Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ
Открытый просмотр по ФЭМП — эффективная форма организации педагогического процесса в детском саду. Будучи одной из разновидностей математического занятия, эта образовательная деятельность также решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знакомство с новыми геометрическими фигурами (прямоугольник), развитие ориентировки в пространстве, расширение временных понятий. При этом открытое математическое занятие обычно затрагивает сразу несколько указанных задач.
Развивающие задачи открытого занятия связаны с развитием интеллектуальной сферы дошкольника — процессов мышления, внимания, усидчивости, становления правильной речи. При этом работа организуется таким образом, чтобы ребёнок выступал в роли деятеля, занимал активную позицию, максимально раскрывал свои способности.
Каждое открытое математическое занятие обязательно несёт в себе и воспитательное значение. Педагог должен подбирать тему, которая будет способствовать развитию в дошкольнике положительных нравственных качеств, например, любви к своему родному краю, стремлению бережно относиться к растениям и животным и т. д.
Продумывая содержание и структуру открытого математического занятия в средней группе, воспитателю следует ориентироваться на следующие важные аспекты.
- Содержательный. Открытый просмотр должен стать для коллег источником инновационного опыта, касаться актуальных проблем современной методики дошкольного образования, а также детской психологии. Новаторский подход может выражаться в самом содержании наглядного или раздаточного материала либо в каком-либо интересном методическом приёме, использовании ИКТ, необычной организации пространства и пр. Ведь показ традиционной математической деятельности не будет способствовать профессиональному росту присутствующих специалистов.
- Социальный. В процессе открытого занятия воспитатель создаёт для дошкольников ситуацию успеха. Для этого активно используется похвала, поощрения, предоставление ребёнку права на ошибку. Педагог демонстрирует сильные стороны детей, раскрывая их мыслительные и творческие способности.
- Прагматический. Открытые просмотры по ФЭМП являются для воспитанников средней группы дополнительным стимулом к познавательной деятельности. Им нравится игровая деятельность (которая всегда сопровождает такие мероприятия) и внимание со стороны взрослых.
На открытом занятии с детьми пятого года жизни необходимы:
- чёткая организация и планирование каждого этапа образовательной деятельности (в отличие, например, от математического развлечения, где сценарий допускает импровизацию);
- обязательное интригующее начало занятия, которое станет для детей мотивирующим моментом;
- связность и логичность сюжета (обычно выбирается путешествие, помощь сказочному герою, достижение общей полезной цели);
- индивидуальный подход к детям (психическое и соматическое развитие детей разное, например, у кого-то ещё есть проблемы с речью);
- оригинальные наглядные пособия, которые приглашённые педагоги смогут изготовить и использовать в своей практике;
- располагающий дружелюбный тон педагога, соответствующие мимика и жесты.
Чтобы открытое мероприятие прошло успешно, были реализованы все задуманные цели, раскрыта тема, воспитателю необходимо подготовить подробный конспект (который он согласовывает с методистом ДОУ). Там прописывается каждое действие педагога: вступительное слово, задания, вопросы, комментарии к ним по ходу занятия, ожидаемые ответы детей и пр.
Что касается организационных моментов, то открытое математическое занятие в средней группе проводится без «репетиции», имеет обычную для этого возраста продолжительность (20 минут). Хотя дети пятого года жизни — это уже не малыши, которые могут заплакать, увидев посторонних взрослых людей, всё же следует психологически подготовить ребят к мероприятию, а также заранее сообщить о нём родителям.
Гостям открытого просмотра всегда предоставляются рабочие места за спинами дошкольников (чтобы они не отвлекали детей от познавательной деятельности).
В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на присутствующих взрослых, предлагает поздороваться с ними — тогда малыши не будут рассматривать их в ходе мероприятия.
Иногда на открытые просмотры приглашаются и родители — это полезно для укрепления семейных отношений и формирует у мам и пап реальное представление об уровне знаний и умений детей. В средней группе это можно практиковать, но с осторожностью, ведь всегда находятся такие дети, которые во время занятия могут встать и пойти к своей маме. Работу с остальными малышами в таком случае следует продолжать как обычно.
Методика проведения открытого занятия по математике в средней группе (структура и формы работы)
Открытый просмотр, будучи разновидностью образовательной деятельности, имеет определённую структуру.
- Организация и мотивационное начало занятия, которое стимулирует дошкольников к познавательной деятельности (2–3 минуты).
- Основной этап. Выполнение заданий, закрепляющих те или иные математические понятия ,поскольку в ходе открытого показа обычно не даётся объяснение нового материала.
- Заключительный этап. Подведение итогов (2–3 минуты): воспитатель просит дошкольников поделиться впечатлениями от мероприятия, рассказать о том, что больше всего понравилось, а что вызвало трудности.
В процессе открытого занятия педагог должен чередовать разные формы детской деятельности. Это оживит ход занятия и позволит раскрыть способности каждого ребёнка. Наиболее целесообразным будет комбинирование групповых и подгрупповых видов.
- Коллективная деятельность: фронтальный опрос;
- дидактические игры;
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- подвижные игры математического содержания.
Индивидуальная работа — важная часть открытого математического занятия
Проект «Путешествие в Страну занимательной математики» в средней группе
Ольга Мухлыгина
Проект «Путешествие в Страну занимательной математики» в средней группе
Актуальность.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.
Современному обществу сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. В связи с этим, и родителей, и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе и социализации в обществе.
И, конечно же, обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Известно, что ребенок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего, и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме. Все хочется увеличить, разделить, пересчитать, измерить. Кругозор ребенка формируется сначала на основе того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось увидеть у взрослых, а так же того, с чем удалось соприкоснуться самому, проэксперементировать.Затем горизонты расширяются: ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают; сам строит догадки, фантазирует.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти и дальнейшего усвоения информационного содержания образования. Поэтому очень важно правильно подходить к организации процесса обучения дошкольников. Игра для детей этого возраста является ведущим видом деятельности. Значит, и процесс обучения в детском саду должен носить игровой характер, иначе строгие занятия станут малышу скучными, и он не захочет больше к ним возвращаться. Игровой материал должен быть разнообразен, часто меняться и дополняться новым содержанием.
Недопущение скуки на занятиях, вовлечение всех детей в игровой познавательный процесс, способность сделать его поистине увлекательным – вот главная задача воспитателя в решении проблемы раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста. Ведь именно это способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей ребенка, логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Контингент участников – воспитатель и воспитанники средней группы МБДОУ Детский сад № 44 «Пчелка»
.
Цели и задачи проекта.
Цели проекта:
— повышение у детей средней группы интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развития творческих способностей, навыков и умений;
— формирование и развитие у дошкольников простейшей логической структуры мышления и математических представлений.
Задачи:
— развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
— развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
— закрепить названия геометрических фигур, их некоторые свойства;
— развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
— научить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;
— научить соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.
Содержание проекта, его основные этапы и механизмы реализации.
Реализация проекта предполагает совместную организованную игровую деятельность, игры в предметно-развивающей среде, экспериментирование с мерами величины с целью освоения программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап — аналитический.
Задачи этапа: анализ ситуации;определение основных его целей: формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
2 этап — организационный.
Задачи этапа: составление плана работы воспитателя с детьми по формированию представлений о геометрических фигурах через проведение исследовательской деятельности.
3 этап — практическая деятельность.
Задачи этапа: формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста, через проведение исследовательской деятельности.
4 этап — итоговый.
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности воспитателя.
Формы работы по реализации проекта:
— дидактические упражнения и игры;
— аппликация;
— подвижные игры, направленные на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.
1. Познавательная игра «Угощение для медвежат»
Цель. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей средней группы.
Ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно детям раздаются игрушки медведи, карточки со знаками символами свойств;блоки Дьенеша: тарелочки разного цвета.
В гости пришли два медвежонка; они сладкоежки очень любят печенье разной формы и разного цвета.Воспитатель: А вот у меня есть круги и квадраты разного цвета и мне легко превратить их в печенье для медвежат, а девочки и мальчики мне в этом помогут. Девочки возьмут печенье круглой формы, а мальчики квадратной. Предлагается найти сходство и отличие, пользуясь наглядными методами.
2. Игра-загадка «Чудесный мешочек»
Цель. Развитие памяти, воображения, восприятия формы предмета.
В мешочке находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы,2 счетные палочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета)
. Ребенок ощупывает предмет, называя его. Остальные дети проверяют правильность задания.
Воспитатель поощряет тех детей, которые выделяют и называют несколько признаков,например: тонкий, круглый, указывают цвет предмета. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей.
3. Игра-путешествие «Найди свой домик»
Цель. Развитие представлений детей о геометрических фигурах.
Детям раздают различные геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.
«В этом домике живут все круги, — говорит воспитатель, — в этом- все квадраты, а этом — все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»
: побегать по
группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
4. Аппликация «Животные»
из геометрических фигур.
Цель:закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Проверяется способность детей классифицировать и комбинировать геометрические фигуры, соотносить формы предметов и животных с геометрическими фигурами.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20 мин.
Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10 мин.
Дети средней группыспособны достаточно легко усвоить названия форм предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Особенно важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец (эталон, при сравнении с которым можно определить форму предмета.
Лучше всего это получается,используя различные находящиеся под рукой предметы: блюдце, пуговицу, мяч (круглые)
; флажок, морковь
(треугольные)
; платок, карточка лото, строительный
материал (квадратные)
; яйцо, огурец
(овальные)
. Исследуя эти предметы, ребенок учиться соотносить геометрические фигуры с окружающим его миром.
Ожидаемые и полученные результаты.
Ожидаемые результаты проекта:
— Повышение уровня знаний о геометрических фигурах, их элементов (вершины, углы, стороны)
и некоторых их свойств.
— умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
— умение составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Полученные результаты:
В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная ранее, была достигнута.
Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.
Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.
Реализация развития логического мышления зависит от особенностей и характера развивающей среды в группе и дома, в которой находится ребёнок, от организации воспитателем процесса познания математических отношений и зависимостей.
Список используемых источников и литературы
1.https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput72.htm
2.https://forum.schoolpress.ru/article/57/656
3.https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/6171-proekt-volshebnaya-strana-matematika.html
4.studopedia.ru
5.https://raguda.ru/ds/programmy-po-matematicheskomu-razvitiju-detej.html
6. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. — М.: Владос, 2013.
7. Жукова Р. А. Математика. Средняя группа. Разработки занятий.- Волгоград: Корифей, 2007.
8. Колесникова У. В. Математика для детей 4-5 лет. — М. ТЦ Сфера, 2013.
9. Минкевич Л. В. Математика в детском саду. Средняя группа. — М.: Скрипторий 2003, 2013.
10. Куваева Н. Л., Микляева Ю. В. Конспекты занятий по математике. Комплексные и интегрированные занятия в ДОУ. — М.: Айрис Пресс, 2008.
11. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для детей 3-7 лет. — М.:Мозаика–Синтез, 2013.
12. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений (4-5лет)
.
Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.