Конспект развивающего занятия для детей 4-5 лет «Путешествие в город игр»


Основные знания и умения в 4 года

Что должен уметь ребёнок в четыре года — базовые знания и навыки:

  • хорошо владеть своим телом: уверенно двигаться и ориентироваться в пространстве;
  • уметь считать до пяти и знать, как выглядят цифры до пяти;
  • достаточно хорошо говорить: речь должна стать чище по сравнению с трёхлетним возрастом;
  • владеть навыками самообслуживания;
  • понимать некоторые социальные нормы: например, отличать хорошие поступки от плохих.

Развитие органов чувств и уход за зубами

В 4 года у ребёнка формируется почти такое же острое зрение, как у взрослых людей. Четырёхлетки ещё редко готовы к чтению, но знакомить малыша с буквами уже можно. Главное, выбирать книги, карточки и другие пособия, где буквы напечатаны крупным шрифтом — так детское зрение не будет слишком напрягаться.

Слух ребёнка в четыре года уже полностью сформирован. Совершенствуется обоняние: ребёнок чувствует и определяет сложные запахи. Кожа сохраняет чувствительность к холоду, тепло малыш ощущает так же, как взрослые люди. Дети в возрасте четырёх лет чувствуют вкус еды почти как взрослые, но с небольшим отличием: в многокомпонентном блюде ребёнок в основном различает главный компонент, плохо распознавая оттенки вкуса остальных компонентов.

У четырёхлетних детей уже есть 16-20 молочных зубов. В связи с тем, что молочные зубы гораздо уязвимее постоянных — следить за гигиеной ротовой полости ребёнка нужно тщательно: приучать малыша регулярно чистить зубы, вовремя лечить проблемные зубки. Сохранить молочные зубы здоровыми — очень важно: рано удалённые молочные зубки могут стать причиной неправильного формирования челюсти и привести к другим проблемам. Так, у детей, рано потерявших молочные зубы, могут исказиться черты лица.

Нормы физического развития

В период между тремя и четырьмя годами ребёнок растёт не так быстро, как в более раннем возрасте. Зато оттачиваются приобретённые физические и двигательные навыки, а также появляются новые. В возрасте четырёх лет становятся заметны различия в физических способностях мальчиков и девочек.

Различия между мальчиками и девочками

Хотя вес и рост четырёхлетних детей разного пола в среднем ещё одинаковый, разница в физическом развитии уже хорошо видна:

  1. Мальчики в 4 года быстрее бегают, превосходят сверстниц в подвижных играх, раньше учатся хорошо ездить на велосипеде.
  2. Девочки в возрасте четырёх лет обгоняют ровесников в интеллектуальном развитии: строят сложные предложения, правильно решают логические задачки, легко запоминают стихи.

Исследователи, изучавшие особенности мышления детей дошкольного возраста, выяснили, что такая разница в развитии у мальчиков и девочек связана со строением головного мозга. У четырёхлетних девочек хорошо развито левое полушарие мозга, отвечающее за развитый интеллект и беглую речь.

С возрастом интеллектуальные различия между разнополыми детьми стираются, а физические различия становятся ещё заметнее.

Вес и рост

Средний рост детей в четыре года — 102-103 сантиметра. Средний вес — 16-18 килограммов. Возможны отклонения в большую или меньшую сторону от средних показателей роста и веса в зависимости от наследственных факторов и образа жизни конкретного ребёнка.

Если рост вашего малыша в 4 года меньше 94 сантиметров, или он весит меньше 12 или больше 25 килограммов, возможно, стоит изменить режим дня и питания после консультации у педиатра.

Норму веса и роста именно для вашего сына или дочери можно вычислить так: в промежутке между тремя и четырьмя годами ребёнок должен вырасти на 6-7 сантиметров, а вес должен увеличиться на 1-3 килограмма.

Физические навыки

Физические навыки, которыми владеют большинство четырёхлетних детей:

  • уверенно обращаются с трёхколесным велосипедом, самокатом;
  • едят полностью самостоятельно, используя столовые приборы ловко и по назначению;
  • умеют обращаться с маленькими деталями предметов: правильно составляют многоуровневые пирамиды, собирают конструкторы и пазлы по инструкции или с помощью взрослого.

Психологическое состояние

Четырёхлетние дети плохо чувствуют страх — задача родителей рассказать сыну или дочери о возможных опасностях: о потенциально опасных бытовых приборах, о бездомных животных, о прогулках в одиночестве.

В норме психологически развитый малыш в возрасте четырёх лет должен:

  • учитывать оценку своего поведения значимыми взрослыми: родителями, воспитателями;
  • быть по возможности самостоятельным;
  • уметь себя обслужить в соответствии с возрастом.

Содержание:

  • Основные знания и умения в 4 года
  • Нормы физического развития Различия между мальчиками и девочками
  • Вес и рост
  • Физические навыки
  • Двигательные навыки
  • Мелкая моторика
  • Развитие органов чувств и уход за зубами
  • Речь ребёнка в 4 года
      Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
  • Изучение второго языка
  • Социализация: общение, эмоции
  • Психологическое состояние
  • Интеллектуальное развитие
  • Когнитивное развитие
  • Навыки в быту
  • Режим дня и уход за ребёнком
  • Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
  • Как помочь развитию ребёнка?
  • Двигательные навыки

    Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:

    • умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
    • старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
    • стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
    • становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
    • умеет ходить на цыпочках;
    • одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.

    Когнитивное развитие

    В 4 года малыш стремится многое делать сам, благодаря чему его когнитивные способности интенсивно развиваются. Способности детей, посещающих детский сад или другое дошкольное учреждение, обычно развиваются немного быстрее, чем у домашних детей — общение с ровесниками и регулярные занятия с педагогами положительно влияют на формирование основных когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления.

    Мелкая моторика

    От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:

    • раскрашивает картинки, не выходя за контур;
    • старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
    • обводит карандашом образцы, трафареты;
    • запускает юлу;
    • складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
    • сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
    • нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
    • достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.

    Если ваш ребёнок пока не владеет каждым из этих навыков — ему легко помочь: вместе поучиться завязывать шнурки, поиграть с бусинами, показать, как складываются фигурки из пальцев.

    Речь ребёнка в 4 года

    Пассивный словарный запас ребёнка в 4 года — 3000 слов: сюда входят и те слова, которые малыш активно использует в речи, и те, чьё значение он знает, но в речи использует редко. К пассивному словарному запасу можно отнести, например, устаревшие слова, которые часто встречаются в сказках: соха, горница, ступа и подобные.

    В активный словарный запас четырёхлетки входит столько слов, сколько ему требуется для общения с окружающими — обычно около 1000 слов.

    Если ребёнок не говорит или плохо говорит?

    Малыш в возрасте четырёх лет может связно рассказать, как прошёл день, использует в речи предложения из восьми слов и длиннее, понятно описывает увиденные предметы.

    Развитие речи у четырёхлетних детей может отличаться — девочки обычно говорят бойко, мальчикам сложнее подбирать нужные слова. Но если ребёнок совсем не говорит или сильно коверкает слова, стоит обратиться к детским врачам.

    Отсутствие связной речи в 4 года может указывать на задержку психического развития, проблемы со слухом, сильный стресс. Помогут родителям разобраться с причиной молчания ребёнка детский невролог, отоларинголог и логопед.

    Изучение второго языка

    Курсы изучения английского или другого иностранного языка предлагают начинать обучение второму языку именно с четырёх лет. В этом возрасте дети легко запоминают иностранные названия предметов и явлений и не стесняются допускать ошибки.

    Но желательно, чтобы ребёнок уже достаточно хорошо владел русской речью, прежде чем начать учить второй язык — иначе неизбежны серьёзные проблемы с произношением иностранных слов, которые позже будет сложно исправить.

    Социализация: общение, эмоции

    В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе. В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на особенности характера ребёнка.

    В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4 года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имени-отчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует разговаривать и куда-то идти.

    Спектр эмоций четырёхлетних детей достаточно широк: они умеют распознавать эмоции других людей, сдерживают собственные эмоции, активно используют мимику и жесты для выражения чувств.

    Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]