний
(анамнез родителями не предоставлен)
.
Нейропсихологический синдром — функциональная несформированность правого полушария.
Нарушения, выявленные в ходе нейропсихологической диагностики.
Нейропсихологическая диагностика проводилась по методическому пособию «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста», Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева, Ю. О. Титова.
Заключение: Из проведенного нейропсихологического обследования и из графиков выше видно, что у ребенка выявлены задержки в развитии эмоционального, сомато-пространственного, цветового гнозиса; слухоречевого, тактильного восприятия; динамического праксиса; снижение уровня когнитивных процессов, таких как память, интеллект; низкая мотивация. Сохранными остаются концентрация внимания, крупная моторика, зрительная память. По методике ребенок набрал 9,2 балла, что говорит о грубой степени задержки психического развития.
Форма занятия — индивидуальное. Такая форма работы с данным ребенком будет наиболее эффективной для развития самых «слабых»
психических функций, позволит наиболее полно обеспечить переход от развернутого действия к свёрнутому, от внешнего к внутреннему, от совместного к самостоятельному, даст возможность подбирать и дозировать режим нагрузок с учетом
индивидуальных особенностей ребенка.
Тема: «Накорми зайчиков морковками»
.
Цель: Коррекция нарушений психического развития.
Задачи:
— Оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и базис для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.
— Оптимизировать и стабилизировать общий тонус тела.
— Снимать мышечные зажимы и дистонии.
— Расширять сенсомоторный репертуар.
— Преодолевать патологические ригидные телесные установки и синкенезии.
— Формировать операциональное обеспечение вербальных и невербальных психических процессов: соматогностических, тактильных и кинестетических.
— Развитие зрительного гнозиса.
— Формировать базовые сенсомоторные (одновременные и реципрокные)
взаимодействия.
— Развивать цветовой гнозис.
— Формировать произвольную регуляцию и самоконтроль поведения.
— Повышать мотивацию.
— Развивать эмоциональный гнозис, коммуникацию.
Оборудование: Песочные часы (30 мин., картинка с зайчатами (зайчат по количеству заданий)
формата А-4, вырезанные морковки по количеству зайчат, бубен,
нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
,
нейроигра «Повторяй за мной»
, дидактическая игра
«Гусеница»
, релаксационная музыка
«Шум прибоя»
, дерево эмоций.
Сценарий занятия:
Психолог в начале занятия переворачивает песочные часики (30 мин)
и говорит ребенку, пока бежит песок мы будем выполнять задания, когда песок закончится, закончится и наше
занятие. В начале занятия педагог говорит, что сегодня мы будем кормить зайчиков морковками. На столе лежит картинка с зайчатами и отдельно морковки из бумаги. Для того, чтобы накормить зайчиков, нужно выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает морковку и кладет ее зайчонку. (Этот прием мотивирует ребенка к правильному выполнению заданий. Помогает удержать стойкий интерес ребенка на протяжении всего занятия.)
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Поздороваемся …»
. Ребенку предлагается поздороваться той частью тела, которую назовет взрослый. Сначала ребенок и взрослый шагают под кругу под бубен. Когда музыка останавливается, взрослый предлагает ребенку поздороваться, например, ладошками, потом локтями, указательным пальчиком и т. д. Игра продолжается 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и
«кормит»
зайчика.
(Упражнение на позитивный настрой)
.
2. Разминка.
Дыхательное упражнение «Удивимся»
(Энергизатор)
. И. п. – о. с., сделать свободный вдох. 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и. п.В это время психолог произносит:
«Удивляться чему есть,
в мире всех чудес не счесть».
Упражнение повторяется 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит»
зайчика. (Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов).
Глазодвигательное упражнение «Помоги лягушке перебраться с листочка на листочек»
. Ребенок сидит ровно на стуле. Взрослый берет бумажную лягушку и плавно ведет ее слева – направо, снизу – вверх, справа – налево, сверху – вниз, по листочкам. Упражнение повторяется 2-3 раза. После выполнения проводится (Упражнение на снятие мышечных зажимов и расширение сенсомоторного репертуара).
Растяжка «Силач»
. Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что мы держим в руках тяжелые ведра, поднимаем над головой тяжелую корзину с яблоками. Повторить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и
«кормит»
зайчика.
(Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)
3. Упражнения, направленные на формирование психомоторных координаций.
Массаж пальцев эластичным кольцом Су-джок «Дорожка»
. Ребенок поочередно надевает кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение.
«Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
ловким быть его учу».
После выполнения упражнения ребенок получает морковку и «кормит»
зайчика.
(Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов)
Игра «Попробуй повтори»
. Ребенку предлагаются карточки с движениями кистей и пальцев рук
(простые)
и просят сделать также. Выбираются 2-3 движения, которые повторяются 3-4 раза. После выполнения упражнения ребенок получает морковку и
«кормит»
зайчика. (Упражнение на формирование соматогностических, тактильных и кинестетических процессов).
4. Упражнения, направленные на формирование познавательных компетентностей.
Упражнение «Лабиринт»
.
Упражнение «Назови, что спряталось»
(наложенные изображения)
. После выполнения упражнений ребенок получает 2 морковки и
«кормит»
зайчиков.
(Упражнения на развитие зрительного гнозиса)
.
Игра «Гусеница»
. Ребенку предлагается выложить гусеницу из цветных кружочков, в соответствии с карточкой, обязательно проговаривая цвета. После выполнения ребенок опять
«кормит»
зайчика морковкой».
(Упражнение на развитие цветового гнозиса)
.
5. Подвижная игра.
Игра «Повторяй за мной»
. Игра начинается с более простого варианта. Ребенку предлагается карточка с изображением ребенка, показывающего какое-либо движение. Например, отведи левую ногу в сторону, а руки подними вверх, сложи руки внизу в замок и открой рот. Предлагается 2-3 движения выполнить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и
«кормит»
зайчика. (Упражнение на преодоление патологических ригидных телесных установок и синкенезий).
6. Ритуал завершения занятия, подведение итогов, прощание.
Релаксация «Пляж»
. Психолог предлагает ребенку лечь на ковер и закрыть глаза, включает релаксационную музыку
(звуки моря)
и говорит «Представь, что ты лежишь на теплом песке и загораешь. Ласково светит солнышко и согревает тебя. Веет легкий ветерок. Ты отдыхаешь и слушаешь шум волн. Прислушайся к своему телу. Удобно ли тебе? Попытайся изменить свою позу, чтобы было максимально удобно, и ты была максимально расслаблена. Попробуй представить себя целиком, запомни этот образ. Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза, медленно садись и не спеша вставай».
(Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)
(Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Релаксация.)
Психолог: Давай вспомним чем мы сегодня занимались? Какое задание было самым легким? Какое было самым сложным? Какое понравилось больше всего? Ты молодец, смогла накормить всех зайчиков! Какое у тебя настроение? Подойди к нашему дереву настроения, выбери желудь с настроением, похожим на твое и повесь. Песочек в наших часах закончился и наше занятие тоже. До свидания!
7. Список использованных источников.
— Лекции «Понятие нейропсихологического симптома, синдрома и фактора», «Синдромы функциональной несформированности в детском возрасте»
,
«Особенности генеза ВПФ»
,
«Теория о трех основных структурно-функциональных блока А. Р. Лурия»
.
— Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2015.
— Интернет ресурсы: https://infopedia.su/8×8943.html, https://sdnp.ru/recomendatsii/.
— «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика», Трясорукова Т. П. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021.
— Личные картотеки игр «Комплексы дыхательной гимнастики с точечным массажем»
,
«Су-джок терапия в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»
,
«Кинезиологические упражнения»
,
«Глазодвигательные упражнения»
, упражнения на развитие внимания, восприятия
«Лабиринты»
, «Наложенные
(зашумленные)
изображения»,
«Игры на формирование цветовосприятия»
,
«Игры на развитие эмоционального интеллекта»
, игры на развитие двигательного праксиса
«Попробуй повтори»
,
«Повторяй за мной»
.
Домашнее задание: Выполнять упражнения из картотек «Попробуй повтори»
и
«Повторяй за мной»
в течении пяти дней.
Составитель педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Фролова Надежда Сергеевна
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
,
Камчатский край, город Елизово