22.10.2018 Юлия Шевченко
Генеральный директор пермского Центра развития одаренности Юлия Шевченко приняла участие в дискуссии про инженерное мышление дошкольников на форуме «Лидеры перемен» и рассказала о своих впечатлениях. Публикуем ее мнение.
— Тема дискуссии, к участию в которой меня пригласили, была обозначена как «Инженерное мышление дошкольников». Там, правда, был подзаголовок, уточняющий, что разговор должен повернуться в сторону развивающего эффекта робототехники и других видов технической деятельности, доступной дошкольникам, но он как-то сразу сфокусировался на попытке разделить целое «гнездо» понятий, обозначить их границы, место и право на существование. Это, наверное, правильно: сложно говорить о развитии чего-либо, если ты не уверен, что оно существует или не понимаешь, какова суть этого явления. Другое дело, что смысл и суть – не самый простой предмет для «подиумных» дискуссий, какими они бывают в форматах форумов.
Инженерное мышление — процесс или свойство?
Начнем с заглавного для дискуссии вопроса о правомерности выделения и сущности инженерного мышления. Вообще мышление позволяет нам отражать закономерности и причинно-следственные связи. При этом в словесной форме не различаются два варианта: мышление как процесс отражения таких закономерностей и мышление как свойство, позволяющее человеку отражать такие закономерности.
Поэтому немного уточнений. Психические процессы – это основа психической деятельности. Или, можно сказать, психическая деятельность (работа психики) реализуется в психических процессах. Психические свойства – это некоторые устойчивые характеристики, по которым люди могут отличаться друг от друга. Они представляют собой устойчивые характеристики, обуславливающие эффективность протекания того или иного процесса у конкретного человека. Разница между психическими процессами и свойствами (а еще есть психические состояния, но о них сейчас мы говорить не будем) не всегда легко улавливается. Понимание обычно облегчается использованием физиологических аналогий. В физиологии тоже есть процессы и их индивидуальные особенности (и состояния, но о них не будем) . Возьмем пищеварение. Вообще – это некий процесс, свойственный всем, для простоты скажем, людям. Но если кто-то говорит, что в силу «слабого пищеварения» вынужден отказаться от определенного продукта, он ведет речь о свойстве, которое отличает его от других людей.
Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №20 «Золотой ключик»
города Новоалтайска Алтайского края
«СТЕАМ – технологии
как важнейший тренд дошкольного образования»
28 октября 2021 год
Петракова Лариса Григорьевна –
воспитатель высшей квалификационной категорииМБДОУ ЦРР – детского сада №20
«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Задачи при формировании предпосылок инженерного мышления
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развивать воображение, фантазию и творческую инициативу;
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
- Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей .
В нашей группе создана большая база развивающих конструкторов
Этапы развития конструктивных навыков и формирование прединженерного мышления
С их помощью дети учатся строить простейшие конструкции их двух и трех и четырех элементов, знакомятся с понятиями кубик, кирпичик, полу кубик, шар. Так же в этом возрасте дети учатся располагать детали на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость. Обучаю детей целенаправленно рассматривать предметы и постройки.
Дети 4-5 лет
способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем
3 этап (5 — 6 лет):
Конструкторы с более мелкими деталями
2 этап (4 – 5 лет):
Конструирование по образцу.
Это важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Здесь нами были разработаны технологические карты с образцами моделей, как простых так и более сложных.
Более сложный этап — конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их .
Технологические карты
Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.
В старшем дошкольном возрасте ребята начинают осваивать основы технического моделирования и конструирования с помощью более сложных видов конструкторов: (тематический Lego конструктор, болтовой)
4 этап (6 – 7 лет):
- Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
Конструкторы с элементами робототехники
(
Lego– техник и шестерёночный)
Формирование инженерного мышления играет важную роль в развитии ребёнка. В процессе конструктивной деятельности легко усваиваются знания, умения и навыки.
Развитие речи:
За счет работы с мелкими деталями конструкторов у детей происходит развитие мелкой моторики, а значит и речи.
В процессе конструирования воспитанники вынуждены взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Накопленные впечатления, беседы, ролевые и сюжетные игры, помогут ему выбрать материал для конструирования и вызовет потребность в высказывании.
Такие тренировки развивают
речевые способности.
Познавательное развитие
- При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под». Различать понятия «между», «там-то». Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
- Магнитные конструкторы используют в экспериментальной деятельности. Они знакомят детей со свойствами магнитов.
Художественно – эстетическое развитие
На занятиях по аппликации детям предлагается изготовить поделки
из геометрических фигур.
Моделирование из пластилина – хороший метод включения мыслительных процессов (техника миллифиори заставляет детей подумать, каким образом сочетать цвета, чтобы в разрезе получить желаемый результат).
Моделирование из бумаги. С помощью техники оригами, сворачиваем не просто фигуры, а фигуры – перевертыши (флексагон).
Во время прогулок применяется проектирование построек из песка. Играя с песком вместе с детьми изучаем свойство песка.
Приемы организации самостоятельной деятельности детей
:
- дидактические игры с использованием Lego конструкторов для детей младшего дошкольного возраста
, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки того или иного продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности в трех проекциях; - конструирование из конструкторов Lego Education, Lego «Первые механизмы»
и Lego WeDo, включающие элементы робототехники для детей старшего и подготовительного к школе возраста .
Проектно-исследовательская деятельность детей с последующей презентацией своих работ на конкурсе лего – конструирования «Россия сегодня и завтра»
Система работы по развитию инженерного мышления у детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада. Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является началом технического, а затем и инженерного мышления.
Инженерное мышление для всех?
Один из вопросов, который вчера повторялся несколько раз, – всем ли свойственно инженерное мышление, или это дар избранных (звучал в контексте «нужно ли работать со всеми?»). Здесь снова воспользуюсь аналогией. А всем ли свойственно логическое мышление? Если мы рассматриваем его как процессуальную характеристику, то ответ однозначен: конечно. Мышление логично по своей природе, это его неотъемлемая характеристика, но, когда мы говорим про кого-то «у него замечательное логическое мышление!», мы указываем на особые свойства, некое свойство, отличающего одного человека от других. Поэтому в практике и используются понятия «развитое логическое мышление», «слабое логическое мышление» и т.п.
С инженерным мышлением сложность состоит в том, что правомерность его выделения не так очевидна, хотя это понятие введено и в научное поле, и в прикладные контексты, и конечно, впервые оно прозвучало не в «недавних документах департамента образования», как было упомянуто вчера. Необходимость в нем возникла, когда не получилось объяснить работой других аспектов мышления возможность решения задач определенного типа – инженерных задач. Возьмем банальную: нужно вытащить маленький шарик, закатившийся в очень узкую щель между диваном и полом. Если у нас есть предмет, похожий на палку, – это задает один уровень задачи. А если нет швабры, но есть только листы бумаги, или только пластиковая бутылка, или, допустим, только банан? Опираясь лишь на логическое, математическое, или художественное мышление, решить такую задачу нельзя. И, если попробовать представить, визуализировать, что происходит в голове, когда мы ищем способ справиться с этим затруднением, скорее всего, мы увидим нечто особенное, похожее на схемы из учебников физики. Поэтому лично я поддерживаю мнение, что специфическое инженерное мышление, действительно, существует. Разные исследователи по-разному описывают уникальные для инженерного мышления характеристики. Мне самой субъективно очень понравилось утверждение из какой-то относительно свежей научно-популярной статьи, что инженерное мышление позволяет видеть структуры и действовать в условиях ограничений. Кажется, в статье было указано, что это из книги «Думай, как инженер». У книги не очень хорошие отзывы на «Озоне», но, похоже, я захотела составить собственное мнение.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Ананьева Елена Владимировна
- Скворцова Юлия Владимировна
Воспитатели МКДОУ д/с № 428 г. Новосибирск, Новосибирская область
Последнее время активно говорится о пропедевтике инженерного образования у детей дошкольного возраста в ДОУ. На то есть свои причины: обозначенный современный вектор развития общества направлен на переход к новому технологическому укладу, который требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…
Современные реалии показывают постепенное ежегодное увеличение количества детей со статусом ОВЗ в дошкольных организациях. Статистические данные 2021 года говорят о том, что 4,5% обследованных детей в России имеют аномалии в развитии, из них: детей инвалидов – 580 тыс, детей с ОВЗ -751 тыс. Абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особой организации обучения, когда методы формирования деятельности адекватны уровню и возможностям детей.
За последнее время существенно изменилась и парадигма современного дошкольного образования. Изданы новые нормативные документы: Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, который ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индидивидуальных психологических и физиологических особенностей…и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала …»
Поэтому одной из приоритетных задач современного ДОУ является создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих равные возможности для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста, не зависимо от уровня их развития, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
В нашем детском саду разработана модель по формированию предпосылок инженерного мышления у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями развития посредством научно – технического творчества. Работая уже четвертый год по данному направлению, мы с уверенностью можем сказать, что заявленная модель эффективна.
Новизна данной модели в том, что она трансформируема, в зависимости от интересов, возможностей детей, от целей, задач, которые ставит перед собой педагог. Реализуется она в системе, в совокупности таких видов деятельности как Lego – конструирование, моделирование из конструктора Тико, программирование Bee-Bot, формирование элементарных математических преставлений посредствам счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша, работы в «Системном операторе». Примечательно то, что данная программа доступна для любого дошкольного учреждения, так как не требует больших финансовых затрат.
Реализуется Программа в рамках образовательной области – познавательное развитие. На педагогическом совете было принято решение непосредственную образовательную деятельность по конструированию осуществлять согласно данной программе.
Занятия проводятся два раза в неделю, один раз в рамках НОД конструирование, второй раз в совместной деятельности педагога с детьми. Продолжительность занятий согласно САНПИН от 15 мая 2013 г. №26: в средней группе – 20 мин, в старшей – 25 мин, в подготовительной – 30 мин. Количество детей в группе не более 12.
Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми: фронтальную, групповую, индивидуальную, самостоятельную.
Данная программа подразумевает следующую структуру образовательной деятельности:
- презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и с использованием ИКТ);
- постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога;
- обсуждение и анализ поставленной задачи;
- практический поиск решения поставленной проблемы;
- рефлексия (презентация и анализ полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности);
- обыгрывание построек, выставка работ.
Основные правила проведения занятий по Программе следующие: ребенок – активный участник процесса, не педагог, а дети помогают и обучают друг друга; необходима специальная, развивающая, информационная предметно-пространственная среда; возможность самостоятельного выбора детьми модели постройки; самоконтроль и выявление ошибок самим ребенком; выработка и соблюдение определенных правил поведения на занятии; создание средств педагогической поддержки ребенка.
Основные методы работы по программе: познавательный, проблемный, метод проектов, систематизирующий, контрольный метод.
Разработанная нами модель, позволяет эффективно использовать разные формы взаимодействия с родителями. Наиболее интересной оказалась форма мастер – классов, когда родители дома вместе со своим ребёнком придумывают модель, а в группе детского сада учат дошколят конструировать придуманную ими постройку.
Данная программа основа на принципах ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. N 1155 и представлена на сайте http: //ds428nsk. edusite. ru/
Кроме того к данной программе имеются методические разработки конспектов занятий, картотек игр, схем, «Альбом научно – технического творчества детей», «Тетрадь для юных изобретателей».
Из опыта своей педагогической деятельности могу с уверенностью сказать, что очень важна наполняемость предметно – развивающей среды, у детей должно быть достаточно видов разного конструктора, схем построек, дополнительных игрушек для обыгрывания построенных моделей.
В результате реализации предложенной нами модели, дети развиваются в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, закрепляют фундаментальные математические представления, знакомятся с основами конструирования и моделирования. У них развивается аналитическое и стратегическое мышление; внимательность, трудолюбие, ловкость, усидчивость, выносливость; развивается творческое, логическое, наглядно – образное мышление, прединженерное мышление; тренируется пространственное воображение; развивается речь. Дети учатся работать с информацией, находить её, анализировать, фиксировать, составлять и записывать алгоритм, зарисовывать схемы, заполнять таблицы. Они умеют согласованно работать в команде, соблюдая внутреннюю дисциплину, которая выражается в умении принимать правила группы, уважать чужую деятельность.
Следующая > |
Что такое инженерное мышление?
Во время дискуссии прозвучало также мнение о том, что инженерное мышление – понятие того же ряда, что «кулинарное мышление», «парикмахерское мышление» и т.п. (прозвучавшее в поддержку тезиса «не надо плодить сущности, так можно придумать какое угодно мышление»). Что ж, если кто-то расскажет мне об особом типе кулинарных, или парикмахерских задач, несводимых к математическим, художественным или инженерным, а наоборот – универсальных, возникающих и решаемых в разнообразных видах практической/профессиональной деятельности, тогда я обязательно соглашусь с тем, что такая «придумка» будет хороша и научно обоснована. Что касается инженерных задач, вынуждающих нас применять особые когнитивные навыки, они, как раз, окружают нас везде. Инженерное мышление может потребоваться, если нужно открыть заедающий замок, достать с дерева котенка, надеть узкую обувь без специального приспособления, погладить один рукав рубашки, не помяв предыдущий, пристроить сумку на неудобную спинку стула на конференции и далее до бесконечности. С инженерными задачами регулярно сталкиваются профессионалы и любители в области той же кулинарии или парикмахерского дела.
Не получится встроить инженерное мышление в ряд «наглядно-действенное – наглядно-образное – словесно-логическое». Понятие «инженерное мышление» не соответствует понятию «абстрактное мышление», куда его попытались поместить. Между этими феноменами совсем другие отношения. Дело в том, что по сути наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – это, скорее, не классификационные категории, а цепочка психических новообразований, открывающих нам новые возможности в ходе развития (и индивидуального и эволюционного). «Поле объектов», в котором мы можем решать задачи разных видов, постепенно расширяется. Сначала мы можем решать мыслительные задачи только на основе манипулирования материальными объектами, потом, работая с образами, потом и на базе использования абстракций. С инженерными задачами та же история. Разве не сталкивается с ними ребенок, который ищет опору, осваивая прямохождение, или малыш, пытающийся преодолеть хитроумные механизмы «защиты от детей»? И хотя наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление чаще всего называют видами, более точной, на мой взгляд, является другая понятийная конструкция: мышление на разных уровнях. И тогда можно говорить об инженерном мышлении, которое может быть реализовано на трех разных уровнях. При этом важно не забывать, что переход на новый уровень не снижает значимости прежних достижений. Ведь любой инструмент нужно использовать рационально. Если нам важно быстро достать шарик из-под дивана, и у нас под рукой швабра с длинной ручкой подходящего диаметра, нерационально будет создавать проект механической руки или проводить сложные расчеты, описывающие механику взаимодействия швабры, пола, дивана, шарика и собственного тела с учетом сквозняка и тепловых характеристик помещения.
Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других [3,5].
Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. Начиная с 5 лет, дошкольники, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемой пути и т. п. [2].
В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения, особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами. Так, при обучении математике модель количественных отношений помогает детям определить эти отношения от других свойств предметов и усвоить представление о числе, а модель отношения части и целого — понять смысл действий сложения и вычитания [8].
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям.
Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.
Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного. Выделим следующие признаки предынженерного мышления:
— формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из Лего и др.;
— рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;
— не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;
— систематично формируется в процессе научно-технического творчества;
— имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни [1,4].
В структуру предынженерного мышления входят рациональный, чувственно-эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др. Уровень развития предынженерного мышления можно оценить:
Таблица 1
Педагогическая оценка сформированности предынженерного мышления ребенка дошкольного возраста
Критерии | Показатели | Проявление показателя | ||
Сформирован | В стадии формирования | Не сформирован | ||
Интерес и желание конструировать | Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности ребенком дошкольного возраста | Выбирает конструирование первым и для совместной и для самостоятельной деятельности | Выбирает конструирование чаще для совместной деятельности, редко для самостоятельной деятельности | Не проявляет интерес к конструированию, самостоятельно не выбирает, редко присоединяется к играющему взрослому или детям |
Способности и умение конструировать | -реакция на задание; —выбор материалов, способов деятельности; —результат деятельности | В продукте деятельности отражены все показатели детского технического творчества, есть признаки оригинальности | В продукте деятельности отражены схемы, модели, образцы | Продукт создается только при совместной деятельности с использованием образца |
Наличие и сформированность познавательных способностей | Развитие конструктивных, математических, логических способностей | Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно, творчески | Нуждается в помощи, допускает ошибки при работе с моделью, схемой, проявляет стремление добиться результата | Не стремится к результату, часто ошибается, манипулирует с конструктором без соотнесения действий и результата с образцом, схемой, моделью |
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка — процесс — результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета [6,9].
Возможность развиваться не остается неизменной. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга. На ранней стадии развития клеткам мозга необходимо не только соответствующее питание, но и достаточная стимуляция. Нейронные связи укрепляются только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности, вызывая прохождение биотоков по «линиям связи». Нейроны лишенные питания или стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать разветвленную сеть и в конечном итоге атрофируются. Поэтому чем младше ребенок, тем легче происходит образование связей. А с возрастом это происходит все труднее. Это явление Борис Никитин (известный русский педагог) назвал НУВЭРСом — необратимым угасанием возможностей эффективного развития способностей [7].
Как видно, раннее развитие обусловлено как физиологически, так и социальной потребностью — дети, обладавшие высоким уровнем развития до начала учебы в школе, не испытывали трудностей в этом в последствии.
Иногда перед поступлением детей в первый класс, им дают пройти несколько психологических тестов, по результатам которых формируют классы разных уровней подготовки. Зачастую дети очень разительно отличаются друг от друга по степени развития. Почему возникает такая разница? Ученые еще более 20 лет назад исследовали дошкольников младших возрастов и убедились: чем младше были дети, тем ближе они были по развитию. Поэтому, если есть желание, чтобы ребенок достиг высоких результатов в школьном возрасте, начинать развивать его необходимо как можно раньше. Тем более, что от уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).
Таблица 2
Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста
Критерии | Показатели | Уровни | ||
оптимальный | достаточный | недостаточный | ||
Желание конструировать | Выбор наиболее приемлемого вида деятельности для ребенка дошкольного возраста | Выбирает конструирование первым из предложенных видов деятельности | Выбирает конструирование вторым из предложенных видов деятельности | Выбирает конструирование третьим из предложенных видов деятельности |
Умение конструировать | —реакция на задание; —результат деятельности; —выбор материалов; —оригинальность | В продукте деятельности отражены все показатели продуктов детского творчества | В продукте деятельности отражена половина показателей продуктов детского творчества | В продукте деятельности отражено мало показателей продуктов детского творчества |
Уровень сформированности образовательных особенностей | Развитие конструктивных математических, логических способностей | Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно | Нуждается в помощи, допускает много ошибок | Не отвечает, делает всё неправильно, часто ошибается |
Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка — процесс
— результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета.
Формирование качеств личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей посредством направленного педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно.
Подготовительная ступень развития, «опережающее» интеллектуально-творческое развитие ребенка рассматривается как важная предпосылка к формированию инженерного мышления у подростка.
Литература:
1. Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
3. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003–464 с.
4. Кочкина Н. А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — С. 24.
5. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
6. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М. И. Меерович, JI. И. Шрагина // Библиотека практической психологии. — Минск: Харвест, 2003.- 432 с.
7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
8. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967.
9. Теплов Б. М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: МГУ, 1981.
Техническое творчество или инженерное мышление?
Теперь о соотношении понятий «техническое творчество» и «инженерное мышление». Казалось бы, здесь все просто, но приходится остановиться и на этом моменте, потому что мы в итоге столкнулись с забавной ситуацией. Во время дискуссии прозвучала вполне понятная мысль, что мышление — вещь абстрактная, проще обсуждать то, что можно увидеть и пощупать — техническое творчество. Вспомнилось: «А голова – предмет темный и исследованию не подлежит». Не поспоришь: творчество, действительно, обсуждать проще. А после завершения встречи на доске отзывов мы прочитали такой отклик: «в итоге я поняла, что у маленьких детей не может быть инженерного мышления, а может быть только техническое творчество»… Надеюсь, автор отклика прочитает эту заметку, включая следующий тезис. Творчество – это деятельность. В ее ходе подключаются разные психические проявления: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, эмоции, воля и, конечно, мышление разных видов и разных уровней. Ведущий вид мышления в большинстве случаев будет определяться характером творческой деятельности, но не всегда будет им ограничиваться. Например, инженерное мышление может подключаться в процессе художественного творчества: так, при создании многих скульптур решаются сложные инженерные задачи. Вероятно, может быть и наоборот: но я пока не придумала красивый и очевидный пример.
Раз уж начали разбираться, попробуем развести все понятия этого поля. Как соотносятся мышление и интеллект? Если мышление в основе своей процессуально, то интеллект – это в чистом виде качество, свойство. При этом в отличии от «хорошего/живого/быстрого/точного мышления» (которое, как мы говорили выше, тоже свойство), интеллект – свойство более комплексное: в его содержании не только быстрота и эффективность когнитивных операций, но и другие характеристики (это «наполнение» разные концепции интеллекта описывают по-разному). Вероятно, инженерный интеллект и инженерное мышление соотносятся схожим образом.
Способности и одаренность
Кроме того, существует еще и понятие инженерных способностей. Вообще, способности и одаренность характеризуют личность с точки зрения ее возможности достигать успешности в общеинтеллектуальной или в какой-то специфической деятельности. При этом, согласно уточнению Теплова, способности не должны сводиться к знаниям, умениям и навыкам. Способности – некоторые частные, конкретные свойства. Это могут быть, например, характеристики психических процессов, ставшие индивидуальными особенностями (хорошее логическое мышление, яркое воображение, устойчивое внимание, особый угол восприятия («я художник, я так вижу»), а могут быть какие-то качества, в значительной мере обусловленные физиологически: слух, чувство ритма, глазомер. Одаренность же по источникам, получившим наибольшее признание, – интегральное явление, важными компонентами которого являются когнитивная составляющая, креативность и мотивация. Таким образом, высокий инженерный интеллект или «хорошее» инженерное мышление составляют часть содержания особого вида специальной одаренности.
Инженерный или технический?
Вроде, описала все понятия, которые хотела …а теперь признаюсь: для меня во всей это концепции остается одна сложность: уточнить, какое прилагательное более корректно в наименованиях всех этих когнитивных явлений: все-таки «инженерный» или все же «технический». Хорошо, что до этого вопроса мы вчера не добрались.
И, чтоб закончить с затронутыми вчера психологическими вопросами, не удержусь и быстренько опровергну еще ряд тезисов, прозвучавших на мероприятии. На самом деле нет научных данных, достоверно доказывающих, что возможности проявления инженерного мышления, интеллекта, способностей или потенциал к достижению успеха в технической деятельности ограничены особенностями темперамента, организацией работы полушарий головного мозга или гендерно-обусловленными особенностями психофизиологии человека.
Добавлю лишь, что в том, что не касалось сущностных вопросов, дискуссия, на мой взгляд, получилась законченной и была вполне успешной: мы отставали разные позиции, находили точки соприкосновения, были эмоциональными, неравнодушными и готовыми к взаимопониманию. За все это спасибо организаторам, коллегам-спикерам, модератору, экспертам и всем участникам!
Фото: Детский сад Легополис.