Занятия театрализованной деятельностью в старших группах ДОУ


Роль театрализованной деятельности

Благодаря тому, что театрализованная деятельность основана на игре, дошкольнику несложно понять задачи, которые перед ним поставлены. Он легко может создать образ своего персонажа, наделить его характером и прожить вместе с ним его жизнь. Ребенок развивает фантазию, шире мыслит.

Театральная постановка

Внимание! Участие в театрализованных постановках позволяет выявить в самом раннем возрасте творческую личность, благодаря чему родители могут развивать ребенка в интересном для него направлении, что может стать основой для успешной самореализации в зрелом возрасте.

С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов.

Инсценировка русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра

Иляна Мамедова

Инсценировка русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра

Инсценировка русской народной сказки

«Колобок»

с
использованием настольного театра.
Выполнила: Мамедова И. И.

— активизировать слуховое восприятие;

— формировать умение разыгрывать знакомую сказку в настольном театре;

— формировать умение входить в роль.

Оборудование: пластиковые стаканчики, фигурки настольного театра для русской народной сказки «Колобок»

.

Знакомство дошкольников с театром

Театрализованная деятельность в старшей группе открывает мир искусства малышам. Воспитатель сначала знакомит с понятием театра, с правилами поведения в нем. Ребятам рассказывают о различных видах театра:

  • классическом;
  • пантомимном;
  • кукольном;
  • музыкальном;
  • пальчиковом.

После чего педагог приступает к упражнениям на силу звука — читает четверостишья с разным уровнем громкости, подкрепляя сказанное жестами. В процессе ознакомления дети учатся дисциплине, тренируются внимательно слушать выступающего.

Внимание! Если подать ребенку информацию о театре, как о чем-то волшебном и интересном, в его сознании закрепится позитивная ассоциация с искусством, благодаря которой он в более зрелом возрасте будет с удовольствием самостоятельно повышать свой уровень культурного развития.

Варежковый театр

Конспект-занятия по ЧХЛ «Настольный театр «Теремок»

Ольга Чижикова

Конспект-занятия по ЧХЛ «Настольный театр «Теремок»

Чижикова Ольга Сергеевна

Конспект-занятия по ЧХЛ «Настольный театр «Теремок«

Цель: учить внимательно слушать сказку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра.

образовательная: знакомить со сказкой «Теремок»

, сопровождая рассказывание сказки, показом знакомых персонажей детям и совершаемых ими действий с использованием
настольного театра;
развивающая: продолжать развивать речь детей, побуждая проговаривать знакомые фразы и отвечать на поставленные вопросы; побуждать детей проявлять сочувствия к зверям, которые остались без жилья; создавать у детей эмоционально – радостное настроение от участия и взаимодействия в игре – занятии; формировать умение решать проблемные вопросы;

воспитательная: воспитывать у детей сочувствие и заботливое отношение к животным.

Материал: настольный театр к русской народной сказке «Теремок»

.

неоднократное чтение сказки «Теремок»

,

просмотр мультфильма «Терем-теремок»

.

Виды театрализованной деятельности

Театрализованные игры в старшей группе можно разделить на два основных вида: драматический и режиссерский. Вторым дети начинают овладевать самостоятельно, когда играют игрушками: они управляют плюшевыми артистами, произносят за них речь, двигают, сроят взаимоотношения между игрушками.

Драматический же вид деятельности подразумевает самостоятельное выступление ребенка как артиста с применением различных приемов выразительности речи.

Дети в качестве артистов

Открытые занятия

Открытые уроки по театрализованной деятельности привлекают детей своей натуральностью. В импровизированном зрительном зале сидят не только знакомые ребята и воспитатели, но и приглашенные гости — родители и другие педагоги. Цель проведения такого урока — продемонстрировать детскую вовлеченность в искусство, способность ребят четко и внятно произносить реплики, не стесняться публики.

Чаще всего на таких занятиях используют костюмы, созданные детьми совместно с родителями. Каждый ребенок, принимающий участие в формировании своего образа, теснее связывается со своим персонажем, трепетно относится к его судьбе.

Исследовательская деятельность на прогулке в подготовительной группе

Внимание! Иногда достаточно дать дошкольнику разукрасить маску своего героя, чтобы он почувствовал свою ответственность за судьбу персонажа.

В некоторых дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях детям раздают карточки с изображением действующих лиц. Получив каждый свою роль, ребята играют под аккомпанемент «Репку», «Колобок» или «Теремок».

Игры-инсценировки

Инсценировки позволяют раскрыть режиссерские способности дошколят. Один воспитанник может управлять сразу несколькими героями, при этом дети часто настолько увлекаются, что непроизвольно настраивают интонацию голоса индивидуально под каждого героя. Во время таких представлений дети познают значимость эмоций, упражняются в их мимической и интонационной демонстрации. Закрепляется определение характера — все герои в сказке-постановке разные, каждый со своими особенностями темперамента.

Нередко преподаватели устраивают несколько театральных представлений каждый сезон, закрепляя изучение природы и погодных условий через игру. Например, зимой детям предлагается инсценировать процесс подготовки к зимовке различных зверей: одни забивают закрома продовольствием, утепляют жилища; другие наедаются и впадают в спячку, третьи отправляются в теплые края.

Игрушечный ряд для режиссерской игры

Самоанализ в планировании театральной деятельности

Опытные педагоги перед тем, как составлять проект обучения искусству на год или сезон, проводят анкетирование родителей, из которого узнают о степени эмоционального раскрепощения ребят, о четкости речи ребенка в домашней обстановке, о способности использовать мимику и жесты во время общения и о склонностях к сопереживанию.

После проведения опроса, воспитателю становится понятно, на какие аспекты следует обратить больше внимания, а на какие меньше при составлении картотеки театральных игр в группе.

Важно! Самоанализ раскрывает основные направления, по которым стоит проработать подобранный материал, выявляет слабые места в эмоциональном развитии детей.

Текст книги «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет»

Анатолий Васильевич Щеткин Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет

От автора

Я был бы безмерно счастлив, если бы мой опыт в организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении оказался полезным всем тем, кто занимается театральной деятельностью с детьми, и тем, кто в будущем мечтает посвятить себя искусству, имя которому – театр.

Выражаю благодарность Валентине Степановне Парфеновой,

почетному работнику общего образования Российской Федерации, заведующей ЦРР детским садом «Чайка» за творческую идею, моральную и материальную поддержку.

Анатолий Щеткин

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды театральной студии

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие.

Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. К сожалению, творчество многих воспитателей так и остается не востребованным до конца. Конечно, новым находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием других педагогов.

Что понимается под концепцией развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении?

Приведем определение концепции доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».

Как же организовать и оформить предметную среду театральной студии?

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, – важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр детей. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.

Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:

• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;

• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;

• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;

• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.

Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду. Наверное, мне повезло, что на тот период, когда я приступал к созданию и оформлению предметно-пространственной среды театральной студии, в детском саду работала замечательный, талантливый, профессиональный художник-оформитель Ирина Николаевна Бендюкова. Благодаря ее помощи театральная студия имеет сегодняшнюю форму и содержание.

А все начиналось с замысла игрового пространства.

Естественно, перед первой встречей с художником я должен был видеть в перспективе, каким образом продуктивно, целесообразно использовать выделенное мне отдельное помещение. Как сделать так, чтобы в пространство помещения вместить:

а) сцену;

б) балкон (корабль), партер;

в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита;

г) фортепиано.

В план подготовки оформления предметно-пространственной среды театральной студии необходимо было внести следующие разделы.

1. Оформление зон помещения (с подробным описанием каждой зоны):

а) сцена;

б) балкон (корабль), партер;

в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита; место для фортепиано;

г) окна.

2. Материально-техническое обеспечение оформления (с подробным описанием требующихся материалов (дерево, ткани, металлические конструкции и т. д.), указанием их количества, необходимого для оформления).

3. Организационные вопросы (с указанием объектов работы, сроков исполнения и ответственных за выполнение).

4. Финансовая работа (с указанием путей финансирования оформления театральной студии):

а) финансовые средства по линии бухгалтерии детского сада, средства от дополнительных услуг на развитие предметно-пространственной среды театральной студии;

б) материально-финансовая помощь спонсоров;

в) безвозмездная помощь родителей.

После согласования и утверждения плана подготовки и эскиза оформления предметно-пространственной среды театральной студии администрацией детского сада руководитель театральной студии приступает к реализации замысла оформления.

Хотелось бы пожелать будущим организаторам оформления игрового пространства для занятий театральной деятельностью помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

Программные задачи

Театральная игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи.

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи.

Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи.

Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Общие программные задачи

• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Развивать музыкальный слух.

• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

• Развивать интерес к сценическому искусству.

• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

• Учить сочинять этюды по сказкам.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Учить строить диалог.

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

• Знакомить с создателями спектакля.

• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

• Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки детей

• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Запоминают заданные позы.

• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.

• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

• Умеют составлять предложения с заданными словами.

• Умеют сочинять этюды по сказкам.

• Умеют строить простейший диалог.

Конспекты занятий

Занятие 1. Игровая программа «Пока занавес закрыт»

Цель.

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Ход занятия

1. Вводная беседа.

2. Игровая программа.

Зал празднично украшен флажками, воздушными шарами, звучит музыка – песни из мультфильмов. Педагог проводит детей по залу и сажает в творческий полукруг. После приветствия он говорит: «Почему сегодня в зале так красиво? (Потому что сегодня праздник!)

Верно! Сегодня праздник – начало работы театральной студии. И этот праздник мы должны провести очень весело, так как играть всегда интересно».

Проводится игра «И я тоже!». Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю… (И я тоже!)

Умываюсь… Чищу зубы… Надеваю чистую одежду… Завтракаю… Выхожу на улицу… Сажусь в грязную лужу…»

П е д а г о г. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я

в зале не разговариваю… Я самый аккуратный… Я на улице гуляю… Всех ребят я обижаю…

П е д а г о г. Это кто же здесь у нас такой смелый – обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку… (И я тоже!) Я

танцую вместе с друзьями…
(И я тоже!)
А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Затем проводится игра на знание театральной терминологии.

П е д а г о г. Как называется здание, где актеры играют спектакль? (Театр.)

Как называется ткань, которая отделяет сцену от зрительного зала?
(Занавес.)
Как называются вещи, подлинные или бутафорские, необходимые по ходу действия спектакля?
(Реквизит.)
Кто раздает роли, руководит актерами и постановкой спектакля?
(Режиссер.)
Как называется положение актеров на сцене в определенный момент?
(Мизансцена.)
Мы сегодня вспомнили слова «театр», «занавес», «реквизит», «режиссер», «мизансцена». Давайте еще раз повторим их.

Игра «Птицы, на гнезда!»

Дети стоят в кругу; они – «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.

Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.

Занятие 2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

Цель.

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Ход занятия

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Зайчик и ежик».

Занятие начинается с упражнений на дыхание «Мыльные пузыри» и «Веселый пятачок».

Затем педагог медленно произносит скороговорку: «Шесть мышат в камышах шуршат». Дети повторяют ее. При этом нужно следить за точной артикуляцией буквы ш.

Постепенно темп увеличивается.

Сказка «Зайчик и ежик».

П е д а г о г. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь интересную сказку? Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.)

Начнем! Ярко светит солнце.

Педагог приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.

П е д а г о г. Неожиданно подул ветер.

Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.

П е д а г о г. На солнце набежала маленькая тучка.

Выбегает девочка и заслоняет Солнце.

П е д а г о г. Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.)

К дереву подбежал зайчик.
(Появляется Зайчик.)
Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко.
(Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.)
Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег.
(Девочки-Снежинки исполняют танец.)
Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика.
(Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.)
Но вот снова выглянуло солнце.
(Девочка-Тучка убегает от Солнца).
Оно засветило ярко-ярко.
(Солнце «направляет лучи» на Снежинок.)
И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.

П е д а г о г. Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела. Эту сказку мы сыграем еще раз на следующем занятии.

Проект театра в старшей группе

Игровой театр должен присутствовать в жизни детей постоянно. Для этого преподаватели ведут конспект по театральной деятельности, где распределяют различные виды представлений, равномерно распределенные на весь учебный год.

Результатом проведенных уроков в саду становятся:

  • коммуникативное развитие детей разных возрастов;
  • ознакомление с историей происхождения театра и его назначением;
  • совместное создание реквизита и сценических образов;
  • повышение внимания родителей к творческой деятельности дошкольников;
  • создание ширмы для дальнейшего использования детьми в самостоятельной театрализации.

Самостоятельное создание актеров

Проект театра должен отражать потребности детского развития в соответствии с их возрастными особенностями. Часто детям для организации собственного театрального представления достаточно дать волю фантазии. Так, дети 4-5 лет могут вполне успешно устроить представление, используя только ложки. Здоровой фантазии достаточно, чтобы мысленно наделить каждую ложку внешним видом, характером, создать вымышленный образ. Еще на этапе самоанализа педагоги выясняют способность воспитанников к нестандартному мышлению, оставляя ребенка, будто случайно, одного за столом с двумя-тремя ложками наедине. Одни дети со временем начинают скучать и смотрят в сторону резвящихся сверстников, другие уже на первой минуте берутся за ложки и начинают ими играть, как куклами.

Уроки рисования по замыслу для средних и старших групп детского сада

Дополнительная информация! Детям, не способным из бытовых предметов с помощью фантазии создать инструменты для игры, особенно нужен театр, который позволит развить нестандартное мышление и избавить от эмоциональной скованности.

Картотека театральных игр

В каждой группе согласно ФГОС обязана присутствовать картотека театральных игр, подобранна в соответствии с интересами ребят, их эмоциональными потребностями и особенностями.

Популярные игры, включающиеся в картотеку для старшей группы ДОУ:

  • Пальчиковый театр «Лиса да заяц». В постановке участвуют 6 детей — 5 персонажи и один, отвечающий за слова автора. Детям на пальчики надеваются герои, которые по очереди появляются на сцене.
  • Классическая постановка «Внученька Снегурочка». Участвовать может вся группа — 5 главных героев и второстепенные роли, отведенные многочисленным подружкам Снегурочки.
  • Режиссерская работа «Емеля», в которой может участвовать один ребенок, управляющий всем персонажами сразу, или несколько ребят, разделившие между собой все роли. В постановке должен участвовать макет печи и проруби, в создании которых принимала участие вся группа.
  • Инсценировка сказки «У страха глаза велики». В постановке участвуют 6 ребят, включая читающего слова автора.
  • Варежковая театрализация сказки «Лисица и кувшин». В постановке участвует 3 ребенка, активно задействуются кисти руки и интонация.

Дополнительная информация! Прежде чем начинать приступать к подготовке театрализованных презентаций и выступлений, детей нужно ознакомить с произведением. Ответить на все их вопросы, возникающие попутно чтению. Пояснить идею произведения и его мораль. После того, как ребятам понятен смысл сказки, они с удовольствием попробуют в нее поиграть.

Занятия в дошкольных учреждениях организовывают профессионалы, педагоги со стажем и профессиональным образованием. Дома же устроить подобное полезное занятие не составит особого труда, если направить обыденную детскую игру в нужное русло. Для этого нужно потратить немного сил на создание театрального уголка, в котором будет проходить показ каждой сказки. И шумная бесцельная детская игра в один миг превратится в бесценное творческое развитие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]