Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.


Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.

Автономная некоммерческая образовательная организация дошкольного образования Центр развития ребёнка «Малыш»

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

Автор-составитель: Варзина М.Ю.

Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье, радость быть самим собой. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Вовсе исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра, по утверждению психолога Г.С. Теплова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым — задача взрослых.

Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, красочно оформлены, интересны и привлекательны, такие игры вызывают желание у детей играть, петь, слушать музыку, танцевать. Музыкально-дидактические игры, развивающие восприятие музыки, с помощью классических и народных музыкальных произведений вызывают интерес ребенка к музыке, формируют эмоционально-положительное отношение к ней. Развитое слуховое восприятие положительно влияет на формирование предпосылок к занятиям различными видами музыкальной деятельности, именно поэтому необходима помощь музыкально-дидактических игр.

Музыкально-дидактические игры стимулируют певческую активность и способствуют развитию звукового взаимодействия между взрослым и ребенком. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание ребенка, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.

Организуя музыкально-дидактические игры нужно предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем они сознательнее, отзывчивее, добросовестнее относятся к поручениям. Предлагаем вам некоторые музыкально-дидактические игры на развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития музыкального слуха.

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА.

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Элькони: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель-удовольствие от игры — «Хочу.» Вторая цель — выполнять правила игры — «Надо». Третья цель — творческое выполнение игровой задачи — «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ИГРЫ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В ТРЕХ АСПЕКТАХ.

Первый аспект —

физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно — сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект —

психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект —

педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желания, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют фантазию ребенка, его творческие проявления и сопровождают его в каждой игре.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.

Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.

Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г.Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие тембрового и динамического слуха
  • Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
  • Развитие творческой активности
  • Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.)
  • Обогащение новыми впечатлениями.

Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальном и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях.

В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально – ритмических движений, а так же в области восприятия музыки. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие способности.

Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня — одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над развитием детского песенного творчества использую несколько типов упражнений-игр:

  • Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков»)
  • Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные лесенки»)
  • Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?»)
  • Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)
  • Петь свои имена;
  • Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)
  • Подражать ритмическому звучанию инструментов;
  • Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»)
  • Сочинение мелодии контрастного характера.

В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также музыкальности в целом.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ.

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО — ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.

На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятия, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей использую в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать», «Три медвежонка», «Мы скакали».

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаю с игровыми моментами. («Ах ты, Ваня-Ванечка»). Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.

Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать», «Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально — ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В каждой возрастной группе нашего ДОУ имеются музыкальные уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами детских писем и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с детьми. Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ, на любой вопрос, касающийся музыкального воспитания детей в семье.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

  1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
  2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ри, «Лесные гости» и т.д.
  3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.
  4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.
  5. Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко — тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на три вида:

  1. Спокойное музицирование. (настольные)
  2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий(подвижные).
  3. Игры, построенные по типу хороводных.
  4. В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 — 3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука, и средств музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно-печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелегра озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложи карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по 3 разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально — дадактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.

В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.

Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано — под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, барабана, дудочки и т. д.

Музыкально-дидактическим материалом игр является:

  • песни, инструментальные произведения;
  • набор музыкальных инструментов;
  • наборы музыкальных игрушек.

Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.

Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Приложение №1

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1.«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Программное содержание:

Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры:

Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

– Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Программное содержание:

По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

Игровые правила:

Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.

Игровые действия:

Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.

Игровая цель:

Угадать первым.

2.«В ЛЕСУ»

Программное содержание:

Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Ход игры:

Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.

-Как по лесу у нас У него соседи- А на ветке птичка,

Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!

Программное содержание:

(Для средней группы) Развивать ритмическую память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие.

Игровые правила:

Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,

Игровые действия:

Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.

Игровая цель:

Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.

3.«ВЕРТУШКА»

Программное содержание:

Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры

: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по – вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.

Программное содержание:

Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.

Игровые правила:

Отвечать индивидуально, а петь хором.

Игровые действия:

Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.

Игровая цель:

Вспомнить как можно больше песен.

4.«ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ»

Программное содержание:

Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

Ход игры:

Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки.

В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.

Программное содержание:

Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов:

квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением.

Игровые правила:

Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.

Игровые действия:

Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.

Игровая цель:

Первым выложить рисунок мелодии.

5.«ДО, РЕ, МИ»

Программное содержание:

Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.

Ход игры:

Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.

Программное содержание:

Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность.

Игровые правила:

Отвечать индивидуально, а петь хором.

Игровые действия:

Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой.

Игровая цель:

Вспомнить как можно больше песен.

6.«ЗАЙЦЫ»

Программное содержание:

Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры:

Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Программное содержание:

Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.

Игровые правила:

Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия:

Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

Игровая цель:

Первым показать, что делают зайцы.

7.«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?»

Программное содержание:

Развивать у детей представление о регистрах (высоком, среднем, низком).

Ход игры:

Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание, какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

Программное содержание:

Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.

Игровые правила:

Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

Игровые действия:

Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

Игровая цель:

Угадать первым.

8.«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»

Программное содержание:

Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки

Ход игры:

Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.

Игровые правила:

Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия:

Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровая цель:

Угадать первым.

9.«ЛЕСЕНКА»

Программное содержание:

Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки

Ход игры:

Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:

-До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,

соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду.

(на трезвучии).

Ход игры:

Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.

Игровые правила:

Внимательно слушать, не мешать другим.

Игровые действия:

Показ рукой.

Игровая цель:

Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

10.«МОРЕ»

Программное содержание:

Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы. Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо, громко , не слишком громко , очень громко и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.

Ход игры:

Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно: то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

Игровые правила:

Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия:

Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровая цель:

Угадать первым.

6

Как составить картотеку музыкальных игр для старшей группы

При составлении картотеки игр педагог руководствуется тематикой отдельных отрезков учебно-воспитательного процесса, а также исходит из актуальных задач для воспитанников конкретной группы. При этом воспитатель стремится включить в картотеку игры разных видов.

В старшей группе акцент делается на:

  • развитии творческих способностей, поэтому активно используются творческие музыкальные игры;
  • совершенствовании физического развития, поэтому включаются подвижные;
  • патриотическом воспитании, поэтому в контексте воспитания уважения к традициям своего народа дети приобщаются к хороводным играм.

На своём опыте убедилась, что картотеку музыкальных игр удобно систематизировать под общую тематику образовательного процесса. Например, под темы «Осень», «Зима. Новый год», «Праздник мам» и т. д.

Таблица: картотека музыкальных игр на тему «Зима» для старшей группы (фрагмент)

АвторВасилишин Н. А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.
Название (вид)ЦелиХод игры
«Снежинки, летайте» (подвижная)
  • Тренировать умение ориентироваться в пространстве, бегать не сталкиваясь;
  • развивать ритмичность движений.
Дети произвольно танцуют под музыку Л. Олиферовой. По условному сигналу строятся в пары/шеренгу/хоровод.
«Метелица» (подвижная)Развивать музыкально-коммуникативные навыки, скорость реакции и память.Под песню З. Роот «Зимушка-Зима» дети по указанию водящего (сказочного персонажа) повторяют за ним зимнюю фигуру:
  • Метелица — дети движутся по кругу, взмахивая руками.
  • Снеговик — дети изображают снеговиков, подняв вверх округлые руки.
  • Ёлочки — дети изображают ёлочку, стоя прямо, руки внизу и чуть в стороны (как платьице).
  • Снежинки-балеринки — дети становятся тройками, соединяют поднятые правые руки в центр.
  • Льдинки-холодинки — дети становятся четвёрками, повернувшись спинами в круг, руки вытянув вперёд.
«Музыкальные загадки Деда Мороза» (дидактическая)
  • Запомнить звучание разных музыкальных инструментов;
  • отвечать, дождавшись своей очереди.
«Дед Мороз» (игрушка или педагог) играет на музыкальном инструменте (треугольнике, металлофоне, бубенчиках, бубне) за ширмой. Дети угадывают, что за инструмент звучит, получая за правильный ответ фишку. Побеждает тот, у кого фишек больше.
«Украсим ёлочку снежинками» (творческая)Учить передавать настроение, созданное музыкой, в рисунке.Дети рисуют снежинки под музыку Вивальди «Зима». Придумывают названия своим произведениям, вырезают их и вешают на ёлочку в группе.
«Зима и дети» (хороводная)
  • Приобщать к наследию народного творчества;
  • тренировать реакцию и способность к имитации;
  • воспитывать чувство товарищества.
Дошкольники под музыку (Вивальди, Чайковский или зимние детские песенки, например, «Как бы не было зимы…» из мультфильма «Зима в Простоквашино») становятся в хоровод, в центре круга — водящий в роли Зимы.
  • Дети, не размыкая рук, идут по кругу: — Раз, два, три, четыре, пять, Давай, зима, скорей играть. Зима, зима, где ты была? (Дети сужают круг) Зима, зима с чем ты пришла? (Дети расширяют круг).
  • Зима: —В мешке стужу несла. (Зима и дети двигаются по кругу, «несут» тяжёлый мешок) На землю холод трясла, (Стоят и потряхивают кистями рук) Руки, ноги познобила, («Греют руки», потирая их, постукивая ногой о ногу)
  • Дети: — Уж ты, Зимушка-Зима, Я прошу тебя: не морозь меня! (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Зима «морозит» детей: пятнает тех, кто не успел спрятаться (присесть).

Музыкальные игры в детском саду могут быть элементом утренников

Таблица: картотека музыкально-дидактических игр в старшей группе (фрагмент)

Автор — Андреева Н.
НазваниеЦелиХод игры
«Весёлый почтальон»Формирование умения придумывать простейшие мелодии на рифмованные строчки в разных ритмах.Во время проведения игры выбирается почтальон. Он должен на стихотворные строчки придумать мелодию и спеть песенку. После этого отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел. Музыкальный руководитель говорит, что письмо необычное, музыкальное. В конверте находится карточка, разрезанная на части. Ребёнок, которому отдали письмо, складывает её на фланелеграфе. Дети по сюжету карточки вспоминают, какому музыкальному материалу она предназначается. После этого исполняют знакомый музыкальный материал (песню, танец или музыкальную игру) или знакомятся с новым музыкальным материалом.
«Маленький композитор»Развитие умения выкладывать карточками разный ритмический рисунок, пропевая его звуками разными по высоте и длительности.Музыкальный руководитель знакомит детей с разными по размеру карточками: большими и маленькими. Большая карточка обозначает долгий звук, маленькая — короткий. Затем выкладывает на фланелеграфе эти карточки, (например, цветы) ритмическим рисунком. После этого предлагает пропеть долгими и короткими звуками ритмический рисунок, используя слово «цветок». Когда дети хорошо усвоят длительности звуков, музыкальный руководитель усложняет им задание, предложив спеть ещё высокими и низкими звуками. При этом располагает карточки цветов высоко и низко. В игре могут использоваться любые карточки: листья, рыбки, птички, ягоды, грибы, зверята и т. д.
«Сколько нас поёт»Закрепление с детьми музыкальных терминов, используемых в исполнительской музыкальной деятельности.Музыкальный руководитель показывает детям кубик, на сторонах которого карточки с изображениями певцов с разным количественным составом. Затем вместе с детьми педагог повторяет музыкальные термины: «солист», «дуэт», «хор», «ансамбль», «трио». После предлагает ребятам спеть знакомую песню, но перед этим прокатить кубик и уточнить, каким певческим коллективом будет исполняться песня.
Цит. по: https://vscolu.ru/muzykalnye-zanyatiya/muzykalno-didakticheskie-igry-dlya-detej-starshej-gruppy.html

Таблица: картотека музыкальных подвижных игр в старшей группе (фрагмент)

Автор — Сапунова Т. А., музыкальный руководитель МБДОУ КВ Д/с № 8 «Радуга», г. о. Дзержинский, Московская обл.
НазваниеЦелиХод игры
«Учитесь танцевать»Развивать чувство ритмаИгра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей — маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких», — говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.
«Глашенька учит танцевать»Педагог: «Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте». Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.
«На лугу»
  • Учить детей реагировать на характер музыкального произведения;
  • передавать движениями музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки.
На полу разложены трафареты полевых цветов и различных трав. Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребёнок должен закончить движение и «опуститься на цветок».
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2018/01/18/kartoteka-muzykalno-didakticheskih-igr-dlya-0

Таблица: картотека музыкальных хороводных игр в старшей группе (фрагмент)

Автор — Жужма М. А., воспитатель ГБДОУ Д/с №41 Пушкинского района СПб, Ленинградская обл.
НазваниеХод игры
«Бабушка Маланья»Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая её выразительными движениями.
  • У Маланьи, у старушки (Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки) Жили в маленькой избушке Семь дочерей, Семь сыновей, Все без бровей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте) С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой… Ничего не ели, Целый день сидели, На неё (на него) глядели, Делали вот так… (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок, повторяют за ведущим любое смешное движение).
«Берёзка»Дети становятся в круг и поют:
  • Берёзка белена, Маковка зелена, Летом мохнатенькая, Зимой сучковатенькая. Где она стоит, Там и шумит. (Девочка «берёзка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой) Берёзка зелёненькая, Весной весёленькая, Среди поля стоит, Листочками шумит, Гремит, гудит, Золотым венчиком звенит. («Берёзка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками). А осенью корни у берёзки усыхают, Листочки опадают! («Берёзка» обходит хоровод и каждому на плечо кладёт его платок).
«Пчёлы»Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на 2 группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
  • Пчёлки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите? Аль вас дождичком сечёт, Аль вас солнышком печёт? Летите за горы высокие, За леса зелёные, На кругленький лужок, На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

Цит. по: https://infourok.ru/kartoteka-horovodnih-igr-starshaya-gruppa-1690874.html

Это интересно. Эти игры сопровождаются народными напевами, имеющими вариации в исполнении в зависимости от региона. Подробнее о них можно узнать из нашей статьи — Хороводные игры в детском саду.

Хороводные игры часто проводят во время праздников и развлечений в ДОУ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]