Конспект НОД по конструированию из бумаги «Корзинка» в подготовительной к школе группе


Конструирование – сборка нового

От латинского “конструирование” – сборка нового. Конструирование из бумаги имеет несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Детское конструирование из бумаги может быть:

  • конструированием по образцу;
  • конструированием по форме;
  • конструированием по теме или замыслу.

Самый простой вид конструирования: по образцу. Этот вариант можно и нужно использовать в работе с младшими дошкольниками, знакомя их с цветами, формами и видами бумаги, а также обучая работе с ножницами. В основе этой техники лежит обращение к примеру – образцу. Малышам предлагается рассмотреть готовый образец изделия, сравнить его с готовыми деталями на столах. Это самый простой вид конструирования, осваивая который, дети учатся повторять увиденный рисунок. Малыши учатся собирать из деталей целое, а также осваивают приемы работы с клеем и ножницами.

Конструирование по форме предполагает закрепление умения работать по образцу. Другими словами, ребенок получая задания, еще не знает конечного результата, но может по форме заготовок собрать нужную композицию. Этот вариант конструирования доступен дошкольникам 4-5 лет. Перед началом работы с заготовками, взрослый показывает несколько вариантов готового изделия. Оставляет эти картины в пределах видимости ребенка. По окончанию работы с деталями, детские картины можно расположить рядом с образцами.

Самое сложное в работе с бумагой – конструирование по заданной теме. Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Например, вы хотите создать картину, посвященную осени. Вместе с ребенком перед конструированием, вы просматриваете готовые картины осени. Вы вместе с ребенком выбираете бумагу определенного цвета и размечаете на основе положение будущих деталей картины. В конструировании по форме нет зависимости от заготовок. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги.


Конечно, конструирование из бумаги с ребенком – процесс трудоемкий, особенно, если речь идет о малыше 2-3-х лет. В первую очередь взрослому надо помнить, что игра в таких занятиях – первична, результат работы с бумагой – вторичен. Не ругайте малыша за кривые детали, или неправильный захват ножниц. Не ждите от готового изделия художественного оформления. С малышом 2-3-х лет можно вырезать полоски из цветной бумаги, составлять из них незамысловатый рисунок, и обязательно хвалить ребенка за результат.


Моя дочь очень любит вырезать. Для ребенка ее лет (3 года) процесс вырезания гораздо важнее полученного результата. Дочка с удовольствием нарезает полосочки, кружочки и треугольники. Если задуманная фигура получается у нее с первой попытки – радости нет предела.


Обычно я заготавливаю лист с размеченным образцом, а также шаблоны, которые мы с дочкой обводим вместе на бумагу. Ребенку трех лет удобно вырезать небольшими ножницами с округленными концами. Самые любимые детали в конструировании из бумаги у моей дочки: гирлянды елочек, человечков, бабочек и т.д. С возрастом первичность игры уступает место художественному замыслу. Ребенок 4 лет может самостоятельно оценить предполагаемую композицию, а также подобрать нужные цвета для запчастей. Игра продолжает быть важным элементом в детском конструировании из бумаги, но теперь обыгрывается не цель, а выполнение задания.

Конспект занятия по конструированию из бумаги.

Конспект занятия по конструированию из бумаги.

Тема:

Конструирование из бумаги фигурок животных. Оригами.

Цель:

Обобщить знания, умения и навыки по технологии конструирования из бумаги и картона фигур животных в технике оригами. Совершенствовать способы разметки материалов, закреплять знания техники безопасности при работе с ножницами, клеем. Объединить работы детей общей идеей (сказкой) и превратить в коллективную работу. Развивать эстетический вкус, фантазию, память, связную речь. Воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма.

Объект труда:

Изготовление героев сказки Теремок.

Материалы:

Ватман, домики (для строительства теремка), цветная бумага , клей, ножницы, инструкция оригами.

Основные операции:

Разметка материалов, резание бумаги ножницами, складывание из бумаги персонажей сказки.

Ход урока

Организационный момент.

Вводная беседа.

Сегодня наш урок труда будет проходить в сказочной мастерской.

Но сказку мы будем делать своими руками, а уж потом показывать.

Какая сказка сегодня у нас получится вы должны догадаться сами, отгадав по загадкам ее героев.

Загадки:

Этот маленький зверёк, в норке, под землёй живет, серый шустрый слишком. Узнали это ……………… Мышка.

(Выставляю на доску мышку)

Зеленая квакушка а зовут её ………………… Лягушка (Выставляю на доску лягушку)

Белым был зимою снежной, Летом он сменил одежду. Серым стал косой зверек, Кто узнал пусть назовет……. Заяц (Выставляю на доску зайца)

Рыжая плутовка, Обманывает ловко. Её боится мышка, И зайка – шалунишка, Хоть сама в лесу живет , Из деревни кур крадет………. Лиса (Выставляю на доску лису)

Кто зимой холодной, Бродит злой голодный?……………Волк (Выставляю на доску волка)

Бурый, косолапый, Зимой в берлоге спит причмокивая лапу………….Медведь. (Выставляю на доску медведя)

— Герои эти в какой сказке жили вместе?

Теремок.

3. Постановка цели и задач урока.

В какой технике изготовлены герои сказки? (оригами)

— Что за техника конструирования оригами?

1 ученик:

Оригами – искусство изготовления фигурок путем складывания прямоугольного листа бумаги с минимальным использованием ножниц и клея.

2 ученик:

Это искусство зародилось давно в Китае а сейчас распространилось во всех странах.

Сегодня мы будем изготавливать героев сказки «ТЕРЕМОК» и декорации к сказке –лес.

Работа коллективная.

4. Выполнение работы.

Памятка о работе с бумагой.

1 ученик:

Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться.

А еще – ее всегда не хватает особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно и экономно.

Памятка о работе с ножницами.

Организация рабочего места, техника безопасности

Перед началом конструирования из бумаги с детьми, стоит убедиться, что рабочее место организованно верно. Проверьте, наличие на детском столе всех нужных инструментов: ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, или клей ПВА с кисточкой, карандаш простой, белый лист-основание, или лист плотного картона.


Внимание!

  • ножницы для работы с бумагой должны быть с округлыми концами;
  • для маленьких детей стоит выбирать небольшие ножницы с удобными ушками под пальцы;
  • если вы планируете работать с клеем ПВА, приготовьте под него небольшую емкость и специальную кисть, так ребенку будет удобней распределять клей по поверхности изделия;
  • не используйте в работе материалы, оставляющие цветной след на руках, или обладающие специфическим запахом! Не рискуйте здоровьем вашего малыша.

Перед началом занятия убедитесь, что рабочая поверхность достаточно освещена, приготовьте для ребенка фартук и нарукавники. Так вы защитите одежду от клея или от нечаянного “прорезывания”.

Разные техники конструирования из бумаги

Детское конструирование из бумаги имеет особое значение для подготовки ребенка к школе. Чем раньше вы обратите свое внимание на этот вид прикладного искусства, тем быстрее ваш малыш научится различать материалы, видеть цельную композицию в деталях, а также научится крепко держать в руке ножницы и карандаш. С детьми 2-3 лет используйте самые простые техники. Как то: наклеивание на лист цветных квадратов, треугольников, составление из этих фигур картинок, конструирование простейших узоров. Один из доступных способов конструирования для малышей – складывание фигур из бумажных заготовок, или оригами.

Оригами – древнейшая техника конструирования из бумаги. Она позволяет концентрировать внимание малыша, развивает память, тренирует мышление, а также способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с дальнейшим умением писать и влияет на развитие речи малыша.


С детьми 2-3-х лет можно сложить из бумаги фигуры животных, фонарик, или кораблик. Дети более старшего возраста могут справиться со сложными фигурами оригами, например сложить журавля или цветок лотоса.


Еще одна интересная техника работы в детском конструировании из бумаги: разрывание и сминание. Эта техника на первый взгляд довольно примитивна, но на самом деле несет несколько развивающих аспектов. Порвать бумагу в мелкие клочки, или смять большой лист в комочек – развитие мелкой моторики пальцев рук, а также способ снятия накопленного стресса.

С помощью такой техники можно создавать объемные картины, картины-мозаики, или необычные коллажи. Сминание и разрывание доступно малышам с самого раннего возраста, но и дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают в этой технике.

Необычная, но очень яркая и любимая детьми техника конструирования из бумаги — форматное конструирование. Это практически создание объемной фигуры из шаблонных заготовок. В форматном конструировании есть одна особенность: многослойность деталей.

Что это значит? Каждая деталь имеет до трех-пяти копий, большего формата. Детали могут копировать форму своей предшественницы, а могут иметь некоторые свои особенности.

Одна из моих любимых техник детского конструирования из бумаги – бумажная скульптура. В ее основе лежат сразу несколько методов работы с бумагой. Это и сминание, и вырезание по шаблонам, и даже создание фигуры в стиле папье-маше. Дети всех возрастов очень любят бумажные скульптуры и охотно занимаются этим видом конструирования из бумаги.

Бумажные светильники студии “Papier à Êtres”

Лошадка из папье-маше. Наш мастер-класс по этой ссылке.

Самое удивительное, и в некотором смысле – приятное: практически все поделки из бумаги, которые вы создадите с ребенком можно удачно вписать в интерьер его комнаты.

Картины одной тематики – на стены, объемные фигуры приспособить под полезные функции. Например, снеговик из мятой и прессованной бумаги может стать неплохой подставкой под сотовый телефон, или стакан – бумажная скульптура – чем не подставка под карандаши и ручки.

Другими словами, детское конструирование из бумаги носит не только развлекательный характер. Оно положительно влияет на умственное развитие вашего ребенка, формирует навыки работы с инструментами, бумагой и формами, а также служит неплохим декоративным материалов в организации пространства детской комнаты.

Конспект НОД по конструированию из бумаги «Корзинка» в подготовительной к школе группе

Колосанова Наталья Дмитриевна

Конспект НОД по конструированию из бумаги «Корзинка» в подготовительной к школе группе

Цель: создание объемной поделки из бумаги «Корзинка».

Задачи:

— совершенствовать конструктивные умения и навыки;

— закреплять умение фоновать лист бумаги восковыми мелками;

— учить детей складывать лист в разных направлениях, хорошо проглаживая линию сгиба, выполнять надрезы;

— дополнять поделку прорисовкой мелких деталей;

— развивать творческие способности детей, воображение;

— развивать мелкую моторику, укреплять мускулатуру кистей и пальцев рук;

— воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: наблюдения на даче, в огороде за трудом взрослых, посильная помощь в сборе урожая; беседы о пользе овощей и фруктов; дидактические игры «Отгадай на вкус», «Соберем урожай», «Опиши, мы отгадаем»; сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Фонование листов бумаги восковыми мелками.

Материал: половина альбомного листа, цветная бумага для вырезания цветочков, ножницы, клеевой карандаш, восковые мелки.

Ход НОД.

1. Организационный момент. Вводная беседа.

Воспитатель обращает внимание детей на тематические картинки «Труд людей осенью».

— Ребята, какое сейчас время года! (Осень) Правильно, осень! Осень – очень важное время года. Осенью трудятся все: птицы, насекомые, звери. Люди тоже очень много трудятся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

— Напомните мне, пожалуйста, как трудятся люди осенью в полях, садах и огородах, на дачах? (Собирают урожай овощей и фруктов, после сбора урожая вспахивают поля, перекапывают грядки, чтобы сохранить урожай и запастись витаминами на зиму делают заготовки).

Урожая у нас на дачах всегда вдоволь! Секрет такого удачного плодородия, безусловно, в большой любви и заботе к земле, почве, воде и, конечно же, в трудолюбии. Недаром говорят: «Труд человека кормит, а лень портит».

На дачах и огородах поспел урожай, который необходимо собрать, а для этого нужна одна очень важная и нужная в хозяйстве вещь. Отгадайте загадку и узнаете какая.

С грядки овощи собрать,

Что с собою нужно взять?

С сумкой ходят в магазины,

На даче нам нужны — … (корзины).

Наверное, у всех в хозяйстве есть эта нужная вещь, а вот у наших кукол, мишек и зайчиков в игровом уголке нет корзин.

— Давайте сделаем для них корзиночки. Посмотрите, какая у меня получилась корзиночка (показ образца, объяснение последовательности работы).

— Делать корзинку мы будем из квадрата. Фонуем лист восковыми мелками (можно это сделать накануне вовремя СХД).

Вырезаем из прямоугольного листа квадрат.

Следующая задача — деление стороны квадрата на четыре равные части. Для этого делим квадрат пополам, а затем, каждую из половинок снова пополам, сгибая к серединной линии. Мы складываем базовую форму дверь. Переворачиваем заготовку и проделываем тоже с другой стороной. Теперь квадрат у нас разделен на 16 квадратиков.

В верхнем и нижнем рядах делаем надрезы, как бы отделяем крайние квадратики. Намазываем получившиеся «ушки» клеем, складываем и склеиваем корзинку.

Для ручки приклеиваем полоску бумаги к двум противоположным сторонам. Ручку украшаем цветочком. Корзинка готова.

Прежде чем приступим к работе, нужно подготовить наши ручки.

2. Пальчиковая гимнастика «Корзинка овощей».

Корзинка овощей

Дети держат ладошки перед собой.

У девочки Зины

Овощи в корзине. (Сложить из ладошек «корзинку»).

Тут пузатый кабачок

Завалился на бочок. (Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки»).

Перец и морковка

Разместились ловко. (Загнуть внутрь указательные и средние пальцы).

И фасоль, и огурец. (Загнуть безымянные пальцы и мизинцы. Получаются два кулачка, прижатых друг к другу).

Вот так Зина — молодец! (Поднять большие пальцы вверх).

3. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Конструирование из бумаги поделки «Корзинка».

Воспитатель: Ребята молодцы! Вы хорошо поработали ручками, размяли пальчики, а сейчас — каждый сделает свою корзинку, и мы подарим их куклам.

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает по мере необходимости, дает индивидуальные рекомендации, оказывает необходимую помощь.

Во время выполнения работы, проводится физкультурная минутка, для снятия напряжения.

4. Проводится физкуль.

Ах, какой же урожай, (дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай. (правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки, (имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей, (наклониться, правой рукой касаются пола, еще раз наклон, левой рукой касаются пола)

Чтобы съесть их поскорей. (имитация «жуют огурец»)

Срежь капусту, посоли, (рубят ладонями капусту)

Маму с папой угости. (отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску, (имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко. (выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай, (руки приставить к вискам, выполнив покачивание головы)

Ты в корзину загружай. (руки развести в стороны, направив их движение к себе)

5. Итог (рефлексия).

— Ребята, давайте поставим все работы на стол и посмотрим, какие вы сделали корзинки для игрушек.

Дети и воспитатель рассматривают, обсуждают и анализируют готовые работы, обсуждают чья работа понравилась больше всего и почему.

Молодцы ребята! Вы отлично потрудились. Куклы и игрушечные зверята будут рады получить в подарок такие замечательные корзинки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]