Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»


LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ «ЗИМА» И «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ».

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий. ГЛАГОЛЫ: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:. Снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный… Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная… Мороз…, лед…, метель…, снежинка… ЗНАТЬ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ: Декабрь, январь, февраль. Декабрь за ноябрем и перед январем. Январь — … Февраль — … ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…). Зима приносит…(снегопады, морозы…). Вода замерзла на…(реках, озерах…). Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…). ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: Снежный – ком, городок, вихрь… Снежная – баба, гора, пелена… Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… . НАЗЫВАТЬ ЛАСКОВО: Зима – зимушка, мороз – морозец, снег – снежок, лед – ледок, сугроб – сугробик, метель – метелица… СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО ПЛАНУ: Как ты заметил наступление зимы? Назови её первые приметы в природе. Зимние месяцы. Повадки зверей и птиц. Зимние забавы и развлечения. «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ». ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, снег, снежинка, снежок, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежная баба, лед, каток, коньки, санки, лыжи, горка, забавы, елка, каникулы, гирлянда, мишура, шары, звезда, конфетти, подарки, праздник, радость, веселье, игры, карнавал, хоровод, маски, календарь, хлопушки, шишки, сугроб, снежный ком, хоккей, клюшка, шайба, соревнование. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, разноцветный, веселый, трескучий, праздничный, новогодний, узорный, хрустящий, пушистый, ледяной, грустный, серебристый, пестрый. ГЛАГОЛЫ:идет, наступает, кружится, рисует на окнах, покрывает, танцуют, веселятся, радуются, зажглись, вспыхнут, кидают, бросают, спускаются, скрипит, бегают, обгоняют, падать, отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет. ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ. ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ: Елка (какая?)…… Праздник (какой?)….. Елочные игрушки (какие?)….. КОМУ ЧТО НУЖНО: Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота… Лыжнику — … Фигуристу — … Горке — … Снеговику — …

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ. ПОЛЕЗНАЯ ПРОГУЛКА. «В городском парке зимой много снега. Снег лежит на земле, на скамейках, на ветках деревьев. Ребята пошли в парк. они построили там снежную крепость и стали играть в снежки. Один снежок попал в кормушку. Мальчики заметили, что там пусто. Они достали из карманов семечки и насыпали их в кормушку. А с другого дерева на ребят смотрели две белочки. Для них мальчики приготовили орешки. Весёлая и полезная получилась прогулка». * ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: — Где лежит снег? — Куда пошли ребята? — Что они построили? — Как стали играть ребята? — Куда попал снежок? — Что заметили мальчики? — Чем накормили птиц? — Что приготовили мальчики для белочек? — Какая прогулка получилась у ребят? ТЁПЛАЯ КОРМУШКА. «Была зима. Ваня шёл из детского сада. он нёс в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришёл Ваня домой — нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: «Вот какая тёплая кормушка для птиц получилось». * ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: — Откуда шёл Ваня? — Что он нёс? — Чего не заметил Ваня? — Кто клевал пряник? — Что подумал Ваня? * Назови, каких ты знаешь зимующих птиц. * Скажи, кто как голос подаёт: воробей чирикает, ворона …, сорока …, голубь …, кукушка …, синица ….

Серия сообщений «Развитие речи»:
Часть 1 — ПЛАКАТ. ЯГОДЫ. Часть 2 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ». … Часть 7 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОСУДА». Часть 8 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ». Часть 9 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ «ЗИМА» И «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ». Часть 10 — Учимся составлять рассказы. Часть 11 — ДЕРЕВЕНСКИЙ ДВОРИК. РАССКАЗ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. … Часть 26 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. Часть 27 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ». Часть 28 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМ».

Конспект логопедического занятия на тему Зима в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет «Здравствуй, зимушка-зима!»
Автор: Медведева Галина Алексеевна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №146» города Рязани.

Описание. Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению дошкольников грамоте и формированию у них лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима», основанное на игровых приемах обучения. Оно будет интересно учителям-логопедам, работающим в коррекционных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитателям логопедических групп и родителям воспитанников с речевыми проблемами.
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Здравствуй, зимушка-зима!»
— занятие по формированию лексико-грамматических представлений и обучению грамоте (Подготовительная к школе группа, третий год обучения) Цель: обобщить и систематизировать представления детей о зимних явлениях в природе, формировать умение проводить слоговой и звуковой анализ слов, упражнять в составлении сложных предложений с союзным словом потому что
, подборе родственных слов, в практическом усвоении способов словообразования и словоизменения имен существительных.
Задачи: — уточнить и систематизировать представления детей о зимнем времени года, характерных признаках зимы в живой и неживой природе; — формировать умение составлять предложения с предлогами по предложенной модели с опорой на графическое изображение предложения и картинки; упражнять в составлении сложных предложений с союзом «потому что»; — упражнять в подборе предметных картинок к звуковой схеме, определении количества, последовательности и характерных признаков звуков (гласные-согласные, твердые-мягкие); — упражнять в образовании новых родственных слов, используя суффиксы, наращивании слоговой структуры слов, добиваясь заданного количества слогов (один — четыре); — формировать умение выделять первый и последний звук в словах, подбирая подходящие предметные картинки; различать согласные звуки, обозначаемые одной буквой, по твердости-мягкости; — закреплять умение правильного употребления существительных в винительном и родительном падежах множественного числа; — развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память и мышление; — воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, умение объективно оценивать ответы других детей. Оборудование: игровое поле с набором из восьми зимних картинок к игре «Измени слово» (на каждого ребенка); игровое поле из пяти разных картинок к игре «Волшебные снежинки» (на каждого ребенка); раздаточные предметные картинки для подбора пар по мягкости-твердости согласных звуков (по две картинки на каждого ребенка); модели предложений с предлогами через, около, за, на
и картинки к этим моделям к игровому упражнению «Придумай предложение» (5-6 игровых полей); игровые поля с фишками к игре «Подбери картинку» (6-8 полей); сюжетные картинки формата А-5 с изображением разных времен года в количестве 20 штук.
Ход занятия
1 часть. Организационный момент

Предложить детям отгадать загадку: Лес уснул под снежной шубой, Не растет в полях трава, Лед сковал ручьи и реки. В гости к нам пришла — … (зима). — Сегодня на занятии мы поговорим о зиме и зимних признаках в природе, все игры и задания будут связаны с этим временем года.

2 часть. Дидактическая игра «Бывает — не бывает»

Логопед называет признаки разных времен года, а дети называют, какие из них относятся к зиме, а какие нет и, при возникновении спорных суждений, объясняют свой выбор: — самый короткий день и самая длинная ночь в году; — на улице холодно, дует сильный ветер, идут холодные дожди, по утрам лужи покрыты льдом; — реки, озера и пруды скованы крепким льдом, рыбаки ловят рыбу, просверливая во льду лунки; — люди надели теплую одежду, на улице сильный мороз, часто метет метель и поземка; — дети лепят из песка куличики, строят города, дороги и мосты; — дети лепят из снега крепости, горки, снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках; — не слышно пения птиц, голодные птицы перебираются поближе к жилью человека, люди развешивают кормушки и насыпают туда корм; — ярко светит солнце, появляются первые проталинки, текут ручьи, из теплых краев возвращаются птицы; — дети купаются на реке, загорают, самый длинный день в году; — разноцветные листья опадают с деревьев, дует ветер, часто идут дожди, птицы собираются в стаи; — в лесу холодно и голодно; медведи, барсуки и ежи спят в заранее устроенном жилище; лоси, олени и зайцы грызут ветки и молодую кору деревьев; — тепло, дует ласковый ветерок, на деревьях зеленые сочные листья, много цветов, ягод и грибов; — часто идет снег, деревья покрыты инеем, стекла окон разрисованы «узорами», птицы распушились, как шарики.

3 часть. Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Логопед начинает предложение, дети его повторяют и заканчивают, подбирая недостающие по смыслу слова. Зимой ветки деревьев часто покрыты … (
снегом, инеем
). На прогулку дети берут с собой … (
санки, лыжи, ледянки, снегокаты
и так далее). Чтобы не замерзнуть на улице люди надевают … (
шубы, пальто, пуховики, дубленки
и так далее). На ледяной горке не обойтись без … (
санок, лыж, «ватрушек», ледянок
и так далее). Зимой можно обморозить руки, если выйти гулять без … (
варежек, перчаток, рукавиц
). Зима не бывает без … (
снега, мороза, метели, инея
и так далее).

4 часть. Дидактическая игра «Измени слово»

У каждого ребенка игровое поле и набор предметных картинок на зимнюю тематику в количестве 8 штук. Нужно заполнить картинками восемь пустых окошек (по два под каждой цифрой), чтобы количество слогов в слове соответствовало цифре. При этом слова можно изменять, наращивая слоги. Например, —
снег, снежок, снежинка, снежиночка, снежочек.
В игре выигрывают дети, которые смогут правильно подобрать все картинки.

5 часть. Дидактическая игра «Волшебные снежинки»

У каждого ребенка на листе бумаги изображение снежинки, на кончике каждого из шести лучей — пустое окошко, на одном из них — нарисована предметная картинка. К каждой снежинке прилагается набор из пяти картинок, которые нужно разложить в пустые окошки таким образом, чтобы первый звук каждой последующей картинки (по часовой стрелке) был таким же, как последний звук предыдущей картинки. Нарисованная картинка на снежинке является начальной при выкладывании других картинок. Например, — на верхнем луче снежинки нарисованы
кубики
. В пустые окошки дети раскладывают:
ирис, салат, туфли, индюк, каток
; на снежинке изображены
овощи
— дети раскладывают:
иголка, ананас, сом, молоко, облако.
Побеждают дети, которые сумели правильно подобрать картинки ко всем лучам снежинки.

6 часть. Дидактическая игра «Подбери пару»

У каждого ребенка по две картинки. Нужно найти к ним пару (среди картинок других детей). В этой паре картинок первые звуки различаются по твердости-мягкости, но обозначаются одной буквой. Например, —
зима-заяц, лопата-ледянка, перчатки-подарок
и тому подобное.

7 часть. Физкультурная минутка «Немое кино»

Звучит разнообразная музыка (вальс, танец, полька, марш, колыбельная) и одновременно с ее звучанием на экран проецируется соответствующая картинка: падает снег, метет метель, дети играют в снежки, катаются с горы на санках, рисуют веточкой на снегу, катаются на коньках, лепят снеговика. Дети придумывают и показывают движения, соответствующие содержанию картинки и характеру музыки.

8 часть. Дидактическая игра «Исправь предложение»

Логопед произносит предложение, дети его внимательно слушают. Если педагог что-то сказал неправильно, дети должны поднять руку и исправить предложение. Если предложение правильное — хлопнуть в ладоши.
На улице сильный мороз, потому что дети тепло оделись. (Дети тепло оделись, потому что на улице сильный мороз.) Реки покрылись льдом, потому что дети катаются на коньках. (Дети катаются на коньках, потому что реки покрылись льдом.) Деревья покрыты инеем, потому что накануне была теплая погода. (Правильное предложение.) Ледяная горка очень высокая, потому что быстро едут санки. (Санки едут быстро, потому что ледяная горка очень высокая.)
И так далее.

9 часть. Дидактическая игра «Придумай предложение»

На доске представлена схема-модель предложения с предлогом и пять картинок к ней. По образцу логопеда дети самостоятельно составляют предложение с опорой на эту модель и выбранную картинку. Усвоив алгоритм составления предложения, они составляют его только с опорой на модель. Например, —
«Зимой дети катаются на санках»
. — говорит логопед. Дети смотрят на предложенную модель на игровом поле и картинки и говорят свои предложения:
Зимой дети катаются на коньках. Зимой дети катаются на лыжах. Зимой дети катаются на снегокатах.
10 часть. Дидактическая игра «Подбери картинку»

Из трех предложенных картинок нужно выбрать ту, которая подходит к изображенной звуковой схеме (слово состоит из четырех звуков, звуки и буквы в произношении и написании совпадают).Например, — звуковая схема представлена в следующем порядке: зеленый квадрат, красный, синий, красный. К этой схеме предлагаются для анализа три предметные картинки — гора, зима, сани. Дети должны подобрать подходящую картинку —
зима
.

11 часть. Дидактическая игра «Путаница»

Перед детьми много картинок с разными временами года. Из предложенных картинок нужно выбрать те, которые относятся к зиме и объяснить, почему выбрана эта картинка.

12 часть. Подведение итога занятия

О каком времени года сегодня говорили? Какие игры понравились? Что узнали нового? Чьи ответы понравились больше всего? Почему? Как помогали друзьям? В заключении можно прочитать детям любое стихотворение о зиме.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра по обучению грамоте в детском саду. Гласные буквы и звуки НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звуки [В], [Вь]. Буква В» Семинар-практикум для родителей ДОУ. Обучение дошкольников грамоте Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 6-7 лет в домашних условиях

Тематические игры для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на природе для детей 5-6 лет

Игры зимой для детей подготовительной группы (6-7 лет) в детском саду

Конспект прогулки зимой в подготовительной группе «Наблюдение за хвойными деревьями»

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы» Составила учитель-логопед Колмыченко Ю.Ю. Коррекционно-образовательные задачи: — закрепление представление о зиме и её приметах — активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы» — развитие языкового чутья путём образования родственных слов — образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов); — развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А; — закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов;

Коррекционно-развивающие задачи: — развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления — развивать координацию речи и движения — развивать речевое дыхание — развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности — развитие диалогической речи Коррекционно-воспитательные задачи: — воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений — формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. С интеграцией областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Чтение художественной литературы» Оборудование: снежки для метания, снежинки с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания, заготовки для аппликации. Ход: 1. Организационный момент. — Ребята, посмотрите на картинку — загадку, как вы думаете, какого предмета не хватает? Санки, снеговик, снежинка Снеговик, снежинка, санки Снежинка, санки? 2. Введение в тему: — Правильно, не хватает снеговика. А давайте, поиграем со словом «снеговик», я начну предложения, а вы закончите его словом «снеговик» Мы решили слепить…. (снеговика). Мы приделали нос-морковку нашему …. (снеговику). Мы показали соседям нашего …. (снеговика). Мы играли с нашим …. (снеговиком). Мы всем рассказали о нашем …. (снеговике). — Ребята, а когда мы с вами можем слепить снеговика, в какое время года? 3. Дыхательная гимнастика. — Правильно, зимой. Посмотрите, сколько красивых снежинок у нас. Мы с вами превратимся в ветерок: Как подует ветерок, так закружится снежок. — А, вы умеете правильно дуть? Расскажите, как правильно надо это делать. (Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.) — Ой, после снежинок ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом. 4. Основная часть. — Мы все очень любим зиму, она приносит много игр и развлечений. Я загадаю загадки о зимних развлечениях: Дождались зимы друзья: По реке бегут, скользя. Лёд срезают, как ножу, Выполняя виражи. (Коньки) Ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе… Кто помог мне в этом… (Лыжи.) Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры — Помчались с горы. (Санки) В зимний день по снежной корке Он меня катает с горки. С ветерком промчаться рад Мой веселый. (Снегокат) Круглый маленький комочек я из снега соберу, Брошу в друга, брошу в брата, Мы играем, все в снегу. (Снежки) Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глазки – угольки, ручки – сучки. Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик) — Молодцы, все загадки отгадали, а теперь мы с вами составим предложения о развлечениях зимой и летом. Зимой дети катаются на коньках, а летом купаются в речке. 5. Физминутка. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. (дети изображают ходьбу на лыжах) А потом – на коньках, (изображают бег на коньках) Но упали мы. Ах! (падают) А потом снежки лепили, (стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями) А потом снежки катили, (катят воображаемый комок) А потом без сил упали (падают) И домой мы побежали. (бегут по кругу) (Нищева Н. В.) 6. Игра «Снежки» — Посмотрите на доску. На ней большие снежинки. Каждый из вас будет бросать «снежки» в мишень. Если попадёте, я переверну снежинку и на ней будет картинка. Вы по первым звукам (в названиях картинок) отгадать слова. Зяблик, иголка, малина, арбуз – ЗИМА. Самокат, акула, ножницы, кит, игрушки – САНКИ. 7. «Собери слово». — Посмотрите, сколько снежинок у нас есть, разложите свои снежинки, какие слова у вас получились? (горка, санки, зима, каток, лыжи, узор). Назовите гласные звуки в словах? 8. «Большой и маленький». — Посмотрите, два снеговика, один большой, а другой маленький, я буду говорить про большого снеговика, что у него есть, а вы – про маленького: У большого снеговика красный нос. – У маленького снеговика красненький носик. Чёрные глаза Лохматая метла Зелёное ведро Длинный шарф. У нас еще есть зимние слова, давайте их тоже назовем ласково. (словарь по теме) 9. «Доскажи словечко» — Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко: Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.) С неба все скользят пушинки — Серебристые. (Снежинки.) На посёлки, на лужок Все снижается. (Снежок.) Вот веселье для ребят — Все сильнее. (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился. (Снеговик.) Рядом снежная фигурка — Эта девочка — (Снегурка.) На снегу-то, посмотри — С красной грудкой. (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (Снег.) Посмотрите сколько родственных слов есть у слова СНЕГ 10. Зрительная гимнастика. «Неделька» «Четверг» По четвергам мы смотрим в даль На это времени не жаль. Что в дали и что в близи Глазки рассмотреть должны. 11. Аппликация «Снеговик» Молодцы ребята! Мы с вами поиграли, зарядку для глаз выполнили. А сейчас разделитесь по парам. Подходите к столам. Для вас приготовлены геометрические фигуры. Попробуйте из них выложить снеговиков. (Дети выкладывают снеговиков, а потом приклеивают их на листы бумаги.) Итог. Логопед: Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо занимались.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]