Модель двигательного режима по всем возрастным группам
Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского организма.
Образовательные – формировать основы физической культуры. Формировать у детей начальные представления о ЗОЖ.
Воспитательные – воспитывать интерес к различным видам двигательной деятельности. Способствовать развитию положительных волевых качеств у ребёнка.
Модель двигательного режима по всем возрастным группам | Младшие группы | Средние группы | Старшие группы | Подготовительные группы |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 5-6 мин. | Ежедневно 6-8 мин. | Ежедневно 8-10 мин. | Ежедневно 10-12 мин. |
Физкультминутки | 2-3 мин. | 2-3 мин. | 2-3 мин. | 2-3 мин. |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю 15 мин. | 2 раза в неделю 20 мин. | 2 раза в неделю 25 мин. | 2 раза в неделю 30мин. |
Физкультурные занятия (2 в зале, 1 на улице) | 3 раза в неделю 15 мин. | 3 раза в неделю 20 мин. | 3 раза в неделю 25 мин. | 3 раза в неделю 30 мин. |
Подвижные игры: — сюжетные; — бессюжетные; — игры-забавы; — соревнования; — эстафеты. | Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин. | Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин. | Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин. | Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин. |
Оздоровительные мероприятия: — гимнастика пробуждения — дыхательная гимнастика | Ежедневно 5 мин. | Ежедневно 6 мин. | Ежедневно 7 мин. | Ежедневно 8 мин. |
Физические упражнения и игровые задания: — артикуляционная гимнастика; — пальчиковая гимнастика; — зрительная гимнастика. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 8-10 мин. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 10-15 мин. |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц до 15 мин. | 1 раз в месяц до 20 мин. | 1 раз в месяц до 30 мин. | 1 раз в месяц до 40 мин |
Спортивный праздник | 2 раза в год до 30 мин. | 2 раза в год до 45 мин. | 2 раза в год до 1 часа | 2 раза в год до 1 часа |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. |
Двигательный режим младшей группы
Вид деятельности | Продолжительность |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 5 мин |
Двигательные разминки | Ежедневно во время 10 мин. перерыва между занятиями |
Физкультминутки | Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно 15-20 мин. |
Индивидуальная работа по развитию движений | 2 раза в неделю на прогулке 5-10 мин. |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно 5-6 мин. |
Учебные занятия по физкультуре | 2 раза в неделю по 15 мин. |
Спортпрогулка | 3 раза в неделю по 10 -15 мин |
Физкультурный досуг | 1 раз в квартал, 20-25 мин |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей |
Двигательный режим средней группы
Вид деятельности | Продолжительность |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 5-6 мин |
Двигательные разминки | Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями |
Физкультминутки | Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно 15-20 мин. |
Индивидуальная работа по развитию движений | 2 раза в неделю на прогулке 5-10 мин. |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно 5-6 мин. |
Учебные занятия по физкультуре | 2 раза в неделю по 20-25 мин. |
Спортпрогулка | 3 раза в неделю по 15-20 мин |
Физкультурный досуг | 1 раз в квартал, 20-25 мин |
Физкультурный праздник | 2 раза в год, 45 мин. |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей |
Двигательный режим старшей группы
Вид деятельности | Продолжительность |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 6-7 мин. |
Двигательные разминки | Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями |
Физкультминутки | Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно 20-25 мин. |
Индивидуальная работа по развитию движений | 2 раза в неделю на прогулке 15 мин. |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно 5-6 мин. |
Учебные занятия по физкультуре | 2 раза в неделю по 30 мин. |
Спортпрогулка | 3 раза в неделю по 15-20 мин. |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц, 30 мин |
Физкультурный праздник | 2 раза в год, 1 час |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей |
Двигательный режим подготовительной группы
Вид деятельности | Продолжительность |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 6-7 мин |
Двигательные разминки | Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями |
Физкультминутки | Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно 20-25 мин. |
Индивидуальная работа по развитию движений | 2 раза в неделю на прогулке 15 мин. |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно 5-6 мин. |
Учебные занятия по физкультуре | 2 раза в неделю по 35 мин. |
Спортпрогулка | 3 раза в неделю по 20-25 мин |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц, 35-40 мин. |
Физкультурный праздник | 2 раза в год, 1 час |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей |
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Опыт работы воспитателя по развитию у детей двигательной активности в режиме дня (выступление на педагогическом совете)
На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей
зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитие организма ребёнка. Поэтому наш детский сад обеспечивает рациональный уровень двигательной активности, который достигается путём совершенствования двигательного режима, так как двигательная активность определяется не столь биологической потребностью ребёнка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условием внешней среды, воспитанием и обучением. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. Поэтому при распределении двигательного режима мы учитываем: — особенность ДОУ (режим ДОУ) — индивидуальные особенности детей, их возраст — состояние здоровья — дифференцированный подход Всё это способствует оптимизации двигательной активности детёй. Двигательный режим нашего ДОУ включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. В санитарно – эпидемиологических правилах и нормативах от Минздрава России сказано, что следует предусмотреть объём двигательной активности воспитанников 3 – 7 лет в организованных формах оздоровительно – воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учётом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. Модель двигательного режима для детей дошкольного возраста состоит из нескольких блоков. 1. Физкультурно-оздоровительные занятия. 2. Учебные занятия. 3. Самостоятельные занятия. 4. Физкультурно-массовые занятия. 5. Дополнительные занятия. 6. Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи. Содержание и построение занятий ДОУ разное, каждое из них в той или иной мере имеет своё специфическое назначение. Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки на другие участки сада, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно – оздоровительные задачи. Физминутки снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность. На занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания. Неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых. Корригирующая гимнастика предназначена для детей с ослабленным здоровьем. В зависимости от назначения все выше перечисленные виды занятий, их характер меняются и повторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя оздоровительный двигательный режим дошкольников. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, определяем приоритеты в режиме дня. Первое место в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя зарядка, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д. С цель оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику ДОУ внедряем дополнительные занятия двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносим нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке, прогулки – походы в лес, корригирующая гимнастика. Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. НОД проводятся три раза в неделю в первой половине дня, два в зале и одно на улице. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью строится с учётом уровня двигательной активности. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение в нашем ДОУ отводится активному отдыху, физкультурно – массовым мероприятиям. К ним относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники на воздухе , игры – соревнования, спартакиады. В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно – оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения). Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, также, когда обеспечивается её соответствие условиям среды -природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжения и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Рекомендуем посмотреть:
Обучение игре в баскетбол в условиях сотрудничества образовательных учреждений различных типов Спортивное оборудование для детского сада своими руками Оформление участка детского сада зимой Физкультурное оборудование для детского сада своими руками
Похожие статьи:
Особенности развития детей дошкольного возраста
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.
В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной.
Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования.
Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.
Двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.
Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.
Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи. (М. Кольцова).
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.
Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности. По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.
В нашем дошкольном учреждении, помимо утренней гимнастики, проводится гимнастика после сна – «гимнастика пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати. Кроме этого, в дошкольном учреждении проводятся спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники.
Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.
Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.
В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.
Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.
Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.
Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.
Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данная проблема в нашем детском саду решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома.
При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.
Литература:
1. Авченко Н. Почётный работник общего образования РФ, воспитатель по физической культуре, центр развития ребёнка – детский сад № 2347, Москва.
Журнал «Здоровье дошкольника» № 5, 2009г., стр. 18.
«Как физическое воспитание влияет на психическое развитие ребёнка».
2. Кирсанова Н.В., преподаватель ГОУ СПО Пензенский педагогический институт, г. Пенза.
Журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением» № 5, 2007г. «Двигательная активность на прогулке в зимний период», стр. 76.
3. Макарова Л.И., канд. мед. наук, старший преподаватель; Погорелова И.Г., доцент, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск. Журнал «Инструктор по физкультуре» №2, 2010 г., стр. 12.
«Двигательная активность в полноценном развитии детского организма».
4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — 3.е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986 г. «Методические рекомендации к подвижным играм и физическим упражнениям на прогулке», стр. 35, 79, 127, 194, 257.
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка: Пособие для педагогов
Следующая > |