Особенности некоторых тематических планов
По новым федеральным образовательным стандартам, перспективно-тематический план по экономике (или любой другой учебной дисциплине) содержит те основные понятия, а также УУН, которыми должны овладеть школьники. Обязательно отмечают и межпредметные связи, позволяющие добиться глубокого усвоения учебного материала.
Перспективно-тематический план коррекционной работы отличается тем, что перед каждым новым занятием происходит корректировка цели с учетом психологического настроя ребят на урок, их физического состояния.
Правила разделения тем в учебном плане
Перспективно-тематический план составляется по определенным правилам:
- новый материал на каждом уроке должен иметь 3-4 вопроса, которые обязаны усвоить школьники;
- материал, отбираемый на урок, по своему содержанию должен быть завершенным, иметь определенную дидактическую цель;
- последовательность компоновки учебного материала по отдельным урокам предполагает соблюдение логической цепочки, обеспечение внутренней взаимосвязи, постепенного повышения сложности учебных задач.
Определяя объем учебного материала, который будет рассматриваться в процессе урока, нужно учитывать вероятность его рассмотрения, углубления за тот промежуток времени, который отведен на учебное занятие.
Перспективно-календарное, комплексно-тематическое планирование имеет определенную базу. Ее составляют уроки, предназначенные для изучения нового учебного материала, сюда же входят занятия комбинированного типа. Также перспективно-тематический план предполагает перечисление всех экскурсий, лабораторных, практических работ, контрольных занятий. В таблице указывается порядковый номер урока, наименование занятия (тема), основные элементы, домашнее задание.
Существенные детали
В перспективном планировании важно уделить внимание практическим действиям школьников, самостоятельным и лабораторным работам. Основной момент состоит в определении примерного результата учебного труда школьника, соотнесение его с целью занятия, выявление образовательного продукта. Учитель должен тщательно продумать средства контроля, формы, а также методы его проведения. Благодаря готовому перспективно-тематическому планированию существенно упрощается деятельность молодого специалиста. Практика свидетельствует, что именно от полноты и продуманности тематических планов зависит конечный результат воспитания и обучения. Опытные педагоги знают об этом, они стараются вносить по максимуму в планирование нужные элементы, чтобы в процессе работы не тратить время на существенную корректировку предварительного плана.
Целеполагание является сознательным процессом, направленным на выявление и постановку задач и целей всей педагогической деятельности. Учитель испытывает потребность в предварительном планировании своей работы, он готов моделировать основные задачи с учетом конкретных педагогических ситуаций. Опытный учитель способен трансформировать цели, поставленные современным обществом перед образовательными учреждениями, в совместную деятельность со школьниками.
Сложность, которую испытывают молодые педагоги, заключается в правильном переносе результатов обучения на практику с учетом физиологических и психологических особенностей современных школьников.
В продуманном плане конкретного учебного занятия отражена подготовительная работа, проведенная педагогом. Безусловно, это нельзя считать полной гарантией достижения всех целей и задач, поставленных учителем, но именно планирование признано в педагогическом сообществе обязательным условием проведения качественного урока.
В формулировке задач на урок должны присутствовать слова: выявить, обосновать, показать. Высоких результатов от проведения урока педагогу не достичь, если предварительно он не составил хороший письменный план. Данный процесс является творческим мероприятием, он потребует от учителя существенных временных затрат. В поурочном плане указываются объем и содержание домашнего задания. На структуру планирования влияет специфика личности учителя, а также особенности контингента учащихся.
Компоненты плана
Любой выпускник педагогического училища знает, что существуют определенные правила в подготовке учебного занятия. Перспективно-тематический план урока по учебным дисциплинам является обязательным звеном в подготовке к уроку любого современного педагога.
Он включает в себя разделение учебного материала, рассчитанного на учебный год, на отдельные рубрики и темы. Если рассматривать в общем виде перспективно-тематический план, нужно отметить, что помимо наименований тем в нем указываются календарное время, домашнее задание, а также те навыки и умения, которые должны будут приобретать школьники.
Цель планирования
Перспективно-календарный, комплексно-тематический план определяет необходимое число учебных занятий по каждой теме. Так как в нем отражается система уроков, можно прослеживать логическую последовательность приобретения учащимися новых умений и знаний, закрепление и обобщение материала, изученного ранее. В учебный процесс обязательно включены основные звенья воспитательного и образовательного процесса:
- изучение нового материала;
- процесс систематизации полученных знаний;
- совершенствование и закрепление изученного материала;
- практическое применение ЗУН;
- воспитание у школьников умений и навыков;
- контроль над учебными достижениями учеников.
Материал всей темы педагог разделяет на отдельные части, которые соответствуют содержанию занятия, располагая их по мере изучения (с увеличением степени сложности).