Конспект занятия по ФЭМП -Путешествие в страну математики (средняя группа)


Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Открытый просмотр по ФЭМП — эффективная форма организации педагогического процесса в детском саду. Будучи одной из разновидностей математического занятия, эта образовательная деятельность также решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знакомство с новыми геометрическими фигурами (прямоугольник), развитие ориентировки в пространстве, расширение временных понятий. При этом открытое математическое занятие обычно затрагивает сразу несколько указанных задач.

Развивающие задачи открытого занятия связаны с развитием интеллектуальной сферы дошкольника — процессов мышления, внимания, усидчивости, становления правильной речи. При этом работа организуется таким образом, чтобы ребёнок выступал в роли деятеля, занимал активную позицию, максимально раскрывал свои способности.

Каждое открытое математическое занятие обязательно несёт в себе и воспитательное значение. Педагог должен подбирать тему, которая будет способствовать развитию в дошкольнике положительных нравственных качеств, например, любви к своему родному краю, стремлению бережно относиться к растениям и животным и т. д.

Продумывая содержание и структуру открытого математического занятия в средней группе, воспитателю следует ориентироваться на следующие важные аспекты.

  1. Содержательный. Открытый просмотр должен стать для коллег источником инновационного опыта, касаться актуальных проблем современной методики дошкольного образования, а также детской психологии. Новаторский подход может выражаться в самом содержании наглядного или раздаточного материала либо в каком-либо интересном методическом приёме, использовании ИКТ, необычной организации пространства и пр. Ведь показ традиционной математической деятельности не будет способствовать профессиональному росту присутствующих специалистов.
  2. Социальный. В процессе открытого занятия воспитатель создаёт для дошкольников ситуацию успеха. Для этого активно используется похвала, поощрения, предоставление ребёнку права на ошибку. Педагог демонстрирует сильные стороны детей, раскрывая их мыслительные и творческие способности.
  3. Прагматический. Открытые просмотры по ФЭМП являются для воспитанников средней группы дополнительным стимулом к познавательной деятельности. Им нравится игровая деятельность (которая всегда сопровождает такие мероприятия) и внимание со стороны взрослых.

На открытом занятии с детьми пятого года жизни необходимы:

  • чёткая организация и планирование каждого этапа образовательной деятельности (в отличие, например, от математического развлечения, где сценарий допускает импровизацию);
  • обязательное интригующее начало занятия, которое станет для детей мотивирующим моментом;
  • связность и логичность сюжета (обычно выбирается путешествие, помощь сказочному герою, достижение общей полезной цели);
  • индивидуальный подход к детям (психическое и соматическое развитие детей разное, например, у кого-то ещё есть проблемы с речью);
  • оригинальные наглядные пособия, которые приглашённые педагоги смогут изготовить и использовать в своей практике;
  • располагающий дружелюбный тон педагога, соответствующие мимика и жесты.

Чтобы открытое мероприятие прошло успешно, были реализованы все задуманные цели, раскрыта тема, воспитателю необходимо подготовить подробный конспект (который он согласовывает с методистом ДОУ). Там прописывается каждое действие педагога: вступительное слово, задания, вопросы, комментарии к ним по ходу занятия, ожидаемые ответы детей и пр.

Что касается организационных моментов, то открытое математическое занятие в средней группе проводится без «репетиции», имеет обычную для этого возраста продолжительность (20 минут). Хотя дети пятого года жизни — это уже не малыши, которые могут заплакать, увидев посторонних взрослых людей, всё же следует психологически подготовить ребят к мероприятию, а также заранее сообщить о нём родителям.

Гостям открытого просмотра всегда предоставляются рабочие места за спинами дошкольников (чтобы они не отвлекали детей от познавательной деятельности).

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на присутствующих взрослых, предлагает поздороваться с ними — тогда малыши не будут рассматривать их в ходе мероприятия.

Иногда на открытые просмотры приглашаются и родители — это полезно для укрепления семейных отношений и формирует у мам и пап реальное представление об уровне знаний и умений детей. В средней группе это можно практиковать, но с осторожностью, ведь всегда находятся такие дети, которые во время занятия могут встать и пойти к своей маме. Работу с остальными малышами в таком случае следует продолжать как обычно.

Методика проведения открытого занятия по математике в средней группе (структура и формы работы)

Открытый просмотр, будучи разновидностью образовательной деятельности, имеет определённую структуру.

  1. Организация и мотивационное начало занятия, которое стимулирует дошкольников к познавательной деятельности (2–3 минуты).
  2. Основной этап. Выполнение заданий, закрепляющих те или иные математические понятия ,поскольку в ходе открытого показа обычно не даётся объяснение нового материала.
  3. Заключительный этап. Подведение итогов (2–3 минуты): воспитатель просит дошкольников поделиться впечатлениями от мероприятия, рассказать о том, что больше всего понравилось, а что вызвало трудности.

В процессе открытого занятия педагог должен чередовать разные формы детской деятельности. Это оживит ход занятия и позволит раскрыть способности каждого ребёнка. Наиболее целесообразным будет комбинирование групповых и подгрупповых видов.

  • Коллективная деятельность: фронтальный опрос;
  • дидактические игры;
  • физкультминутки;
  • пальчиковые игры;
  • подвижные игры математического содержания.
  • Индивидуальная работа с раздаточным материалом или поочерёдное выполнение заданий у доски.
  • Задания, выполняемые в парах (например, составить сериационный ряд из нескольких предметов).
  • Индивидуальная работа — важная часть открытого математического занятия

    Проект «Путешествие в Страну занимательной математики» в средней группе

    Ольга Мухлыгина

    Проект «Путешествие в Страну занимательной математики» в средней группе

    Актуальность.

    Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.

    Современному обществу сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. В связи с этим, и родителей, и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе и социализации в обществе.

    И, конечно же, обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

    Известно, что ребенок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего, и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме. Все хочется увеличить, разделить, пересчитать, измерить. Кругозор ребенка формируется сначала на основе того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось увидеть у взрослых, а так же того, с чем удалось соприкоснуться самому, проэксперементировать.Затем горизонты расширяются: ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают; сам строит догадки, фантазирует.

    Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти и дальнейшего усвоения информационного содержания образования. Поэтому очень важно правильно подходить к организации процесса обучения дошкольников. Игра для детей этого возраста является ведущим видом деятельности. Значит, и процесс обучения в детском саду должен носить игровой характер, иначе строгие занятия станут малышу скучными, и он не захочет больше к ним возвращаться. Игровой материал должен быть разнообразен, часто меняться и дополняться новым содержанием.

    Недопущение скуки на занятиях, вовлечение всех детей в игровой познавательный процесс, способность сделать его поистине увлекательным – вот главная задача воспитателя в решении проблемы раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста. Ведь именно это способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей ребенка, логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

    Контингент участников – воспитатель и воспитанники средней группы МБДОУ Детский сад № 44 «Пчелка»

    .

    Цели и задачи проекта.

    Цели проекта:

    — повышение у детей средней группы интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развития творческих способностей, навыков и умений;

    — формирование и развитие у дошкольников простейшей логической структуры мышления и математических представлений.

    Задачи:

    — развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

    — развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;

    — закрепить названия геометрических фигур, их некоторые свойства;

    — развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

    — научить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;

    — научить соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

    Содержание проекта, его основные этапы и механизмы реализации.

    Реализация проекта предполагает совместную организованную игровую деятельность, игры в предметно-развивающей среде, экспериментирование с мерами величины с целью освоения программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

    Этапы реализации проекта:

    1 этап — аналитический.

    Задачи этапа: анализ ситуации;определение основных его целей: формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

    2 этап — организационный.

    Задачи этапа: составление плана работы воспитателя с детьми по формированию представлений о геометрических фигурах через проведение исследовательской деятельности.

    3 этап — практическая деятельность.

    Задачи этапа: формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста, через проведение исследовательской деятельности.

    4 этап — итоговый.

    Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности воспитателя.

    Формы работы по реализации проекта:

    — дидактические упражнения и игры;

    — аппликация;

    — подвижные игры, направленные на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

    1. Познавательная игра «Угощение для медвежат»

    Цель. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей средней группы.

    Ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно детям раздаются игрушки медведи, карточки со знаками символами свойств;блоки Дьенеша: тарелочки разного цвета.

    В гости пришли два медвежонка; они сладкоежки очень любят печенье разной формы и разного цвета.Воспитатель: А вот у меня есть круги и квадраты разного цвета и мне легко превратить их в печенье для медвежат, а девочки и мальчики мне в этом помогут. Девочки возьмут печенье круглой формы, а мальчики квадратной. Предлагается найти сходство и отличие, пользуясь наглядными методами.

    2. Игра-загадка «Чудесный мешочек»

    Цель. Развитие памяти, воображения, восприятия формы предмета.

    В мешочке находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы,2 счетные палочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета)

    . Ребенок ощупывает предмет, называя его. Остальные дети проверяют правильность задания.

    Воспитатель поощряет тех детей, которые выделяют и называют несколько признаков,например: тонкий, круглый, указывают цвет предмета. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей.

    3. Игра-путешествие «Найди свой домик»

    Цель. Развитие представлений детей о геометрических фигурах.

    Детям раздают различные геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

    «В этом домике живут все круги, — говорит воспитатель, — в этом- все квадраты, а этом — все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»

    : побегать по
    группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
    4. Аппликация «Животные»

    из геометрических фигур.

    Цель:закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

    Проверяется способность детей классифицировать и комбинировать геометрические фигуры, соотносить формы предметов и животных с геометрическими фигурами.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20 мин.

    Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10 мин.

    Дети средней группыспособны достаточно легко усвоить названия форм предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Особенно важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец (эталон, при сравнении с которым можно определить форму предмета.

    Лучше всего это получается,используя различные находящиеся под рукой предметы: блюдце, пуговицу, мяч (круглые)

    ; флажок, морковь
    (треугольные)
    ; платок, карточка лото, строительный
    материал (квадратные)
    ; яйцо, огурец
    (овальные)
    . Исследуя эти предметы, ребенок учиться соотносить геометрические фигуры с окружающим его миром.

    Ожидаемые и полученные результаты.

    Ожидаемые результаты проекта:

    — Повышение уровня знаний о геометрических фигурах, их элементов (вершины, углы, стороны)

    и некоторых их свойств.

    — умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

    — умение составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

    Полученные результаты:

    В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная ранее, была достигнута.

    Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.

    Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.

    Реализация развития логического мышления зависит от особенностей и характера развивающей среды в группе и дома, в которой находится ребёнок, от организации воспитателем процесса познания математических отношений и зависимостей.

    Список используемых источников и литературы

    1.https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput72.htm

    2.https://forum.schoolpress.ru/article/57/656

    3.https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/6171-proekt-volshebnaya-strana-matematika.html

    4.studopedia.ru

    5.https://raguda.ru/ds/programmy-po-matematicheskomu-razvitiju-detej.html

    6. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. — М.: Владос, 2013.

    7. Жукова Р. А. Математика. Средняя группа. Разработки занятий.- Волгоград: Корифей, 2007.

    8. Колесникова У. В. Математика для детей 4-5 лет. — М. ТЦ Сфера, 2013.

    9. Минкевич Л. В. Математика в детском саду. Средняя группа. — М.: Скрипторий 2003, 2013.

    10. Куваева Н. Л., Микляева Ю. В. Конспекты занятий по математике. Комплексные и интегрированные занятия в ДОУ. — М.: Айрис Пресс, 2008.

    11. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для детей 3-7 лет. — М.:Мозаика–Синтез, 2013.

    12. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений (4-5лет)

    .
    Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]