Особенности нравственного развития детей раннего возраста


Особенности нравственного развития детей раннего возраста

В ран­нем воз­расте у детей начи­на­ется про­цесс нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти, кото­рое вклю­чает три аспекта:

  • когни­тив­ный (инфор­ма­ци­он­ный) аспект – зна­ния и пред­став­ле­ния о нрав­ствен­ных поня­тиях, эта­ло­нах, нор­мах, пра­ви­лах, лич­ност­ных нрав­ствен­ных качествах;
  • эмо­ци­о­нально-моти­ва­ци­он­ный аспект – нрав­ствен­ные чув­ства, соци­ально-нрав­ствен­ные эмо­ции, мораль­ные мотивы и пред­по­чте­ния, нрав­ствен­ная оценка и самооценка;
  • пове­ден­че­ский аспект – мораль­ные дей­ствия и поступки, нрав­ствен­ные при­вычки, т.е. реа­ли­за­ция нрав­ствен­ных норм и требований.

Вза­и­мо­связь когни­тив­ного, аффек­тив­ного и пове­ден­че­ского ком­по­нен­тов в лич­ност­ной сфере обу­слов­ли­вает един­ство нрав­ствен­ного созна­ния и пове­де­ния. Дан­ные ком­по­ненты только начи­нают фор­ми­ро­ваться в ран­нем воз­расте. Этому спо­соб­ствуют стрем­ле­ние детей к сов­мест­ной дея­тель­но­сти со взрос­лыми, их высо­кая подражательность.

В ран­нем дет­стве ребе­нок начи­нает пони­мать опре­де­лен­ные нрав­ствен­ные пра­вила пове­де­ния. Такое пони­ма­ние огра­ни­чено кон­крет­ной ситу­а­цией, рам­ками наглядно-дей­ствен­ного мыш­ле­ния ребенка. Пони­ма­ние пра­вил и норм пове­де­ния осно­вано на соб­ствен­ном опыте ребенка, когда он осо­знает нега­тив­ные послед­ствия при нару­ше­нии пра­вил и пози­тив­ные – при соблю­де­нии. В связи с этим уже с ран­него воз­раста ребенка взрос­лый дол­жен обос­но­вы­вать выдви­га­е­мые тре­бо­ва­ния, опи­ра­ясь на кон­крет­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции и на соб­ствен­ный опыт ребенка. В актив­ном сло­варе детей мало слов, обо­зна­ча­ю­щих нрав­ствен­ные кате­го­рии, исполь­зу­ется оценка, эти­че­ские поня­тия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Поня­тия “плохо” и “хорошо” пер­во­на­чально выра­жают отно­ше­ние взрос­лого, а ребе­нок только вспо­ми­нает и повто­ряет их в подоб­ных ситу­а­циях. Содер­жа­ние моти­ва­ци­он­ной направ­лен­но­сти с пози­ции нрав­ствен­ной вос­пи­тан­но­сти еще слабо развито.

Раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного ком­по­нента нрав­ствен­но­сти ребенка свя­зано с фор­ми­ро­ва­нием интел­лекта, его мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, системы зна­ний о поощ­ря­е­мых и пори­ца­е­мых образ­цах пове­де­ния. Посред­ством этого у ребенка посте­пенно появ­ля­ется воз­мож­ность оце­ни­вать свое пове­де­ние, под­го­то­виться к вос­при­я­тию пред­сто­я­щей оценки своей дея­тель­но­сти со сто­роны взрос­лых. Нрав­ствен­ные эмо­ции ребенка про­яв­ля­ются и укреп­ля­ются в про­цессе наблю­де­ний за кон­крет­ными дей­стви­ями и поступ­ками чело­века. Для нрав­ствен­ного раз­ви­тия ребенка необ­хо­дима орга­ни­че­ская связь зна­ний (мораль­ных поня­тий) и мораль­ных оце­нок пове­де­ния (хорошо – плохо). Фор­ми­ро­ва­ние только зна­ний о мораль­ных каче­ствах людей не может обес­пе­чить воз­ник­но­ве­ние у ребенка соот­вет­ству­ю­щих нрав­ствен­ных чувств и эмо­ций, они появ­ля­ются у него как выра­же­ние соб­ствен­ного отно­ше­ния к опре­де­лен­ному поступку чело­века, на основе име­ю­щихся потреб­но­стей, сово­куп­но­сти зна­ний и пере­жи­ва­ний. Роль взрос­лого в нрав­ствен­ном раз­ви­тии детей заклю­ча­ется в том, что он учит ребенка оце­ни­вать поступки и вызы­вает у него соот­вет­ству­ю­щее эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к тому, что в дан­ный момент про­ис­хо­дит в кон­крет­ной ситу­а­ции. Закреп­ля­ясь в созна­нии ребенка, такие оценки начи­нают выра­жать его поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к себе и поступ­кам других.

Услож­не­ние дея­тель­но­сти ребенка и его воз­рас­та­ю­щая само­сто­я­тель­ность при­во­дят к необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния более слож­ных нрав­ствен­ных пра­вил пове­де­ния. Под­чи­ня­ясь этим пра­ви­лам, ребе­нок учится регу­ли­ро­вать свои дей­ствия. Выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм и пра­вил имеет для детей не само­сто­я­тель­ное зна­че­ние, а явля­ется сред­ством под­дер­жа­ния поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым и полу­че­ния поло­жи­тель­ной оценки взрос­лого. Потреб­ность в пози­тив­ной оценке взрос­лого сти­му­ли­рует ребенка посту­пать в соот­вет­ствии с правилами.

Ран­ний воз­раст соот­вет­ствует домо­раль­ному уровню раз­ви­тия мораль­ного созна­ния ребенка по кон­цеп­ции Л. Кол­берга. Домо­раль­ному уровню соот­вет­ствуют стадии:

  • послу­ша­ние ребенка для избе­га­ния наказания;
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков эго­и­сти­че­скими сооб­ра­же­ни­ями вза­им­ной выгоды (послу­ша­ние в обмен на полу­че­ние каких-то кон­крет­ных благ и поощрений);
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков жела­нием одоб­ре­ния со сто­роны “зна­чи­мых дру­гих” и сты­дом перед их осуждением.

Это не зна­чит, что ребе­нок под вли­я­нием этих моти­ви­ру­ю­щих фак­то­ров систе­ма­ти­че­ски кон­тро­ли­рует свое пове­де­ние. Детям ран­него воз­раста очень сложно удер­жаться от немед­лен­ного удо­вле­тво­ре­ния сию­ми­нут­ного жела­ния и еще слож­нее выпол­нить непри­вле­ка­тель­ное дей­ствие по пред­ло­же­нию взрос­лого. При выпол­не­нии неин­те­рес­ных зада­ний взрос­лого, дети либо изме­няют их, либо отвле­ка­ются и не дово­дят дела до конца.

Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек и поступ­ков фор­ми­ру­ется посте­пенно, если взрос­лый созна­тельно выдви­гает систе­ма­ти­че­ские, непро­ти­во­ре­чи­вые и моти­ви­ро­ван­ные тре­бо­ва­ния, про­ве­ряет их выпол­не­ние, то выпол­не­ние таких пра­вил ста­но­вится при­выч­ным для ребенка. Ребе­нок быстро реа­ги­рует на при­выч­ные пра­вила. Посте­пенно фор­ми­ру­ются дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, орга­ни­зо­ван­ность, потреб­ность выпол­нять пра­вила, что спо­соб­ствует усво­е­нию более слож­ных пра­вил пове­де­ния и ста­нов­ле­нию нрав­ствен­ных качеств лич­но­сти. Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек в ран­нем дет­стве про­ис­хо­дит в повсе­днев­ной дея­тель­но­сти, когда взрос­лый пока­зы­вает модель-обра­зец пове­де­ния и тре­бует от ребенка сле­до­вать дан­ному образцу сна­чала в сов­мест­ной с ним дея­тель­но­сти, а затем в самостоятельной.

Прак­ти­че­ский пример

Мак­сим М., 2 года 8 меся­цев. Его мама ста­ра­ется, чтобы сын видел про­яв­ле­ния сочув­ствия и заботы чле­нов семьи по отно­ше­нию друг к другу. “Не шуми, папа устал, он спит. Не раз­буди папу”, – гово­рит мама шепо­том. Мак­сим, под­ра­жая ей, начи­нает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрос­лых слу­чайно забу­дется, он сам напом­нит: “Незя, папа пит”.

В целом для ребенка ран­него воз­раста харак­терна сти­хий­ная нрав­ствен­ность. Поло­жи­тель­ные поступки ребе­нок совер­шает по просьбе взрос­лого и чаще всего не выде­ляет их как тако­вые. Без кон­троля и оце­нок со сто­роны взрос­лого ребе­нок дей­ствует ситу­а­тивно и импуль­сивно, поэтому часто пра­вила нару­шает. Нрав­ствен­ное пове­де­ние детей ран­него воз­раста тесно свя­зано с поло­жи­тель­ным эмо­ци­о­наль­ным отно­ше­нием к объ­екту, на кото­рый оно направ­лено. Ребе­нок ско­рее совер­шит хоро­ший посту­пок по отно­ше­нию к тому взрос­лому или ребенку, к кото­рому хорошо отно­сится. Пози­тив­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, сим­па­тия и доб­ро­же­ла­тель­ность по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим людям и живот­ным явля­ются осно­вой для нрав­ствен­ных проявлений.

Таким обра­зом, нрав­ствен­ное раз­ви­тие ребенка ран­него воз­раста про­ис­хо­дит на основе предъ­яв­ле­ния взрос­лым системы тре­бо­ва­ний и при­уче­ния к их выпол­не­нию. Этому спо­соб­ствует стрем­ле­ние детей к уста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым. На основе под­ра­жа­ния оцен­кам взрос­лых фор­ми­ру­ются пер­вые оце­ноч­ные суж­де­ния, кото­рые затем транс­фор­ми­ру­ются в соб­ствен­ное отно­ше­ние ребенка к себе и дру­гим людям. Однако ситу­а­тив­ность и импуль­сив­ность пове­де­ния часто при­во­дит к нару­ше­нию тре­бо­ва­ний и запре­тов. Нрав­ствен­ные про­яв­ле­ния ребенка зави­сят от эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния к объ­екту и воз­ни­кают сти­хийно, неосо­знанно при побуж­де­нии взрос­лого или в кон­крет­ной ситуации.

Нравственные качества дошкольников

На сегодняшний день вопросы нравственного воспитания детей стоят очень остро. Современные дети часто проявляют агрессию к старшему поколению, обесценивают чувства других, близких людей, не испытывают уважения к ценностям родителей и так можно перечислять очень много. Поэтому просто необходимо воспитывать нравственные качества детей. Очень важно, чтобы груз ответственности за нравственное воспитание личности возлагался не только на профессиональных педагогов в образовательных учреждениях, но и в первую очередь, на родителей. Основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте и здесь очень важно не упустить момент её формирования. Поэтому значимо, чтобы взрослые обращали внимание на поведение ребёнка в этом самом раннем детстве и во время объясняли «что такое хорошо и что такое плохо». Самое эффективное средство нравственного воспитания – это совместная деятельность со взрослым. Именно в деятельности проявляются истинные чувства и эмоции детей. Ещё хочется добавить, что именно чувства лежат в основе формирования нравственных качеств малыша. В первую очередь в любом воспитании у ребёнка необходимо сформировать определённое положительное отношение к тому качеству личности, которое вы собираетесь формировать. И ни в коем случае не следует забывать, что личность и её составляющие формируются не сразу, а постепенно, поэтому следует запастись вагоном терпения.

Итак, какие же качества ребёнка формируются в процессе нравственного воспитания?

Во-первых, воспитывается ответственность. Под ответственностью подразумевается понимание ребёнком последствий за собственные поступки или бездействие. Ответственность – это качество личности, которое определяется чувствами ребёнка к общественным нормам и собственным обязанностям. С точки зрения воспитания, ответственность считается очень сложным явлением, которое очень тесно граничит с воспитанием самостоятельности. А самостоятельность, как известно, формируется с трёх лет. Значит, и целенаправленным воспитанием ответственности мы займёмся с трёх лет. До этого периода наше воспитательное воздействие, скорее всего, будет бессмысленно. Самым эффективным способом в воспитании ответственности будет введение штрафов и санкций. И не следует забывать, что можно ограничить ребёнка в сладостях, в просмотре мультфильмов и т.д., но ни в коем случае не лишать его еды и прогулки. Очень близко к воспитанию ответственности относится воспитание честности. Начало дошкольного возраста — достаточно сложный период, когда дети начинают лгать. Причины детской лжи могут быть разными. Какие при этом применять средства воспитания и будут зависеть от этих причин.

Во-вторых, воспитывается патриотизм. Это сложное качество личности, которое выражается в любви к Отечеству. Многие патриотизм сводят только к любви к Родине, но это качество включает в себя и любовь к семье, родителям, к дому, к родному городу, к родному краю, к стране, к планете и т.д. В рамках патриотического воспитания решаются задачи и трудового, и умственного и эстетического и даже физического воспитания. Основу патриотического воспитания составляет сформированный познавательный интерес к семейным традициям, к народным традициям, к истории родного края, к настоящему времени, стремление сделать лучше. Патриотизм включает в себя и воспитание чувства национального достоинства, гордость за страну, за достижения людей, живущих в нашей стране.

В-третьих, воспитывается гуманизм. Под гуманизмом понимается уважительное отношение к человеческой личности, внимательное и заботливое отношение к близким, человеколюбие. Ребёнка важно научить сопереживать людям, нуждающимся в этом. Воспитывая гуманизм, нужно учить ребёнка ставить себя на место другого человека. И конечно, именно воспитывая гуманные чувства, учат оценивать хорошие и плохие поступки. Очень хорошим средством воспитания гуманизма является детская литература, собственный пример поведения, рассматривание картинок, дидактические игры по нравственному воспитанию.

В-четвёртых, воспитывается дисциплинированность и культура поведения. Под этими понятиями подразумевается умение подчинять своё поведение установленным в обществе нормам. Без дисциплинированности не возможна ни одна деятельность, особенно в детском коллективе. Здесь важно провести тонкую грань между уважением ребёнка к принятым нормам и страхом перед наказанием. Главное, чтобы у малыша выработалось положительное отношение к общественным нормам и уважение к окружающим людям. Считается, что дисциплинированность равнозначно результату хорошего воспитания.

В-пятых, воспитывается чувство коллективизма. Под коллективизмом понимают качество личности, которое проявляется в осознании принадлежности к сообществу сверстников, уважении перед членами коллектива и умении ставить общественные интересы выше, чем личные. Детский коллектив особенный. Им всегда руководит взрослый. Воспитывается чувство коллективизма исключительно в совместной деятельности. В младшем дошкольном возрасте об этом понятии говорить очень трудно. Полноценный детский коллектив может сложиться только к концу дошкольного возраста. О сформированности чувства коллективизма говорят такие качества как сотрудничество, взаимопомощь и контроль.

В-шестых, воспитывается уважительное отношение к старшим. Можно сказать, что это часть воспитания гуманности. Важно начинать воспитывать это качество как можно раньше. Одним из средств воспитания уважения к старшим является личный пример. Нельзя избегать общения с дедушками и бабушками. Необходимо радоваться их приезду, интересоваться их здоровьем и т.д. Учить здороваться со взрослыми при встрече. Формировать желание ребёнка помогать по хозяйству. Хорошим средством в этом будут сказки.

В-седьмых, воспитывается бережное отношение к животным и растениям. Это качество можно отнести к части ответственности. Лучший способ воспитать бережное отношение к животным и растениям – заботиться о них. Поэтому, если есть возможность завести живой уголок, нужно это сделать. И, конечно же, показывать личным примером свою заботу об окружающем мире.

Роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста

В последние десятилетия сфера коммуникации в целом привлекает внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы его протекания и изменения стали объектом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Ю.Л. Коломинский, В.С. Мухина).

Проблема общения дошкольников со сверстниками, то есть роль и функции общения со сверстниками в жизни и психическом развитии ребенка, становится все более актуальной.

Рассмотрим некоторые сведения о жизненно важной функции общения, которые можно найти в отечественной и зарубежной литературе. Б. Спок, указывая на важность общения со сверстниками, советует родителям облегчить контакты между детьми: «Систематически учить детей обмениваться игрушками и делиться угощениями, при любой возможности приводить ребенка в компанию других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и даже годовалого ребенка, считает автор, следует водить туда, где есть дети».

Согласно идее Ж. Пиаже, общение со сверстниками является важнейшим фактором развития ребенка, который способствует разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только разделяя взгляды сверстников ребенка — сначала других детей, а по мере взросления ребенка — взрослых — подлинная логика и мораль могут заменить эгоцентризм, присущий всем детям, как в их взаимодействии с другими людьми, так и в их мышлении (Piaget, 1965).

С.Л. Рубинштейн, напротив, предупреждал, что любовь к ближнему, «с которым ладишь», легко может превратиться в «расширенный эгоизм», а «эгоизм» в двойном смысле — это … отстраненность от всех людей. Вполне вероятно, что общение с другими людьми позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка и произвести изменения в его психике.

Г.А. Цукерман считает, что общение со сверстниками способствует развитию критичности мнений, слов и действий, их независимости от суждений и желаний других. В.С. Мухина, отмечая многократное влияние общения со сверстниками на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые формируется общественное мнение и появляется феномен комфорта. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям».

А.Н. Леонтьев отмечал, что в первые 7 лет жизни у детей последовательно формируются четыре формы общения со взрослыми: интуитивно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-когнитивная и внеситуативно-личностная. Подход к анализу общения дошкольников со сверстниками может быть основан на теоретическом положении о том, что природа обеих сфер общения дошкольников одинакова. Общение ребенка со взрослым и сверстником — это варианты одной и той же коммуникативной деятельности. Главное, что объединяет обе сферы, — это субъект деятельности, которым в обоих случаях является другой человек, коммуникативный партнер ребенка. Следовательно, общение со сверстником для дошкольника — это коммуникативная деятельность, сходная по своей сути с общением со взрослым, и для ее анализа можно применить схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослыми.

Таким образом, потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников на третьем году жизни, она формируется на основе ранее функционировавших потребностей и формируется в реальном взаимодействии детей.

М.И. Лысина и Л.Н. Галигузова отмечают, что после выявления коммуникативных навыков ребенка речь идет не о развитии коммуникативной потребности в целом, а о качественном преобразовании содержания потребности ребенка в общении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]