Методические рекомендации «Как создать детский исследовательский проект»

Вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» задается на уроках очень часто. Причем увлечь ребенка той или иной профессией пытаются даже во время дошкольной подготовки. Эту идею нельзя недооценивать. Малыш, который впитывает в себя как губка все, что его окружает, начинает интересоваться не только предметами, но и действиями взрослых. Так постепенно формируется его представление о себе и своей будущей роли в социуме.

В последнее время особое место в воображении детей занимает непонятная, но любопытная сфера бизнеса.

Ребята, уже осознающие, что деньги – это своеобразный «язык» людей, в будущем планируют хорошо зарабатывать. И при этом работать исключительно на себя. Такое стремление к финансовой и психологической независимости вполне понятно.

Как подготовить учащихся к будущему?

Однако подростки, как правило, смутно представляют себе, каким образом разрабатывается и реализуется бизнес-проект. В таком случае и педагогу, и родителю важно объяснить школьнику, что предпринимательство требует от человека серьезных эмоциональных и материальных вложений. Залог грядущего успеха в организованности, умении грамотно распределять ресурсы и, разумеется, знаниях.

Каждый ребенок изначально обладает уникальным потенциалом. Фундаментальной целью школы и системы образования в целом является предоставление возможностей для самореализации маленького человека. Правильный подход к выявлению способностей ученика позволит выпустить не только разумного члена общества, но и талантливого специалиста, искренне вовлеченного в свою профобласть. В достижении этой благородной цели поможет проектно-исследовательская деятельность.

Что включает в себя школьный проект

Конечным продуктом здесь может выступить что угодно: от стенгазеты до макета Древней Руси. Ведь главным является создание чего-то совершенно нового для ученика, ранее им неизведанного.

Решение проектных задач, так или иначе, входит в план каждого урока любой дисциплины. Разработкой же масштабных презентаций и практикой их защиты занимаются в основном на внеурочных занятиях.

В идеале принцип такого подхода к обучению базируется на 3-х преимуществах:

  • Самоопределение
    (в ходе работы над проектом ученик выявляет для себя те области знаний, которые находят у него наибольший отклик);
  • Самодисциплина

    (ребенок методом проб и ошибок учится самостоятельно организовывать свое свободное и рабочее время);

  • Самореализация

    (выбрав наиболее интересное для себя направление, школьник начинает максимально эффективно использовать свой потенциал).

Кроме того, дебаты во время защиты проекта – крайне полезный и увлекательный процесс. Даже если ребенку не суждено стать оратором или ученым, ему все равно придется презентовать себя как на работе, так и в обществе.

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»

1 сентября начнется очередной сезон олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Школьники 1–11-х классов смогут расширить свой кругозор, узнав много нового об истории и культуре города и страны. Участники олимпиады посетят музеи, парки и усадьбы и выполнят задания, для решения которых нужно внимательно изучить соответствующую экспозицию. Необходима предварительная регистрация на официальном сайте проекта.

Применение проектов на практике

Понятно, что в начальных классах малыши еще не обладают навыками самостоятельного поиска нужной информации. Поэтому для начала им подойдет игровая форма: простое наблюдение за животными, растениями, погодой. По мере взросления проектные задачи ребят должны постепенно усложняться. Мотивацией послужит практический опыт из реальной жизни, а именно возможность заработка.

За основу берется некая идея. К примеру, установка на привокзальной территории терминала для зарядки гаджетов. В этом случае мало хотеть, нужно сначала все продумать, а потом еще и сделать:

  • Узнать все о путях реализации с точки зрения закона;
  • Зарегистрироваться в качестве ИП (попросить родителей);
  • Прикинуть свои шансы на успех, посмотреть, какие могут возникнуть проблемы и как с ними справиться;
  • Найти подходящее место, а также ответственное лицо, с которым нужно согласовывать установку и т.д.

Понятно, что девятикласснику не стать предпринимателем с ходу. Но у него сформируется конкретное, подтвержденное практикой представление о том, как можно запустить свой стартап.

В теории все звучит, конечно, привлекательно, но на деле преподаватели сталкиваются с определенными трудностями:

  • С чего следует начинать проект;
  • Как мотивировать учеников;
  • Каким образом следует включить такой подход в школьную программу без ущерба для основной базы.

Пособия в помощь

Особого внимания заслуживает учебное пособие «Проектная мастерская», разработанное специалистами-практиками А.В. Леонтовичем, И.А. Смирновым, А.С. Саввичевым. Живым и понятным языком авторы рассказывают учителям и детям о тонкостях проектно-исследовательской деятельности:

  • Как привести идею проекта к успешному результату;
  • Каким образом структурировать свою работу;
  • На примерах разбираются ошибки и способы их решения;
  • Даются советы по самостоятельной подготовке к сдаче проекта.

«Турнир большого города»

6 сентября в Москве стартует «Турнир большого города» — первое масштабное киберспортивное мероприятие нового учебного года. Принять участие в нем могут все жители столицы. Игроки будут состязаться в 11 киберспортивных дисциплинах разных жанров. Турнир пройдет в онлайн-режиме и даст возможность москвичам разных поколений найти новые темы для общения, лучше понять друг друга, расширить круг общих интересов. А юные киберспортсмены смогут продемонстрировать мастерство и зарекомендовать себя в профессиональной среде. Регистрация на турнир завершится 5 сентября в 21:00.

Цифровые решения

Серьезным подспорьем для педагогов станут сразу несколько онлайн-ресурсов: разрабатываемая Просвещением «Лаборатория школьных проектов» (появится в доступе осенью 2021) и «Proобрskills».

Работа в «Лаборатории школьных проектов» включает в себя 3 этапа:

  • Самый простой уровень: начинающему проектировщику необходимо заполнить пустые поля шаблона с темой и привести работу к логическому завершению;
  • Второй этап чуть более сложный. Здесь ребенку придется самому корректировать структуру проекта или исследования;
  • Третий уровень, где ученик создает свой проект самостоятельно, а учитель выступает в качестве куратора.

Уникальность же «Proобрskills» – в предоставлении всем участникам чек-листов. Такой методичный и скрупулезный подход обладает неоспоримыми плюсами:

  • Актуальность исследования будет обоснована уже на начальном этапе работы;
  • Четкая и понятная формулировка технического задания, что упростит процесс его выполнения;
  • Отбор требуемой литературы. Ребенок в ходе подготовки научится самостоятельно отсекать недостоверные источники информации;
  • Отслеживание всех нюансов процесса исследования. Учитель по чек-листу проектировщика будет видеть, как продвигается работа, какие ошибки сделаны, где не хватило базы знаний или усидчивости;
  • Ступенчатый анализ хода работ, его корректировка и конечная защита позволит усилить качество полученного результата.

«Анимация в твоем смартфоне»

В 2021/2022 учебном году во второй раз пройдет творческий проект «Анимация в твоем смартфоне». Его участникам предстоит создать короткие мультипликационные фильмы на тему волонтерства и добрых дел. Научиться мобильной анимации им поможет специальный онлайн-курс. Работы школьников оценят представители индустрий анимационного и документального кино, волонтерских организаций и медиа. Проект начнется в ноябре, а награждение победителей состоится в апреле, в День российской анимации. Подробная информация о проекте будет опубликована на сайте.

Компьютерная презентация vs стенд для проектной работы

Представление проекта должно быть не только информативным, но и интересным. Наряду с компьютерной презентацией, которая распространена в каждой школе, существует стендовая демонстрация. Когда на доске отображаются основные моменты исследования в виде диаграмм, рисунков или таблиц. Такая презентация не должна быть перегружена данными. Она выступает лишь в роли помощника выступающего и аудитории.

Имеются ли существенные отличия между компьютерным показом и стендовым? Нет, в сущности это одно и то же. Просто в презентации слайды идут друг за другом, а на стенде последовательно вырисовываются блоки информации:

  • ФИО автора и научного руководителя;
  • Актуальность представленной темы;
  • Цель проекта и критерии результативности проекта (в исследовании мы говорим о подтверждении гипотезы);
  • Концепция проекта (блок-схема выполнения работ, демонстрация сути процесса исследования и его объектов: это могут быть карты местности, схемы, фото образцов и команды);
  • Используемые ресурсы.

При желании в структуру можно включить список литературы, оценку эффективности и благодарности, если таковые имеются.

Исследовательская работа дошкольника. Пример

Исследовательская работа. Тема: «Волшебство мыльных пузырей»
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение…………………………………………………………………….2 2. Основная часть: 2.1 Теоретическая часть………………………………………………..……4 2.2. Практическое исследование……………………………………….……6 3. Заключение………………………………………………………………….9 4. Список литературы……………………………..…………………………10 * * * 1. Введение. Горит, как хвост павлиний, Каких цветов в нём нет! Лиловый, красный, синий, Зелёный, жёлтый цвет! Огнями на просторе Играет лёгкий шар. То в нём синеет море, То в нём горит пожар… В нём столько красок было, Была такая спесь, А он — воды и мыла Раздувшаяся смесь. С.Я. Маршак.Актуальность темы: Летом мама купила мне мыльные пузыри. Мы с братом и сестрой с удовольствием выдували пузыри. Мы делали это и на бегу, и с высоты, и дули в разных направлениях и с разной силой. Было весело, но недолго. Раствор быстро кончился. Мы изготовили новый раствор. Но такие пузыри, как были, у нас не получились. Мне стало очень интересно – что же нужно добавить в раствор, чтобы пузыри были яркими, крупными и крепкими. Я попросила маму помочь мне изучить историю возникновения мыльных пузырей и секрет раствора. Тема исследования «Волшебство мыльных пузырей». Цель исследования: Изучить теоретический материал по теме «Мыльные пузыри». Провести исследования рецептов мыльных пузырей, выявить наиболее эффективные из них. Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по изучаемой теме. 2. Провести изучение эффективности жидкостей для надувания мыльных пузырей. 3. Исследовать свойства мыльных пузырей, полученных из разных растворов, а так же с использованием разных моющих средств. 4. Сделать выводы. Объект исследования: растворы для мыльных пузырей. Предмет исследования: получение больших пузырей из разных растворов. Методы исследования: 1. Анализ научной литературы по данному исследованию. 2. Наблюдение за мыльными пузырями из различных растворов. 3. Эксперимент. Гипотеза: 1. Предположим, что мыльные пузыри образуются из мыльного раствора. 2. Размеры и устойчивость мыльных пузырей зависит от состава жидкости для мыльных пузырей.
2. Основная часть.
2.1.Теоретическая часть Для того, чтобы узнать, как и когда появились мыльные пузыри в первую очередь мы с мамой пошли в библиотеку. Вместе с библиотекарем мы пытались найти хоть какую-нибудь информацию о мыльных пузырях. Мы просмотрели детскую энциклопедию «Все обо всем», «Хочу все знать», изучили другие детские энциклопедии. И никакой информации. Правда, попутно я узнала, из чего делают мыло, для чего нужны моющие средства, когда изобрели первый порошок. Время, конечно, даром не прошло. Но о мыльных пузырях я пока ничего не нашла. Тогда я попросила старшего брата найти информацию в интернете. и мы нашли… Мыльный пузырь — тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью. Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Но доподлинно известно, что при раскопках древней Помпеи археологи обнаружили необычные фрески с изображением юных помпейцев, выдувающих мыльные пузыри. Значит, пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи. Видимо, у них были свои секреты производства мыла. Существует легенда о появлении первого мыльного пузыря: в один прекрасный день, когда наконец-то создали мыло король, ничуть не шутя, приказал всем вымыться мылом под страхом смертной казни. И все в этот день намылили мочалки. Только один старый сапожник по имени Пумпатус сидел, спрятавшись, в своей сапожной будке. Больше всего на свете Пумпатус не любил мыть шею. За окном послышались шаги. Два огромных стражника взяли Пумпатуса подмышки и через пять минут уже подвели его к городской тюрьме. В комнате, где заперли Пумпатуса, была ванна с мыльной пеной и много полотенец. «Согласен?» — спросили два огромных стражника. «Ни за что!» — отвечал Пумпатус. И его оставили, чтобы он в последний раз выкурил свою трубку. Пумпатус затянулся и вдруг увидел, что из трубки вылетел прекрасный прозрачный шар. Шар вылетел в окно и засиял на Солнце: в нём прыгали маленькие радуги. За первым шаром вылетел второй… Пумпатус во все глаза смотрел на происходящее чудо. Прохожие внизу тоже задрали головы, чтобы посмотреть на это. Вскоре собралась толпа, и начался переполох. О том, что Пумпатуса должны были казнить, все, конечно, и думать забыли. Профессор, которого пригласили во всём разобраться, осмотрел трубку Пумпатуса. «В трубку попала мыльная пена. Вот в чём дело», — объявил профессор толпе под окном. Пумпатуса, конечно, не казнили, а после этого мыльные пузыри стали популярны не только в одном маленьком королевстве, но и в целом мире! Ещё на картинах фламандских художников 18 века часто встречались изображения детей, выдувающих мыльные пузыри через глиняную соломинку. В 18 и 19 веках дети выдували мыльные пузыри, используя мыльную воду, оставшуюся после стирки. Существует даже миф о недолговечности мыльного пузыря, но его развеял англичанин Джеймс Дьюар, законсервировавший мыльный пузырь в герметичном сосуде с двойными стенками. Преподавателю физики из штата Индиана удалось сохранить пузырь в стеклянной банке в течение 340 дней. Ученики превзошли учителя — их пузыри хранились под колпаком по многу лет. Мыльный пузырь – тонкая многослойная пленка мыльной воды, наполненная воздухом, обычно в виде шара с переливчатой поверхностью. Плёнка пузыря трёхслойная: состоит из тонкого слоя воды, заключенного между двумя слоями мыла (мыло + вода + мыло). Эта забава издавна привлекает детей и взрослых. Мыльные пузыри обычно существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. 2.2 Практическое исследование. После изучения теории и сбора информации я рассказала об этом детям в группе. Ребята очень заинтересовались, им было так интересно, они обо всем меня постоянно спрашивали. И тогда воспитатель Екатерина Александровна предложила нам провести эксперимент в детском саду. И мы все вместе приступили к практической части моего исследования. Существует очень много рецептов для приготовления мыльных пузырей. Некоторый состав пузырей держится в строжайшей тайне, потому что позволяют выдувать по-настоящему гигантские мыльные пузыри, которые даже заносят в книгу рекордов Гиннеса. Другие можно найти в книгах или интернете. Для своей работы я выбрала несколько рецептов. Рецепт №1. Это самый простой способ чтобы сделать мыльные пузыри дома. Берем 100 мл. средства для мытья посуды и добавляем 50 мл глицерина и 300 мл воды все тщательно размешиваем и готово! Глицерин именно то средство которое делает стенки мыльного пузыря прочнее, а сам пузырь, соответственно долго живущим. Рецепт №2. Он тоже совсем не сложный. В емкость с 60 мл воды добавляем 50 мл прозрачного детского мыла для душа. Высыпаем пол чайной ложки сахара. Все перемешиваем и используем. Рецепт № 3. Этот рецепт сделать намного сложнее зато получаются не лопающиеся пузыри. Вода — 600 мл. (горячая) добавляем глицерин — 300 мл , капаем – 20 капель нашатыря, и насыпаем моющий порошок — 50 гр. Весь состав тщательно перемешивается, настаивается около трех суток, фильтруется и ставится в холодильник часов примерно на двенадцать. Рецепт№ 4. Берем мыльную стружку – 4 ст. ложки добавляем 400 мл горячей воды. Оставить на одну неделю, а затем добавить сахар + желатин – 2 ч. ложки. Все раствор готов можно пробовать. Рецепт № 5 Нужно взять 40 мл детского шампуня без слез добавить 60 мл воды, 2 чайных ложки сахара и 1 каплю пищевого красителя.
Ход исследования:
Этап 1 Подготовительный. Для данного эксперимента нам понадобились следующие вещества: — дистилированная вода -жидкость для мытья посуды -глицерин -детское прозрачное мыло для душа — сахар — нашатырь — моющий порошок -мыло — детский шампунь -пищевой краситель — желатин. — чайник (кипяток). А так же стаканчики, мерные емкости, трубочки для выдувания, весы. Этап 2 Приготовление мыльных пузырей.
Составы всех мыльных растворов были соблюдены. Во время надувания мыльных пузырей из разных растворов мы вели наблюдения производили замеры и данные занесли в таблицу. Таблица тестирования составов мыльных пузырей. № состава Тест ….. 1 ….. 2 ….. 3 ….. 4 ….. 5 Время жизни мыльного пузыря ….. 5 сек ….. 10 сек ….. 2 сек ….. 4 сек ….. 8 сек Средний размер ….. 3 см ….. 7 см ….. 3 см ….. 5 см ….. 8 см Максимальный размер ….. 8 см ….. 10 см ….. 5 см ….. 5 см ….. 10 см Из десяти получилось ….. 7/10 ….. 10/10 ….. 6/10 ….. 3/10 ….. 8/10 Из них маленьких ….. 4 ….. 3 ….. 5 ….. 3 ….. 5 Из них больших ….. 3 ….. 7 ….. 1 ….. — ….. 3 Согласно, экспериментам, победа присуждается мыльному раствору № 2, а также практически делит с ним первое место раствор № 1 и 5. Все остальные составы показали не самые лучшие результаты.
3. Заключение. Гипотеза образования мыльных пузырей из мыльного раствора оказалась верной: в состав мыльных пузырей действительно входит мыло и моющие средства. Но в дополнение к этим главным веществам нужно еще добавить несколько составляющих, главными из которых являются вода, глицерин, немного сахара, пищевого красителя, желатина. Вода для раствора должна быть мягкая или дистиллированная. На собственном опыте убедились, что лучшее, что может быть — это хозяйственное и детское мыло. Для пузырей ¬ долгожителей рекомендуется добавление в получившийся раствор чистый глицерин. Вообще-то, для пузырей подойдёт любая моющая жидкость, но самый лучший результат будет получен с использованием описанных ингредиентов. Получение мыльного раствора для пускания мыльных пузырей в домашних условиях – вполне осуществимое и интереснейшее занятие. Выдувая мыльные пузыри, поднимается настроение, забываются все проблемы и, действительно, хорошо разрабатываются лёгкие. Всё это благотворно влияет на здоровье. Список литературы: 1. Как сделать мыльные пузыри 2. Малофеева Н. Н. Большая книга самых интересных фактов. – М.: ЗАО«РОСМЭН-пресс», 2010. – С.149 3. Мыльные пузыри (видео).

Рекомендуем посмотреть:

Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Проект Floating schools

Появился в 2002 году в Бангладеш.

Цель: обеспечить непрерывное образование детей во время наводнений в сезон дождей, когда до стационарных школ добраться невозможно.

Каждый год в сезон дождей в Бангладеш происходят наводнения, из-за которых тысячи детей, особенно из бедных семей, не могут добраться до школы, а школам приходится закрываться. Для решения этой проблемы некоммерческая организация Shidhulai Swanirvar Sangstha придумала плавучие школы: теперь, если ученик не может ходить в школу, школа сама приходит к ученику.

Работает это так: поначалу лодка играет роль школьного автобуса — она идет по маршруту, периодически останавливаясь, чтобы забрать детей. Когда все в сборе, лодка пришвартовывается и начинается урок. Таким образом лодка работает весь день: обучение проводится в три смены — самые поздние уроки для работающих учеников проходят уже вечером после заката, а электроэнергию для этого обеспечивают солнечные батареи.

Каждая плавучая школа оборудована классной комнатой на 30 человек, как минимум одним ноутбуком, книгами и гаджетами. В некоторых школах есть полноценные библиотеки на 1500 и более книг, несколько ноутбуков с доступом в интернет, принтеры и мобильные телефоны. Образование пока предполагается только начальное, вплоть до пятого класса.

В этих школах учатся не только дети, но и подростки, пожилые люди и взрослые женщины: одна из главных целей создателей проекта — борьба с гендерной дискриминацией и предоставление женщинам равных возможностей. Помимо плавучих школ для детей, создатели программы организуют плавучие тренинг-центры для взрослых, где им рассказывают о современных способах ведения сельского хозяйства, изменении климата, государственном устройстве, правах человека, возможностях трудоустройства.

Кроме того, по тому же принципу организована работа плавучих поликлиник: они причаливают к поселкам, проводят на борту медицинские осмотры, бесплатно выдают пациентам нужные лекарства и организовывают просветительские мероприятия для жителей деревень.

Организация United World Schools

Появилась в 2008 году в Камбодже, сейчас работает также в Мьянме и Непале.

Цель: обеспечить базовым образованием детей из отдаленных и беднейших регионов, не охваченных государственными системами образования.

United World Schools — основанная в Великобритании благотворительная организация, которая открывает школы в беднейших странах мира, где у детей нет возможности получить даже начальное образование. UWS организовывает школы в самых отдаленных и труднодоступных регионах каждой из стран, куда еще не добралась национальная система образования.

Основатель, Крис Ховарт, открыл UWS в 2008 году, после того как поработал учителем-волонтером в Камбодже. Сегодня школы UWS работают в Камбодже (там 115 таких школ и 13 500 учеников), Мьянме (68 школ и 4000 учеников) и Непале (37 школ и 4500 учеников).

Параллельно с открытием школ организация активно занимается привлечением и обучением учителей из числа местного населения, что, помимо прочего, помогает поддерживать местную культуру и язык. Отдельная задача — женское образование: во многих деревнях создателям школ приходится убеждать родителей отправлять учиться всех своих детей, а не только мальчиков. И хотя образование — главная цель UWS, им приходится одновременно решать и более утилитарные задачи вплоть до обеспечения жителей безопасной питьевой водой и их обучения базовым санитарным и гигиеническим стандартам.

Проект SignLab

Запустился в 2021 году в Норвегии. Сегодня платформой пользуются более 10 000 норвежцев, в том числе более 2000 друзей и членов семей глухих детей.

Цель: сделать обучение языку жестов доступным из любой точки мира.

Сегодня в мире около 64 миллионов родителей воспитывают глухих или слабослышащих детей. И только один из десяти таких родителей владеет языком жестов. Отсутствие доступных курсов, где можно было бы научиться языку жестов, препятствует полноценному общению детей со своими семьями.

Чтобы решить эту проблему, проект SignLab разработал диджитал-платформу для обучения языку жестов — сейчас она доступна только на норвежском на iOS и Android, но команда планирует расширяться и уже к 2021 году охватить многие языки, например английский, испанский, итальянский, французский, китайский и другие. С помощью платформы выучить язык жестов можно будет из любой точки земного шара: онлайн или офлайн, дома или в классе — нужен всего лишь доступ к компьютеру или смартфону.

Пользователи осваивают жесты и движения с помощью видеоуроков (заранее адаптированных к конкретному языку). Геймификация и система поощрений мотивирует и делает процесс увлекательным, а искусственный интеллект анализирует прогресс ученика и составляет для него индивидуальный учебный план с учетом его достижений и пробелов. В каждой новой стране учебная программа разрабатывается в сотрудничестве с преподавателями жестового языка этой страны.

Международная школа «Летово»

Открылась в 2021 году в Подмосковье.

Цель: обеспечить одаренным детям со всей России образование мирового уровня и раскрыть их потенциал.

Школа-пансион для способных и мотивированных детей открылась два года назад в Новой Москве. Создатели изучили опыт двадцати лучших школ мира и взяли оттуда всё самое хорошее: например, из британского опыта — систему пансиона (так легче формируется командный дух, и время на дорогу тратить не надо), а из американского — огромный выбор кружков, секций, ученических клубов и прочих внеакадемических занятий.

Кампус школы — это комплекс учебных и жилых зданий на территории в 60 гектаров: кампус для учеников, дома для педагогов и их семей, спортивные залы и лаборатории, библиотека и бассейн, сосновая роща и даже собственный фруктовый сад. Преподавателей отбирают не менее тщательно, чем учеников: детей здесь учат авторы книг, программ, курсов, наставники победителей предметных олимпиад.

В школе нет единого расписания и классов: учащиеся сами составляют свой учебный план в зависимости от образовательных целей и того, куда они собираются поступать после школы. Первую половину дня занимают обязательные предметы (их состав зависит от выбранного ребенком профиля), вторую — внеакадемические курсы, которые ученик полностью выбирает сам.

Обучение в школе — билингвальное, и каждый выпускник может получить не только российский аттестат, но и диплом международного образца.

Обучение платное, но большую часть покрывают средства, которые школа привлекает сама, — стипендии формируются из благотворительных пожертвований. Также у школы есть эндаумент — фонд целевого капитала. Деньги оттуда идут на развитие всего проекта.

Конкурс инноваций в образовании

КИвО тоже есть на Карте лидеров инноваций в образовании, так как он сам по себе — инновация, стартап. «Мы развивали его по схеме, знакомой всем начинающим предпринимателям, — говорит директор КИвО Диана Королева. — Но очень скоро конкурс стал еще и полигоном для исследований, нам удалось собрать солидную базу данных». Благодаря КИвО в Высшей школе экономики был создан Центр изучения инноваций в образовании, который исследует такие темы, как ландшафт рынка образовательных инноваций, особенности команд инновационных проектов и характеристики самих инноваторов.

Образовательный комплекс «Точка будущего»

Открылся в сентябре 2021 года в Иркутске.
Цель: социализировать детей-сирот, научить всех учеников ответственно распоряжаться своей жизнью.

Социальная адаптация детей-сирот — проблема, которую обсуждают уже много лет. Как правило, из традиционных школ дети-сироты выходят без навыков самостоятельной жизни. Это неудивительно: за годы обучения дети не получают опыта принятия собственных решений, от них требуют совсем другого — подчинения и выполнения инструкций. Именно этот подход хотят изменить основатели проекта «Точка будущего».

Уникальность центра не только в необычной инфраструктуре, хотя в одном комплексе объединены суперсовременная школа, детский сад, спортивные объекты, Центр социальной и психологической поддержки, а также коттеджный поселок для приемных семей — всего 27 зданий. Главная особенность — в отношении к учащимся: в «Точке будущего» сделан акцент на субъектности каждого ученика.

В отличие от пассивного «объекта» обучения, как в обычных школах, дети в ]учатся самостоятельно принимать решения[/anchor] и нести за них ответственность. Начиная с младших классов, и чем дальше — тем больше, ученикам предоставляется выбор: какими предметами и внеурочными занятиями они наполнят свой индивидуальный учебный план, какие проекты будут реализовывать, как распорядятся временем для самоподготовки. Важно, что детей не оставляют с этим выбором один на один. Их поддерживают кураторы и тьюторы: первые — своего рода менеджеры, вторые — наставники, которые направляют, помогают проживать сложные ситуации, анализировать и осмыслять опыт. Но это именно помощь и поддержка, окончательные решения всё равно за ребенком.

Еще одно отличие «Точки будущего» — состав учеников. Исследования показывают, что социализация детей-сирот наиболее успешна, когда вместе учатся 15% приемных детей и 85% детей из изначально полных семей. Именно такую пропорцию соблюдают при наборе учеников в «Точку будущего». На сегодняшний день в проекте участвуют 19 приемных семей, каждой из которых предоставили дом с мебелью и техникой в непосредственной близости от образовательного комплекса.

Одно из условий попадания приемных семей в «Точку будущего» — готовность стать профессиональными приемными родителями, которые регулярно берут детей из детдомов. Что касается детей из изначально полных семей, они попадают в «Точку будущего» в порядке очередности: принимают тех, кто первым подал заявление на сайте, вне зависимости от способностей или успеваемости ребенка. Обучение — бесплатное.

Со следующего года приоритет при зачислении будет отдаваться детям из одной семьи — такое решение принял учредитель «Точки будущего» фонд «Новый дом». Это полностью соответствует ценностям проекта: в центре концепции — семья.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]