Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР «Овощи»

Логопедические занятия

— раздел с конспектами групповых, фронтальных, индивидуальных логопедических и логоритмических занятий, а также интегрированных занятий, мастер – классов по нетрадиционным методикам обучения. Уверены, что размещенные здесь материалы будут интересны и познавательны не только специалистам детских образовательных учреждений, но и родителям, проявляющим искреннюю заинтересованность в развитии своего ребенка.

Опытные специалисты делятся здесь своими знаниями, а начинающим логопедам представленные конспекты помогут правильно и увлекательно спланировать свои занятия.

Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.

Содержится в разделах:

  • Работа логопеда. Логопедия 8289

Включает в себя разделы:

  • Дифференциация и автоматизация звуков 4051

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 9447. Все разделы | Логопедические занятия

Новое

Фото

Лучшее

Консультация для воспитателей «Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ» Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией….

Технологическая карта логопедического занятия с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе Аннотация к технологической карте логопедического занятия в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Развитие речи и мышление взаимосвязаны между собой. Речь — форма общения между людьми, характеризующаяся как процесс приема, переработки и…

Конспект группового логопедического занятия для детей старшей группы. Тема: «Звук [С], [СЬ]».

Конспект группового логопедического занятия для детей старшей группы.

Тема: «Звук [С], [СЬ]».

Цель:

Учить
детей различать звуки [с] и [сь]
; закрепление правильной артикуляции и произношения
звуков [с], [сь].
Задачи:

Коррекционно-образовательные: Упражнять в дифференциации звуков

по твердости – мягкости с опорой на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения; учить определять место
звука в слове
, делать
звуковой анализ слов
, определять количество
слогов
в слове и их порядок, выкладывать схему;

Коррекционно — развивающие: развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков самостоятельности и инициативности.

Оборудование:

карточки с буквой
«С»
, карточки синего, зеленого, красного цвета, картинки с животными и предметами, мяч.

Ход работы:

1. Организационный момент:

Логопед

:

— Ребята, я рада вас видеть! Здравствуйте! Давай вспомним речевые правила которые нам помогаю контролировать свою речь. (повторяют речевые правила, голос логопеда спокойный

, разговор идет с движением руки, сверху вниз, повтор начинается со вдоха)

— Молодцы! Переходим к дыхательной гимнастики («Шарик»

,
«Подуем на снежинку»
,
«Пропевка гласных»(А, О, У, И)
.

— Хорошо, а сейчас проведем артикуляционную гимнастику («Чистим зубы»

(рот открыт и закрыт,
«Качелька»
,
«Окошко»
,
«Часики»
,
«Лошадка»
,
«Грибок»
, замечательно, у вас отлично получается. Давай поиграем в кукольный театр
(мимическая гимнастика)
.

— Очень хорошо, а сейчас проведем релаксацию (дети ложаться на ковер, учитель – логопед

читать расслабляющий стих).

2. Основная часть:

Логопед

:

— Молодцы. Проходите на стульчики. Посмотрите кто это? (логопед

показывает картинку «Слон). Правильно, слон.
(проговаривают слово выделяя звук [С])
А какой первый
звук в этом слове
? ([С], показывает картинку с буквой [С], а какой это
звук твердый или мягкий
, когда мы произносим этом
звук
, мы
«улыбаемся»
или нет? (если твердый
«не улыбаемся»
, если мягкий
«улыбаемся»
). Правильно этот
звук твердый
, каким цветом мы его будем обозначать
(твердый – синий, мягкий – зеленый)
. Молодцы! Посмотрите, а это кто? (показывает картинку
«Гусь»
, правильно. Скажите в слове гусь,
звук [С] какой
?
(мягкий и обозначается зеленым цветом)
. Вы все правильно сказали, сегодня мы с вам будем знакомится со
звуком [С] и его другом звуком [СЬ]
.

— Давайте с вами поиграем в игру «Топни – хлопни»

, я буду называть слоги, а вы когда буде слышать твердый
звук [С] будете топать
, а когда услышите мягкий
звук [СЬ] хлопните
. (
логопед
называет слоги СА – СЯ, СО – СЕ, СУ – СЮ, СЫ – СИ)

Логопед

:

— Молодцы. Посмотрите (логопед

раздает карточки с тремя квадратами, которые означают начало, середину и конец слова, мы с вами будем искать на каком месте в слове находиться
звук [С]
, [СЬ]. Я буду называть слова, а вы ставить карточки на места где слышите этот
звук
, если твердый
звук – синяя карточка
, если мягкий – зеленая
(сом, апельсин, гусь, сон, автобус, лиса)
.

Логопед

:

— Молодцы! Давайте поиграем, вставайте в круг. Игра называется «Назови слово»

. Я буду кидать мяч, а вы его ловите и называете слово на
звук [С]
, [СЬ] и кидаете его обратно
(играют)
.

Логопед

:

— Хорошо. Садитесь обратно за столы. Давайте проведем пальчиковую гимнастику «Счет транспорта»

.
(проводиться пальчиковая гимнастика)
Посмотрите что это за рыба, кто – нибудь знает? (показывает картинку – сом)

. Это сом. Сейчас мы с вами попробуем составить схему слова
«СОМ»
, напомните чем обозначаются твердые
звуки
(синяя карточка, мягкие
звуки
(зеленая карточка, гласный
звук (красная карточка)
.

(составляют схему слова, проговаривая каждый звук)

.

Упражнение на дыхание:

«Гармошка». И. п. — стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1—2 секунды. Выдох через рот. Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка

«Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

Упражнения для губ и лицевых мышц

Игровые упражнения

«Улыбка». «Радуемся встрече с другом». Растянуть губы в улыбке до предела и удерживать их в напряженном положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторить 3—4 раза. «Обезьянки-кривляки». Движения сомкнутыми губами в правую и левую сторону. (В случае затруднения помочь указательными пальцами.)

Упражнения на распластывание и укрепление боковых краев языка

«Дорожка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 5.

«Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)

«Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к нижним резцам, спинку опустить.

Примечание. В случае затруднения предложить детям покашлять, зевнуть, при этом непроизвольно поднимается мягкое небо и опускается корень языка. Заинтересовать детей можно предложением познакомиться или поздороваться с маленьким язычком.

Развитие фонематического восприятия

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба.

Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата

Произношение гласных звуков с изменением силы и высоты голоса.

«Споем колыбельную кукле»: а-а-а-а-а-а-а-а-а. «Заболели зубы»: о-о-о «Гудок парохода»: у-у-у.

3. Подведение итогов:

— Молодцы! Все правильно сделали. Скажите ребята, с какими звуками

мы с вами сегодня знакомились ([С], [СЬ], каким цветом обозначатся твердый
звук
(синий, мягкий (зеленый, гласный
(красный)
. А что мы делали сегодня
(дети перечисляю)
. Спасибо ребята за
занятие
, до свидание!

Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОСметодическая разработка по логопедии на тему

Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОС

Методические рекомендации

Пояснительная записка

Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

I. Общая памятка по составлению конспектов

  1. Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.
  2. Подчинённость всех заданий основной цели занятия.
  3. Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).
  4. Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).
  5. Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия

1. Мотивационно-целевой этап

Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

  • Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)
  • Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)
  • Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

Два подхода к постановке проблемы.

  • (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.
  • Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема — кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.

2. Ориентировочный этап

Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

— Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать — на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

4. Практический этап

Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

Вот примеры такого вида организации части занятия:

  • Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.
  • Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап

На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос — не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

— Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

— При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

— Почему, как вы думаете?

— Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

— Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

— На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

— Оцените каждый свою работу по таблице.

— Посчитайте баллы. Что увидели? Молодцы!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]