Общие рекомендации по проведению логопедического занятия на тему «Профессии» в ДОУ
Когда проводится логопедическое занятие «Профессии» важно учитывать особенности детского восприятия. Малыши пока еще не имеют навыков самодисциплины. Поэтому важно, чтобы занятие носило игровой характер и увлекало их.
Развивающие виды деятельности для занятий
При проведении занятий могут применяться не только игры, расширяющие знания малышей, но и упражнения в том, чтобы учились правильно произносить звуки в словах и совершенствовали речевые навыки. Рекомендуется планировать обучение детей на ближайшие недели.
Игры по теме: «Профессии»
В этом случае задаются загадки и вопросы, ответы на которые расширяют знание детей о различных специальностях. Иногда делаются ложные утверждения для того, чтобы малыши нашли ошибку.
Составляются рассказы, относящиеся к различным специальностям.
Список литературы для чтения в группе
Когда рассматриваются лексические темы по логопедии, связанные с профессиями, для работы с детьми можно использовать, например, чтение следующих произведений:
- Дж. Родари «Какого цвета ремесла».
- Я. Аким «Неумейка».
- А. Шибарев «Почтовый ящик».
Обратите внимание! Чтение и обсуждение художественных произведений поможет детям лучше освоить изучаемую тему. Полезно, если такие чтения проводят дополнительно их родители дома.
Тематическая физкультминутка
Далее описан один из примеров физкультминутки.
Малыши выполняют движения под чтение стихотворения «Почтальон» воспитателем:
Что принес нам почтальон(Сжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он
Перевод, журнал, газету
В бандероли две кассеты (Малыши разгибают и загибают пальцы)
И письмо от тети Вали
Чтоб приезда ее ждали (Руки разводят в стороны).
Гимнастические упражнения
Обычно при занятиях используются физкультминутки, а также пальчиковая гимнастика. При этом воспитатель читает стишок, относящийся к рассматриваемой теме. В определенные моменты дети выполняют движения, которые относятся к произносимым фразам. Если необходимо, учитель подсказывает, что делать.
Использование интерактивных досок и ИКТ в процессе обучения
Использование ИКТ позволяет предложить малышам увлекательные обучающие компьютерные игры.
Например, им могут предлагаться картинки с людьми и предметами, которые они используют в работе. При этом дети должны будут описать словами то, что изображено на рисунках и составить небольшой рассказ об этой профессии. Использование компьютерной техники способно расширить возможности обучения дошкольников. Однако необходимо учить детей работать с ней на подгрупповых занятиях.
Возрастные особенности и коррекция речевых нарушений в процессе групповых занятий
Знание особенностей жизни взрослых, связанных с их работой жизненно важно для малышей, однако в разном возрасте подход к изучению вопросов, связанных с профессиями, должен быть разный. Он обязан учитывать возрастные особенности малышей.
Плакат о различных профессиях
Лексическая тема «Профессии» в средней группе
На занятиях в средней группе не только развиваются речевые навыки, но и даются начальные знания о том, что такое профессии и какими они бывают.
Цель и задачи занятия: знакомимся с разными профессиональными специальностями
Выполняются следующие задачи:
- При работе с детьми им дается понятие о том, что существуют различные профессии и рассказывается об их основных особенностях.
- Развивается словарный запас, совершенствуется артикуляция при произнесении звуков.
- У малышей развивают слуховое внимание, логическое мышление.
Рекомендуется провести планирование занятий на ближайшее время.
Краткий план-конспект занятия
С детьми выполняется пальчиковая гимнастика. Ее делают следующим образом:
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Много есть профессий знатных (При этом поочередно каждый палец правой руки соединяют с большим).
И полезных и приятных (Делают такие же движения пальцами левой руки).
Повар, врач, маляр, учитель, продавец, шахтер, строитель (Соединять пальцы левой руки и правой руки с большими).
Сразу всех не называю (При этом малыши сжимают и разжимают кулачки несколько раз).
Вам продолжить предлагаю (дети вытягивают руки вперед, держа ладони обращенными вверх).
Далее воспитатель проводит стихотворный диалог с малышами: «Был сапожник?/Был!/Шил сапожки?/Шил!/Для кого сапожки?/Для соседской кошки!» это упражнение предназначено для улучшения четкости дикции и работы над выразительностью произношения предложений.
В занятии используются скороговорки для развития отчетливости произношения, правильности выговаривания различных звуков. При этом учитель вместе с ребятами стараются произносить определенные фразы. Вот пример скороговорки: «Кран протекший очень хочет подкрутить водопроводчик».
Важно! В течение всего занятия с детьми проводят разнообразные лексические упражнения.
Тематические стихи и скороговорки
Стихотворная форма подачи материала детям помогает им лучше усваивать материал. Поэтому важно использовать стихотворения и читать их вслух воспитателю совместно с детьми. Один из вариантов упражнений — загадывать стихотворные загадки.
Вот несколько примеров:
- «Доктор но не для детей, а для птиц и для зверей. У него особый дар. Этот врач … .» (Ветеринар).
- «Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать.» (Учитель).
- «На работе день-деньской, он командует рукой. Поднимает та рука. Сто пудов под облака.» (Крановщик на стройке).
Скороговорки позволяют не только совершенствовать словарный запас, но и дают возможность улучшать дикцию детям.
Могут быть использованы такие скороговорки:
- «Матросы в матросках. Матроски в полосках».
- «Два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят».
- «Ткет ткач ткани на платье Тане».
При работе с детьми в логопедическом занятии на тему «Профессии» может быть использована следующая игра. Она называется «Стихи-небылицы».
Ее целью являются: улучшение слухового внимания, совершенствование способности логически мыслить, развитие лексики детей, относящегося к теме профессий.
Игра состоит в том, что детям читают стихи о профессиях взрослых, причем в них воспитатель делает ошибочные утверждения. От малышей требуется, чтобы они определили, где правда, а где нет. При этом логопед и дети подробно обсуждают ответы.
Лексическая тема «Профессии» в старшей группе
Важно! В этом возрасте дети способны освоить не только начальные понятия о различных специальностях, но и приступить к созданию общих представлений о мире взрослых и месте, которая в нем занимает профессиональная деятельность.
Задачи занятия: формируем целостную картину мира
Малышей учат коротко рассказывать о профессиях. Во время занятия они больше узнают о видах занятий взрослых. Когда выполняются задания для детей логопедической группы по теме «Профессии», детей учат тому, что труд является необходимым, объясняют его общественную значимость.
Малыши тренируются образовывать от названий работников слова мужского и женского рода (военный и военная, воспитатель и воспитательница).
Обратите внимание! У ребят воспитывают способность распознавать речь на слух, совершенствуют зрительное восприятие, внимание. Им помогают развивать память, внимание и способность к связной речи.
В детях воспитывают активность, инициативность и способность к коллективному труду.
План-конспект занятия
При рассмотрении лексических тем в старшей группе сначала происходит тематическая физкультминутка.
Проводится беседа о том, что означает для взрослого человека профессия. Рассказывают о том, что профессии бывают разными, приводят соответствующие примеры. Говорят о необходимости зарабатывать деньги для покупки домашних вещей, которые необходимы семье.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
Рассказывается история от имени малышей, которые спорили, чья профессия главнее. Воспитатель и дети обсуждают этот спор и дают свои ответы.
Проводится игра в рифму. Произносятся, например, фразы о профессиях, связанных с транспортом: «Поезд водит … (Машинист). Пашет поле … (Тракторист) …» Дети должны заканчивать каждую фразу.
Дети достают карточки из конвертов и видят изображения работающего человека. Они должны рассказать о его специальности.
Дети с помощью воспитателя составляют свои рассказы о различных профессиях, руководствуюсь примерным планом и картинками.
Проводится физкультминутка. При этом читаются стихи о профессиях, во время которых дети имитируют соответствующие движения.
Воспитатель приводит фразы, а дети угадывают, кто мог их произнести.
Малышам предлагают назвать работников в мужском и женском роде (например, летчик-летчица).
В заключение подводятся итоги, воспитатель напоминает детям, что нового они узнали.
Игровые технологии в обучении
В процессе работы с ребятам активно используются лексические упражнения, проводятся физкультминутки. Малышей учат самостоятельно составлять несложные рассказы о различных специальностях. Активно используются вопросы и загадки, на которые дети должны находить ответ.
Лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе
В этом возрасте важно подготовить людей к школе, дать им знания о том, как живут взрослые люди.
Цель и задачи занятия
В занятиях с дошкольниками необходимо не только расширить словарный запас относящийся к рассматриваемой теме, но и сформировать кругозор, придать знаниям больше систематичности, развивать коммуникационные навыки детей, способность связно выражать свои мысли.
Виды деятельности
В это время по-прежнему важны физкультминутки и игровые моменты, однако особую важность приобретает формирование кругозора, умение выражать свои мысли и способность вести целенаправленный диалог с другими людьми.
Предварительная работа по изучению литературного материала
Учитель рассказывает детям об описаниях различных работников, которые имеются в детской литературе.
С детьми происходит чтение вслух тематических литературных произведений.
Оборудование
Когда рассматривается лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе, нужны картинки в качестве раздаточного материала. На них должны быть изображены представители различных профессий.
Обратите внимание! У воспитателя должны быть подготовлены демонстрационные изображения по теме занятий. Может использоваться доска или ширма, на которой будет показан наглядный материал.
Коллекция игр и упражнений по лексической теме «Профессии» Для детей 5-7 лет. — презентация
Коллекция игр и упражнений по лексической теме «Профессии» Для детей 5-7 лет
Автор презентации: учитель-дефектолог Ломоносова Марина Анатольевна год.
Оглавление: Между делом Давай поиграем Литературная гостиная
Между делом В этом разделе представлены игры и упражнения, не требующие специальной организации места и времени, в них можно играть по дороге из сада, в транспорте, в общем, между делом. В ОГЛАВЛЕНИЕ
БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Закрепление и уточнение представлений о профессиях. ИНСТРУКЦИЯ: Поговорите с ребенком о профессиях, придерживаясь следующего плана: Что такое профессия? Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Попробуй объясни, почему «все профессии важны, все профессии нужны»?
Я НАЧНУ, А ТЫ ПРОДОЛЖИ ЦЕЛЬ: упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений. ИНСТРУКЦИЯ: Давай поиграем. Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай. Врач лечит людей, чтобы… Строитель строит дома, чтобы… Парикмахер подстригает людей, чтобы…
НЕБЫЛИЦЫ ЦЕЛЬ: развитие словесно-логического мышления. ХОД ИГРЫ: Взрослый произносит предложение, ребенок говорят, верно оно или нет. Если неверно, дает правильный вариант. Например: Взрослый: «Садовник это тот, кто работает в детском саду». Ребенок: «Неверно. Садовник это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду». Возможные предложения: Уборщица это та, кто делает головные уборы. Столяр это тот, кто делает столы. Плотник это тот, кто делает плоты. Водитель это тот, кто водит на экскурсии.
РАЗГАДАЙ СЛОВО ЦЕЛЬ: формирование и (закрепление) навыка образования сложных слов. ИНСТРУКЦИЯ: Давай поиграем. Ты будешь волшебником. Я буду называть слова, а ты и попробуешь угадать, из каких слов оно получилось. ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ: рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод, хлебороб***
КАКОЙ? КАКАЯ? ЦЕЛЬ: упражнять ребенка в подборе подходящих по смыслу определений. ХОД ИГРЫ: Ребенку предлагается назвать как можно больше «красивых» слов. Летчик какой? Храбрый, смелый. Учитель какой? Умный, добрый. Водитель какой? Внимательный, осторожный. Грузчик какой? Сильный, могучий. Строитель какой? Умелый, ловкий. Врач какой? Старательный, добрый. Танцовщица какая? Талантливая, красивая, интересная, изящная. Воспитательница какая? Добрая, веселая, умная. И т.д.
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЦЕЛЬ: закрепление представлений о различных видах профессий, формирование навыка словоизменения. ХОД ИГРЫ: Взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает Взрослый: «На транспорте нужны шоферы…» Ребенок: «Кондукторы, водители, пилоты, капитаны.» Взрослый: «В ателье работает портной…» Ребенок: « Швея, модельер, дизайнер.» Взрослый: « Мебель не получится без труда столяра…» Ребенок: « Лесоруба, водителя, дизайнера, швеи» Взрослый: « В магазине работают продавцы…» Ребенок: « Кассиры, уборщицы, грузчики.» Взрослый: « Форменную одежду носят летчики…» Ребенок: « Врачи, милиционеры, пожарные, машинисты.»
Назови женскую профессию ЦЕЛЬ: формирование (закрепление) навыка словоизменения ХОД ИГРЫ: Вы называете мужскую профессию, ребенок изменяет слово так, что бы оно соотносилось с представительницей женской профессии. Повар — повариха. Художник -… Портной -… Учитель -… Скрипач -… Певец -… Продавец -… Пианист -… Писатель — … Летчик — … Артист — … и т.д. ВАРИАНТ ИГРЫ: Вы называете женскую профессию, ребенок – мужскую.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ПРОФЕССИЯХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПЛАНУ** 1. Фамилия, имя и отчество мамы (папы). 2. Где работает мама (папа) и кем? 3. Эта профессия мужская или женская? Назовите атрибуты профессии. 4. Где работает мама (папа) на улице или в помещении? 5. С кем или с чем работает мама (папа) (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?
Давай поиграем Устраивайтесь поудобнее с ребенком у компьютера и играйте вместе В ОГЛАВЛЕНИЕ
КОМУ ЧТО ЦЕЛЬ: Развитие словаря по теме, мыслительных операций, расширение кругозора. ХОД ИГРЫ: Щелкните мышкой. Рассмотрите появившуюся картинку. Поспросите ребенка назвать профессию человека и уточните, что помогло ему догадаться. Предложите ребенку назвать необходимые инструменты для работы этого человека. Щелкните еще 4 раза – должно появится 5 картинок.
Кто что делает? ЦЕЛЬ: Активизация глагольного словаря по теме ИНСТРУКЦИЯ: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Расскажи, что делает человек этой профессий. Например: Повар – чистит, моет, режет, варит, жарит, готовит и т. д. Щелкните еще 4 раза – должно появится 5 картинок.
Инструменты ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления, закрепление знаний о предметах труда, упражнять в произношении фраз из 3-4 слов. ХОД ИГРЫ: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Предложите ребенку рассказать: что на ней нарисовано, человеку какой профессии она нужна, для чего она нужна Образец фразы ребенка: Это иголка. Она нужна портному, чтобы шить одежду. Щелкните еще 3 раза. У вас должно появится 4 картинки
Кто чем занимается*** Цель: Тренировать в составлении предложений. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий. Ход игры: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Предложите ребенку составить предложение по картинке придерживаясь плана: Кто нарисован Что делает Щелкните еще 4 раза. У вас должно появится 5 картинок.
КТО РАБОТАЕТ НА МАШИНАХ ? ЦЕЛЬ: формирование и (закрепление) навыка словообразования. Ход игры: Щелкните мышкой. Внимательно рассмотрите появившуюся картинку. Вы спрашиваете, ребенок отвечает. На тракторе работает (кто?) …тракторист. Щелкните еще раз. Появится еще одна картинка. Продолжите игру дальше. Все должно появится 4 картинки.
ПОСМОТРИ И УГАДАЙ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация зрительного внимания, целостного восприятия объекта, зрительной памяти ИНСТРУКЦИЯ: Рассмотри контуры. Угадай, что нарисовал художник. Люди каких профессий используют эти предметы?
ЗАГАДКИ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКОЙ: Прочитайте загадку. Подождите немного, возможно ребенок догадается о чем идет речь, и тогда не нужно будет переходить к следующим тапам. Если же и Вы не смогли разгадать загадку — нажмите мышкой в любом месте экрана, появится ответ. (ПОМНИТЕ – при повторном нажатии мышки появляется картинка-отгадка.) Спросите, какие слова и выражения непонятные ребенку. Попытайтесь объяснить их смысл своими словами. Возможно, что ребенок не скажет про возникшие трудности с пониманием ( « Мне все понятно » ). В этом случае объясните те слова и выражения, которые трудны для ребенка на ваш взгляд. Если ребенку все равно трудно, нажмите мышкой — появится ответ, нажмите еще раз — появится картинка-отгадка. Назовите, что нарисовано. Прочитайте загадку еще раз вместе с отгадкой. ПОХВАЛИТЕ РЕБЕНКА
Литературная гостиная В данном разделе размещен литературный материал по теме, загадки, пословицы, поговорки. В ОГЛАВЛЕНИЕ
ЗАГАДКИ Громко кашляет Серёжа. У него бронхит, похоже. В поликлинику звонят, А Серёже говорят: — Ты не бойся и не плачь – К тебе едет добрый … (врач) Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? (повар)
ЗАГАДКИ О МАШИНАХ Замигает синим глазом И в погоню рвётся сразу. (Полицейская машина) Полыхает дом. Кошмар! Укротит она пожар. (Пожарная машина) Словно дождь, автомобиль С тротуара смоет пыль. (Поливочная машина) Поднимает кверху кузов — Избавляется от грузов. (Самосвал)
Вспоминаем*** ЦЕЛЬ: Активизация словаря по теме, развитие памяти ХОД ИГРЫ: Вспомните вместе с ребенком и назовите литературные произведения о профессиях; загадки, пословицы и поговорки, связанные с трудом и профессиями. При нажатии кнопки мышки вы увидите некоторые подсказки
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Без топора — не плотник, без иголки — не портной. Гуляй, да дела не забывай. Не игла шьёт, а руки. За всякое дело берись умело. Терпенье даёт уменье. Шить не будешь, портным не станешь. Люби дело — мастером будешь.
РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ: Введенский В. «Песня машиниста». Кардашова А. «Наш доктор». Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом». Маяковский В. «Кем быть». Маршак С. «Почта», «Пожар». Заходер Б. «Сапожник», «Переплетчица», «Портниха». Погореловский С. «Слава хлебу на столе». Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла»
Мы надеемся, что Вы с пользой и хорошим настроением провели время со своим ребенком!
Источники информации: КНИГИ: Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: (с этих сайтов были использованы только некоторые фотографии для презентации. За содержание сайтов автор презентации ответственности не несет) miningexpo.ru ja.wikipedia.org bayun.ru kid-book-museum.livejournal.com rumama.ru