Средства и методы эстетического воспитания в системе дошкольной образовательной организации


Средства и методы эстетического воспитания в системе дошкольной образовательной организации

Корнева Татьяна АлександровнаМигалева Марина ВладимировнавоспитателиМБДОУ ДС №72 «Акварель»

Понятие «эстетическое воспитание» тесно связано с термином эстетика. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) – наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. [4, с.105].

По мнению ученых, мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в природе можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. [3, с. 157- 162]

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Многие ученые отмечают, что каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

Рекламное сообщение

Еще одним, не маловажным, средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

Изучив наиболее эффективные средства эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации, перейдем к изучению методов эстетического воспитания.

Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач [3, с. 32- 39].

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности воспитателя.

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы эстетического воспитания можно разделить: наглядные и словесные. Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях воспитатель дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения. На практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Необходимо отметить, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. [5, с. 13-18]

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: – метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное, и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире [5, с. 87-92].

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках. Этот метод, можно считать, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним.

Таким образом, рассматриваемые нами в статье средства и методы эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по – своим, детским, но законам красоты. На современном этапе данные средства и методы являются эффективными и способствующими формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.

В целом лишь комплекс методов и средств может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Список литературы:

  1. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. – М.: Инфра-М, 2000.
  2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. – Академический проект 2005 – 240 с.
  3. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 1991 – 50 с.
  4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский , 2005. – 320 с.
  5. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – Издательство: Аркти, 2008 – 74 с.

Участие – очное

Секция 1. “Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников”

Становление и развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.статья

Становление и развитие у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. Учеными доказано что, именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, и межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагичное комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, безобразное отталкивает, а трагическое учит сочувствию.

Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования у человека способности понимать и ценить прекрасное и комическое, чувствовать и переживать трагическое, создавать красоту во всех сферах жизни.

Это значит, что в процессе эстетического воспитания решаются две задачи: совершенствование всех составных частей эстетического сознания и формирование потребности и способности вносить в трудовой процесс и его результаты гармонию и совершенство.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок развивается, но не осознаёт эстетическую сущность предметов. Без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах. Общение с взрослыми, поведение окружающих, взгляды, жесты, мимика – всё это фиксируется и откладывается в его сознании.

Круг первоначального общения ребенка ограничен родителями и ближайшими родственниками. Поэтому их ответственность за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений и их долговечность. Поэтому основы эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта: чистота, порядок, удобства, красота, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине. Уже с 2 лет детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды. Так у ребенка сформируется понимание того, что красота — дело рук человека. Познание цвета, формы и величины происходит через манипуляции с предметами, возможность моделировать и конструировать. Поэтому большое значение имеет наличие разнообразных и ярких игрушек и предметов в окружающей ребенка среде. Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем возрасте. В этом возрасте начинается формирование эстетического идеала, представления о совершенном.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Его характерная особенность – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни. У ребенка начинает формироваться художественный вкус, то есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса. Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни. Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности.

Задачи эстетического воспитания связаны с формированием морального облика ребенка. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов. Поэтому эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами. Эстетическое воспитание тесно связано с другими формами воспитательной деятельности — с интеллектуальной, трудовой, нравственной, физической. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

С.А.Козлова и Т.А.Куликова выделяют две группы задач эстетического воспитания:

— формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного);

— формирование художественных умений в области разных искусств (обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества).

Эти два направления находятся в тесной взаимосвязи. Для их реализации необходимы следующие условия:

  • окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);
  • насыщенность быта произведениями искусства;
  • самостоятельная активная деятельность детей;
  • осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к миру искусства

Елена Александрина

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к миру искусства

Мы можем смотреть прекрасную картину, любоваться статуей, восхищаться гениальным творением зодчего. Но конечная цель общения с произведениями искусства может свестись только к постижению их формальной структуры. Однако, если мы хотим, чтобы наше эстетическое восприятие было полнее, чтобы мы могли переживать те чувства, которые волновали художника, нужно стремиться понять язык того вида искусства, в котором он работал. Мир искусства богат и сложен. Для того чтобы человек вступил в него не как в темный неведомый лес, полный всяких неожиданностей, его нужно постепенно вводить в этот прекрасный мир с самых первых лет жизни.

Одним из средств художественно- эстетического воспитания дошкольников является музейная педагогика. Актуальность развития этого направления в педагогике обусловлено тем, что великие произведения, которыми восхищается весь мир для, нас не всегда понятны и неинтересны, мы разучились «видеть душой»

, видеть красоту в обычном окружении и восхищается. Мы поменяли живое общение с прекрасным на виртуальное. Поэтому, как педагогу мне хочется внести свою лепту в
воспитание новой, молодой, понимающей музейной аудитории. И самое важное заключается в том, что музейная педагогика имеет огромное влияние на развитие образовательного потенциала детей дошкольного возраста.
Работа нашего дошкольного учреждения направлена на то, что бы научить отмечать, видеть прекрасное в обыденном, обогатить эстетические представления, учить на основе эмоционального восприятия рассуждать, сравнивать и оценивать увиденное, отражать полученные художественно-эстетические представления в собственной художественно-творческой деятельности.

В художественно-эстетическом воспитании детей посредствам приобщения к миру искусствможно выделить следующие направленности:

— Направленность на интеграцию. Представления о культурных традициях, обычаях, исторических событиях, обследование свойств и качеств предметов и явлений, усвоение нравственных норм, правил поведения и музейной культуры происходит в процессе интеграции познавательного, речевого, социально-личностного и художественно-эстетического воспитания.

-Культурологическая направленность. Образы отечественного и мирового искусства дошкольники осваивают на материалах музеев города, достопримечательностей города и природы.

-Художественная направленность. Организация пед. процесса происходит в музейной среде, на основе подлинных произведений искусств.

В нашем дошкольном учреждении была проведена очень большая работа по этой теме. На начальном подготовительном этапе педагоги объективно оценили свои познания, познание воспитанников и родителей. Проанализировали материально техническую базу и на основе результатов приступили к практическим действиям. В ДОУ действует «малый выставочный зал»

, где выставляются репродукции известных
художников, экспозиция меняется. Создан мини музей национальных культур, с экспонатами понятными для детей дошкольного возраста и изготовленными подлинными мастерами. В группах на полочках красоты выставляются эстетически ценные экспонаты. Подборки для передвижных выставок. В нашей группе есть традиция дети, и педагоги обсуждают в каком стиле, какому событию будет соответствовать оформление группы на определенный период времени. Родители принимают активное участие в оформлении. Центры детского творчества дают возможность развивать творческие способности.
В детском саду собрана видиотека «Музеи мира»

и имеются технические средства для организации виртуального музея.

В нашем городе действует выставочный зал, в котором выставляются работы детей художественной школы, художников нашего города, художников Мордовии. Мы частые гости в этом прекрасном месте.

Мы стараемся осуществлять пед образование родителей и тем самым обогатить совместную деятельность детей и взрослых. Совместная деятельность детей и родителей организуется путем проведения викторин, клубов, встреч с интересными людьми, салонов, реализациями совместных поисково-познавательных проектов.

Мы очень надеемся, что наши дети начнут другими глазами смотреть на то, что нас окружает, начнут видеть красоту или же замечать непривлекательность в том, мимо чего раньше проходили равнодушно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]