Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.
сказка, фантазия — это ключик, с помощью, которого
можно открыть эти истоки, и они забьют
животворными ключами…
В. А. Сухомлинский
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на особенностях формирования подрастающего поколения, отчуждения детей от институтов воспитания. Проблема формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте в настоящее время актуальна, так как возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации (А.Л. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков). Проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, основанного на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей, становления их субъектами нравственного развития, имеет большую социальную значимость (Л. И. Божович, A. B. Запорожец, В. С. Мухина, Е. В. Субботский, В. Д. Шадриков).
Формирование нравственных качеств — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных качеств, является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется соответствующее нравственным правилам поведение, являющееся необходимым условием социализации детей. Развитие нравственной сферы в дошкольном возрасте включает две стороны. Одна сторона — это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
Опираясь на ранее усвоенные детьми нравственные правила поведения (в виде проявления вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыком оказания помощи, приветливых форм общения и т. п.), возможно сформировать нравственные качества у детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, а также воспитание нравственных качеств личности.
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи воспитания нравственных качеств личности детей дошкольного возраста:
− формирование начал патриотизма и гражданственности;
− формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
− формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
− уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;
− формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей;
− формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. М. Баринова, А. Н. Леонтьев обозначили дошкольное детство, как период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения [12, с. 35].
Ребёнок-дошкольник овладевает нормативной (игровой) деятельностью и нормативным поведением. На основе овладения первыми этическими инстанциями и развития произвольности всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование нравственной сферы личности. Как отмечают ученые Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Н. В. Мельникова, Е. В. Субботский, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция [44, с. 70].
Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л. И. Божович, М. В. Ильина, В. С. Мухина). В процессе нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности с взрослыми у ребенка формируются интегрированные свойства личности — нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения [31, с. 59].
Таким образом, нравственные качества — это нравственные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения. Дошкольный возраст является сенситивным для морально-нравственного воспитания, развития нравственных качеств, нравственной позиции, поведения. В дошкольном возрасте нравственная сфера личности представляет собой интегральное единство и взаимодействие когнитивного (нравственное сознание), эмоционального (нравственные чувства и переживания) и поведенческого (нравственное поведение и отношения) компонентов, в котором системно-образующая роль принадлежит нравственным чувствам. Базисными понятиями нравственной сферы являютсятакие понятия, как: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.
К нравственным представлениям, формируемым в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников, почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д., об уважительном отношении к взрослым.
Народные сказки — это древнейший способ передачи жизненной мудрости от поколения к поколению.
Согласно научному определению В. А. Николаевой в литературе, народная сказка — «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка» [47, с. 55]
Народные сказки — это устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов [23]. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Но сказки складывались не только ради развлечения, в них люди хотели выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в разум, добро и справедливость, торжество правды над кривдой, прославление мужества и храбрости, пренебрежение к глупости, ненависть к врагам или насмешку над ними. Народная сказка позволяет ощутить связь с прошлым и дает возможность приобщиться к истокам народной культуры [21].
Народные сказки представляют собой богатый материал для формирования нравственных качеств у детей. Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Главное достоинство сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми:
− усваиваются нравственные качества: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность;
− происходит осознание ребёнком следующих базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
− происходит усвоение ребенком нравственных норм: открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
− развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
− воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
− воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
− развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Содержание сказки является условием формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. У них сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих. Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков [30].
Благодаря сказке дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.).
С целью выявления сформированности нравственных качеств личности дошкольников на базе МДОУ № 66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области было проведено исследование, в котором приняли участие 24 дошкольника в возрасте от 4 до 5 лет.
Исследование состояло из трех этапов: первый этап — констатирующий; второй этап — формирующий; третий этап — контрольный.
В данной работе были использованы следующие методики:
− методика «Беседа», автор А. О. Прохорова. Цель — выявление уровня сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника
− методика «Закончи историю», Е. С. Евдокимова. Цель: выявление уровня сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника
− методика «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова.
Цель: выявление уровня сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника. Исследование по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова, показало следующие результаты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова на констатирующим этапе
Обработав результаты исследования, на констатирующем этапе мы выявили у дошкольников следующие уровни сформированности нравственных качеств личности.
Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 13 %, так как дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Критерий нравственного знания характеризуется знанием и пониманием базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений; представлением об ответственности за свои действия и поступки. Критерий нравственных отношений характеризуется адекватным восприятием действительности, принятием себя и других, искренним интересом к другому человеку, свежим восприятием мира с акцентом на его позитивные стороны; отношением к взрослым и сверстникам, основанным на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении. Критерий нравственного поведения характеризуется способностью выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоянием искушению, нарушать эти правила; способностью правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор. Критерий морального переживания характеризуется способностью доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться. Критерии характеризуется единством и идентичной позитивной модальностью всех перечисленных выше признаков.
Средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %, так как дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивируют свою оценку. Критерий нравственного знания характеризуется знанием и пониманием базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности. Критерий нравственных отношений характеризуется адекватным восприятием действительности, принятие себя и других, искренним интересом к другому человеку. Критерий нравственного поведения характеризуется способностью выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия. Критерий морального переживания характеризуется способностью доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства.
Низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 50 %, так как дети оценивают поведение детей в ситуациях как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. Критерий нравственного знания характеризуется знанием базисных нравственных норм. Критерий нравственных отношений характеризуется не адекватным восприятием действительности, принятие себя и других. Критерий нравственного поведения характеризуется не соблюдением нравственных нормы и требований. Критерий морального переживания характеризуется малой способностью доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения. Критерии указывают на разрыв между нравственным сознанием и поведением, отношениями и переживаниями.
Таким образом, по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова общий уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника — низкий
Исследование по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова, показало следующие результаты, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова на констатирующим этапе
Обработав результаты исследования, на констатирующем этапе мы выявили следующие уровни сформированности нравственных качеств личности у дошкольников.
Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 9 %, так как дети испытывают удовлетворение от хороших поступков, одобрения взрослых. Они показывают отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Нравственные чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Дети пытаются помочь, если кто-то плачет, может пообещать прийти с другом и поиграть; если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то объясняют, что нет ничего страшного; если на них обиделся друг, то они подумают о его чувствах и о том, что могут сделать в этой ситуации. Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Проявляется осмысленное отношение детей к нравственному содержанию поступков.
Средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %. так как дети испытывают удовлетворение от хороших поступков, одобрения взрослых. Они показывают отзывчивость, доброту, радость за других. Нравственные чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, внимание, порадовать. Дети думают о том, что могло произойти, если кто-то плачет; могут отказать в предоставлении игры; если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то объясняют, что нет ничего страшного в этом нет; если на них обиделся друг, то они докажут ему, что он не прав. Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Проявляется осмысленное отношение детей к нравственному содержанию поступков.
Низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 54 %, так как дети испытывают удовлетворение от стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Они показывают доброту. Нравственные чувства не побуждают детей к активным действиям. Дети, если кто-то плачет, не реагируют на это; могут отказать в предоставлении игры; если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то обидят словом этого человека; если на них обиделся друг, то они обидятся в ответ. Следует особо подчеркнуть не искренность детских чувств и поступков, ими вызванных.
Таким образом, по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова общий уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника — низкий.
Сводная таблица результатов по диагностики на констатирующем этапе. Методикам представлена на рисунке 3
На констатирующем этапе были получены следующие результаты.
Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 9 %, средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %. низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 54 %.
Рис. 3. Уровни сформированности нравственных качеств личности у дошкольника на констатирующим этапе
Таким образом, изучаемые дети на констатирующем этапе исследования имеют низкий уровень сформированности нравственных качеств личности, и поэтому нуждаются в создании психолого-педагогических условий воспитания нравственных качеств личности старших дошкольников посредством народной сказки.
Второй этап — формирующий, заключающийся в создании психолого-педагогических условий воспитания нравственных качеств личности дошкольников посредством народной сказки.
Для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы предложим систему сказок «Сказка ложь, да в ней намек», на основе волшебных, социально-бытовых и сказках о животных, в которых происходит формирование нравственных качеств личности.
Первая сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда» воспитывает у детей внимания к людям, бережного и уважительного отношения к ним. Формирует нравственные качества: сопереживание — сочувствие, добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, совестливость — порядочность. После прочтения сказки дети отвечали на вопросы: почему он решил прогнать нищенку? Правильно ли он поступил? Кто заступился за женщину? Почему мальчика — звезду не приняли дети лесоруба? Как вернулась красота к мальчику? Ребята принимали активное участие в обсуждение сказки. Дети не понравился главный герой, они его осуждали и говорили о том, что так поступать нельзя, что нужно уважать всех окружающих, понимают, где герой поступил правильно, а где нет.
Вторая сказка «Хаврошечка». Добрая сирота терпит гонения злой мачехи, это становится источником страданий и злоключений. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. Ребята понимают несправедливое отношение, и переживают за главного героя. В ходе обсуждения прочитанной сказки они правильно определяют добрые и злые поступки.
Третья сказка «Золушка». По этой сказке детям была предложена игра. Дети выбирают себе героев, кем бы они хотели быть. В процессе игры вспоминали положительных и отрицательных героев сказки, давали, им характеристики описывая их поведение и поступки.
Четвертая сказка «Каша из топора». В начале, как и в первых занятиях, детям была прочтена сказка и заданы вопросы по ней. «Каша из топора» бытовая сказка в ней открыто, чётко выражается оценка: что без нравственно, что достойно осмеяния. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да ещё удачным обстоятельствам.
Пятая сказка «Сказка о том, как дедушка Николай на ярмарку ездил»
Была представлена театрализация сказки, в которой дети принимали участие, разгадывали загадки, отвечали на вопросы. Сказка учит детей уважительно относиться друг к другу и к взрослым людям. Воспитывать в детях милосердие, чувство сострадания к ближним.
В ходе проведения системы сказок произошло формирование следующих нравственных качеств сопереживание — сочувствие, честность, добро — зло, совестливость — порядочность, скромность, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
Третий этап — контрольный заключается в изучении изменений нравственных качеств личности дошкольника. На этом этапе был проведен сравнительный анализ полученных данных, подведены итоги исследования и сделаны выводы.
Исследование по методике уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Беседа», автор А. О. Прохорова на рисунке 4.
Рис. 4. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Беседа», автор А. О. Прохорова (констатирующий и контрольный этапы исследования)
Таким образом, по методике «Беседа» (автор А. О. Прохорова) общий уровень сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника — средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 37 %, средний уровень увеличился на 17 %, высокий уровень увеличился на 20 %.
Исследование по методике «Закончи историю» (автор Е. С. Евдокимова) показало следующие результаты (рисунок 5):
Рис. 5. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова (констатирующий и контрольный этапы исследования)
Таким образом, по методике «Закончи историю», Е. С. Евдокимова общий уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника — средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 33 %, средний уровень увеличился на 17 %, высокий уровень увеличился на 16 %.
Исследование по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова, показало следующие результаты, представленные на рисунке 6.
Рис. 6. Уровень сформированности нравственных качеств личности дошкольника по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова (констатирующий и контрольный этапы исследования)
Таким образом, по методике «Диагностика нравственной сферы дошкольника», Н. В. Мельникова общий уровень сформированности нравственных качеств личности старшего дошкольника — средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 37 %, средний уровень увеличился на 13 %, высокий уровень увеличился на 24 %.
На констатирующем этапе были получены следующие результаты. Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 9 %, средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 37 %, низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 54 %. На контрольном этапе были получены следующие результаты. Высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 33 %, средний уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 50 %, низкий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдается у 17 %.
Рис. 7. Уровни сформированности нравственных качеств личности у дошкольника по результатам исследования по всем диагностическим методикам (констатирующий и контрольный этап)
Результаты по всем диагностическим методикам (констатирующий и контрольный этап) изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 37 %, средний уровень увеличился на 13 %, высокий уровень увеличился на 24 %.
Таким образом, контрольном этапе исследования имеют средний и высокий уровень сформированности нравственных качеств личности, В ходе исследования были доказаны выдвинутая нами гипотеза о том, что включенные народные сказки способствуют формированию нравственных качеств личности дошкольников, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что народная сказка является эффективным средством в формировании нравственных качеств личности старших дошкольников
Заключение
В ходе решения первой задачи выявлено, что нравственные качества — это нравственные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения. Дошкольный возраст является сензитивным для морально-нравственного воспитания, развития нравственных качеств, нравственной позиции, поведения. Базисными понятиями нравственной сферы являются: характер усвоения, которых обусловливает развитие нравственной сферы личности дошкольника, являются следующие: хорошо-плохо, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.
К нравственным представлениям, формируемым в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников об уважительном отношении к взрослым.
Народная сказка — это древнейший жанр устного народнопоэтического творчества, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Народная сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей. Главное достоинство народной сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми: усваиваются нравственные качества происходит усвоение ребенком нравственных норм: открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
В ходе исследования было выявлено, что изучаемые дети на констатирующем этапе исследования имеют низкий уровень сформированности нравственных качеств личности, и поэтому нуждаются в создании психолого-педагогических условий воспитания нравственных качеств личности дошкольников посредством народной сказки.
В ходе решения задачи формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы предложили систему сказок «Сказка ложь, да в ней намек», на основе волшебных, социально-бытовых и сказках о животных, в которых происходит формирование нравственных качеств личности. Изучаемые дети на контрольном этапе исследования имеют средний и высокий уровень сформированности нравственных качеств личности.
В ходе исследования было доказано, что включенные народные сказки способствуют формированию нравственных качеств личности дошкольников.
литература:
1 Абраменкова В. В. Принципы и критерии нравственного развития современно ребенка в образовании [Текст] / В. В. Абраменкова. — М.:Мозаика-Синтез, 2014. — 167с.
2 Баринова Н. М. Сопровождение нравственного воспитания в детском саду. Новые формы и вечные ценности [Текст] / Н. М. Баринова. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://family-child.ru/?p=5235, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 27.05.2018).
3 Гузеев В. Г. Истоки современного нравственного воспитания [Текст] / В. Г. Гузеев [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23669781, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 27.05.2018).
4 Кузьмищева М. А. Психологические предпосылки становления нравственности у дошкольника. [Текст] / М. А. Кузьмищева — М.: Академия, 2014. — 221 с.
5 Куломзина С. С. Нравственные качества личности в детстве [Текст] / С. С. Куломзина — М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014. — 205 с.
6 Мельникова Н. В. Категория нравственных чувств дошкольника [Текст] / Н. В. Мельникова [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.studmed.ru/melnikova-nv-razvitie-nravstvennoy-sfery-lichnosti-doshkolnika_47061cdc4bf.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 27.05.2018).
7 Меньшиков В. М. Нравственные качества личности в детстве [Текст] / В. М. Мельникова — М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014. — 251 с.
8 Поспелова Е. А. Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Поспелова, О. Ю. Колупаева, И. А. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 87–90.
9 Ситникова О. С. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ситникова // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 633–634.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Воспитатель МКДОУ д/с №466 города Новосибирска Заречная Ольга Сергеевна,
Работая с детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии. С каждым днем, эта проблема становится актуальнее.
В период дошкольного детства надо формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью народных и литературных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств, для духовно – нравственного развития ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по реализации программы по нравственному воспитанию, начала с возрождения интереса у детей к детскому фольклору.
Для чтения детям, я подбираю сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказки, провожу с детьми беседу. Анализ произведения организую так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей, который провожу путем постановки вопросов. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы детям помочь вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает ребенку думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Например:
После рассказывания детям русской народной сказки «Зимовье зверей», я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила представления дошкольников о дружбе. Просила объяснить, как по вашему мнению:
— Что означает крепкая дружба?
— С кем ты хочешь дружить?
— Какими качествами должны обладать друзья?
После беседы перешли к анализу самой сказки:
— Сколько героев было в сказке?
— Как они строили зимовье?
— Каково им было вместе жить?
— Зачем волк и медведь пришли в зимовье?
— Как звери защитили свой дом?
При помощи этих вопросов, дети усвоили нравственный урок «В согласии жить – никто не одолеет».
Использую в своей работе этические беседы. В процессе беседы я не только задаю вопросы для обсуждения, но и нахожу, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать и доказывать свою точку зрения. Беседы постепенно усложняю как по содержанию, так и способу подачи материала. В начале года акцент делала на эмоциональный отклик детей, то к концу года дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Вопросы продумываю заранее, но могу изменить в зависимости от реакции детей. Подача материала в образной форме, вызывает интерес дошкольников и привлекает их внимание. В ходе бесед использую художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения и развитию диалогической речи.
Изменения в духовно – нравственном воспитании детей стали заметны. Они стали более внимательными, трудолюбивыми, помогают товарищам, если у них не получается. Если раньше дети могли бросить свою работу не доделанную, то теперь они доводят начатое дело до конца, так как ребята знают с чего начать, чем закончить. Меня порадовало, что ребята научились анализировать, правильно общаться друг с другом.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что в ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
Следующая > |
Проект по самообразованию «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
Проект по самообразованию «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовили Килина ,Л.С
Черенкова.Р.М
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни,
мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Исходя из этого поставила перед собой цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения.
Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.
Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.
Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
- Ø Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Ø Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Ø Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Ø Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Для того , чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение методической литературы;
- Подбор игр дидактических игр
- Составила перспективный план
- Разработала циклограмму по теме «Неделя с добром в сердце»
Основной этап или этап реализации
Совместная работа с родителями.
Провели родительское собрание « Сказка ложь – да в ней намек..» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план посещений театральных пятниц. )
Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.
В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.
Ппровели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковым театром из ниток ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту. Осуществили проект «Книжка своими руками»
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостяхусказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла»
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».
На День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми.
Осуществили проект «Книжка – своими руками»
Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями
Работа с детьми.
В группе прошли ряд развлечений: на День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми, к 23 февраля папам рассказали сказку с новой концовкой «Волк и семеро козлят»
Сказка в системе нравственного воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: • как дружба помогает победить зло («Зимовье»); • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); • что злоСказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Заключительный этап
Подобрала диагностический материал отслеживания уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок: диагностика Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций.
В конце мая планируем провести день открытых дверей в группе, мы подготовили театрализованную сказку «Дом для друзей» по мотивам русской народной сказки «Теремок» с участием всех детей.
Результат :
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Дальнейшая моя работа:
- В начале старшей группе планирую провести диагностику по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок, используя диагностику Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка»
Литература:
1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб: Алетея,1996,с.99.
2. Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005.
– 310 с.
3. Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в России.
– 1997. – № 4.
4. Психолог в детском саду 2004 № 2.
5. Расскажи мне сказку…: Сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:
Просвещение, 1993. – 63с.
6. «Здравствуй» М.Л.Лазарев. Журнал «Детский сад от А до Я» № 6 – 2005 год.
7. «Улыбка судьбы» Н.К.Медведева.
8. «Наши талантливые малыши» Е.П.Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997
– №6.
9. «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко.
10. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного
возраста» О.А. Куревина.
11. Комиссарова Л.Н. Кузнецова Г.В. «Ребенок в мире музыки». – М.: Школьная
пресса, 2006. – 128с.
12. Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
13. Детский сад от А. до Я, №6 2005г.
14.Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г
15.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ.
Сост. Г.Н. Сергиенко. — Воронеж, 2006.
16.Ушакова О.С. Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой.
8