Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников


Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

Библиографическое описание:

Князьевская, С. В. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников / С. В. Князьевская, Л. В. Демидова, Э. Р. Канапеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (6). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1213/ (дата обращения: 21.11.2021).


В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирования социальной компетенции, социальный опыт

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народной. Так К. Д. Ушинский о. считаяфольклор блестящим средством раскрытиянациональной самобытности и формирования патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский утверждал,что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества,их красоты и величия. Большой вкладвнаучное обоснование нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане (И. А. Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации — «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) — является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, па любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно ориентированной дидактики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим». Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Вместе с тем анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о неразработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения.

В то же время нам представляется правомерным убеждение педагогов в том, что внравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее.

‒ Ознакомление дошкольников сродным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

‒ Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому — культурно-историческим фактам.

‒ Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В.И, Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъектности.

‒ Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

‒ Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.).

‒ Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество. Пасха и др.), познакомиться с жителями города — носителями социокультурных традиции в области ремесел, песни, танца и т. п.

‒ Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.

‒ Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к городу должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событии.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Новокуйбышевска.

Интеграция в педагогическом процecce ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлении и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т. п. Так создается детское сообщество.

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. I1ри этом необходимо помнить следующее.

‒ Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

‒ Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать? Как можно догадаться, что кремль — это крепость?).

‒ Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда наши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете».

‒ Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина…) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. При повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием и уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города. Его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познания ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

‒ Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему Самарской области.

‒ Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

‒ Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

‒ Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

‒ Формировать умение ориентироваться в природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Литература:

  1. Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45.
  2. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. — Москва: Линка-Пресс, 2003.
  3. С любовью к России: методические рекомендации. — Москва: Воспитание дошкольника, 2007. — 128 с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, вид деятельности, жизнь города, педагогический процесс, составление рассказов, Формирование.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Улицы родного города»

Программное содержание: формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса; познакомить с историей улиц на примере улицы Благоева; воспитывать любовь к родному городу.

Материал: фотографии улиц города, альбомы, мяч, кукла Городовичок.

Предшествующая работа: рассматривание альбомов о родном городе, беседы с детьми, продуктивная деятельность.

Ход занятия:

В гости к детям приходит их знакомый Городовичок с фотографиями родного города и предлагает детям ответить, что изображено на них.

— Мы живём с вами в небольшом красивом городе с маленькими улочками и с широкими улицами, а как называется наш город? А что такое улица? Улица — это часть территории города или небольшого посёлка, расположенная между жилыми домами или кварталами, предназначенная для движения транспорта и пешеходов. улица делится на две части: тротуар и проезжую часть. По тротуару ходят люди, а по проезжей части движется транспорт. Поэтому ходить по тротуару безопасно, т.к. их делают немного выше проезжей части, чтобы туда не заезжали автомобили.

— Так что же такое улица? А как называется улица, на которой живёте вы? Давайте поиграем в игру «Мой домашний адрес» (дети передают по кругу мяч и говорят: «я живу на улице…»). Какие ещё улицы нашего города вы знаете?

— В нашем городе более 50 улиц, а есть ещё переулки, площади. посмотрите на фотографии, которые принёс нам Городовичок (площадь Пожарского, площадь Победы и т.д.)

— Каждая улица и площадь имеет название, как вы думаете, почему? Почему они названы именно так, и откуда вообще пошло давать название улицам?

— А теперь послушайте мой рассказ. Люди научились строить дома в очень давние времена. Дом защищал от холода и зноя, о дождя и ветра, но древний человек боялся ещё и хищных зверей, и лесного пожара, и неожиданного нападения врагов. Тогда дом был ещё и крепостью, защитой для человека. Наши предки свои дома обнесли стенами кремля. Сначала деревянного, а затем каменного. Шли годы, город разрастался, люди стали строить дома и за стенами кремля. Так появились новые улицы, которые стали называть слободками. Вот, например, улица Благоева (показ фотографии), раньше называлась Большая Загородная, как вы думаете, почему? (находилась за городом, ведь город в то время был обнесён стенами кремля.) Затем стала называться Кожевников, т.к. на ней стали селиться кожевники. Кто из вас знает, кто это такие? Это люди, которые работали с кожей, выделывали её, чтобы она была мягкой и из неё можно было шить обувь. Даже тогда, когда появились обувная фабрика, улицу не переименовали. И уже в новых домах стали жить люди, которые работали на обувной фабрике. Теперь эта улица называется Благоева, в честь человека, который прославил свою Родину Болгарию, а так как наш город Зарайск и болгарский город Зараево дружат между собой, то у нас в городе сначала появился памятник Димитру Благоеву (показ фото), а затем и улицу переименовали в его честь.

Физкуль:

— Мы по улице идём, вот построен новый дом. Что находиться в нём? (магазин, библиотека, почта и т.д.) Ребята, Городовичок предлагает вам нарисовать улицу, придумать ей название и объяснить, почему вы её так назвали (выполнение работы детьми).

В конце занятия воспитатель оформляет выставку детских работ, хвалит за интересные названия своих улиц.

Автор: Уткина Нина Анатольевна (г. Зарайск, Московская область).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]