Распределение детей по группам в соответствии с возрастом


ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Главная ошибка родителей при переходе в дошкольное учреждение – это попытки воздействовать на ребёнка, не обращая внимание на явную демонстрацию негативных реакций.

Многих детей приводят в сад буквально насильно – в слезах и истерике. Для ребёнка такие обстоятельства становятся психотравмирующими.

Большинство родителей серьёзно загружены по работе, но это не повод проявлять незаинтересованность, не общаться с ребёнком по дороге домой, не спрашивать о проведённом в саду дне.

Малышам хочется и нужно:

  1. делиться эмоциями;
  2. опытом;
  3. получать одобрение со стороны.

Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, ведь впоследствии педагог становится для малышей второй мамой, значимым взрослым, к которому всегда можно обратиться за помощью.

Если какой-то малыш весь день отстранён и безынициативен, важно уделить ему особое внимание. Принципиально важная задача любого воспитателя – неустанно следить за поведением, настроением, самочувствием каждого малыша.

Халатное отношение к их физическому или психическому здоровью способно спровоцировать развитие серьёзных расстройств.

Возраст в 1-й младшей группе

1 младшая группа – это особые условия развития для детей 2-3 лет. В соответствии с возрастными особенностями детей здесь создаются оптимальные условия для их благополучного, всестороннего, гармоничного развития – внедряются новые типы деятельности, специальные занятия, имеющие как практическую направленность, так и способствующие становлению высших психических функций.

Каждый воспитанник детского сада проходит 3 стадии адаптации к новым условиям жизни.


  1. Первый этап – самый сложный как для ребёнка, так и родителя. Малыши становятся капризными, плаксивыми. Им не хочется расставаться с привычным образом жизни.
    Многие бунтуют, пытаются отстоять личное мнение, отказываются от соблюдения предлагаемых правил.

    Это время не только эмоционально нестабильного состояния, но и ослабления организма. Малыши беспокойно спят, отказываются от еды, часто болеют.

  2. Второй этап отличается нестабильностью. Уверенный в себе, довольный и, казалось бы, уже приспособленный малыш уже завтра может вернуться к привычному для первой фазы адаптации поведению.

    Дети пробуют себя, определяются с интересами, сравнивают обстановку дома с той, что обеспечивает им дошкольное образовательное учреждение. Чем успешнее будет опыт в саду, тем меньше вероятность появления негативных реакций на раздражители.

  3. Третий этап завершает процесс адаптации. У малыша полностью нормализуется психофизическое состояние, он с готовностью принимает факт вынужденного посещения детского сада, уже не протестует и не закатывает истерики – старается найти плюсы пребывания в группе, раз по-другому уже нельзя.

Длительность каждого из этапов адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, усилий родителей, воспитателя. Если малыш подготовлен заранее, оказывается в комфортных условиях с доброжелательным отношением со стороны окружающих, имеет возможность заниматься любимым делом и оказывается успешным, процесс адаптации не затянется надолго, не вызовет бурных эмоциональных реакций и других негативных симптомов.

Черты успешно завершённого процесса

Когда ребёнок полностью адаптируется к новым условиям жизни, родители и воспитатель могут наблюдать характерные признаки.

Среди них:

  • принятие правил поведения, режима дня;
  • активное взаимодействие с окружающими;
  • преобладающее хорошее настроение;
  • отсутствие капризов, плаксивости, агрессии;
  • включение в общую деятельность;
  • хорошее самочувствие, нормальный сон, здоровый аппетит.

Адаптирующийся ребёнок чувствует себя комфортно, это видно со стороны невооружённым глазом. Малыш перестаёт беспокоиться, начинает получать удовольствие от посещения детского сада.

Занятия в помощь малышу

Чтобы помочь ребенку в развитии, вы можете включать в его деятельности различные игры и упражнения, которые будут способствовать формированию определенных навыков и умений. Обязательно вводите подвижные игры, совмещая их с развивающими. Помните, что малыш еще не готов послушно сидеть за партой и выполнять все ваши требования.

Стоит рассмотреть следующие примеры игр – они нравятся большинству старших дошкольников.

  • «Корзина».

Цель: развивать мышление и расширять словарный запас.

Вы говорите ребенку, что собрались на природу и вам нужно собрать корзину необходимых вещей. Можете начать их перечислять: вода, бутерброды…, а малыш должен продолжить. Используйте различные вариации игры: соберите чемодан в путешествие, пакет на прогулку, корзину в магазине и т. п.

  • «Умный мяч».

Цель: развивать логику, мышление, внимание, координацию, память.

Для игры вам понадобится мячик. Желательно, чтобы участвовало несколько человек. Выберите тему и назовите ее – например, транспорт. Ведущий кидает мяч, а участники ловят и называют любой известный им транспорт. Повторять, разумеется, нельзя. Когда ребенок или дети начнут часто ошибаться, переключитесь на другую тему.

  • «Что тут лишнее?».

Цель: развитие абстрактно-логического мышления.

Необходимо предложить ребенку несколько групп предметов (начните с одной, для этого можете использовать картинки). Это могут быть овощи или фрукты, посуда или игрушки – главное, чтобы один предмет был лишним. Ребенок должен понять, какой именно. Это довольно сложная для малышей игра, поэтому давайте подсказки: «Как все эти предметы можно назвать одним словом?»

  • «Кого поймает орел?».

Цель: развивать внимание и двигательную активность.

Участвовать должно несколько человек. Сначала может быть один орел, который будет ловить зайчиков. Кого поймает, тот и становится следующим орлом. Потом можно усложнить игру, сделав несколько орлов и несколько зайчиков.

  • «Шарады».

Цель: развивать воображение, логическое и образное мышление.

Обычно в шарадах изображают животных, но можно попробовать показывать предметы. Вы можете использовать картинки, которые поместите в шляпу. Дети по очереди будут вытягивать и показывать изображенный предмет, а остальные должны угадать, кто это.

  • «Собери наш дом».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, помощь в формировании образа семьи и себя.

На листе А3 или ватмане нужно будет собрать аппликацию дома, в котором живет малыш, можно его комнаты. Туда же поместить членов семьи, включая его самого.

Для этого вам понадобятся либо краски, либо изображения различных предметов, которые можно вырезать (диван, кровать, ящик с игрушками и т. п.), а также ваши семейные фотографии или их распечатка на листе А4, ножницы или кисточки. Пусть малыш вырежет все необходимые предметы и фото членов семьи. Дальше вам нужно будет распределить их на ватмане. Например, мама может быть на кухне, папа в кабинете, ребенок играет в игрушки и т. п.

  • «Что изменилось?»

Цель: развитие, памяти внимания, мышления, воображения, логики.

Для этого вам потребуются две схожие картинки, но на одной должны быть некоторые предметы и детали, отсутствующие на другой. Покажите ребенку первую картинку и попросите запомнить, что на ней изображено. Потом уберите ее и попросите рассказать об этом изображении. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут малышу описать картинку. После этого покажите ему вторую и спросите, что нового появилось на ней, чего не было на первой?

Если ребенку сначала будет трудно выполнять это упражнение, показывайте сразу оба изображения и просто попросите рассказать, чем они отличаются.

  • «Объедини».

Цель: развитие мышления и логики.

Вам понадобятся предметы разных цветов и форм. Необходимо дать ребенку задание объединить все предметы, например, розового цвета в одну группу, а белые – в другую. То же самое с формой: квадратные вправо, треугольные влево. Потом можно усложнить и попросить сложить треугольные в белую коробочку, а розовые в квадратную.

КАК ПРОХОДИТ ПЕРИОД?

Адаптация малышей к яслям проходит несколько периодов, характеризующихся выраженностью определённых негативных реакций.

  1. Острая фаза. На первом этапе наблюдается максимальная мобилизация детского организма. Малыш постоянно пребывает в возбуждённом, напряжённом состоянии.

    Он плаксив, нервозен, капризен, истеричен как в стенах дошкольного образовательного учреждения, так и дома.

    Помимо этого, можно наблюдать физиологические изменения, связанные с частотой сердечного ритма или кровяного давления. На данном этапе повышается восприимчивость ко всевозможным инфекциям, вирусам.

  2. Умеренно острая фаза. Выраженность негативных проявлений заметно снижается, малыш постепенно приспосабливается к изменившимся условиям жизни. отмечается уменьшение возбудимости, нервозности, улучшение аппетита и сна. Однако на любом этапе протекания данной фазы вероятно возобновление негативных эмоций – истерики, плаксивость, нежелание расставаться с родителями.
  3. Компенсированная фаза. Характеризуется стабилизацией психического состояния. Малыш успешно находит способы взаимодействия с воспитателем и сверстниками, активно начинает осваивать новые навыки.

Адаптации невозможно избежать – это естественная реакция организма на изменившиеся условия. Одни дети успешно справляются со стрессом за несколько недель, другие пребывают в эмоциональном напряжении несколько месяцев.

Советы и рекомендации по облегчению

В первую очередь, родитель должен морально подготовить ребёнка к посещению детского сада – рассказать, что там будет много весёлого, интересного, что он сможет обзавестись настоящими друзьями, узнать, научиться чему-то новому.

Время пребывания в группе целесообразно увеличивать постепенно, стараться не оставлять малыша последним с наступлением вечера. На период адаптации ребёнку важно иметь поблизости какое-то напоминание о доме – это может быть любимая игрушка, памятное фото или любая другая мелочь, ассоциирующаяся с родителями.

По дороге домой после сада важно говорить с малышом – спрашивать, как прошёл его день, что нового он узнал, с кем подружился, что ему понравилось. В выходные дни следует уделять ребёнку достаточно внимания. Также настоятельно рекомендуется по возможности избегать перевода в другое дошкольное учреждение, особенно на момент адаптации.

Воспитатель – это взрослый, который непосредственно контактирует с детьми на протяжении всего дня. Именно педагог должен:

  • неустанно заботиться о благополучии каждого ребёнка;
  • своевременно замечать трудности;
  • помогать в их преодолении;
  • оказывать соответствующую помощь, поддержку – предлагать разные виды деятельности;
  • поощрять инициативу;
  • демонстрировать способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • быть доброжелательным.

Характерные проблемы привыкания


Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию развития, длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к серьёзным эмоциональным нарушениям.
Дети в возрасте 2-3 лет отличаются эмоциональностью, впечатлительностью.

Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями, подражать действиям окружающих. Сложности, связанные с адаптацией на данном возрастном этапе, обусловлены возрастными особенностями.

Детей 2-3 лет сложно приучить к определённым правилам поведениям, выработать соответствующее отношение к запретам. Малыши старательно проверяют границы дозволенного. Появляется самосознание – ребёнок может понимать, что способен влиять на происходящее вокруг, поэтому проявляет волю, отвоёвывает свою независимость, становится активнее и самостоятельнее.

Его начинают интересовать общение, игры с другими взрослыми, сверстниками. Одновременно с этим малыш сталкивается с первым опытом взаимодействия с группой, быть частью коллектива.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВЗРОСЛЫМ?

И воспитатель, и родитель могут поспособствовать благоприятному протеканию адаптации к яслям. Соответствующая помощь, поддержка способны облегчить психоэмоциональное состояние ребёнка.

Основная задача родителя – заранее подготовить малыша к посещению яслей.

Нельзя помещать ребёнка в незнакомую среду просто так, без предварительной подготовки.

  1. Само пребывание в дошкольном учреждении целесообразно начинать с нескольких часов и увеличивать это время впоследствии постепенно.
  2. Родителям рекомендуется обучить малыша всем правилам личной гигиены дома. Так ему будет проще привыкнуть к требованиям воспитателя.
  3. Целесообразно выработать и определённый режим питания, отказаться от перекусов, а также привить навыки пользования столовыми приборами. Важно объяснить ребёнку, что нужно съедать порцию целиком – иначе ему попросту не будет хватать энергии, а испытываемый физический дискомфорт он объяснить не сможет.
  4. Дневной сон – неотъемлемая часть подготовки к посещению детского сада, к этому тоже придётся привыкнуть. В яслях малыши спят, потому что их досуг динамичен, насыщен, разнообразен. Если ребёнок отказывается от дневного сна дома, следует более ответственно отнестись к организации свободного времени.
  5. Одежда и обувь должны быть удобными, практичными. Малыш не должен бояться испачкать или помять её. Движения не должны быть стеснены, а при необходимости ребёнок должен самостоятельно уметь обслуживать себя – целесообразно отказаться от сложной шнуровки, застёжек, креплений.
  6. Следует разрешать брать с собой в ясли только те игрушки, которыми он готов поделиться, которые не жалко испортить или потерять.

Нельзя забывать, что обман, даже обусловленный резким изменением обстоятельств, может стать очень тяжёлой правдой для ребенка, поколебать его доверие к родителю и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду.

Воспитатель также играет важную роль в процессе адаптации ребёнка. Качество взаимодействия с малышом и с родителями влияет на то, как в целом пойдёт весь процесс и как быстро он закончится.

Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю, в первую очередь, нужно установить контакт с родителями и договориться, чтобы они приводили детей с интервалами в 10 минут. Это позволит встретить каждого малыша и найти с ним общий язык, облегчить процесс расставания с родителем.

Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они чувствовали себя в безопасности:

  • проявлять ласку, доброжелательность, интерес;
  • предлагать помощь;
  • чаще улыбаться;
  • тактильный контакт;
  • вовлечение в групповые игры;
  • интересоваться о настроении, самочувствии.

Интерьер помещения должен быть уютным – предметы декора, уголки для уединения, чистый, мягкий ковёр, разнообразие игрушек.

СЛОЖНОСТИ

Приспособление к новым условиям жизни в раннем возрасте осложнено возрастными особенностями развития. У малышей ещё не до конца развита подвижность нервных процессов – они менее мобильны, их сложно отвлечь или заинтересовать новой игрушкой.

Не все дети успевают освоить способы вербального взаимодействия – поэтому не всегда правильно воспринимают речь взрослого, обращённую к ним. Малыши не могут похвастаться опытом общения с разными людьми, успокоить их бывает крайне сложно.

Деление по специализации

В ДОУ формируются коллективы не только по возрасту, времени присутствия. Часто происходит деление групп детей по специализации в детском саду. Как правило, воспитанники таких отрядов нуждаются в исследовании у конкретных медицинских специалистов. Делят на следующие:

  • группы оздоровительного или санаторного типа – ходят малыши, которые часто болеют и у них ослабленный иммунитет. Посещая учреждения, ребят направляют на лечебную физкультуру. Меню для них разрабатывается индивидуально. Им постоянно оказывается медицинская помощь и проводится контроль;

  • логопедические отряды – деление считается самым распространенным. Подобные коллективы отличаются от обычных только тем, что с ними систематически и целенаправленно работают логопеды, решая проблемы, корректируя речь;

Видео: Нужна ли ребенку логопедическая группа?

  • группы с ограниченными возможностями здоровья – отличаются неоднородностью состава. Ходят на занятия ребята с нарушениями зрительного, слухового, опорно-двигательного аппарата, а также с задержкой в развитии и с синдромом Дауна, аутизма. Особенность воспитательного процесса заключается в грамотном подборе методик и технологии обучения.

Деление дошкольников, как видно из статьи, происходит по нескольким принципам. Чаще всего встречается распределение по возрасту. Но если у малыша есть какие-либо проблемы со здоровьем или родители не могут надолго расстаться с ним, рекомендовано рассмотреть заведения, где происходит раздел детского коллектива по специализации и времени пребывания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]