Картотека дидактических игр по формированию ЗОЖ
Тема: «Ребенок и здоровье»
Разложи картинки по порядку
Цель: систематизировать
представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки
с изображением моментов распорядка дня
Ход игры:
воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
Мой день
Цель:
рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование:
3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Ход игры
: Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1.
Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант2.
«Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант3.
«Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
Что такое хорошо, что такое плохо
Цель:
познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.
Материал:
поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.
Ход игры:
1-ый вариант
детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»
2-ой вариант.
Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.
Что любит сердце?
Дидактическая задача:
прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.
Игровые правила:
Нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.
Игровые действия:
называние слов и соединение частей сердца в целое.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово – это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
Утро начинается…
Дидактическая задача:
приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.
Игровые правила:
Нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.
Игровые действия:
выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
Здоровье с комнатными растениями
Дидактическая задача:
закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.
Игровые правила:
Нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.
Игровые действия:
называние растения и определение его полезности.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
Тема: «Полезные продукты»
Чудесный мешочек
Цель:
уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал:
мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры:
воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
— У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
Угадай на вкус
Цель:
уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал:
тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры:
воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий,как что?»
Узнай и назови овощи
Цель:
закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Ход игры:
воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
Полезные и вредные продукты
Цель:
систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье
Материал:
картинкис изображением различных продуктов, два обруча
Ход игры:
для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.
Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.
Полезная и вредная еда
Цель:
закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование:
Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Ход игры:
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Тема: «Личная гигиена»
Вымоем куклу
Цель:
закреплять знания о предметах личной гигиеныдля мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал:
различные предметы и предметы личной гигиеныдля мытья и умывания, куклы.
Ход игры:
играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
Таня простудилась
Цель:
способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплятьзнание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Материал:
носовой платок
Ход игры:
воспитатель спрашивает: зачем людям нуженносовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
— Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
Подбери картинки
Цель:
уточнить представления детей опредметахличной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал:
картинки различных предметов, картинки с изображением предметовличнойгигиены
Ход игры:
воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).
Правила гигиены
Цель:
закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: (1 вариант)
Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
Ход игры: (2 вариант)
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
Сделаем куклам разные прически
Цель:
закреплять навыки уходаза волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»
Материал:
куклы, расчёски, заколки.
Ход игры:
воспитательпредлагает детям причесать кукол.
Тема: «Врачи — наши помощники»
Если кто-то заболел
Цель
: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача
Материал:
телефон
Ход игры:
Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя — адрес — возраст — жалобы.
Скорая помощь
Цель:
закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование:
картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Ход игры:
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
Тема: «Опасности вокруг нас»
На прогулке
Цель:
закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
действиями при встрече с животными
Материал:
иллюстрации, 2 обруча
Ход игры:
несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки сизображениемправильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
Что где растёт
Цель:
закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
Материал:
мяч
Ход игры:
воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
— Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
— Где растёт ромашка? и т.д.
Определи растение по запаху
Цель:
упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал:
листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Ход игры:
воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
- Где можно почувствовать такой запах?
Если малыш поранился
Цель:
познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
Материал:
карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
По грибы
Цель:
закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал:
картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов
Ход игры:
картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.
Если сделаю так
Цель:
обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование:
набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Ход игры:
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
«Магазин продуктов»
Цель:
Закреплять названия продуктов, их обобщающие понятия (молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные). Воспитывать культуру общения.
Игровые действия
: Воспитатель с детьми организует ситуацию продуктового магазина. Дети продумывают, какие продукты они хотели бы купить и почему. В порядке очереди покупатели приобретают продукты для себя и своей семьи, объясняя свой выбор.
Материал
: ширма-витрина, муляжи или дидактические картинки продуктов (молочные, мясные, хлебобулочные, рыбные). Самодельные бумажные денежки, сумочки.
Четыре картинки: молоко, рыба, мясо, мука.
«Письмо от Почемучки»
Цель:
закрепить представления детей о строении и деятельности организма, отдельных органов. Вызвать желание давать советы по ЗОЖ.
Игровые действия
: Дети по — очереди достают из конверта от Почемучки вопросы (цветные карточки). Воспитатель читает, дети выслушивают вопрос и кратко и ясно на него отвечают.
Материал:
большой цветной конверт с маркой (на конверте адрес д/с, группы), цветные карточки с вопросами к детям.
Список литературы
1. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Дидактические игры и игровые задания. –Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.
2. Павлова М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. /М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. : Просвещение, 1987. – 140с.
4. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. — Речь-Москва, 2007.
6. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — Мозаика-Синтез-Москва, 2009.
7. Гусева Т. А., Иванова Т. О. Мы — спортсмены! Настольно-печатные игры для младших дошкольников (3-5 лет); Детство-Пресс-Москва, 2011.
Опасно – не опасно.
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения ; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости
дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
«Мой день»
Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
«Растения, которые лечат»
Цель: закреплять знания о лекарственных растениях (внешний вид, место произрастания) и способах их применения. Расширять представления о пользе лекарственных растений для здоровья человека.
Игровые действия: доктор Пилюлькин открывает аптеку. Рядом на столике разложены картинки с ситуациями: усталое сердце, больной зуб, бородавки, простуда и т.д. Дети выбирают картинку и идут в аптеку за советом к Пилюлькину узнать, какое лекарственное растение может помочь. Доктор рассказывает покупателям о том, как выглядит растение, где произрастает и каким образом его используют (в виде отвара, свежего листа, сока и т.д.)
Материал: кукла доктора Пилюлькина, ширма «Аптека», дидактические картинки с проблемными ситуациями, гербарии лекарственных растений (иллюстрации)
Игры на тему: ЗОЖ для младшей группы ДОУ
Картотека Дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду
Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для формирует первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Дидактические игры и упражнения
Игра «Овощи и фрукты». Цели: Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей; Воспитывать бережливое отношение к растениям; Развивать мелкую моторику рук, память, речь. Материал: Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, чеснок, картофель, перец, кукуруза, помидор), корзинки, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан). Ход игры: Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим с вами, что находится в корзинке. Воспитатель достает корзинку с муляжами овощей и фруктов и предлагает рассмотреть их. Воспитатель: Смотрите это овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты по разным корзинкам. В огороде, в огороде весело гуляли В огороде, в огороде грядки мы вскопали. В грядку семена сажали, в ямку их опускали А потом водою теплой грядку поливали. Ты расти скорей морковка, перец и чеснок! Грядку мы прополем. Водичкою польём! Воспитатель читает стихи про овощи и фрукты. Мы за столик сели, Фартучки надели, Будем есть мы фрукты – Вкусные продукты. Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива. Очень просит груша: «Съешь меня, Ванюша Яблочко родное, Наше, наливное. Вырастет у нас в саду, Осенью за ним пойду. Спелый, сочный апельсин — В фруктах первый витамин. До чего же он хорош И на солнышко похож. Посмотрите-ка, арбуз, Вот забавный карапуз! Сверху важный, гладкий, А внутри-то сладкий. Воспитатель: Молодцы ребятки. Усложнение игры: Предложить детям рассмотреть овощи и фрукты, и разложить по цветам. Игра «Что растет на огороде» Цель: Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду. Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их внешний вид и наощупь. Ход игры: Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа». Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус. Игра «Овощной магазин» Цель: Расширять представления о форме и величине, развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача: Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило: Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. Ход игры: Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает. Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины). Игра «Угостим куклу чаем» Цели: добиться повторения названий чайной посуды, порядка сервировки стола для чаепития, дать представление о правилах безопасного поведения за столом. Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла. Ход игры: Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно. Игра «Уложим куклу спать» Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей; уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья. Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее. Ход игры: Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную. Игра «Что, где лежит?» Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе, уточнить знания о расположении предметов в группе, закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых центров по разным видам детской деятельности. Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и центров по разным видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок — разложить предметы по местам. Упражнение «Расскажем Стёпка-растрёпка, как вести себя в детском саду» Цели: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе Оборудование: игрушка Стёпка-растрёпка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки. Ход игры: Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Стёпке-растрёпке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности. Упражнение «Оденем куклу на прогулку» Цели: закрепить названия зимней одежды, уточнить порядок одевания. Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия. Упражнение «Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться» Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания, формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье. Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него. Ход игры: Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки( пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д. Игра «Узнай и назови овощи» Цели: закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя, продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья. Оборудование: картинки или муляжи овощей. Ход игры. Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки. Игра «Куда положить урожай Зайчика»Цели: закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», упражнять в умении их различать и называть. Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина. Ход игры. Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда , что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи — в корзину. Игра «Угадай на вкус» Цели: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу, закрепить представление о пользе фруктов для здоровья. Оборудование: овощи, фрукты, которые можно употреблять в сыром виде, кусочки этих овощей и фруктов. Ход игры. После рассматривания овощей и фруктов воспитатель уточняет, какие из них употреблять в сыром виде, предлагает вспомнить вкус овощей и фруктов и другие особенности( капуста, морковь хрустят на зубах, апельсин и лук специфически пахнут, яблоко сочное ит. д.), напоминает об их пользе для здоровья. Затем предлагает закрыть глаза, открыть рот и поочередно кладет каждому кусочек фрукта или овоща, чтобы дети определили их по вкусу. Игра «Назови правильно» Цель: уточнить знания об овощах, их качествах ( цвет, форма. вкус, запах), закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Оборудование: картинки овощей и фруктов. Ход игры. Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки. Игра «У нас порядок» Цель: формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место, закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме. Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика. Ход игры: Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы — разложить предметы по местам — и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения. Игра «Найди картинку» Цель: закрепить знание названий одежды, совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону. Оборудование: картинки с изображением одежды. Ход игры: Воспитатель напоминает, что в разные сезоны дети надевают разную одежду, предлагает выбрать зимнюю одежду, которую любят надевать девочки, мальчики, одежду, которую любят и девочки и мальчики. Аналогично дает задания о летней, весенней, осенней одежде. Игра «Таня проснулась» Цель: закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот, упражнять в пользовании носовым платком. Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки. Ход игры: Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман. Игра «Купание куклы» Цель: закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья, уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела, способствовать формированию привычки опрятности. Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать. Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную. Упражнение «Как мы узнаем предмет» Цель: закреплять знание о роли органов чувств. Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей. Ход игры. Воспитатель напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по-разному. Затем предлагает: -найти определенные предметы с закрытыми глазами, потрогать предметы и определить их на ощупь( меховые, холодные, мокрые), -с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты, -понюхать и назвать предмет. Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах. Игра «Кто что умеет» Цель: закрепить знание о частях тела и их роли для человека, формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы. Оборудование: мяч. Ход игры. Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю: Что твои умеют ручки? Что умеют делать тучки? Что твои умеют ножки? Что умеют делать рожки? Что твои умеют глазки? Кто умеет слушать сказки? Что умеют делать пальчики? Что умеют делать зайчики? Что умеет ротик твой? Кто пойдет гулять со мной? Упражнение «Запомни движение» Цель: совершенствовать представление о роли частей тела и необходимости упражнять их. Оборудование: картинки с изображением детей, выполняющих разные упражнения. Ход игры. Воспитатель напоминает, что при выполнении разных движений упражняются разные части тела, показывает картинки с изображением упражнений для рук, ног, туловища. Уточняет, что именно упражняется при выполнении этих движений, затем поочередно показывает картинки, предлагает запомнить движение и выполнить его.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Игры для младших дошкольников по теме Животные Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет Развивающие игры для детей 2-4 лет
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие общения для дошкольников
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет
Игры на развитие внимания у детей 3-4 лет
Дидактические подвижные игры для дошкольников ЗОЖ ОБЖ
Дидактические подвижные игры на закрепление знаний детей дошкольного возраста по ЗОЖ и ОБЖ
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Конспект занятия по теме приобщения детей к ЗОЖ Памятка по формированию привычки ЗОЖ Дидактические игры по валеологии Лэпбук «Книга здоровья»
Опасно-безопасно
Задачи Учить детей определять степень опасного поведения в быту, принимать правильные решения. Ход игры Игровая площадка делится на две зоны: желтая и красная (опасная-безопасная). Дети идут врассыпную по площадке. По сигналу дети останавливаются, инструктор называет бытовые ситуации, дети перемещаются в зону опасности по своему представлению, при необходимости ситуации оговариваются.
- я играю на проезжей части в мяч
- я перебегаю дорогу в неположенном месте
- я играю в песочнице на детской площадке
- я пользуюсь чужой расческой
- я пользуюсь чужим носовым платком
- я ушел с площадки с незнакомым человеком
- я перехожу дорогу по пешеходному переходу и т.п.
Говорящее тело
Задачи Закрепление у детей знаний о частях тела, развитие координации движений
Ход игры Дети встают полукругом. Инструктор по очереди вызывает ребят на ушко дает им задание, например:
- головой скажи « да»
- скажи ногой, что ты недоволен
- скажи рукой «иди сюда»
- скажи туловищем «спасибо»
- скажи плечами «не знаю» и т.п.
Все дети повторяют показанное движение, отгадывают, что говорит тело
Виды спорта
Задачи Формировать умение совместного действия, закреплять знания о видах спорта Ход игры Дети делятся на две команды, проводится соревнование
- прыжки из обруча в обруч
- ползание на животе подтягиваясь руками
- подлезание под дугу
- добежать до куба, взять карточку (у одной команды карточки с зимними видами спорта, у другой с летними), бегом вернуться к команде
Команда выигравшая в соревновании начинает игру: по картинкам дети сговариваются и пантомимой показывают вид спорта, соперники угадывают. Затем очередь второй команды.
Цепочка
Задача Развивать память, внимание, формировать навыки общения Ход игры Детям заранее называется тема, например «Режим дня» Дети строятся в шеренгу. Инструктор с большим мячом встает первым, начинает рассказ и передает мяч следующему ребенку «Утром я проснулась рано…», ребенок продолжает, например, «Умылся», передает мяч следующему и т.д. Темы для игры: «Нам надо приготовить суп», «Мы собираемся на прогулку»
О правилах гигиены
Задачи Воспитывать здоровые привычки, закреплять правила гигиены. Ход игры Дети встают в круг, один ребенок в центре, изображая стрелку крутится вокруг себя, дети говорят «Стоп!», на кого показала рука-стрелка отвечает на вопрос инструктора пантомимой, все дети за ним повторяют движения
- что ты делаешь, когда просыпаешься утром
- как ты умываешься
- как ты чистишь зубы
- как ты причесываешься
- как ты делаешь гимнастику
- что ты делаешь перед едой и т.п.
Вариант игры со старшими дошкольниками: дети без наводящих вопросов показывают, что они делают, дети угадывают показывают, как это делают они.
Как в зеркале
Задача Обучать координировать движения. Ход игры Дети строятся в две шеренги друг напротив друга образуя пары. Сначала один из пары показывает движение, а второй старается зеркально повторить его, затем второй показывает свое движение.
Стройся
Задача Обучать совместным действиям при помощи невербальных средств общения. Ход игры Игра проводится под музыку. Дети идут по залу врассыпную, музыка останавливается, инструктор дает разные команды:
- построиться по росту
- построиться сначала мальчики, потом девочки
- построиться сначала девочки, потом мальчики
- построиться через одного мальчик — девочка
- построиться сначала с темными волосами потом со светлыми
- построиться сначала с длинными волосами, потом с короткими
- построиться по длине шорт и т.п.
Правда-неправда
Задачи Закреплять знания по теме здоровье, развивать координацию. Ход игры Ведущий — инструктор в роли доктора задает вопросы, а ребята условными жестами на них реагируют, например, если правда, то подпрыгивают, если не правда — топают ногами. Вопросы:
- правда, что взрослые не болеют
- правда, что перед едой надо мыть руки
- правда, что зимой можно ходить без шапки
- правда, что чихая на соседа его можно заразить
- правда, что тот, кто не проветривает комнату становится здоровее и т.п.
Художник
Задачи Закрепление знаний по теме здоровый образ жизни, развитие быстроты и ловкости Ход игры Дети стоят в кругу. Выбранный считалкой ведущий палочкой «рисует» на спине стоящего рядом один из предметов обихода: расческа, зубная щетка, полотенце, мочалка, чашка, вилка…, игрок должен отгадать предмет и показать действие с этим предметом, все дети отгадывают предмет и называют его, если игроку удалось правильно показать то, что было нарисовано, он становится художником, если нет, палочка кладется между игроками, дети бегут по кругу в разных направлениях, стараясь первым взять палочку. Кто успеет взять палочку первым продолжает игру.