Аппликация в системе образовательной деятельности детского сада


Суть понятия

Аппликация (от латинского applicatio — прикладывание) – вид изобразительной техники, при котором образ получается при помощи прикладывания или присоединения элементов из бумаги, ткани или другого материала к основе, выступающей фоном для картинки.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) аппликация является важным элементом продуктивной деятельности детей. Поэтому этот вид изобразительной техники осваивается в детском саду обязательно вне зависимости от образовательной программы, по которой работает ДОУ. Отличия есть только в форме представления этого вида работы. Например, если детский сад работает по программе «Детство», где все занятия группируются вокруг общей темы в определённый отрезок времени, то в аппликациях не будет особого тематического разнообразия, а значит, и широкого спектра освоения техник. Иная ситуация наблюдается в ДОУ, работающих по программе «Истоки», где за основу берётся разный темп психологического развития малышей, и в связи с этим особая роль отводится индивидуализации работы с ребятами, в том числе и через приобщение к выполнению заданий вместе с родителями. К примеру, в старшей группе одним из заданий для проекта по ИЗО может быть подготовка проекта в виде аппликации на тему «ПДД».

В зависимости от сложности аппликации проект может быть краткосрочным — до недели, или долгосрочным — до месяца

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС

Миссией введения этого вида изобразительной техники в образовательный процесс ДОУ является:

  • активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;
  • развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»);
  • формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);
  • активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, к примеру, усваивают значения таких слов, как «шаблон», «плоскостное изображение» и пр., а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);
  • развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения этого в зависимости от материала — так, наложить вырезанную бумажную деталь легче, чем «попасть» в границы контура нарезанными нитками или крупой);
  • воспитание позитивного настроя на продуктивную деятельность (вне зависимости от возрастной группы в процессе работы малыши учатся решать возникающие трудности, ориентируясь на получения нужного результата, например, если в старшей группе в процессе выполнения аппликации на тему «Снегирь на заснеженной ветке» у ребёнка возникли сложности с приклеиванием снега из ваты на картон, есть смысл попробовать сделать это другим видом клея или «посадить» на двойной скотч).

    Занятие аппликацией воспитывает у детей положительное отношение к работе в коллективе

Таблица: задачи аппликации в ДОУ для разных возрастных групп

ГруппаПеречень задач
Первая младшая
  • получить общее представление о материалах и инструментах, используемых для аппликации (листы бумаги, клей, ножницы, кисточка);
  • поощрять отзывчивость на предложение взрослого создать аппликацию, обязательно хвалить тех, кто после объявления задания сразу (!) приступает к работе;
  • воспитывать эстетические чувства (умение узнавать образ на картинке, любоваться им, радоваться так же, как это делает взрослый).
Вторая младшая
  • учить делать композиции из деталей в виде простейших геометрических форм (например, при изучении темы «Мебель» дети делают предметы интерьера из прямоугольников – «кровать», кругов – «пуфики», «стулья», квадратов – «табуреты», «кресла» и т. д.);
  • тренировать навык правильного захвата ножниц, а также вырезания лент из бумаги по сгибу;
  • формировать навык нанесения клея на основу, намазывая кисточкой её края;
  • вырабатывать правильный порядок выполнения аппликации — сначала детали приложили, потом по очереди клеим.
Средняя
  • учить создавать аппликации из природного материала (высушенных осенних листьев);
  • развивать умение комбинировать аппликацию с другими видами изобразительного творчества (дорисовывать);
  • знакомиться с нестандартными техниками выполнения аппликации (из разных видов круп, макарон);
  • воспитывать умение работать в малых группах (при выполнении заданий в парах и мини-группах).
Старшая и подготовительная
  • учить вырезать симметричные детали (к примеру, снежинки), силуэты (например, балеринки), делать многослойные изображения (работая над темой «Одежда, обувь», ребята сначала наклеивают бумажные туфли, а потом «декорируют» их манкой);
  • осваивать нетрадиционные техники создания аппликации (обрывной, нитяной и пр.);
  • совершенствовать навык комбинации техник (аппликация и рисунок, аппликация и пластилинография).

Аппликация как вид художественной деятельности дошкольника

Олеся Черкашина

Аппликация как вид художественной деятельности дошкольника

Аппликация как вид художественной деятельности дошкольник.

План

1. Сущность и значение аппликации для ребенка – дошкольника. Виды аппликации.

2. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

3. Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.

4. Задачи обучения и развития детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах.

1).

Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Аппликация — может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Виды

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки разного цветам грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т. д.

Сюжетно — тематическая аппликация

предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

— вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

— выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);

подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

Декоративная аппликация —

вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

2). Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

3). Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб — на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти — флейцы.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

4). Задачи обучения и развития детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого — поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т. д. в совместной с ним деятельности.

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т. п., и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т. п.).

3. Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам, а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

5). Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах.

Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу сред-него возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д.

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру — листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания — симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т. п.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Младший дошкольный возра

ст [/u] – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности материала (шероховатость, гладкость, требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги.

Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались занятия с небольшой подгруппой детей, где детям вначале предлагалось действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок.

Использование исследовательского метода побудило детей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата. Исследовательский метод также применяется, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания или выполнить изображения по собственному замыслу.

Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются путешествия по городу, в лес, на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Проводимые занятия, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которая им предлагалась. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

Литература:

1. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973, с. 71.

2. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; М., 1979 г.

3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л. В. Русскова) — М. : Просвещение, 1986.

4. Пантелеева Л. В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. — М. : Просвещение, 1987.

Аппликация как тема по самообразованию педагога

Самообразование является важным средством профессионального совершенствования педагога. В практике работы ДОУ темы по самообразованию затрагивают все (!) направления образовательного процесса. В том числе и развитие детей в рамках художественно-эстетического направления учебно-воспитательного процесса. В этом контексте педагоги изучают возможности разных изобразительных техник в реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей дошкольного образования. Аппликация в этом смысле открывает широкое поле для деятельности, так как:

  • имеет много видов;
  • практикуется с первой младшей группы;
  • может использоваться на занятиях любого направления (ФЭМП, развитие речи, ФЦКМ и др.);
  • позволяет решить сразу несколько образовательных задач (к примеру, у детей развивается пространственное мышление, логика, мелкая моторика, креативность и т. д.).

Что касается выстраивания схемы работы над темой по самообразованию, связанной с аппликацией, то она остаётся неизменной и включает три этапа:

  • теоретический (изучение методической литературы по теме);
  • практический (реализация теории в практической деятельности);
  • отчётный (подведение итогов, составление отчётов — печатных, фото и видео).

В процессе реализации практического этапа освоения темы педагог применяет знания теоретического, и это сочетание анализирует в отчёте о проделанной работе

Примерный список тем по самообразованию по аппликации

Есть темы более обобщённого характера, а есть более конкретные:

  1. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами аппликации».
  2. «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности (аппликации) в детском саду».
  3. «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста».
  4. «Развитие мелкой моторики у детей старшей разновозрастной группы в изобразительной деятельности (аппликации)».
  5. «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей».

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
АППЛИКАЦИЯ. ВИДЫ АППЛИКАЦИИ.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…


Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. Во время работы с аппликацией у детей развивается моторика и воображение. И немаловажный момент, это еще и общение с вами. Научите ребенка видеть красоту в окружающем нас мире. Помогите ему сотворить что-нибудь своими руками. Пусть поначалу это плохо будет получаться, не забывайте хвалить ребенка. После похвалы ребенок будет еще больше стараться. Конечно, проще заняться рисованием, взяв карандаши или краски. Но поверьте, занятие аппликацией намного полезнее и увлекательнее, оно разовьет конструкторское мышление, тактильные ощущения, а также поможет в изучении цветов и форм. Для того, чтобы заняться аппликациями, нужно заранее подготовиться — придумать сюжет и сделать заготовки из бумаги… МОЗАИКА ИЗ КУСОЧКОВ БУМАГИ. Такая мозаика хорошо развивает мелкую моторику. Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб – на фоне синей глубины реки или моря.


На бумаге нарисуйте контур изображения. Для деток помладше лучше рисовать какие-то предметы без мелких деталей. Например: цветок, бабочка, сердечко. Теперь эту нарисованную фигуру вырежьте. Подготовьте маленькие кусочки цв. бумаги. А лучше, дайте это задание малышу. Пускай он сам их подготовит, порвав руками цв. бумагу или картинки из журналов. Можно также наделать кружочки с помощью дырокола. Вырезанную форму смажьте клеем и заполните её кусочками из бумаги. готовую форму приклейте на лист бумаги или картон. Для деток постарше можно аппликацию усложнить выбором более сложной фигуры. АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУП И СЕМЯН. Использование семян и круп для создания картин и поделок всегда привлекает детей, да и взрослые получают удовольствие при работе с таким материалом. Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы. Для аппликаций из семян и круп необходимы следующие материалы: картон, разнообразные семена,разные крупы, краски, фломастеры, засушенные листики и клей ПВА.


1. Нарисуйте на картоне изображение будущей картины. 2. Клеем ПВА густо намажьте это изображение. 3. Посыпьте крупой или семенами эту картину. Эту аппликацию можно делать с помощью одного вида крупы, а можно и усложнить с помощью разных видов круп. АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ИЗ ЛИСТЬЕВ.


К аппликации из листьев нужно подготовиться заранее. 1. Собрать и засушить листья деревьев между листками книжки. через пару дней листики будут готовы. Если нет желания ждать, можно ускорить этот процесс и засушить листики с помощью утюга. Для этого заверните листики в салфетку и прогладьте утюгом. 2. Теперь нужно из имеющихся листиков придумать будущую композицию и отобрать для нее более подходящие листочки, цветы, травку. 3. На листе бумаги или картона нарисуйте контур вашей картины и намажьте ее клеем ПВА. 4. Прикладывайте листочки в нужное место и в конце просушите. АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ИЗ САЛФЕТОК.


1. Нарисуйте контур картины на листе бумаги. 2. Пускай малыш мелко порвет салфетки или тонкую бумагу. 3. Вместе скатайте из кусочков салфеток шарики. 4. Изображение намажьте ПВА клеем и все пространство заполните этими шариками. Детали изображения можно раскрасить в разные цвета. В итоге получится объемная и красивая картина ОБЪЁМНАЯ АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. Занимаясь с ребенком аппликациями, можете научить его не только плоским изображениям но и объемным. Объемная аппликация выглядит более реалистично и воспринимается малышом гораздо лучше. Для изготовления объемных аппликаций бумагу сперва лучше помять в руках, затем разгладить и вырезать нужную форму. Далее эту форму нужно приклеить и можно дополнительно дорисовать недостающие детали фломастерами или карандашами. Можно изготовить например: божию коровку, жука или черепашку… Вот как пример “Лилия”. Для аппликации понадобятся: 1. Цветная бумага 2. клей 3. Пенопласт 4. ножницы, 5. карандаш Как сделать объемную лилию: Вырезаем листочек в виде сердца из зеленой бумаги. Далее из другого цвета бумаги вырезаем одинакового размера лепестки. Можно ограничиться 6-ю лепестками, а можно сделать нашу лилию пышнее и объемистее, для этого лепесточков нужно будет побольше. Теперь каждый лепесточек поочередно наматываем на карандаш и приклеиваем по центру зеленого листочка. Сердцевину делаем из кусочка пенопласта или же из др. материала (губка, цв. бумага) Все вот и Лилия!


АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ. Можно заранее подготовить и собрать в определенное место остатки разноцветной ткани. Ткань желательно собирать разнообразную по фактуре и расцветки. Здесь важно показать малышу на примере, как ткань помогает отобразить в картине что-то более ярко и одновременно легко. Например ткань с изображением цветов по контуру вырезают и приклеивают. (хорошим клеем или клестером). и подрисовать вазу или стол. Получится очень красочное и емкое изображение. Есть ткани, которые хорошо изобразят домик, шапочку для человечка, сумочку или туловища у животного.


АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ. Один из интересных и увлекательных способов создания аппликаций – это яичная мозаика. Раскрасьте скорлупу разными цветами гуашью и положите сушиться. После того, как скорлупа высохнет, она готова к использованию. Для начала необходимо нанести контур рисунка на бумагу и промазать его клеем ПВА. Теперь нужно засыпать разными цветами скорлупки определенные места в рисунке. Пускай картина подсохнет.

Серия сообщений «Аппликация «:
Часть 1 — АППЛИКАЦИЯ. ВЫКРОЙКИ. Часть 2 — АППЛИКАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА — 1. 3-4 года. … Часть 5 — АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ. Часть 6 — АППЛИКАЦИЯ. ВОЛШЕБНЫЕ КОВРИКИ. Часть 7 — АППЛИКАЦИЯ. ВИДЫ АППЛИКАЦИИ. Часть 8 — АППЛИКАЦИЯ. РАБОТЫ МОИХ ДЕТЕЙ. Часть 9 — Мальчик с мячиком Часть 10 — Весёлая черепашка Часть 11 — Аппликация из листьев.

Литература по аппликации в помощь педагогу

Для облегчения процесса подготовки занятий аппликацией, педагог может использовать следующие источники:

  1. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский , 1997;
  3. Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982;
  4. Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009;
  5. Методика изобразительной деятельности и занятия по конструированию/под редакцией Т.С. Комаровой, — М.: «Просвещение», 1985;
  6. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971;
  7. Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011;
  8. Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988;
  9. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.
  10. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982.

Аппликация в детском саду занимает особое место в учебно-воспитательном процессе, так как позволяет реализовать важные цели образовательного процесса в ДОУ, с одной стороны, а с другой, дети с огромным удовольствием включаются в этот вид работы — их сам процесс изготовления элементов картинки захватывает даже больше, чем нацеленность на получение результата. С позиции педагога аппликация, кроме всего прочего, ещё и открывает широкие возможности для разработки темы по самообразованию.

Виды аппликации

Аппликация — это разносторонняя техника, которая объединяет огромное количество различных видов или способов изготовления декоративных изображений. Среди них есть как широко распространенные по всему миру, так и уникальные, присущие определенной культуре и имеющие узкие географические рамки варианты.

Все виды аппликации можно классифицировать по следующим критериям:

  • Форме (объемная или плоская).
  • Цвету (одно- или многоцветная).
  • Тематике (предметная, сюжетная, декоративная или абстрактная).
  • Сфере применения (для предметов интерьера, домашней утвари, мебели, одежды, обуви).
  • Предназначению (иллюстрация, для украшения, обновления внешнего вида или ремонта объекта творчества).
  • Материалу (из ткани, бисера, бумаги, кожи, меха, глины, соломы, листьев, пуха, ракушек, крупы, пуговиц, ниток, пряжи, кусочков дерева).
  • Типу основы (на картоне, ткани, дереве, бумаге, стекле, пластике).
  • Способу крепления (пришивная и клееная).
  • Стилю (винтаж, кантри, модерн, милитари, хайтек, этно).

Аппликация имеет много общего с другими популярными техниками декоративно-прикладного искусства: декупажём и инкрустацией. Все они предназначены для украшения предметов интерьера, но различаются характерными особенностями.

Инкрустацией называют технику отделки твердых поверхностей основы такими же твердыми кусочками материалов: дерева, металла, искусственного и натурального камня, слоновой костью, жемчугом. Ее используют для украшения фасадов зданий, внутренних помещений и предметов мебели (столов, стульев, сундуков, комодов, шкафов).

Декупаж — это разновидность техники декорирования, при которой наклеенные на основу элементы украшения дополнительно покрывают толстым слоем лака. Прозрачная пленка надежно защищает декор от негативного воздействия влаги и перепадов температуры. Технику декупажа используют не только совместно с аппликацией и инкрустацией, но и при создании рельефных икон, посуды, рам для картин.

Творческий проект «Нетрадиционные техники аппликации» в старшей группе

Творческий проект «Нетрадиционные техники аппликации» в старшей группе

Проект на тему

:
«Нетрадиционные техники аппликации»
Воспитатель: Черник А.М.

Продолжительность проекта

: Декабрь-Март

Тип проекта

:
творческий
Участники проекта

: дети и педагог.

Возраст детей: 5лет

Актуальность:

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления

. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация

влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

В настоящее время воспитатели дошкольных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации

. А
нетрадиционным техникам
уделяется очень мало внимания. Поэтому в работе со своей
группой
я решила уделить больше внимания
аппликации с использованием нетрадиционных техник
. Ведь занимаясь таким видом
аппликации
, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Весь процесс
аппликации
состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости.

Цель данного проекта

:

Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционных техник аппликации и ручного труда

.

Для реализации цели данного проекта

были поставлены следующие задачи:

•Обучающие:

— формировать у детей технические

умения и навыки в работе с различными материалами и инструментами;

— учить использовать разные материлы для создания аппликаций

.

•Воспитывающие:

— формировать художественно — эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность

от проделанной работы;

— вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих работах;

— совершенствовать трудовые навыки.

•Развивающие:

— развивать у детей творческие способности

, наглядно – образное мышление, фантазию, мелкую моторику;

— развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, познавательную активность;

— развивать коммуникативные навыки, мотивацию продуктивной деятельности.

При решении поставленных в работе цели и задач мною использовались соответствующие формы:

— беседы; занятия; индивидуальные и коллективно-творческие работы

,оформление выставок.

и методы работы:

— наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный.

В своей работе в проекте

я придерживалась принципов:

— принцип творчества

;

— принцип культуросообразности;

— принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

— принцип преемственности;

— принцип индивидуально-личностного подхода;

— принцип системности, последовательности и успешности.

Своеобразие и новизна моего проекта

проявляется в организации новых подходов к решению задач художественно — эстетического развития дошкольников, развитие
творческой
и гармоничной личности, в связи с современными запросами общества.

Планируемый результат.

В ходе реализации проекта

дети познакомятся с разнообразием
нетрадиционных техник аппликаций
, получат знания в способах выполнения этих
аппликаций
. У детей возрастет уровень развития художественного
творчества
.

В проекте используется несколько нетрадиционных техник художественного творчества:

Первая техника

— пластилинография – относительно новая,
нетрадиционная техника рисования
, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.

Вторая техника

– ручной труд с использованием пластиковых ложек

Создание поделок из пластиковых или одноразовых ложек своими руками – увлекательный процесс. Этот процесс является отличным вариантом развития мелкой моторики, воображения и усидчивости у детей.

Третья техника – аппликация

с использованием ватных дисков

Ватные диски идеально подходят для детского творчества

.Этот материал имеет следующие преимущества: безопасны в процессе работы; легко складываются, склеиваются и держат нужную форму; хорошо впитывают краски;

Четвертая техника – аппликация

с использование ватных палочек

Ватные диски идеально подходят для детского творчества

.Этот материал имеет следующие преимущества: безопасны в процессе работы; легко складываются, склеиваются и держат нужную форму; хорошо впитывают краски;

Пятая техника

– шерстяная акварель

«Шерстяная акварель»

— это особый вид рисования шерстью, при котором получается картина, имеющая
«теплую»
, объемную структуру с эффектом акварельных красок.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

:

— Способствует снятию детских страхов;

— Развивает уверенность в своих силах;

— Развивает пространственное мышление;

— Учит детей свободно выражать свой замысел;

— Побуждает детей к творческим поискам и решениям

;

— Учит детей работать с разнообразным материалом;

— Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

— Развивает мелкую моторику рук;

— Развивает творческие способности

, воображение и полёт фантазии; — Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Результативность

В ходе проведения проекта

мне удалось разбудить в ребятах интерес и

эмоциональную отзывчивость к нетрадиционным техникам ручного труда

, развить художественные и
творческие способности
, умение видеть и создавать прекрасное.

Работа показала, что овладение нетрадиционной техникой

ручного труда доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием делают разные подделки, не испытывая при этом трудностей.

В ходе совместной деятельности развивались коммуникативные способности детей: умение общаться друг с другом и взрослым, оказывать помощь, самостоятельность, уважительность и саморегуляция собственных действий.

Таким образом, работа в рамках данного проекта способствовала

:

1. повышению внутренней мотивации ребенка;

2. появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;

3. возникновению желания добиться планируемого результата;

4. приобретению навыка самостоятельной работы;

5. развитию тонких движений пальцев рук;

6. созданию творческой атмосферы в группе

воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества;

7. показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из различных материалов;

8. знакомству с современным видом декоративно – прикладного искусства.

Статья:

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в различных возрастных группах детского сада.
Средняя группа. В средней группе нередко используется частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.

Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей).

Во всех случаях, когда приемы работы знакомы детям, педагог дает или частичный показ или только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения.

Особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Педагог несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась. Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок (шириной 3—4 см), которая разрезается двумя движениями ножниц.

Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.

В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.

Старшая группа. Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), педагог проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.

Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д.

Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу педагога.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне.

Распределение работы между детьми педагог делает в соответствии с их желаниями.

Подготовительная группа. Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.

При анализе натуры педагог обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.

Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).

Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).

Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы — елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Такой прием можно применять лишь в подготовительной группе, так как шестилетние дети могут идти в построении изображения от общего к частному и от частного снова к общему. Более сложный прием вырезывания — из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.

В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей — это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.

Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений.

Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без помощи педагога распределяют работу между собой. Например, при иллюстрировании эпизодов из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина дети объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа выполняет аппликацию по одной из сцен сказки; Распределение сюжетов между группами проводит педагог, ребята же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку, кто — облака и звезды, кто — волны и т. д. Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в какой последовательности следует их наклеивать. Совместно дети прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д. Такая коллективная работа ценна тем, что она, с одной стороны, воспитывает чувства коллективизма, товарищества, а с другой — способствует формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]