Методика ознакомления дошкольников с историей родного края
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.
Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
4. Этап Практический
Первоначально план работы включал в себя:
Сотрудничество со школьной библиотекой, с музеем школы, с сельским домом культуры.
Экскурсии по улицам села, к памятникам.
Встречи с интересными людьми.
Познавательные игры, викторины, конкурсы, музыкально-литературные вечера.
Сбор материалов об истории села, его улиц, детского сада.
Выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.
Для повышения уровня знаний детей о родном селе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены мероприятия краеведческого характера. Вместе с детьми мы совершали прогулки по селу, обращали внимание на красоту и чистоту улиц, зданий, цветников, отмечали, какие новые постройки, детские площадки появились. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней и т.д. Также дети посещали пожарную часть, библиотеку, школу, почту и др.. Дети знакомились с профессиями людей, с трудом своих родителей. Принимали участие в межрайонном мероприятии «Моя малая родина!» на территории СДК с. Жедяевка.
Все это помогло лучше узнать своё село, профессии. Труд людей, ценить и уважать этот труд. 9 мая дети ежегодно возлагают цветы к памятнику павшим героям, участвовали в акции «Солдатский треугольник», посещали ветеранов ВОВ и детей войны, вместе с родителями принимали участие в шествии «Бессмертного полка».
В своей работе использовала материалы печати Ульяновской области (журналы «Симбик», «Мономах») , а также издание Ю. Мордвинова «Взгляд в прошлое» (из истории селений Старомайнского района), где автор на протяжении многих лет кропотливо собирал в архивах и библиотеках разбросанные по разным фондам сведения и факты.
Экологическое воспитание является составной частью проекта. Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Природа Старомайнского района изумительна, совершенно удивительна по своей красоте. Здесь самые красивые реки. Славятся грибами и ягодами леса. Самые чистые родники и богатые рыбой пруды, уникальные памятники природы. Задача взрослых- помочь увидеть все это и вызвать гордость и любовь к своему городу, родному краю. Поэтому мы рекомендуем родителям чаще бывать с детьми на природе. Это выставки поделок из природного материала, выставки рисунков «Мы вместе рисуем осень(зиму, весну, лето), участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада), походы к реке, на луг, лесную поляну, участие в праздниках природы, проводимых в детском саду. Вся эта работа не только учила чуткости, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность и творческие способности.