Проект «Моя семья»
Фатима Дышекова
Проект «Моя семья»
Срок реализации 1 -неделя
Типология проекта Творческий, познавательно-игровой.
Участники проекта Дети средней группы, родители, воспитатели.
Цель проекта Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта 1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным
традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных
связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной
деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для
каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Проблема проекта Недостаток знаний у дошкольников о своей семье. Утрата функции семьи передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
Социальная значимость проекта В связи, с тем, что мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья»
, которая помогает детям понять значимость
семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Мероприятия:
1. Познание «Я и моя семья»
Цель: формировать представление о
семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; -воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; -закрепить представление детей о составе семьи и родственных отношениях; формировать умение отгадывать загадки на слух, выделяя значимые характеристики.
2. Речевое развитие «Литературный калейдоскоп»
Цель: приобщать детей к русской поэзии, помогать им пересказывать отрывки из сказок, обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение правильно строить предложения, прививать вкус к драматизациям, поддерживать желание попробовать свои силы в этом виде игры.
3. Художественное творчество (рисование)
«Моя семья»
Цель: 1. Выяснить, как понимают дошкольники, что такое
семья, в чем её значение для человека, как разбираются в родственных отношениях. 2. Выявить эмоциональное благополучие ребенка в семье. 3. Выявить уровень общей осведомлённости ребенка (имя, отчество родителей, место работы. 4. Вызвать желание нарисовать свою семью 5. Тренировать в умении передавать характерные черты лица человека. 6. Развивать мелкую моторику рук, графические навыки.
7. Прививать любовь и уважение к членам семьи, доброжелательное отношение друг к другу.
4.Чтение художественной литературы Цель: знакомить детей с литературой о семье; воспитывать познавательную активность И. Глазкова «Волшебная семья» — В. Сухомлинский «Легенда о материнской любви — стихотворения о семье; — загадки о семье.
5. Театрализованное представление по сказке «Курочка Ряба»
Цель: 1. доставить радость детям при самостоятельном исполнении роли деда и бабы. 2 воспитывать любовь к народному фольклору. 3. воспитывать в детях умение быть не закомплексованными.
6. Беседа с детьми «О семье»
Цель: Формирование представлений о
семье.Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы предложением. 2. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных. 3. Воспитывать уважение и заботливое отношение к своей семье. 4. Формировать адекватную оценку принадлежности. людях; — развивать коммуникативные навыки детей; — воспитывать уважение к повседневному труду родителей; воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте) .
7. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание. Дидактическая игра
«Закончи предложение»
.
Педагогический проект в средней группе ДОУ «Моя семья».
Лепка.
«Для любимой мамочки испеку два пряничка»
(изготовление пирожков и печенья из соленого теста)
Строительные игры.
- Дом
- Мебель для дома
Пальчикые игры.
- «Дружные пальчики»
- «Семья»
- «Наша группа»
- «Как у нас семья большая»
Консультации для родителей.
- «Как создать родословную своей семьи»
- «Герб семьи»
- «Роль отца в воспитании детей»
- «Папа, мама, я – счастливая семья или выходные вместе»
(куда сходить)
3 этап – Заключительный
- Создание альбомов «Тайна имени»
(воспитатель и родители)
- Оформление в группе «Семейного дерева» — выставка семейных фотографий и рассказ детей о своей семье.
(воспитатель и родители)
- Семейное творчество «Герб нашей семьи!»
(выставка в группе и рассказ детей о гербе семьи)
- Создание в соц. сети ВКонтакте отчетного альбома «Проект-Семья».
Консультация для родителей
«Как создать родословную
своей семьи
«.
Немного истории.
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями.
Термин «родословие» использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». В педагогике наиболее часто встречается термин «родословная». Поэтому мы также будем использовать этот термин.
В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А.Н.Афанасьев.
Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.
Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.
Правила составления родословной. Терминология.
В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.
Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий «род» и «фамилия».
Родословная –
это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.
Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии.
При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица.
Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.
Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо.
Родословное древо –
это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.
Так же существуют следующие термины:
- родословная –
история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;
- род –
родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;
- предки –
люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;
- поколение –
люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;
- обычай –
привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;
- традиции –
обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Как создать яркий образ родословной.
Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.
Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.
О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.
Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: «На что похожа наша семья? Какая она?».
Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например, на игрушку. Всё зависит от вашего творчества. Творите и получайте удовольствие от результата.