Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия


Индивидуальная коррекционная программа педагога-психолога со слабослышащим ребенком 6-7 лет.

— повышение функционального уровня систем организма (тренировка дыхательной, сердечно – сосудистой систем, активизация обменных процессов, формирование осанки).

В процессе работы были использованы элементы практикума для психологов и логопедов С.В.Коноваленко “Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет”.

Каждое занятие практикума представляет собой комплекс, включающий

​ задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, тонкой моторики, пространственной ориентации;

​ упражнения для профилактики нарушения зрения (близорукости и дальнозоркости);

​ элементы дыхательной и координационной гимнастики.

В целом данные программы помогают в решении поставленной проблемы.

Цели и задачи программы

Формулировка проблемы

Готовность ребёнка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. В начале школьного обучения у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной чёткостью и гибкостью. У многих отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации (неловкость, несогласованность движений рук). Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.

Исходя из сказанного выше, можно сформулировать следующие проблемы:

1.Психофизиологическая неготовность слабослышащих детей, не посещавших специальные ДОУ, к обучению в школе.

2.Адаптация соматически ослабленных слабослышащих детей к условиям школьной жизни.

Цель коррекционной программы

Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у слабослышащих учащихся первых классов второго отделения.

Задачи программы

1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.

2.Осуществлять сенсорное развитие ребёнка через

​ совершенствование перцептивных действий, сенсорных представлений;

​ формирование аналитического восприятия.

3.Развивать моторику посредством выполнения специальных упражнений на совершенствование двигательных качеств ребёнка и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.

Конспект нейропсихологического индивидуального коррекционного занятия

Надежда Фролова

Конспект нейропсихологического индивидуального коррекционного занятия

Конспект нейропсихологического индивидуального

коррекционного занятия

Возраст ребенка/детей 5 лет, девочка

Контингент:

Тип дизонтогенеза — задержанное развитие (замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера)

или длительных и тяжелых соматических заболеваний
(анамнез родителями не предоставлен)
.

Нейропсихологический синдром — функциональная несформированность правого полушария.

Нарушения, выявленные в ходе нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая диагностика проводилась по методическому пособию «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста», Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева, Ю. О. Титова.

Заключение: Из проведенного нейропсихологического обследования и из графиков выше видно, что у ребенка выявлены задержки в развитии эмоционального, сомато-пространственного, цветового гнозиса; слухоречевого, тактильного восприятия; динамического праксиса; снижение уровня когнитивных процессов, таких как память, интеллект; низкая мотивация. Сохранными остаются концентрация внимания, крупная моторика, зрительная память. По методике ребенок набрал 9,2 балла, что говорит о грубой степени задержки психического развития.

Форма занятия — индивидуальное. Такая форма работы с данным ребенком будет наиболее эффективной для развития самых «слабых»

психических функций, позволит наиболее полно обеспечить переход от развернутого действия к свёрнутому, от внешнего к внутреннему, от совместного к самостоятельному, даст возможность подбирать и дозировать режим нагрузок с учетом
индивидуальных особенностей ребенка.
Тема: «Накорми зайчиков морковками»

.

Цель: Коррекция нарушений психического развития.

Задачи:

— Оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и базис для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

— Оптимизировать и стабилизировать общий тонус тела.

— Снимать мышечные зажимы и дистонии.

— Расширять сенсомоторный репертуар.

— Преодолевать патологические ригидные телесные установки и синкенезии.

— Формировать операциональное обеспечение вербальных и невербальных психических процессов: соматогностических, тактильных и кинестетических.

— Развитие зрительного гнозиса.

— Формировать базовые сенсомоторные (одновременные и реципрокные)

взаимодействия.

— Развивать цветовой гнозис.

— Формировать произвольную регуляцию и самоконтроль поведения.

— Повышать мотивацию.

— Развивать эмоциональный гнозис, коммуникацию.

Оборудование: Песочные часы (30 мин., картинка с зайчатами (зайчат по количеству заданий)

формата А-4, вырезанные морковки по количеству зайчат, бубен,
нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
,
нейроигра «Повторяй за мной»
, дидактическая игра
«Гусеница»
, релаксационная музыка
«Шум прибоя»
, дерево эмоций.

Сценарий занятия:

Психолог в начале занятия переворачивает песочные часики (30 мин)

и говорит ребенку, пока бежит песок мы будем выполнять задания, когда песок закончится, закончится и наше
занятие. В начале занятия педагог говорит, что сегодня мы будем кормить зайчиков морковками. На столе лежит картинка с зайчатами и отдельно морковки из бумаги. Для того, чтобы накормить зайчиков, нужно выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает морковку и кладет ее зайчонку. (Этот прием мотивирует ребенка к правильному выполнению заданий. Помогает удержать стойкий интерес ребенка на протяжении всего занятия.)
1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Поздороваемся …»

. Ребенку предлагается поздороваться той частью тела, которую назовет взрослый. Сначала ребенок и взрослый шагают под кругу под бубен. Когда музыка останавливается, взрослый предлагает ребенку поздороваться, например, ладошками, потом локтями, указательным пальчиком и т. д. Игра продолжается 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и
«кормит»
зайчика.
(Упражнение на позитивный настрой)
.

2. Разминка.

Дыхательное упражнение «Удивимся»
(Энергизатор)
. И. п. – о. с., сделать свободный вдох. 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и. п.В это время психолог произносит:

«Удивляться чему есть,

в мире всех чудес не счесть».

Упражнение повторяется 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и «кормит»

зайчика. (Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов).

Глазодвигательное упражнение «Помоги лягушке перебраться с листочка на листочек»

. Ребенок сидит ровно на стуле. Взрослый берет бумажную лягушку и плавно ведет ее слева – направо, снизу – вверх, справа – налево, сверху – вниз, по листочкам. Упражнение повторяется 2-3 раза. После выполнения проводится (Упражнение на снятие мышечных зажимов и расширение сенсомоторного репертуара).

Растяжка «Силач»

. Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что мы держим в руках тяжелые ведра, поднимаем над головой тяжелую корзину с яблоками. Повторить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и
«кормит»
зайчика.
(Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)
3. Упражнения, направленные на формирование психомоторных координаций.

Массаж пальцев эластичным кольцом Су-джок «Дорожка»

. Ребенок поочередно надевает кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение.

«Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

ловким быть его учу».

После выполнения упражнения ребенок получает морковку и «кормит»

зайчика.

(Упражнение на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичного сенсомоторного обеспечения психических процессов)

Игра «Попробуй повтори»

. Ребенку предлагаются карточки с движениями кистей и пальцев рук
(простые)
и просят сделать также. Выбираются 2-3 движения, которые повторяются 3-4 раза. После выполнения упражнения ребенок получает морковку и
«кормит»
зайчика. (Упражнение на формирование соматогностических, тактильных и кинестетических процессов).

4. Упражнения, направленные на формирование познавательных компетентностей.

Упражнение «Лабиринт»

.

Упражнение «Назови, что спряталось»
(наложенные изображения)
. После выполнения упражнений ребенок получает 2 морковки и
«кормит»
зайчиков.
(Упражнения на развитие зрительного гнозиса)
.

Игра «Гусеница»

. Ребенку предлагается выложить гусеницу из цветных кружочков, в соответствии с карточкой, обязательно проговаривая цвета. После выполнения ребенок опять
«кормит»
зайчика морковкой».
(Упражнение на развитие цветового гнозиса)
.

5. Подвижная игра.

Игра «Повторяй за мной»

. Игра начинается с более простого варианта. Ребенку предлагается карточка с изображением ребенка, показывающего какое-либо движение. Например, отведи левую ногу в сторону, а руки подними вверх, сложи руки внизу в замок и открой рот. Предлагается 2-3 движения выполнить 2-3 раза. После правильно выполненного упражнения ребенок получает морковку и
«кормит»
зайчика. (Упражнение на преодоление патологических ригидных телесных установок и синкенезий).

6. Ритуал завершения занятия, подведение итогов, прощание.

Релаксация «Пляж»

. Психолог предлагает ребенку лечь на ковер и закрыть глаза, включает релаксационную музыку
(звуки моря)
и говорит «Представь, что ты лежишь на теплом песке и загораешь. Ласково светит солнышко и согревает тебя. Веет легкий ветерок. Ты отдыхаешь и слушаешь шум волн. Прислушайся к своему телу. Удобно ли тебе? Попытайся изменить свою позу, чтобы было максимально удобно, и ты была максимально расслаблена. Попробуй представить себя целиком, запомни этот образ. Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза, медленно садись и не спеша вставай».
(Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.)
(Упражнение на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Релаксация.)

Психолог: Давай вспомним чем мы сегодня занимались? Какое задание было самым легким? Какое было самым сложным? Какое понравилось больше всего? Ты молодец, смогла накормить всех зайчиков! Какое у тебя настроение? Подойди к нашему дереву настроения, выбери желудь с настроением, похожим на твое и повесь. Песочек в наших часах закончился и наше занятие тоже. До свидания!

7. Список использованных источников.

— Лекции «Понятие нейропсихологического симптома, синдрома и фактора», «Синдромы функциональной несформированности в детском возрасте»

,
«Особенности генеза ВПФ»
,
«Теория о трех основных структурно-функциональных блока А. Р. Лурия»
.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2015.

— Интернет ресурсы: https://infopedia.su/8×8943.html, https://sdnp.ru/recomendatsii/.

— «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика», Трясорукова Т. П. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021.

— Личные картотеки игр «Комплексы дыхательной гимнастики с точечным массажем»

,
«Су-джок терапия в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»
,
«Кинезиологические упражнения»
,
«Глазодвигательные упражнения»
, упражнения на развитие внимания, восприятия
«Лабиринты»
, «Наложенные
(зашумленные)
изображения»,
«Игры на формирование цветовосприятия»
,
«Игры на развитие эмоционального интеллекта»
, игры на развитие двигательного праксиса
«Попробуй повтори»
,
«Повторяй за мной»
.

Домашнее задание: Выполнять упражнения из картотек «Попробуй повтори»

и
«Повторяй за мной»
в течении пяти дней.

Составитель педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Фролова Надежда Сергеевна

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

,

Камчатский край, город Елизово

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]