Статья «Трудовое воспитание детей раннего возраста»


Статья «Трудовое воспитание детей раннего возраста»

В группах раннего возраста труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. И поэтому они действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде и т. д. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Цель трудового воспитания:

Способствовать формированию положительного отношения к труду.

Виды труда детей раннего возраста:

Самообслуживание

– это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Хозяйственно-бытовой труд
– имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.

Труд в природе

– это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

1. Способствовать формированию у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Побуждать детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Способствовать развитию умения приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Содействовать формированию навыка пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, приучать держать ложку в правой руке.

6. Обеспечить развитие умения по порядку одеваться и раздеваться.

7. Побуждать снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Обеспечить развитие умения в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Побуждать правильно надевать одежду и обувь.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД.

1. Способствовать формированию умения убирать игрушки и вещи на своё место.

2. Содействовать воспитанию привычки соблюдать чистоту и порядок в группе.

3. Способствовать развитию умения правильно носить стул и ставить его в нужное место.

4. Обеспечить ознакомление с трудом взрослых (няни, дворника, водителя, медсестры, повара).

5. Побуждать выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым: убирать мусор в корзину, раскладывать дощечки для лепки, расставлять хлебницы без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и т. д.

ТРУД В ПРИРОДЕ.

1. Привлекать детей к поливу цветов на клумбе под руководством воспитателя.

2. Содействовать воспитанию желания ухаживать за комнатными растениями.

3. Побуждать подкармливать птиц зимой.

4. Обеспечить развитие умения работать лопатками, метёлками, грабельками.

5. Вызвать желание помогать воспитателю в посадке лука,

в посеве крупных семян (гороха, фасоли, настурции) и т. д.

Подчёркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал:

«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач». Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста

Балабанова Мария Геннадьевна, воспитатель 1 квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24 комбинированного вида»

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

В последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.

Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте.

Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки)
  • раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки)
  • гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)
  • опрятности (пользоваться горшком).

В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.

Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей, и их становление требует тщательного педагогического руководства. Мы формируем навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата ( «Я сам!») поддерживаем и поощряем. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно-бытового труда, где ребенок выступает только зрителем, например: вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые. Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.

По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.

Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие условия:

а) показ, пояснение и упражнение в действиях;

б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);

в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;

г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;

д) переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.

Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. В формирования таких умений применяются игровые упражнения (одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду) и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями. Творчески подхожу к использованию фольклора, как эмоционально — образного средства влияния на детей. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.

С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводится организованная образовательная деятельность с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, оденем куклу на прогулку, умоем куклу и т. п.

Bcё это обеспечивает не только научение, но и приучение, т. е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка. Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Пример одевания штанишек может выглядеть так:

Сядь на стульчик

Возьми штанишки обеими руками за поясок

Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

Поставь ножку на пол

Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемотаблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!»

Следующая >

Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Стр 1 из 4Следующая ⇒

МДК.02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Теоретические вопросы:

1. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста.

2. Своеобразие трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

3. Содержание и методика руководства самообслуживанием в разных возрастных группах.

4. Содержание и методика руководства трудом в природе в разных возрастных группах.

5. Содержание и методика руководства хозяйственно-бытовым трудом в разных возрастных группах.

6. Содержание и методика руководства ручным трудом в разных возрастных группах.

7. Содержание и своеобразие использования поручений в разных возрастных группах.

8. Содержание и своеобразие использования дежурств в работе с детьми разных возрастных групп.

9. Содержание и своеобразие коллективного труда в разных возрастных группах.

10. Планирование трудовой деятельности детей в дошкольной образовательной организации.

11. Условия организации трудовой деятельности в ДОУ.

12. Использование художественных средств трудового воспитания в разных возрастных группах.

Ответы:

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста

Труд– это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться положительного отношения к труду.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Трудовое воспитание тесно связано с:

1. Нравственным воспитанием: Формирование нравственно-волевых качеств – усидчивость, ответственность, добросовестность; формирование положительных взаимоотношений между детьми – взаимопомощь, поддержка, умение договориться.

2. Физическим воспитанием: развитие мускулатуры, произвольность, координированность, точность движений.

3. Экономическим воспитанием: формирование бережного отношения к природе, результатам деятельности человека, понимания, что труд оплачивается.

4. Умственным воспитанием: Удовлетворяет потребность в общении, развивает мышление, требует внимания, памяти.

5. Эстетическим воспитанием: через приучение детей к порядку, создание красивых вещей, знакомство с творческими профессиями людей.

Таким образом, трудовое воспитание в единстве со всеми остальными сторонами воспитания обеспечивает всестороннее развитие подрастающего поколения.

Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Разными исследователями задачи трудового воспитания были сформулированы по – разному.

В основе классификации Ю.К.Бабанского и В.И.Логиновой лежат две группы задач:

— Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков и умений);

— Развитие личности ребенка (развитие свойств и качеств личности, формирование взаимоотношений).

Более подробно, на пять групп задачи трудового воспитания были разделены Валентиной Геннадиевной Нечаевой:

— задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых

(эти задачи осуществляются во всех возрастных группах детского сада, т.к. у детей на этой основе формируются представления о необходимости труда в жизни и его общественном характере);

— задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование

(накрывание на сто, в мл. возрасте дети учатся лишь выполнять последовательность действий, в старшем возрасте повышаются требования к качеству, темпу выполнения, умению проявлять смекалку);

— задачи, направленные на воспитание у детей некоторых личностных качеств

(привычку трудиться, ответственность, заботливость, бережливость);

— задачи воспитания навыков своей и общей работы

(умение заранее готовить атрибуты, убирать рабочее место после труда, планировать свою деятельность);

— задачи формирования положительного отношения между детьми в процессе труда

(умение договариваться, работать дружно, согласованно, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать).

Современные авторы выделили цель трудового воспитания и его задачи: (Л.В.Куцакова).

1Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]