Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении
Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).
Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.
В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:
- Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
- Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
- Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
- Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.
Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения
Действительно, зрительная гимнастика очень важна в работе с современными дошкольниками. Работая воспитателем в детском саду, по понедельникам я часто беседовала с детьми о том, чем они занимались в выходные. Многие с восторгом начинали пересказывать содержание просмотренного мультика или компьютерной игры. В подготовительной же группе некоторые ребята даже приносили с собой в детский сад мобильные телефоны и планшеты, собирая вокруг себя кучку ровесников. Все вместе они принимались разглядывать экран с мелькающим изображением. Конечно же, я пресекала такие «игры». Кстати, интересно, что и родители по рассказам многих детей дома много времени проводят, напрягая своё зрение: телевизор, социальные сети и пр. («Мама весь день сидела в телефоне»).
Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников
Есть ли противопоказания для выполнения упражнений?
При наличии осложнений, вызванных близорукостью некоторые состояния, могут усугубляться при гимнастических нагрузках. Это:
- отслойка сетчатки (не допустимо усиление кровообращения и механическое воздействие);
- глазные инфекции (конъюнктивит, блефарит);
- травмы глаз;
- тяжелая степень близорукости.
При косоглазии и амблиопии (т.н. “ленивый глаз”) также не применяются стандартные упражнения, разработанные для близорукости. Для них существуют специальные комплексы упражнений для глаз.
Упражнения, входящие в детские комплексы при близорукости, имеют определенную направленность. Одни упражнения предназначены для снижения утомляемости глаз, другие — для укрепления глазных мышц, третьи — для улучшения кровообращения или аккомодации. Например, некоторые ученые предполагают психоэмоциональные причины напряжения глазных мышц у детей.
Помните, что выбор конкретного комплекса упражнений при миопии должен всецело лежать на офтальмологе. При этом должно учитываться общее физическое и психоэмоциональное состояние ребенка, здоровье его глаз и степень близорукости, а также образ жизни и возраст юного пациента.
Перед выполнением упражнений обязательно следует пройти диагностическое обследование и проконсультироваться с врачом-офтальмологом.
Виды зрительной гимнастики в ДОУ
В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:
- Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
- Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
- Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).
Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.
Как правильно делать гимнастику для глаз? Комплекс упражнений
Для максимальной эффективности начинать каждое занятие, особенно дома, рекомендуется с легкого массажа подушечками пальцев рук окологлазничной области и глазных яблок через веки, что улучшает кровоснабжение и питание тканей не только в указанных зонах, но и в глазном яблоке ( Г.Г.Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян 2000 г.) – все упражнения необходимо делать только по назначению врача и очень аккуратно!
Упражнение 1. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием и вибрацией скользить по коже в надбровной зоне перемещаясь от центра к вискам.
Упражнение 2. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием и вибрацией скользить по коже у нижнего края глазницы перемещаясь от центра к вискам.
Упражнение 3. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием скользить по коже в средней части верхнего века перемещаясь от внутреннего угла глазной щели к наружном.
Каждое упражнение выполняется в течение 3 минут. Далее повторить все упражнения, но с использованием подушечек указательного и среднего пальцев, т.е. расширив зону массажа. Время выполнения каждого упражнения 3 минуты. Использование аппаратных методик и специальных масок в домашних условиях у детей нежелательно – так как не проводились соответствующие исследования и апробации. Теперь переходим непосредственно к упражнениям для глаз.
Методика проведения зрительной гимнастики
Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
- Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
- Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
- Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
- Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
- Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.
Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать
Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.
Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:
- По городу мчатся с утра и до ночи
- Машины всех марок, красивые очень.
- Поедут налево, направо, кругом –
- Свободны машины и ночью и днём.
При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.
Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки
Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.
Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков
Особенности работы с дошкольниками разного возраста
При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу.
Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем.
Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.
Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.
Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).
Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующие профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей.
Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и направить усилия родителей для развития и укрепления зрения у детей; познакомить их с формами проведения игр и упражнений.
План проведения мастер — класса.
- Приветствие.
- Сообщение «Это интересно».
- Рекомендации офтальмологов.
- Игры и упражнения (выставка тренажеров).
- Показ и выполнение упражнений вместе с родителями «Гимнастика для
глаз» (комплекс упражнений).
- Тестирование.
- Презентация на тему «Коррекцинно – педагогическая работа по развитию зрительного
восприятия у детей с нарушением зрения»
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем мастер – классе. Вы знаете, что нашу группу посещают дети с ослабленным зрением. Мы хотим познакомить вас с работой, которую проводим с детьми. Так же будем рады предоставить вам комплексы упражнений, игр и показать, как правильно их использовать. Значение игры в жизни ребенка дошкольника трудно переоценить, прежде всего, игра — это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.
Поэтому, в течение дня, во всех режимных моментах, проводим игры, упражнения, гимнастику для глаз, что способствует укреплению глазных мышц. Предлагаю вам интересную информацию.
2. Сообщение «Это интересно»
Статистика показывает, что за последние 5 лет уровень глазных заболеваний и патологий среди детей вырос в 1,5 раза. Это связано в первую очередь с нагрузками, обусловленными работой на компьютере, нарушением санитарных норм освящения, неправильном питанием, а также ухудшением экологической обстановки.
Помимо ежегодного обследования, родителям следует внимательно присматриваться к ребенку – его поведение может подсказать о зарождающихся проблемах со зрением. Если малыш щурится, глядя на удаленные предметы, если он низко склоняется над столом, когда рисует или читает, часто спотыкается и роняет предметы, старается ближе сесть к телевизору, постоянно склоняет голову набок, тянется к удаленному предмету, а взяв его в руки теряет к нему интерес, если глаза его часто слезятся, то это говорит о необходимости посещения офтальмолога.
Кроме того, с ребенком необходимо регулярно, примерно раз в три месяца, проводить тестирование в домашних условиях: один глаз малыша нужно прикрыть плотным листом бумаги или картона и попросить его что – нибудь нарисовать, раскрасить картинку или собрать мозаику. Затем то -же самое нужно сделать, прикрыв другой глазик.
Ребенок с нормальным зрением должен справиться с заданием. Есть и еще один эффективный тест, правда он подходит для детей умеющих читать. Малыша нужно подвести к книжному шкафу на то расстояние, с которого хорошее зрение, должен без труда прочесть название каждой указанной книги – сначала одним глазом, потом другим. Также желательно выбрать несколько книг с однотонной обложкой и попросить назвать цвет – это необходимо для того, чтобы убедиться, что он различает цвета, то есть не страдает дальтонизмом.
И еще один нюанс. Даже если очередное посещение окулиста показало, что глазки ребенка здоровы, это не дает гарантии, что так будет всегда. Детский организм очень хрупок, он нуждается в поддержке, поэтому на очередной консультации можно обговорить с офтальмологом прием витаминов для глаз, например на основе черники. Такие препараты укрепляют зрительную систему и помогают сохранить зрение острым.
Важно помнить, что лечение любых глазных заболеваний и патологий будет гораздо эффективнее, если вовремя заметить надвигающиеся проблемы со зрением.
А сейчас, познакомлю вас с рекомендациями офтальмолога, после чего вы выскажите свое мнение, согласны вы с ними или нет.
3. Рекомендации офтальмолога
— Родители сейчас увлечены ранним образованием детей и слишком рано приобщают ребёнка к чтению, но им обязательно нужно иметь в виду, что если у ребёнка к семи годам плохо развита аккомодация, а они уже начинают читать – грозит близорукость.
— Просмотр телепередач и игра в компьютерные игры стали всё более привычным проведением досуга у детей всех возрастов. Но по медицинским рекомендациям дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем полчаса в день и на расстоянии не менее 3 метров.
— В комнате обязательно должно быть слабое освещение – нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами. Смотря на экран, голову нужно держать прямо, а не сбоку.
— При просмотре кинофильма пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы пристально смотреть на какую-нибудь отдельную часть. Во время затянувшихся сцен или в перерыве между фильмами мягко прикройте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы и подкрепить нервы сетчатки. Необходимо родителям самим соблюдать эти правила и приучать своих детей.
— Если ребёнку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, а всё время носить их. Дошкольникам назначаются очки в основном для постоянного ношения.
— Что же касается компьютеров, то до трёх лет общение с ним надо исключить. С трёх до семи лет можно проводить не более 15 минут перед дисплеем, и не чаще двух раз в неделю. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60-70 см.
— К развитию близорукости приводят:
1. Плохая освещённость рабочего места, особенно при искусственном освещении.
2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Особенно важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей.
3. Неправильная посадка детей во время чтения и письма – важнейший фактор развития близорукости. Вредная привычка читать и писать, наклонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, лёжа, в неудобных положениях способствует ослаблению зрения.
4. Развитие близорукости чаще бывает при неправильном режиме дня, чередовании учёбы и отдыха.
Родители делятся своим опытом воспитания детей. Рассказывают о том, что они также обеспокоены тем, что у многих детей выявляются проблемы со зрением. Они поддерживают нашу работу и хотят помочь своим детям. Предлагаю им игры и упражнения, способствующие коррекции зрения.
4. Игры и упражнения
Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения. Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой — нибудь интересный сюжет. Например, перед ребенком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В помощь вам представляю комплекс игр и упражнений, которые вы можете использовать. А так же предлагаю поиграть.
Игры. «Прищепки»
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.
«Пуговицы»
Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.
«Сравни картинки»
Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.
«Фигурные таблицы»
Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак ( в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.
«Где, чей домик?»
Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.
«Корректор»
Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» — обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.
«Считалка»
На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание.
Упражнения.
v Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
* Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
* Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
* Перевести взгляд по диагонали вправо — вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
* Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.
* Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.
* Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Для этого у нас есть «пчелки», «кружочки», «шарики», «бабочки», они должны находится на уровне глаз на расстоянии 25 см.
* Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.
5. Консультация на тему « Гимнастика для глаз»
Организм ребенка очень восприимчив всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте читать, писать, играть с конструктором. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.
Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.
Очень важно обучить, ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должно превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал на глаза.
Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры продолжительность таких игр не более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр телевизора, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены.
Взрослые должны учитывать следующее:
-с 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см. от глаз;
-при рисовании нельзя заслонять источник света рукой;
-комната, где ребенок проводит большую часть времени должна быть хорошо освещена.
Рекомендуется с одного года приучать ребенка к гимнастике глаз в игровой форме. Зрительная гимнастика помогает:
-улучшить кровообращение сосудов органов зрения;
-снять утомление глаз после чтения или работы с мелкими деталями.
Общие рекомендации по гимнастике для глаз для дошкольников:
1.Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;
2.Поморгать глазами-20 раз;
3.Дать «попрыгать глазками с лестницы» — посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз-
Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером:
1.Каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут.
2.Закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты.
Гимнастика для усталых глаз:
1.Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.
2.Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.
3.Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
4.Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.
5.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их.10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.
Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.
Простейший отдых для глаз — это их закрытие на более или менее длительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь.
В нашей группе приобретены и изготовлены тренажеры для коррекции зрения. Сейчас я предлагаю вам, ознакомится с ними и попробовать выполнить несколько упражнений. Эти тренажеры способствуют укреплению глазных мышц, снятию напряжения с глаз. Используем гимнастику ,выполненную в презентации.
Родители делятся впечатлением от упражнений на тренажерах.
В заключении, я предлагаю вам пройти тестирование и узнать о состоянии вашего зрения.
6. Тест на близорукость или дальнозоркость
Посмотрите на эту картинку каждым глазом по очереди. Если символы кажутся Вам более четкими на красном фоне, то существует большая вероятность наличия близорукости. А если на зеленом, то можно предположить наличие у вас дальнозоркости.
Тест на астигматизм
Для выполнения теста отойдите на 2-4 шага от монитора, закройте один глаз и посмотрите на рисунок (затем проделайте тест для другого глаза). Если Вам кажется, что некоторые из линий более темные, чем другие, или, наоборот, более расплывчатые, Вам необходима консультация офтальмолога.
Тест на астигматизм
Для выполнения теста отойдите на 2-4 шага от монитора, закройте один глаз и посмотрите на рисунок (затем проделайте тест для другого глаза). Если Вам кажется, что некоторые из линий более темные, чем другие, или, наоборот, более расплывчатые, Вам необходима консультация офтальмолога.
Тест Амслера
Этот тест позволяет выявить одно из глазных заболеваний — патологию центральной части сетчатки («желтого пятна»).
Рисунок должен находится примерно 30-ти см от Ваших глаз. Закройте один глаз рукой, а вторым несколько секунд смотрите на черную точку в центре. Затем повторите то же для второго глаза. Если все линии сетки ровные и нет ни искривлений, ни серых пятен, то Ваша центральная область сетчатки в норме.
А еще мне, уважаемые родители, хочется дать вам такие советы:
В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.
Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?
* Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.
* Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
* Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.
* И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
* Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!
Спасибо за участие в мероприятии!
Примеры упражнений
При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:
- «Кискины глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в сторону.
- «Качели». Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).
- «Карусель». Круговые движения глазками.
- «День и ночь». Ребёнок на расстоянии вытянутой руки держит перед собой палец. Вначале он смотрит на него двумя глазами, потом только правым при закрытом левом и наоборот.
- «Прятки». Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).
- «Прищепочка». Большими и указательными пальчиками обеих рук необходимо сдавливать кожу между бровями (как будто скреплять её прищепкой).
- «Бабочка». Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка машет крыльями.
Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:
- «Что изменилось?» На прогулке предложить ребятам посмотреть вдаль на детей с соседней площадки или на прохожих из окна группы и запомнить их расположение. Затем малыши закрывают глазки примерно на 10 секунд, а после говорят, как изменилось местоположение людей.
- «Геометрические фигуры». Педагог просит дошкольников представить круг большого размера, а затем обвести его глазками по часовой стрелке и против. Аналогично можно «нарисовать» квадрат, а потом перевести взгляд из правого верхнего угла в левый верхний и т. д.
- «Корчим рожицы». Воспитатель предлагает ребятам изобразить какое-либо животное, например, ёжика. При этом оговаривается, что он вытягивает губки вперёд, а глазки «бегают» вправо-влево, затем вверх-вниз.
- «Расширение полей зрения». Ребёнок размещает прямо перед собой указательные пальцы обеих рук. За каждым пальцем следит свой глаз. Затем пальцы медленно разводятся в стороны, а глаза продолжают за ними следить.
- «Буратино». Ребята смотрят на кончик своего носа. Затем воспитатель считает до 5 (в старшей группе — до 10, в подготовительной — до 20) и просит детей представить, что их нос растёт. Они должны следить глазами за его кончиком — он как будто удаляется от них. После этого дошкольники также наблюдают за его уменьшением.
- «Стрельба глазами». Ребёнок резко переводит взгляд в любую сторону и произносит «пиф-паф».
Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:
Таблица: «Шишка»
Как-то осенью в лесу Висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела И тихонечко висела. | Смотреть на указательный палец вытянутой руки |
Лось сказал, что низко, | Движения глазами вниз |
А зайчонок — высоко, | Движения глазами вверх |
Белочка, сказала — близко, | Движения глазами на кончик носа. |
А ежонок — далеко. | Движения глазами вдаль. |
Таблица: «Овощи»
Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. | Обвести глазами круг |
Наверху созрела слива, | Посмотреть вверх |
А внизу растёт крапива, | Посмотреть вниз |
Слева — свёкла, справа — брюква, | Посмотреть влево- вправо |
Слева — тыква, справа — клюква, | Влево — вправо |
Снизу — свежая трава, | Посмотреть вниз |
Сверху — сочная ботва. | Посмотреть вверх |
Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. | Закрыть глаза |
Таблица: «Ёлка»
Вот стоит большая ёлка, Вот такой высоты. | Посмотреть снизу вверх |
У неё большие ветки Вот такой ширины. | Посмотреть слева направо |
Есть на ёлке даже шишки, | Посмотреть вверх |
А внизу — берлога мишки. | Посмотреть вниз |
Зиму спит там косолапый И сосёт в берлоге лапу. | Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз |
Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.
Таблица: «Дождик»
Капля первая упала: кап-кап И вторая побежала: кап-кап | Постучать пальцем по ладони |
Мы на небо посмотрели | Посмотреть вверх |
Капельки кап-кап запели | Постучать по голове |
Намочились лица, Мы их вытираем | Тереть аккуратно лицо и глаза |
Туфли — посмотрите | Посмотреть вниз на ноги |
Мокрыми стали | Показать на ноги руками |
Плечами дружно поведём И все капельки стряхнём | Потрясти плечами |
От дождя убежим | Бег на месте |
Под кусточком посидим | Присесть на корточки |
Таблица: «Весна»
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. | Потягивание |
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! | Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук в стороны |
Справа — первые цветочки появились на лужочке. | Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом |
Слева — быстрый ручеёк с бугорка к потёк. | Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом |
Мы кораблик смастерили, | Соединить ладони перед грудью |
В ручеёк пустить решили. | Удаление сложенных ладоней вперёд от себя |
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! | Машем ладонями, прощаясь с корабликом |
Вот как весело играть и в весенний день гулять! Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! | Лёгкие подпрыгивания на месте |
Таблица: «Кошка»
Вот окошко распахнулось, | Разводят руки в стороны |
Кошка вышла на карниз. | Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. |
Посмотрела кошка вверх. | Смотрят вверх |
Посмотрела кошка вниз. | Смотрят вниз |
Вот налево повернулась. | Смотрят влево |
Проводила взглядом мух. | Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому |
Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. | Дети приседают. |
Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. | Смотрят прямо |
И закрыла их руками. | Закрывают глаза руками |
Видео: воспитатель проводит с дошкольниками зрительную гимнастику
Видео: девочка делает гимнастику для глаз (7 упражнений)
Комплекс Э.С. Аветисова, выполняемый в школе и дома
Предназначен для профилактики близорукости у детей школьного возраста. Он помогает укрепить глазные мышцы и аккомодационный аппарат, улучшить питание тканей глаза. Рекомендуется детям, имеющим генетическую предрасположенность к близорукости и маленьким пациентам с первыми признаками заболевания. Комплекс упражнений Аветисова может использоваться для поддержания остроты зрения у детей, испытывающих серьезные зрительные нагрузки, так и при сформировавшейся близорукости. Начинать упражнения следует с небольших нагрузок, постепенно увеличивая их в течение недели.
Стандартный комплекс упражнений для детей в первый день занятий можно “урезать” вдвое, затем постепенно, в течение нескольких дней доводя его до нужного уровня. Упражнения следует выполнять регулярно, не пропуская ни дня – в противном случае эффект будет частичным или отсутствовать вовсе:
- Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох и наклонившись вперед выдохнуть. 5-6 повторов.
- Откинувшись на спинку стула крепко зажмурить глаза на 5-6 секунд, затем открыть. Сделать 5-6 повторов.
- Быстрое моргание глазами 15 секунд и 10 секунд — без моргания. 3 — 4 повтора.
- Положение сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть правой руки, затем влево и посмотреть на локоть левой руки. Исходное положение. 5-6 повторов.
- Положение сидя. Поднять глаза от пола вверх на потолок. Вращение глазами по часовой и против часовой стрелки — 6 вращений в каждую сторону.
- Вытянуть руки вперед и смотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх на вдохе, следя за пальцами не поднимая головы. Опустить руки на выдохе. 4-5 повторов.
- Вытянуть руку перед собой, подняв большой палец и зафиксировать взгляд на его кончике в течение 3-5 секунд, затем медленно приблизить палец к носу, пока не начнет двоиться, не отводя от него взгляда и отвести руку в прежнее положение (до 8 повторений).
- Положение стоя. Полусогнутую руку медленно перемещать справа налево, фиксируя взгляд на кончике поднятого большого пальца и обратно. 10-12 повторов.
- Закрыть глаза и кончиками указательных пальцев легко массировать их через веки 30 секунд.
В период освоения комплекса необходимо контролировать, чтобы ребенок выполнял все движения правильно.
Упражнения для усложнения п. 5 комплекса – «нарисовать» в пространстве глазами геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, восьмерку вертикальную и горизонтальную.
Использование наглядности во время зрительной гимнастики
При выполнении зрительной гимнастики большое значение имеет наглядность. Она помогает заинтересовать детей и сделать упражнения более эффективными. Ведь у дошкольников (особенно в младшем возрасте) преобладает наглядно-образное мышление, и многие упражнения, особенно такие как вращение глазами, повороты глаз, им гораздо легче выполнять, имея перед собой зрительный ориентир.
Многие упражнения проще выполнять, когда перед глазами есть ориентир
Для проведения гимнастики в детском саду используются следующие виды наглядности:
- Предметы-ориентиры. Они раздаются всем детям либо воспитатель показывает предмет группе детей. В первом случае каждый дошкольник держит перед собой небольшой предмет (например, резинку для волос с бабочкой, её удобно надеть на палец) и перемещает его согласно указаниям воспитателя. При этом взгляд следует за ним. Подбираются такие вещи опять-таки согласно тематике занятия (упомянутая резинка-бабочка пригодится, например, при изучении темы «Насекомые»). В любом случае предмет должен быть достаточно крупным и ярким, не сливающимся по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Самый просто вариант такого зрительного ориентира — красочная волшебная палочка (указка). Также можно использовать пальчиковых кукол. На её конце можно прикрепить картинку. Когда ориентир показывает воспитатель, то к себе поближе он размещает малышей с более низкой остротой зрения, остальные же сидят или стоят сзади.
- Схемы. Такие пособия предназначены для старших дошкольников, ведь у них уже развивается абстрактное мышление. Они показывают различные виды упражнений для глаз. Глядя на картинку, ребёнок может понять, как именно нужно выполнять действия.
- Сигнальные метки. Они предназначены для упражнений, когда взгляд переключается с ближней точки в дальнюю. Метка диаметром около 0,5 см крепится к оконному стеклу на уровне глаз дошкольника. Ребёнок стоит от неё совсем близко (расстояние — примерно 20 см). Он должен смотреть на ориентир пару секунд, а потом переводить взгляд на удалённую точку на улице. Воспитатель при этом просит рассказать дошкольника, что он там видит интересного.
- Настенные и потолочные офтальмотренажёры. Этот своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки. Например, от одного зверька или сказочного персонажа нужно добраться до другого по яркой (обычно ломаной) дорожке. При этом у ребёнка может двигаться голова и туловище. Каждая дорожка имеет свой цвет. Упражнения, как правило, выполняются коллективно.
- Индивидуальные офтальмотренажёры. Они представляют собой контурные картинки из множества отдельных мелких элементов — бабочек, листиков, ёлочек и пр. (в старшем возрасте это могут буквы или цифры). Ребёнок зрительно должен обвести контур, также можно помогать пальчиком. При этом картинку дошкольник держит перед собой на расстоянии вытянутой руки.
Фотогалерея: наглядные пособия для выполнения зрительной гимнастики
Сигнальная метка нужна для переключения взгляда с ближней точки на дальнюю
Тренажёры предназначены для индивидуальной работы
Ребёнок перемещает предмет согласно указаняим воспитателя, и следит за ним глазами
Схемы предназначены для работы со старшими дошкольниками
Дети должны зрительно проследить путь от одного персонажа к другому
Видео: дошкольники выполняют гимнастику для глаз (упражнение со зрительным ориентиром — самодельным цветком)
Почти все атрибуты для зрительной гимнастики воспитатель легко может сделать своими руками. Так, несложное, но оригинальное пособие — Чебурашка с движущимися глазками (это может быть и любой другой персонаж). Он вырезается из цветного картона. С помощью такой игрушки можно не только укреплять зрение, но и повторять математические понятия («в какую сторону смотрит персонаж?»).
За счёт прорезей у Чебурашки двигаются глаза
Даже воспитанники младшей группы могут повторять движения глазами за таким Чебурашкой — он заменяет показ воспитателя.
При работе с малышами действия Чебурашки заменяют показ воспитателя
Ещё один пример самодельного пособия — вырезанные также из цветного картона геометрические фигуры (все они разных цветов). Они крепятся на стену на достаточном удалении друг от друга. Воспитатель хаотично называет фигуры либо их цвет, а дети должны переводить взгляд от одного объекта к другому, не поворачивая при этом голову.
Интересно пособие – «Фруктовый сад». На плакате нарисованы различные фрукты: они образуют круги (маленькие внутри более больших). Педагог называет определённый фрукт, а дошкольники должны обвести глазами соответствующий круг.
Фрукты расположены в виде кругов разного размера
Использовать наглядность следует и для работы с родителями. Специальные плакаты, показывающие, как правильно выполнять зрительную гимнастику, следует периодически помещать в уголке здоровья в раздевалке. Там их могут рассмотреть мамы и папы, также они обязательно привлекут и детское внимание.
С помощью плаката родители смогут ознакомиться с правилами выполнения зрительной гимнастики
Мультимедийные пособия
Дошкольникам всегда очень нравятся мультимедийные пособия для зрительной гимнастики. Они представляют собой видеоролики, где на экране появляются различные объекты: рыбки в аквариуме, бабочки на лугу, звёздочки в небе и пр. Задача малышей — следить за ними глазами. Всё это происходит под приятную музыку, вызывая у ребят исключительно положительные эмоции.
Видео: солнышко
https://youtube.com/watch?v=LzbmJRaD4s8
Видео: бабочка
Видео: звёздное небо
Видео: шарики воздушные
Видео: геометрические фигуры
Видео: в пучине морской
Видео: следим за фигурами
Видео: радуга
От чего зависят методы?
Действительно, важным аспектом являются возрастные особенности. Поэтому любой метод эффективен только для определенных групп детей.
Размер группы
При составлении расписания зарядки, например, в детских дошкольных учреждениях, учитывается количество человек в группе (чем больше детей, тем, соответственно, меньше времени будет уделяться индивидуально каждому, поэтому упражнения должны быть несложными и понятными).
Возрастная группа
Дело в том, что нельзя использовать упражнения для детей старшей садовой группы при работе с яслями. Во-первых, малыши до 3-х лет хуже реагируют на так называемые быстрые движения, во-вторых, совсем маленькие ребята не могут слишком много времени уделить упражнениям. Поэтому комплекс должен ограничиваться не слишком продолжительными короткими упражнениями (время до 5-ти минут). Чем старше ребенок, тем можно больше времени уделить упражнениям.
Специальная группа
И совершенно отдельные методики составляются для деток с врожденными особенностями. Здесь учитывается сложность заболевания, характер и способности малышей. Очень часто упражнения проводятся индивидуально с каждым.