Конспект занятия по лепк в старшей группе на тему «Береза»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Страна березового ситца»

(рисование, обрывная аппликация, рельефная лепка)

Выполнила воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад №10» Зыбина Анна Викторовна 2015г. 2

Цель:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством русского поэта С. Есенина;
  • обобщить знания о березке; закрепить умения и навыки работы в различных техниках: рисование красками, обрывная аппликация, рельефная лепка;
  • закрепить умение работы с красками и кистью, развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывать любовь к Родине, природе родного края, аккуратность.

Развивающая среда:

  • тонированный лист формата А4, простой карандаш, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, бумажные салфетки, цветная бумага, клей, пластилин, доска для лепки, технологические карты «Поэтапное рисование березы красками», «Поэтапное выполнение березы в технике обрывная аппликация», «Поэтапное выполнение березы пластилином», презентация.

Предварительная работа: наблюдение за березкой во время прогулки, рассматривание иллюстраций, фото, репродукций художников с изображением березки, чтение стихотворений о березе, заучивание стихотворения А. Есенина «Белая береза», разучивание физкультминутки, хоровода, рисование березы по

памяти, дидактические игры: «Собери картинку», «Дорисуй…».

Содержание занятия.

Сегодня, мы с вами побываем в гостях у поэта. Ребята, а знаете ли вы кто такой поэт? (Человек который пишет стихи). И побываем мы в гостях у Сергея

Александровича Есенина. В старину не было электричества и люди зажигали свечи, давайте перенесемся в то время когда жил поэт и зажжем свечу.

Березонька, березушка, березка, Ну до чего ты, дева хороша! Тебя любил Есенин наш Сережка- В любви к тебе взросла его душа.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — русский поэт. В самом сердце России, под Рязанью, на берегу реки Оки, раскинулось живописное село

Константиново – родина нашего земляка-поэта. И мы гордимся, что родились и выросли на этой земле. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать приказчиком, поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей, они очень любили своего племянника и участвовали в воспитании. Читать поэт научился в 5 лет под руководством дяди, поэтому чтение стало самым любимым занятием. Стихи

собственного сочинения стал складывать рано в возрасте восьми-девяти лет. По словам его друзей эти стихи были про природу.

Весной и летом Сергей проводил целые дни на лугах на сенокосе с пастухами, пас в ночном лошадей, где творчески уединялся и фантазировал.

Поэт очень любил своих сестер Катю и Шуру, в будущем во многом заменил им мать и отца. Есенин всегда был очень привязан к своей семье, постоянно помогал ей.

Сергей Есенин — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них

«русский дух», в них «Русью пахнет». Он как бы создан специально для поэзии. Размашистые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты,

искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей.

Березонька, березушка, береза, Твой прутик-ветвь-амурная стрела… Россия – матушка красавицей гордится – Сердец владычецей ты издревле была!

Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны.

Воспитатель: Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью?

Дети: береза-символ России.

Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями.

Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в

древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать! Дерево

является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений.

Воспитатель: Сегодня дети подготовили нам стихотворение Сергея Есенина

«Белая береза». Дети: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом,

Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти

Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки

В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель: Молодцы!!! Дети скажите а вы где — нибудь встречали березу?

Дети: В лесу, во дворе детского сада, в парках и т.д.

Воспитатель: Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез

необычная кора. Чем она необычная?

Ответ детей: Белая, с черными полосками. 5

Воспитатель: Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют

берестой (показывает бересту). Береста – это защитный слой дерева, от воды,

вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки. Они

называются чечевички, через них береза дышит.

Физкультминутка.

Выросли березки в поле Хорошо расти на поле! (Потягивание-руки в стороны) Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивание-руки вверх) Вот подул веселый ветер. Закачались тут же ветки.

(Дети машут руками) Даже толстые стволы. Наклонились до земли. (Руки на поясе, приседание).

Вправо, влево, взад-вперед- Так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево) Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.

(Опускают руки через стороны).

О Русской красавице не только стихи писали, песни пели, но и писали картины

известные художники, и я предлагаю сегодня нарисовать разными приемами

березку. 6

Давайте вспомним как нарисовать березку красками:

  1. Расположить лист вертикально, наметить линию земли, белой гуашью рисуем стройный ствол.
  2. К стволу дорисовываем изящные веточки, которые свисают вниз и на стволе дорисовываем черные черточки.
  3. Теперь мы должны показать, что веточки усыпаны снегом – снег изобразим приемом примакивания кисти к бумаги, используем белый цвет, а также

нежно-голубой, розовый. На земле под березой этим же приемом изображаем снег.

Следующая техника – аппликация. Давайте вспомнить, как поэтапно выполнить березку в обрывной аппликации.

  1. Расположить лист вертикально, наметить линию земли, из белой бумаги без помощи ножниц пальчиками вырвать форму ствола.
  2. К стволу добавить изящные веточки из черной цветной бумаги, которые свисают вниз и на ствол доклеить черные черточки.
  3. Теперь мы должны показать, что веточки усыпаны снегом – берем белую бумагу, голубую, розовую отрываем маленькие кусочки и присыпаем березку. На земле под березой этим же приемом изображаем снег.

И последняя нами используемая техника – рельефная аппликация. Как же выполнить изображение березки из пластилина?

  1. Расположить лист вертикально, наметить линию земли, из белого пластилина предварительно размятого вылепить пальчиками форму морковки– это ствол.
  2. К стволу добавить изящные веточки из черногопластилина – это тоненькие колбаски, которые свисают вниз и приклеить черные черточки – шарики из

черного пластилина приложить к стволу и расплющить.

3. Теперь мы должны показать, что веточки усыпаны снегом – берем белый пластилин, нам так же необходим светло-голубой и розовый их получаем

путем смешивания белого пластилина с небольшим кусочком синего и красного, отрываем маленькие шарики прикладываем к веточкам и расплющиваем. На земле под березой этим же приемом изображаем снег. Воспитатель: Очень хорошо, мы свами вспомнили все этапы работы в разных техниках. А теперь приступим к работе, но прежде скажите, как мы будем располагать изображение на листе в нижней части, а может сдвинем на лево?

Дети: нет, мы будем изображать березку по центру листа.

Воспитатель: правильно, теперь я хочу, чтобы вы сели за столы и сделали своими руками свою березку с помощью выбранной техники, показали

какая она русская красавица.

Подведение итогов. Давай те с вами сделаем мини-выставку для наших гостей. У нас получилась настоящая берѐзовая роща, в которой хочется прогуляться,

послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворѐнной матушкой –

природой.

В завершении занятия я предлагаю вам поводить хоровод.

«Ай да берѐзка!»

Мы вокруг берѐзки встанем в хоровод, Дети берут разноцветные платочки и Радостно и звонко каждый запоѐт идут по кругу вправо, взявшись за руки.

Ай да берѐзка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.

Зеленей, зеленей ты листвой! Идут назад, опустив руки.

Яркие платочки в руки мы возьмѐм. Дети идут по кругу влево, взявшись У берѐзки стройной пляску заведѐм за руки.

Ай да берѐзка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.

Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад, опустив руки.

К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай! Стоя в кругу, машут платочками.

Ты без нас, берѐзка, в поле не скучай!»

Ай да берѐзка, белый ствол! Дети идут

в круг, поднимают руки вверх.

Зеленей, зеленей ты листвой.

Мы сегодня побывали в гостях у поэта, давайте потушим свечу и вернемся в детский сад.

Следующая >

Лепим березку

Рассмотрим пошаговый мастер-класс, как сделать осеннюю березку из пластилина.

Нам понадобятся:

  • Клей «Титан»;
  • Пластилин;
  • Доска для лепки;
  • Картон;
  • Ножницы.

Покройте примерно 2/3 картона тонким слоем белого пластилина. Это будет небо.

Обратите внимание. Чтобы пластилин хорошо ложился, предварительно разомните его в руках до мягкого состояния.

В некоторых местах добавьте штрихи разных оттенков синего, имитируя облака. Оставшуюся часть картона покройте коричневым пластилином. Это будет земля.

Вот такой получился фон:

Теперь из картона вырежьте ствол березки. Черным пластилином сделайте на нем характерные черные вкрапления. Можно скачать шаблон. Приклейте готовую конструкцию на фон.

Из черного пластилина скатывайте мелкие жгутики. Используйте их как ветки.

Из пластилина желтого цвета сделайте маленькие капельки – заготовки листвы, примерно как на фото.

Можно оформить готовый результат в рамку. Получается вот такая красота!

Как лепить осень из пластилина

Чтобы сделать из пластилина осень, понадобится сам материал, картон формата А-4, доска, стека, карандаш, ножницы, клей ПВА и линейка. На картоне необходимо начертить круг радиусом 15 сантиметров. От всей окружности понадобится только часть, из которой нужно будет склеить конус. Затем этот конус обклеивается пластилином любого цвета. После этого лепится шар для головы.

Следует заготовить пластилиновые листья для платья Осени. Для этого нужно изготовить шар, затем из него овал, который необходимо сплющить, чтобы придать форму листка. Изготовить несколько листиков и надрезать на них стекой прожилки. После этого обклеить заготовленными листиками конус (желательно начинать снизу и прикреплять листки до самого верха).

Далее, к конусу прикрепить голову, приклеить на нее корону из таких же, но меньших по размеру, листочков. Затем необходимо сделать глаза, рот, нос, две руки и также прикрепить их к конусу.

Основная часть поделки на этом этапе считается завершенной. Чтобы придать картине настроения, можно воспользоваться собственным творческим замыслом и украсить Осень разнообразными бусинками, ленточками, пуговицами, бисером и прочими мелкими деталями.

Такая поделка отлично подойдёт для презентации на конкурсе в детском саду или начальной школе.

Конспект НОД в средней группе на тему «Деревья. Лепка берёзы»

Таисья Сагалакова

Конспект НОД в средней группе на тему «Деревья. Лепка берёзы»

Конспект НОД в средней группе на тему: «Деревья. Лепка берёзы»

Программное содержание:

— Учить детей создавать выразительный образ осенней березы, творчески применяя разные техники лепки (раскатывания, прищипывания, сглаживания)

.

— Выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлением природы.

Предварительная работа:

• Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Любование березой, листопадом. Игры с осенними листочками.

• Д/и «Когда это бывает»

• д/и «С какого дерева листок» Беседа по содержанию репродукции, картин известных художников — пейзажистов

Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин разного цвета, клеенка, стека, баночка с водой, влажные салфетки.

Ход:

Кто- то стучится в дверь. Забегает зайчик (ребенок, здоровается, шепчет воспитателю на ушко, подает конверт. -Посмотрите, как необычно украшен конверт.

-Чем он украшен? (листочками)

-А кто-нибудь из вас, догадался от кого это письмо? (нет)

-Прочитаем? (Да)

«Дорогие ребята,к вам обращаются жители березового леса : в осеннем лесу случилось беда, пропали березки. Помогите вернуть их обратно. С уважением к вам жители березового леса. «

Воспитатель: — Дети, поможем зайчику! (Да)

Замечательно!

Послушайте стихотворение Трутневой про берёзу. (Читаю и показываю по музыкальное сопровождение видео изображения березы):

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

Воспитатель: — Береза – одно из самых красивых деревьев в нашей стране.

— Лес, где растет много березок, как называется?Правильно: березовый лес

— Роща,. где растет много березок, как называется? – березовая.

Ребята хотите превратиться в осенние березки? (да)

Выходите, вставайте в кружок.

Физминутка под музыку

Опадают листочки

Превращаются в листву

Их подхватывает ветер

И медленно кружит в воздухе

Листочки тихо, попадают на землю. (выполняются движения по тексту)

Воспитатель — А сейчас мы с вами поможем зайчику и создадим красивую композицию с нашими чудесными березками.

Показываю детям способ создания выразительного образа осенней березы и приемы лепки деревца:

— Ствол и веточки мы получаем путем раскатывания белого пластилина для готовности «колбаски»

— более толстую белую «колбаску»

(ствол,облепляем мелким черным пластилином — штрихами, имитируя черные обводы березовой коры,

— присоединяем к ним белые же веточки;

— из небольших кружочков и овалов путем прищипывания получаем красивые листочки, присоединяем к веточкам березы

— березку ставим на зеленую полянку.

— дополнительные работы по композиции: персонажи около березы (на поляне грибочки, лесные животные и т. д.)

-можно организовать коллективную березовую поляну (можно из подгрупп- по желанию детей)

Показываю несколько способов и предлагаю приступить к работе. Дети выбирают материалы, способ выполнения и создают свои композиции с березками.

Во время работы дети или получают информацию про березку по видео фильму «Березы России»

, или сами рассказывают свою интересную историю про березу.

• Береза лекарственное дерево. Она дает людям настой из молодых березовых листьев, дегтярное масло, почки для лечения болезней.

• С березовым веником люди ходят в баню.

• Из березовой коры плетут туески и короба

• В апреле собирают березовый сок. Раньше народ его так и называл — березозол.

• Дровами отапливали избы.

• В старину люди писали палочками на бересте. Некоторые письмена и рисунки сохранились до наших дней.

Вот сколько добра приносит береза людям.

Зайчик лепит с детьми березку, поблагодарив детей,убегает в лес.

Рефлексия.

— Доволен ли убежал зайчик?

— Чем помогли зайчику?

— Зачем зайчику береза?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]