Педагогический проект на тему: «Математика – это интересно»


Педагогический проект на тему: «Математика – это интересно»

  • 12 февраля 2018

Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»

Пояснительная записка к проекту «Математика – это интересно!»

Актуальность проекта

Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению «проблем с математикой«. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Математика – это интересно!» по овладению детьми среднего дошкольного возраста — умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

Цели проекта:

  1. Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.
  2. Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  3. Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
  4. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления

Задачи проекта:

  • развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
  • развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
  • развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
  • вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
  • способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей),
  • развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия,
  • способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости,
  • формирование базисных математических представлений и речевых умений.

Ожидаемый результат:

  • Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
  • Дети успешно решают логические задачи.
  • Проявляют интерес к экспериментированию. Способны наметить последовательные шаги развития ситуации, следуют цели, выбирают средства.
  • Активно включаются в игры на классификацию и сериацию; предлагают варианты; участвуют в преобразовательной деятельности.

Используемые методы:

  • Игры
  • Просмотр мультфильмов
  • Беседы, викторины
  • Использование художественной литературы
  • Консультации для родителей
  • Создание в группе математического уголка
  • Демонстрация наглядных пособий
  • Презентации
  • Аппликация
  • Рисование на манке

Паспорт педагогического проекта

Структура Содержание
Тема «Математика – это интересно!»
Адресация проекта Дети, воспитатели и родители воспитанников
Руководитель проекта Грушина Л.С. — воспитатель подготовительной группы

Лазаренко Н.С. — воспитатель подготовительной группы

Участники проекта Воспитатели, дети, родители
Возраст воспитанников 6-7 лет
Особенности проекта По характеру создаваемого продукта:

Познавательный, игровой, творческий

По количеству участников: групповой;

По продолжительности:краткосрочный (1 неделя);

По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта — Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.

— Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

— Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

— Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления.

Задачи проекта — Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

— Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

— Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

— Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

— Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

— Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

— Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.

— Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

— Формирование базисных математических представлений и речевых умений.

Ресурсы проекта Необходимое обеспечение:

— методические материалы.

-художественная литература: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

— электронные ресурсы (материалы сети интернет).

Предполагаемые продукты проекта Ожидаемые положительные результаты проекта:

Продукты деятельности педагога:

— Картотека математических загадок; графические диктанты по клеточкам; лабиринты; «Занимательная математика» (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки); Математические задачки в стихах

— Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве», «Игры со счетными палочками», «Дидактические игры по математике»

— Конспект беседы «Как люди научились считать»

— Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе»

— Викторина «Угадай-ка»

— Дидактические игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики», «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы»

— Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»

— Создание в группе математического уголка

Продукты деятельности детей:

-Аппликация

-Рисование

Продукты деятельности родителей:

— Просмотр мультфильмов дома с детьми «Снова в стране геометрии», «История о силе цифр», «Учимся считать от 1 до 20 с ежиком Жекой», «Математические величины» (обучающий мультфильм)

— Помощь родителей в создании дидактических игр в математический уголок группы.

Этапы работы над проектом.

Этапы работы Содержание работы Предполагаемый результат
Первый этап: Подготовительный

Цель: способствовать развитию интереса к деятельности

Второй этап: Основной

Цель: способствовать накоплению опыта и необходимой информации

Третий этап

Творческий

Цель: способствовать развитию, творчества, фантазии, необходимых практических навыков в художественно-творческой деятельности детей

Вводная беседа с детьми «Как люди научились считать»

Чтение художественной литературы: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах

Дидактически игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики».

Просмотр мультфильмов «Остров ошибок», «Укротитель цифр».

Математические игры.

Викторина «Угадай-ка»

Консультации для родителей «Математика-это интересно!».

Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе».

Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»

Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы», «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве»

Игры со счетными палочками

Вечер занимательной математики

Создание в группе математического уголка

Аппликация «Животные из геометрических фигур»

Рисование геометрических фигур на манке

Конспект беседы

Книжная выставка

Дидактические игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики»

Альбом «Дидактические игры по математике»

Конспект викторины

Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе»

Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»

Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы»

Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве»

Альбом «Игры со счетными палочками»

Картотека «Занимательная математика»

(пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки); «Математические задачки в стихах»

Создание в группе математического уголка

Проект по ФЭМП в старшей группе «В стране геометрических фигур»

Проект по ФЭМП в старшей группе «В стране геометрических фигур»

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.

В. Произволов

Актуальность

Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.

Программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами, и лишь небольшая часть времени отводится на поверхностное знакомство с объемными геометрическими формами.

Особую актуальность данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе.

Следовательно, становится актуальным изучение и закрепление геометрических тел, как одного из важнейших показателей развития пространственного мышления и воображения ребенка

Проблема

: Анализ проведенных бесед, наблюдений за детьми в свободной конструктивной деятельности, выявил проблему — поверхностный уровень знаний объемных геометрических форм.

Участники проекта:

дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Вид проекта:

информационно-творческий.

Срок проведения:

краткосрочный (июль).

Цель проекта:

1. Формировать знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах;

2. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы;

3. Развивать умение различать модели близких по форме фигур;

4. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую;

5.

Воспитывать любознательность, интерес к фольклору.

Задачи проекта:

  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических формах (шар, квадрат);
  • Познакомить детей с понятиями «четырехугольник», «овал»;
  • Развитие у детей конструктивных способностей, умения преобразовывать один математический объект в другой, развитие аналитической деятельности, умение классифицировать;
  • Развивать интерес к аппликации; формировать навыки рассказывания, используя альбом своими руками « В мире геометрических фигур»;
  • Развивать коммуникативные навыки.

Формы и методы реализации проекта:

Тематические занятия, презентации, б

еседы, ситуации, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения , ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Содержание проекта:

— Организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.

— Вместе с детьми изготовить альбом «В мире геометрических фигур». — Привлечь детей к участию в конкурсе стихов о геометрических фигурах.

Ожидаемые результаты.

Дети успешно:

  • Освоят объемные геометрические формы;
  • Научатся сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие;
  • Научатся устанавливать взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами;
  • Обогатят словарь математическими терминами;
  • Научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности)

Родители:

Смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.

Реализация проекта:

Этап Действие, мероприятие Участники, ответственные Сроки
1
этап: подготовительный
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Воспитатель 1 неделя
Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме Воспитатель
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций Воспитатель
Организация познавательной, развивающей, предметной среды Воспитатель
Консультация родителям Поиграйте с детьмидидактические игры: «Найди предметы геометрической формы», (предложите детям в помещении найти предметы геометрической формы).

« На что похоже» (покажите детям геометрические фигуры , и предложите подумать, затем назвать на что похож. Например: круг- на блюдце, на воздушный шар и т. д.)

Воспитатель
2
этап (основной, формирующий, практический)
Беседа с детьми «Геометрические фигуры вокруг нас», « О предметах мебели» Воспитатель 2 неделя
Изготовление дидактических игр по теме Воспитатель

Родители

Работа над стихотворениями : Кожевникова А.Ю. «Учим формы предметов», « Геометрические фигуры», « Формы предметов: Треугольник, Квадрат, Круг, Овал, Конус, Куб, Цилиндр, Шар». Воспитатель

Дети

Чтение Словацкой народной сказки « У солнышка в гостях», « Сказка о геометрических фигурах», беседа по их содержанию. Воспитатель

Дети

Конспект занятия«Играем с Чебурашкой и крокодилом Геной». Воспитатель

Дети

Создание папки передвижки по теме: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами» Воспитатель
Создание книжки «Загадки и рассказы о геометрических фигурах» Родители
Развивающие игры « Найди сходство и отличие», « Форма и количество», «Цвет и форма» (при интерактивного стола) Воспитатель Дети
3 неделя
Подвижная игра « В этом домике 6 этажей» Воспитатель

Дети

Творческое занятие:

Выставка детских рисунков « Сказочная страна», « Автобус».

Воспитатель

Дети

Игра « Закрой окошки».(при помощи интерактивного стола) Воспитатель Дети
Выставка детских поделок из цветной бумаги. Воспитатель

Дети

Создание альбома «Мир вокруг геометрических фигур». Воспитатель

Дети

4 неделя
Занятие на песочном столе «Нарисуй геометрическую фигуру из песка». Воспитатель

Дети

Дидактическая игра «Сложи фигуру».(С использованием интерактивного стола) Воспитатель

Дети

Подвижная игра « Сделай фигуру ». Воспитатель

Дети

Игры со шнуровками Воспитатель

Дети

Игра «Найди домик фигурке» Воспитатель

Дети

Конструирование моста из кубиков. Воспитатель

Дети

Создание коллекции «Предметы разной формы» (пуговицы, значки и т.д.) Воспитатель дети
Дидактическая игра «Собери бусы» Воспитатель

Дети

Конструирование: «Построим гараж» Воспитатель

Дети

3
этап: контрольно-диагностический, заключительный
Диагностика полученных знаний Воспитатель 5 неделя
Выставка детских поделок из цветной бумаги.

Выставка детских рисунков «Сказочные домики», «Автобус».

Воспитатель

Родители

Дети

Конкурс стихов о геометрических фигурах. Воспитатель

Дети

Заключение

Проект развил у детей интерес, стремление узнавать новое, любознательность, творческие способности, память, внимание. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, находить их в окружающей обстановке.

Литература:

1. В кругу друзей математики «Вместе дело спорится» рабочая тетрадь Т.Е. Ерофеева., 2013.

2. Игры, викторины, конкурсы Н.В. Федина пособие для педагогов.,2013.

3. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик. Н.В.,2012. Федина.

4.Методические рекомендации. Н.О. Березина, О.Е Венецкая, Н.В. Федина.,2011

5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. С.Н.Гамова, Е.Н. Герасимова, Н.В. Федина.,2015.

6. Совместная деятельность взрослых и детей основные формы,О.В. Акулова ,А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик, Н.В. Федина.,2013.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]